Сценарий классного часа "Беседа о доброте, отзывчивости и скромности"
классный час (4 класс) по теме

Дергалева Галина Николаевна

Сценарий классного часа "Беседа о доброте, отзывчивости и скромности" для 4 класса (45 минут)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_o_dobrote_otzyvchivosti_i_skromnosti.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа на тему: 

«Беседа о доброте, отзывчивости, скромности»

Форма классного часа: беседа с элементами  викторины

Цели:

  1. Формирование у детей понятия «культура поведения»
  2. Обучение детей культурному поведению
  3. Привитие интереса школьников к культурному поведению

 Оборудование: материал для проведения конкурсов.

Структура классного часа:

  1. Вступительное слово
  2. Сообщение темы и цели занятия
  3. Беседа на тему добра, отзывчивости и скромности
  4. Проведение конкурсов 1 тура, под названием «Культура поведения» и оценка конкурса
  5. Проведение 2 тура под названием «Писатели об отношении друг к другу» и оценка конкурса
  6. Проведение 3 тура под названием «АБВГДейка» и оценка конкурса
  7. Проведение 4 тура под названием «Давайте говорить друг другу комплементы» и подведение итогов тура
  8. Заключительный тур «Вежливая дуэль»
  9. Несколько слов о нехитрых правилах культурного поведения под ярким названием «Прописные истины»
  10.  Заключительная часть

Ход занятия

1. Вступительное слово

Добрый день, ребята! Мы с вами живём в обществе, и нас окружают люди как хорошие, так и плохие, как вежливые, так и некультурные. A как вы видите себя со стороны и можете описать с этой точки зрения? (Ответы детей.) Правда же приятно быть культурным и воспитанным? (Ответы детей.)

2. Сообщение темы и цели занятия

Сегодня я хочу вам немного напомнить о культуре поведения, но только в необычной форме - в форме игры. Для начала мы с вами побеседуем о том, что же такое доброта, отзывчивость и скромность. Ребята, что вы понимаете под этими определениями? (Ответы детей.) Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делятся последним куском хлеба. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту; делятся кровом с оставшимися без жилья. Вот это настоящая доброта. 

Наверное, скромность — это умение не хвалить себя самого, а незаметно проявлять свои знания и качества. Скромность — это помочь другу в трудную минуту и такт, с которым ты можешь сделать это. Ценится не показное, а искреннее внимание, бескорыстная помощь, оказанная вовремя. Скромный человек не будет хвалиться этим, он просто порадуется, что сумел помочь, не требуя взамен благодарности. 

Отзывчивость как качество личности – способность бескорыстно откликнуться на чужие нужды, активно и действенно помочь.

Все эти понятия неразрывно связаны друг с другом и представляют собой положительные качества личности человека. Давайте же с вами поговорим о них подробнее.

3. Беседа на тему добра, отзывчивости и скромности

Прежде чем мы с вами будем говорить о доброте, скромности и отзывчивости, давайте сначала прочтем стихотворение Ю. Друниной «Стираются лица и даты…»:

«Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…»

О чём это стихотворение? (Ответы детей.) Что в вашем понимании означает слово «добро»? (Ответы детей.)

Доброта – это качество души человека, без которого его назвать и человеком нельзя. Жизнь, в которой нас окружают добрые и открытые люди – это счастье. Доброта это взаимопомощь, уважение, сочувствие и сострадание. У доброты много сторон и оттенков, и все положительные поступки можно назвать этим  словом.

Сейчас я вам буду зачитывать начало предложений, a вы попробуйте закончить их волшебными словами:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).

Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)

И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания).

Все эти слова вежливые, a человек, который их употребляет,  становится вежливым, добрым и отзывчивым. Эти понятия очень близки друг другу и знакомы каждому из нас. Залогом развития этих качеств в нас с вами является доброе сердце и умение улыбаться окружающим. Ученые утверждают, что 80% нашего успеха в жизни зависит от этого умения. Улыбайтесь друг другу, творите добрые дела, ведите себя прилично и помогайте друг другу, и тогда мир вокруг вас станет и добрее и ярче.

4. Проведение конкурсов 1 тура под названием «Культура поведения» и оценка конкурса

Для того, чтобы проверить, как хорошо вам знакомы вежливые и добрые слова, мы с вами  поиграем. Я прошу вас разделиться на команды по рядам. Напоминаю вам правила игры. Я задаю вопросы, вы даёте правильные ответы. Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов.

Слышали ли вы пословицу:  «Ничто не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Запомните, как бы вы ни относились к человеку, ничто не освобождает вас от обязанности быть вежливым по отношению к нему.

Вежливый человек никогда не забудет:

  • первым произнести доброе слово «здравствуйте»
  • просьбу сопроводить словами «пожалуйста», «будьте любезны»
  • за внимание и оказанную услугу поблагодарить и ответить тем же;
  • извиниться, если сам случайно побеспокоит или причинит кому-нибудь неудобство.

 Вежливому, культурному человеку свойственна тактичность. Такт – это чувство меры. Быть тактичным – значит уметь чувствовать настроение другого человека, учитывать особенности его характера, считаться со свойствами его натуры и в зависимости от индивидуальности каждого находить подходящую форму общения с ним.

Я надеюсь, что напомнила вам о вежливости. Начнём 1 тур нашего соревнования. Напоминаю, что каждый удачный ответ оценивается в 5 баллов.

  • Выберите слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора.
  1. Доброе утро
  2. Здорово
  3. Привет
  4. Здравствуйте
  5. Хеллоу

Какие слова, по-вашему, чаще всего употребляются? (Варианты ответа – 1,4)

  • Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы позвать подругу или друга к телефону:
  1. Позовите Машу
  2. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу
  3. Здравствуйте, позовите Машу
  4. Здравствуйте, извините, Маша дома?

(Вариант ответа – 4)

  • В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?
  1. Тот, кому 8 лет
  2. Тот, кому 11 лет
  3. Тот, кто вежливее
  4. Уступать дорогу не обязательно

(Вариант ответа – 3)

  • Вы едете в автобусе и хотите пройти к выходу. Какие слова вы должны произнести?
  1. Простите меня, я выхожу!
  2. Разрешите пройти.
  3. Извините, можно пройти?

(Вариант ответа – 3.)

  • Как вы начнете фразу при обращении к незнакомому человеку?
  1. Простите, пожалуйста…
  2. Эй, мужик…
  3. Я хочу узнать…
  4. Будьте добры, скажите…

(Варианты ответа – 1, 4)

  • Поздоровавшись с учителем один раз, надо ли здороваться с ним ещё раз при встрече?
  1. Да.
  2. Нет.
  3. Можно, но не обязательно.
  4. Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.

(Вариант ответа – 4.)

  • Вы опаздываете. Как вы спросите у прохожего время?
  1. Скажите, сколько сейчас часов?
  2. Вы не подскажите, который час?
  3. Скажите, пожалуйста, который час?
  4. Сколько времени?

(Вариант ответа – 3.)

Сейчас я прошу членов жюри оценить первый тур.

5. Проведение 2 тура под названием «Писатели об отношении друг к другу»

 А теперь 2 тур, он называется «Писатели об отношении друг к другу».

  • Внимательно послушайте отрывок из стихотворения и скажите, кто автор этих строк?

В коридоре, в классе ли –

Всюду парты красили,

Тёрли краску, тёрли мел.

Труд делили поровну

Мальчики и девочки:

Шкаф тащили в сторону

Девочки, девочки:

А два парня – крепыша

Стул тащили не спеша.

  1. С. Маршак.
  2. С. Михалков.
  3. Э. Успенский.
  4. А. Барто.

(Вариант ответа – 4.)

  • Во времена правления кого формировалось в  русском обществе то, что мы называем теперь словом «этикет»?
  1. Пётр I
  2. Иван Грозный.
  3. Павел I.
  4. Екатерина II

(Вариант ответа – 1.)

А теперь жюри подводит итоги тура.

6. Проведение 3 тура под названием «АБВГДейка»

 Подошло время 3 тура, который называется «АБВГДейка».  Напоминаю правила игры. Из предложенных букв вы должны как можно скорее составить одно или несколько слов, использовав все буквы. Каждая буква используется только один раз. Задание оценивается в 5 баллов. (Раздаются конверты с буквами). Жюри оценивает выполнение конкурса командами.

7. Проведение 4 тура под название «Давайте говорить друг другу комплементы»

   4 тур наших соревнований – «Давайте говорить друг другу комплементы»

  • Объясните нам: в чём суть комплимента…
  1. В преувеличении достоинств человека, в стимулировании роста его положительных качеств.
  2. В том, чтобы в похвале выразить своё искреннее чувство.
  3. В выражении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована.

(Вариант ответа – 3)

  • Комплименты -  вещь тонкая, их нужно использовать аккуратно. Говорить комплименты лучше всего…
  1. При непосредственном общении.
  2. Через другого человека.
  3. По телефону.
  4. В письменном виде.

(Вариант ответа – 1.)

  • Как отличить хороший комплимент от подхалимства?
  1. Хороший комплимент насыщен эпитетами, его характеризует преувеличение достоинств.
  2. В комплименте не обязательно использовать превосходную степень, достаточно искренности и теплоты.
  3. Если комплимент суров и строг, вы застрахованы от лести.

(Вариант ответа – 2.)

  • Молодой человек сделал комплимент девушке. Как она должна поступить?
  1. Спокойно возразить («Вы мне льстите»). Пусть юноша не считает, что его приняли всерьёз.
  2. Поблагодарить.
  3. Поблагодарить и крепко пожать молодому человеку руку.
  4. Ни в коем случае не благодарить: ведь благодарность – это невольное признание того, что комплимент в ваш адрес – преувеличение.

(Вариант ответа -2.)

Сейчас подведём итоги 4 тура.

8. Заключительный тур «Вежливая дуэль»

 И наконец, заключительный тур – «Вежливая дуэль».

Вы должны вспомнить пословицы, которые относятся к теме нашего разговора. Есть пословицы о вежливости, о грубости, о злопамятстве, о почтении к старшим, о дружбе и  любви в семье. Итак, начнем! (Начинает проговаривать пословицу тот, у  кого меньше баллов. Выигрывает в состязании тот, кто последним назовёт пословицу.)

Я хочу напомнить вам несколько важных правил нравственного поведения.

Прописные истины

  • У каждого есть свои слабости и недостатки. Не раздражайтесь, замечая мелкие недостатки окружающих.
  • Умейте хранить чужие тайны.
  • Бережно относитесь к слабым и будьте готовы всегда прийти на помощь.
  • «Слово – серебро, а молчание – золото».
  • Если вы разочаровались в человеке, которого ценили, держите себя  с достоинством, не стремитесь отомстить.
  • Старайтесь не опаздывать.
  • Научитесь слушать – это ценная черта, которая, к сожалению, не часто встречается.
  • Всегда с уважением относитесь к взрослым, уважайте старость.
  • Умейте ценить и беречь дружбу.
  • Во время разговора невежливо часто смотреть на часы, это создаёт неприятное впечатление.
  • Не хвастайтесь тем, что разбираетесь в чем-то лучше собеседника.
  • Не злоупотребляйте гостеприимством хозяев, надо уметь уходить вовремя.

Запомните эти нехитрые правила и старайтесь следовать им. Вскоре заметите, что люди стали вас больше уважать, ценить и прислушиваться к вашему мнению.

9. Заключительная часть

 Мы подошли к финальной черте нашего классного часа. Я считаю, что игроки достойно проявили себя в состязаниях. Позвольте поблагодарить вас за активное участие в беседе. По итогам всех конкурсов выиграла команда -  (оглашение результатов по всем конкурсам и объявление команды – победителя).

Список используемой литературы

  1. Арова, Э. В. Будьте добры : молодой семье о культуре чувств и поведения / Э. В. Арова. - 2-е изд. - Мн. : Полымя, 2005. - 160 с. 
  2. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. - М. : Республика, 2003. - 383 с. - (Библиотека этической мысли). 
  3. Бойко, В. В. Доброта в нас и вокруг нас / В. В. Бойко. - М. : Знание, 1988. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике). 
  4. Разумное, доброе, вечное / ред.-сост. Т. Г. Тетенькина ; худ. Л. И. Богатова. - Калининград : Янтарный сказ, 2007. - 176 с. : ил. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа «Поговорим о доброте». 1 класс

Сценарий классного часа «Поговорим о доброте».        1 класс Цели: 1. Дать понятия добра и зла, добрых и злых поступков. ...

Сценарий классного часа "Доброта" 2 класс

Классный час "Доброта" - это урок общения, который помогает детям осознать понятие доброта, учит доброжелательности и внимательному отношению к людям....

Сценарий классного часа «Доброта-вещь удивительная"

Цель.Развивать нравственно-этические нормы поведения учащихся...

Классный час о доброте и отзывчивости «Улыбнись миру и мир улыбнется тебе»

Классный час о доброте и отзывчивости«Улыбнись миру и мир улыбнется тебе»...

Классный час "О дружбе, отзывчивости, доброте".

·        Углубить представления детей о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг;·        Содействовать форми...

классный час "О доброте и скромности"

классный час предназначен для учащихся 2 класса...

Сценарий классного часа "Праздник доброты"

laquo;Путешествие в страну доброты и вежливости».  Цели и задачи:Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых ...