Сценарий классного часа "Беседа о доброте, отзывчивости и скромности"
классный час (4 класс) по теме
Сценарий классного часа "Беседа о доброте, отзывчивости и скромности" для 4 класса (45 минут)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_o_dobrote_otzyvchivosti_i_skromnosti.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа на тему:
«Беседа о доброте, отзывчивости, скромности»
Форма классного часа: беседа с элементами викторины
Цели:
- Формирование у детей понятия «культура поведения»
- Обучение детей культурному поведению
- Привитие интереса школьников к культурному поведению
Оборудование: материал для проведения конкурсов.
Структура классного часа:
- Вступительное слово
- Сообщение темы и цели занятия
- Беседа на тему добра, отзывчивости и скромности
- Проведение конкурсов 1 тура, под названием «Культура поведения» и оценка конкурса
- Проведение 2 тура под названием «Писатели об отношении друг к другу» и оценка конкурса
- Проведение 3 тура под названием «АБВГДейка» и оценка конкурса
- Проведение 4 тура под названием «Давайте говорить друг другу комплементы» и подведение итогов тура
- Заключительный тур «Вежливая дуэль»
- Несколько слов о нехитрых правилах культурного поведения под ярким названием «Прописные истины»
- Заключительная часть
Ход занятия
1. Вступительное слово
Добрый день, ребята! Мы с вами живём в обществе, и нас окружают люди как хорошие, так и плохие, как вежливые, так и некультурные. A как вы видите себя со стороны и можете описать с этой точки зрения? (Ответы детей.) Правда же приятно быть культурным и воспитанным? (Ответы детей.)
2. Сообщение темы и цели занятия
Сегодня я хочу вам немного напомнить о культуре поведения, но только в необычной форме - в форме игры. Для начала мы с вами побеседуем о том, что же такое доброта, отзывчивость и скромность. Ребята, что вы понимаете под этими определениями? (Ответы детей.) Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делятся последним куском хлеба. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту; делятся кровом с оставшимися без жилья. Вот это настоящая доброта.
Наверное, скромность — это умение не хвалить себя самого, а незаметно проявлять свои знания и качества. Скромность — это помочь другу в трудную минуту и такт, с которым ты можешь сделать это. Ценится не показное, а искреннее внимание, бескорыстная помощь, оказанная вовремя. Скромный человек не будет хвалиться этим, он просто порадуется, что сумел помочь, не требуя взамен благодарности.
Отзывчивость как качество личности – способность бескорыстно откликнуться на чужие нужды, активно и действенно помочь.
Все эти понятия неразрывно связаны друг с другом и представляют собой положительные качества личности человека. Давайте же с вами поговорим о них подробнее.
3. Беседа на тему добра, отзывчивости и скромности
Прежде чем мы с вами будем говорить о доброте, скромности и отзывчивости, давайте сначала прочтем стихотворение Ю. Друниной «Стираются лица и даты…»:
«Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…»
О чём это стихотворение? (Ответы детей.) Что в вашем понимании означает слово «добро»? (Ответы детей.)
Доброта – это качество души человека, без которого его назвать и человеком нельзя. Жизнь, в которой нас окружают добрые и открытые люди – это счастье. Доброта это взаимопомощь, уважение, сочувствие и сострадание. У доброты много сторон и оттенков, и все положительные поступки можно назвать этим словом.
Сейчас я вам буду зачитывать начало предложений, a вы попробуйте закончить их волшебными словами:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).
Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания).
Все эти слова вежливые, a человек, который их употребляет, становится вежливым, добрым и отзывчивым. Эти понятия очень близки друг другу и знакомы каждому из нас. Залогом развития этих качеств в нас с вами является доброе сердце и умение улыбаться окружающим. Ученые утверждают, что 80% нашего успеха в жизни зависит от этого умения. Улыбайтесь друг другу, творите добрые дела, ведите себя прилично и помогайте друг другу, и тогда мир вокруг вас станет и добрее и ярче.
4. Проведение конкурсов 1 тура под названием «Культура поведения» и оценка конкурса
Для того, чтобы проверить, как хорошо вам знакомы вежливые и добрые слова, мы с вами поиграем. Я прошу вас разделиться на команды по рядам. Напоминаю вам правила игры. Я задаю вопросы, вы даёте правильные ответы. Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов.
Слышали ли вы пословицу: «Ничто не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Запомните, как бы вы ни относились к человеку, ничто не освобождает вас от обязанности быть вежливым по отношению к нему.
Вежливый человек никогда не забудет:
- первым произнести доброе слово «здравствуйте»
- просьбу сопроводить словами «пожалуйста», «будьте любезны»
- за внимание и оказанную услугу поблагодарить и ответить тем же;
- извиниться, если сам случайно побеспокоит или причинит кому-нибудь неудобство.
Вежливому, культурному человеку свойственна тактичность. Такт – это чувство меры. Быть тактичным – значит уметь чувствовать настроение другого человека, учитывать особенности его характера, считаться со свойствами его натуры и в зависимости от индивидуальности каждого находить подходящую форму общения с ним.
Я надеюсь, что напомнила вам о вежливости. Начнём 1 тур нашего соревнования. Напоминаю, что каждый удачный ответ оценивается в 5 баллов.
- Выберите слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора.
- Доброе утро
- Здорово
- Привет
- Здравствуйте
- Хеллоу
Какие слова, по-вашему, чаще всего употребляются? (Варианты ответа – 1,4)
- Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы позвать подругу или друга к телефону:
- Позовите Машу
- Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу
- Здравствуйте, позовите Машу
- Здравствуйте, извините, Маша дома?
(Вариант ответа – 4)
- В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?
- Тот, кому 8 лет
- Тот, кому 11 лет
- Тот, кто вежливее
- Уступать дорогу не обязательно
(Вариант ответа – 3)
- Вы едете в автобусе и хотите пройти к выходу. Какие слова вы должны произнести?
- Простите меня, я выхожу!
- Разрешите пройти.
- Извините, можно пройти?
(Вариант ответа – 3.)
- Как вы начнете фразу при обращении к незнакомому человеку?
- Простите, пожалуйста…
- Эй, мужик…
- Я хочу узнать…
- Будьте добры, скажите…
(Варианты ответа – 1, 4)
- Поздоровавшись с учителем один раз, надо ли здороваться с ним ещё раз при встрече?
- Да.
- Нет.
- Можно, но не обязательно.
- Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.
(Вариант ответа – 4.)
- Вы опаздываете. Как вы спросите у прохожего время?
- Скажите, сколько сейчас часов?
- Вы не подскажите, который час?
- Скажите, пожалуйста, который час?
- Сколько времени?
(Вариант ответа – 3.)
Сейчас я прошу членов жюри оценить первый тур.
5. Проведение 2 тура под названием «Писатели об отношении друг к другу»
А теперь 2 тур, он называется «Писатели об отношении друг к другу».
- Внимательно послушайте отрывок из стихотворения и скажите, кто автор этих строк?
В коридоре, в классе ли –
Всюду парты красили,
Тёрли краску, тёрли мел.
Труд делили поровну
Мальчики и девочки:
Шкаф тащили в сторону
Девочки, девочки:
А два парня – крепыша
Стул тащили не спеша.
- С. Маршак.
- С. Михалков.
- Э. Успенский.
- А. Барто.
(Вариант ответа – 4.)
- Во времена правления кого формировалось в русском обществе то, что мы называем теперь словом «этикет»?
- Пётр I
- Иван Грозный.
- Павел I.
- Екатерина II
(Вариант ответа – 1.)
А теперь жюри подводит итоги тура.
6. Проведение 3 тура под названием «АБВГДейка»
Подошло время 3 тура, который называется «АБВГДейка». Напоминаю правила игры. Из предложенных букв вы должны как можно скорее составить одно или несколько слов, использовав все буквы. Каждая буква используется только один раз. Задание оценивается в 5 баллов. (Раздаются конверты с буквами). Жюри оценивает выполнение конкурса командами.
7. Проведение 4 тура под название «Давайте говорить друг другу комплементы»
4 тур наших соревнований – «Давайте говорить друг другу комплементы»
- Объясните нам: в чём суть комплимента…
- В преувеличении достоинств человека, в стимулировании роста его положительных качеств.
- В том, чтобы в похвале выразить своё искреннее чувство.
- В выражении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована.
(Вариант ответа – 3)
- Комплименты - вещь тонкая, их нужно использовать аккуратно. Говорить комплименты лучше всего…
- При непосредственном общении.
- Через другого человека.
- По телефону.
- В письменном виде.
(Вариант ответа – 1.)
- Как отличить хороший комплимент от подхалимства?
- Хороший комплимент насыщен эпитетами, его характеризует преувеличение достоинств.
- В комплименте не обязательно использовать превосходную степень, достаточно искренности и теплоты.
- Если комплимент суров и строг, вы застрахованы от лести.
(Вариант ответа – 2.)
- Молодой человек сделал комплимент девушке. Как она должна поступить?
- Спокойно возразить («Вы мне льстите»). Пусть юноша не считает, что его приняли всерьёз.
- Поблагодарить.
- Поблагодарить и крепко пожать молодому человеку руку.
- Ни в коем случае не благодарить: ведь благодарность – это невольное признание того, что комплимент в ваш адрес – преувеличение.
(Вариант ответа -2.)
Сейчас подведём итоги 4 тура.
8. Заключительный тур «Вежливая дуэль»
И наконец, заключительный тур – «Вежливая дуэль».
Вы должны вспомнить пословицы, которые относятся к теме нашего разговора. Есть пословицы о вежливости, о грубости, о злопамятстве, о почтении к старшим, о дружбе и любви в семье. Итак, начнем! (Начинает проговаривать пословицу тот, у кого меньше баллов. Выигрывает в состязании тот, кто последним назовёт пословицу.)
Я хочу напомнить вам несколько важных правил нравственного поведения.
Прописные истины
- У каждого есть свои слабости и недостатки. Не раздражайтесь, замечая мелкие недостатки окружающих.
- Умейте хранить чужие тайны.
- Бережно относитесь к слабым и будьте готовы всегда прийти на помощь.
- «Слово – серебро, а молчание – золото».
- Если вы разочаровались в человеке, которого ценили, держите себя с достоинством, не стремитесь отомстить.
- Старайтесь не опаздывать.
- Научитесь слушать – это ценная черта, которая, к сожалению, не часто встречается.
- Всегда с уважением относитесь к взрослым, уважайте старость.
- Умейте ценить и беречь дружбу.
- Во время разговора невежливо часто смотреть на часы, это создаёт неприятное впечатление.
- Не хвастайтесь тем, что разбираетесь в чем-то лучше собеседника.
- Не злоупотребляйте гостеприимством хозяев, надо уметь уходить вовремя.
Запомните эти нехитрые правила и старайтесь следовать им. Вскоре заметите, что люди стали вас больше уважать, ценить и прислушиваться к вашему мнению.
9. Заключительная часть
Мы подошли к финальной черте нашего классного часа. Я считаю, что игроки достойно проявили себя в состязаниях. Позвольте поблагодарить вас за активное участие в беседе. По итогам всех конкурсов выиграла команда - (оглашение результатов по всем конкурсам и объявление команды – победителя).
Список используемой литературы
- Арова, Э. В. Будьте добры : молодой семье о культуре чувств и поведения / Э. В. Арова. - 2-е изд. - Мн. : Полымя, 2005. - 160 с.
- Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. - М. : Республика, 2003. - 383 с. - (Библиотека этической мысли).
- Бойко, В. В. Доброта в нас и вокруг нас / В. В. Бойко. - М. : Знание, 1988. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике).
- Разумное, доброе, вечное / ред.-сост. Т. Г. Тетенькина ; худ. Л. И. Богатова. - Калининград : Янтарный сказ, 2007. - 176 с. : ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа «Поговорим о доброте». 1 класс
Сценарий классного часа «Поговорим о доброте». 1 класс Цели: 1. Дать понятия добра и зла, добрых и злых поступков. ...
Сценарий классного часа "Доброта" 2 класс
Классный час "Доброта" - это урок общения, который помогает детям осознать понятие доброта, учит доброжелательности и внимательному отношению к людям....
Сценарий классного часа «Доброта-вещь удивительная"
Цель.Развивать нравственно-этические нормы поведения учащихся...
Классный час о доброте и отзывчивости «Улыбнись миру и мир улыбнется тебе»
Классный час о доброте и отзывчивости«Улыбнись миру и мир улыбнется тебе»...
Классный час "О дружбе, отзывчивости, доброте".
· Углубить представления детей о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг;· Содействовать форми...
классный час "О доброте и скромности"
классный час предназначен для учащихся 2 класса...
Сценарий классного часа "Праздник доброты"
laquo;Путешествие в страну доброты и вежливости». Цели и задачи:Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых ...