кружки
методическая разработка (1 класс) по теме
Занятие с детьми во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knigolyub.docx | 31.6 КБ |
teatralnyy.docx | 36.03 КБ |
zanimat_matem.docx | 41.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка « Книголюб» 1 класс составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Закона Российской федерации «Об образовании» 2013г
- Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)
Актуальность
Книга- это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга- это путь к познанию вещей и явлений. Книга- это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости….Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало,необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.
Цель
Пробудить и сформировать у первоклассников интерес к детским книгам,желание их читать,развивать способность думать над книгой, развивать стремление самостоятельно сосредоточить своё внимание на книге, чтобы проникнуть в её содержание. Учить различать различные жанры художественной литературы и фольклора, формирование потребности и мотива чтения; овладение начальными умениями и навыками чтения детей семи лет; овладение логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам; овладение актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет . Научить свободно ориентироваться в книгах, формировать у ребёнка индивидуальный опыт самостоятельного чтения.
Кружок « Юный книголюб» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач: овладение умением понимать прочитанное, затрагивает проблемы духовно- нравственного воспитания учащихся, учит различать добро и зло, ценить дружбу и самому быть верным товарищем,воспитывает любовь к Родине, родному краю.
Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык.
Методы обучения:
- эвристическая беседа;
- исследование;
- проблемно-поисковые задания;
- наблюдение;
- индивидуальные задания.
Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых произведений художественной литературы различной тематики.
Планируемые результаты :
Выработать у учащихся привычку, а затем потребность самостоятельно, осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать детские книги. Воспитание у детей сознания чётко и интеллигентно воспринимающего мир людей и природы.Умение воспринимать вовзаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы, получать эстетическое удовольствие оттекстов, представляющих разные типы повествования : прозу, поэзию, драму.
Овладение минимально необходимой для самостоятельного чтения техникой.
Содержание курса рассчитано на 64 часа, продолжительность каждого занятия 30-35 минут
Учебный план
Nп\п | Наименование раздела | Всего часов | Из них | Форма контроля | |
теор | практ | ||||
Стихи о детях(«Мы теперь не просто дети, мы теперьученики»). | 2 | 1 | 2 | Выраз чтение | |
Сказки- приключения(«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна») | 2 | 1 | 1 | пересказ | |
Загадки оживотных, явлениях природы или предметах, которые ребёнку хорошо знакомы.(«Учись отгадывать загадки»). | 2 | 1 | 1 | ||
Сказки или рассказы о детях(«Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить»). | 2 | 1 | 1 | пересказ | |
Стихи об осени.(«Унылая пора! Очей очарованье…»). | 2 | 1 | 1 | Выраз. чтение | |
Сказки оживотных(«Дружба заботой да подмогой крепка»). | 2 | 1 | 1 | ||
Сказка- игра о хвастовстве(«Худому делу- худой конец»). | 2 | 1 | 1 | игра | |
Сказки о Родине, о подвигах(«Отяжёлых боях и трудных походах»). | 2 | 1 | 1 | ||
Как звери готовятся к зиме. | 2 | 1 | 1 | рассказ | |
Сказки- приключения(«Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце»). | 2 | 1 | 1 | Выраз. чтение | |
Стихи о Родине, о детях. | 2 | 1 | 1 | ||
Рассказы о животных.(«Знания- наблюдениям сродни»). | 2 | 1 | 1 | Выраз. чтение | |
Рассказы одетях(Мало хотеть, надо уметь»). | 2 | 1 | 1 | ||
Зимние сказки. | 2 | 1 | 1 | рассказ | |
Забавные стихи(«Не любо- не смейся, и другим не мешай»). | 2 | 1 | 1 | ||
Волшебные сказки(«Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит»). | 2 | 1 | 1 | пересказ | |
О людях и животных(«Тебе смешно, а мне до сердца дошло»). | 2 | 1 | 1 | ||
В шутку сказано, да всерьёз задумано. («Умел ошибиться_ - сумей и поправиться»). | 2 | 1 | 1 | игра | |
Чтение сказок одружбе настоящей и мнимой(«В глаза любит, а за глаза губит»). | 2 | 1 | 1 | чтение | |
О героизме и трусости(« Слава греет, позор жжёт»). | 2 | 1 | 1 | ||
Чтение рассказов охороших людях(«Жизнь дана на добрыедела»). | 2 | 1 | 1 | ||
О ребятах- сверстниках(«Не красна жизнь днями, а красна делами»). | 2 | 1 | 1 | Выраз. чтение | |
«Родину- мать учись защищать»). | 2 | 1 | 1 | ||
О матерях и детях.(«Нет лучше дружка, чем родная матушка»). | 2 | 1 | 1 | ||
О дереве судят по плодам, аочеловеке по его делам. | 2 | 1 | 1 | ||
По крыльям- полёт, по человеку – почёт. | 2 | 1 | Выраз. чтение | ||
Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. | 2 | 1 | 1 | чтение | |
Знай и люби родную природу. | 2 | 1 | 1 | ||
Стихи о весне. | 2 | 1 | 1 | Выраз. чтение | |
Думаешь чудеса далеко, а они здесь, рядом. | 2 | 1 | 1 | ||
Любовь к Родине сильнее смерти. | 2 | 1 | 1 | Выраз. чтение | |
«Все за одного, а один за всех- тогда и в деле будет успех. | 2 | 1 | 1 | ||
Любимые книги, любимые писатели. | 2 | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
Nп\п | Наименование раздела | Всего часов | Вид занятия | Форма контроля | дата | ||
теор | практ | план | факт | ||||
Стихи о детях(«Мы теперь не просто дети, мы теперьученики»). | 2 | 1 | 2 | Выраз чтение | |||
Сказки- приключения(«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна») | 2 | 1 | 1 | пересказ | |||
Загадки оживотных, явлениях природы или предметах, которые ребёнку хорошо знакомы.(«Учись отгадывать загадки»). | 2 | 1 | 1 | ||||
Сказки или рассказы о детях(«Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить»). | 2 | 1 | 1 | пересказ | |||
Стихи об осени.(«Унылая пора! Очей очарованье…»). | 2 | 1 | 1 | Выраз. чтение | |||
Сказки оживотных(«Дружба заботой да подмогой крепка»). | 2 | 1 | 1 | ||||
Сказка- игра о хвастовстве(«Худому делу- худой конец»). | 2 | 1 | 1 | игра | |||
Сказки о Родине, о подвигах(«Отяжёлых боях и трудных походах»). | 2 | 1 | 1 | ||||
Как звери готовятся к зиме. | 2 | 1 | 1 | рассказ | |||
Сказки- приключения(«Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце»). | 2 | 1 | 1 | Выраз. чтение | |||
Стихи о Родине, о детях. | 2 | 1 | 1 | ||||
Рассказы о животных.(«Знания- наблюдениям сродни»). | 2 | 1 | 1 | Выраз. чтение | |||
Рассказы одетях(Мало хотеть, надо уметь»). | 2 | 1 | 1 | ||||
Зимние сказки. | 2 | 1 | 1 | рассказ | |||
Забавные стихи(«Не любо- не смейся, и другим не мешай»). | 2 | 1 | 1 | ||||
Волшебные сказки(«Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит»). | 2 | 1 | 1 | пересказ | |||
О людях и животных(«Тебе смешно, а мне до сердца дошло»). | 2 | 1 | 1 | ||||
В шутку сказано, да всерьёз задумано. («Умел ошибиться_ - сумей и поправиться»). | 2 | 1 | 1 | игра | |||
Чтение сказок одружбе настоящей и мнимой(«В глаза любит, а за глаза губит»). | 2 | 1 | 1 | чтение | |||
О героизме и трусости(« Слава греет, позор жжёт»). | 2 | 1 | 1 | ||||
Чтение рассказов охороших людях(«Жизнь дана на добрыедела»). | 2 | 1 | 1 | ||||
О ребятах- сверстниках(«Не красна жизнь днями, а красна делами»). | 2 | 1 | 1 | Выраз. чтение | |||
«Родину- мать учись защищать»). | 2 | 1 | 1 | ||||
О матерях и детях.(«Нет лучше дружка, чем родная матушка»). | 2 | 1 | 1 | ||||
О дереве судят по плодам, аочеловеке по его делам. | 2 | 1 | 1 | ||||
По крыльям- полёт, по человеку – почёт. | 2 | 1 | Выраз. чтение | ||||
Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. | 2 | 1 | 1 | чтение | |||
Знай и люби родную природу. | 2 | 1 | 1 | ||||
Стихи о весне. | 2 | 1 | 1 | Выраз. чтение | |||
Думаешь чудеса далеко, а они здесь, рядом. | 2 | 1 | 1 | ||||
Любовь к Родине сильнее смерти. | 2 | 1 | 1 | Выраз. чтение | |||
«Все за одного, а один за всех- тогда и в деле будет успех. | 2 | 1 | 1 | ||||
Любимые книги, любимые писатели. | 2 | 1 | 1 |
Содержание тем
Стихи о детях(«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»).
Сказки- приключения(«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна»)
Загадки оживотных, явлениях природы или предметах, которые ребёнку хорошо знакомы.(«Учись отгадывать загадки»).
Сказки или рассказы о детях(«Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить»).
Стихи об осени.(«Унылая пора! Очей очарованье…»).
Сказки о животных(«Дружба заботой да подмогой крепка»).
Сказка- игра о хвастовстве(«Худому делу- худой конец»).
Сказки о Родине, о подвигах(«Отяжёлых боях и трудных походах»).
Как звери готовятся к зиме.
Сказки- приключения(«Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце»).
Стихи о Родине, о детях.
Рассказы о животных.(«Знания- наблюдениям сродни»).
Рассказы о детях(Мало хотеть, надо уметь»).
Зимние сказки.
Забавные стихи(«Не любо- не смейся, и другим не мешай»).
Волшебные сказки(«Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит»).
О людях и животных(«Тебе смешно, а мне до сердца дошло»).
В шутку сказано, да всерьёз задумано. («Умел ошибиться_ - сумей и поправиться»).
Чтение сказок о дружбе настоящей и мнимой(«В глаза любит, а за глаза губит»).
О героизме и трусости(« Слава греет, позор жжёт»).
Чтение рассказов о хороших людях(«Жизнь дана на добрые дела»).
О ребятах- сверстниках(«Не красна жизнь днями, а красна делами»).
«Родину- мать учись защищать»).
О матерях и детях.(«Нет лучше дружка, чем родная матушка»).
О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам.
По крыльям- полёт, по человеку – почёт.
Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум.
Знай и люби родную природу.
Стихи о весне.
Думаешь чудеса далеко, а они здесь, рядом.
Любовь к Родине сильнее смерти.
«Все за одного, а один за всех- тогда и в деле будет успех.
Любимые книги, любимые писатели.
Работа с родителями.
а) Провести родительское собрание-конкурс “Папа, мама, я – читающая семья”.
Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.
I. Провести анкетирование учащихся перед родительским собранием по следующим вопросам:
1. Что ты больше любишь?
Читать сам;
слушать чтение взрослых.
2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
Хвалят тебя;
ругают тебя.
3. Читают ли в вашей семье книги вслух?
Читают;
не читают.
4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
Да;
нет.
II. На предыдущем собрании родители должны ответить на вопросы анкеты:
1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
Любит читать сам;
слушать чтение взрослых.
2. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
Хвалите его;
ругаете.
3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
Конечно, да;
нет.
4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
Безусловно, да;
наверное, нет.
Памятка 1 для родителей
Читайте вслух с ребенком не менее 10–15 минут в день
Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
Хвалите ребенка за чтение.
Памятка 2 для детей
Читой вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.
Читай вслух выразительно — соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.
Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.
Памятка 3 для детей
Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух).
Те места, которые легко читать, читай быстрее.
Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.
Памятка 4 для детей и родителей
При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.
Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.
Памятка 5 для родителей
До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов
Спросите, чем понравилось книга ребенку, что нового из нее он узнал.
Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
Какие слова или выражения запомнились ему?
Чему учит эта книга?
Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка « Театральный» 1 класс составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Закона Российской федерации «Об образовании» 2013г
- Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Направленность программы театрального кружка по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год.
Цели:
1. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
2. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
Задачи кружковой деятельности:
- Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
- Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
- Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
4. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
5. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
6 .Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспи-
тывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстни-
ками;
7. Развивать чувство ритма и координацию движения;
8. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на мате
риале скороговорок и стихов;
9. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального
искусства, воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли и праздники.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности:
Личностные универсальные учебные действия
-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)
Регулятивные универсальные учебные действия
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий.
Познавательные универсальные учебные действия
- самостоятельно включаться в творческую деятельность
-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели
Коммуникативные универсальные учебные действия
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
Планируемые результаты реализации программы :
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами, воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Результаты первого уровня.
Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах (театре).
Результаты второго уровня.
Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.
Результаты третьего уровня.
Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.
Результаты четвёртого уровня.
Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Содержание модуля программы.
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
На первом вводном занятии кружка дети знакомятся с программой кружка, правилами поведения на кружке. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
1 Тема «Пластичность»
Содержание
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Формы – театрализованные упражнения, конкурс «Пластические загадки».
2 Тема «Речевая гимнастика»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.
3 Тема «Развитие речи»
Содержание
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.
4. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок.
5. Тема «Театр»
Содержание
Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка спектакля.
6. Тема «Творчество»
Содержание
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы – творческие игры, конкурсы.
7. Тема «Постановка спектакля»
Содержание
«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Компьютер,
магнитофон
диски с записью сказок и постановок,
диски с музыкой (классической и детской)
Учебный план занятий
Nп/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Тема: « Пластичность» Вводное занятие. Игра «Театр-экспромт»: сказка «Колобок» | Групповая игра. (занятие в классе» | 1 | |
2 | Ритмические игры и упражнения. | Групповая игра. (на свежем воздухе» | 1 | |
3 | Ритмические игры и упражнения. | Групповая игра (на свежем воздухе) | 1 | |
4 | Развитие двигательных способностей ребёнка. | Групповая игра | 1 | |
5 | Конкурс «Пластические загадки» | Групповая игра (на свежем воздухе) | 1 | |
6 | Тема: «Речевая гимнас- тика» Скороговорки. | 1 | ||
7 | Просмотр сказки «Волк и семеро козлят» в видеозаписи, беседа по содержанию. | 1 | ||
8 | Культура поведения в театре. Беседа. | 1 | ||
9 | Тема: «Речевая гимнастика». Скороговорки | «Чтение»- игра. (занятие в классе) | 1 | |
10-11 | Упражнение на развитие дыхания. | Парная и индивидуальная деятельность. | 2 | |
12-13 | Умение слушать партнёра. | Работа в парах Репетиция. | 2 | |
14 | Тема: «Развитие речи». Игры со словом | Групповая игра. (занятие в классе) | 1 | |
15 | Игры с рифмами | Групповая игра. (занятие в классе) | 1 | |
16 | Работа в парах. Составление рассказов. | Парная деятельность. (занятие в классе) | 1 | |
19-20 | Групповые игры на простейшие виды общения. | Групповая игра. (занятие в классе» | 2 | |
21-22 | Знакомство с играми русского народа. | Групповая игра (на свежем воздухе) | 2 | |
23 | Произведения С. Маршака | 1 | ||
24-25 | Групповые сюжетно- ролевые игры. | 2 | ||
26 | Создание образов с по- мощью движений | 1 | ||
27 | Чтение пьесы «Теремок» Знакомство с персона- жами. | 1 | ||
28 | Рисование теремка. | Занятие в классе | 1 | Выбор макета для декорации |
29-30-31 | Работа над сказкой-пьесой «Теремок» | Групповое занятие. (занятие в классе)Репети- ция. | 3 | Выбор гл. героев. |
32 | Постановка спектакля для подготовительной группы. | детсад | 1 | |
33 | Постановка спектакля для родителей.(родительское собрание) | зал. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
Nп/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Дата По плану | Факт. |
1 | Тема: « Пластичность» Вводное занятие. Игра «Театр-экспромт»: сказка «Колобок» | Групповая игра. (занятие в классе» | 1 | ||
2 | Ритмические игры и упражнения. | Групповая игра. (на свежем воздухе» | 1 | ||
3 | Ритмические игры и упражнения. | Групповая игра (на свежем воздухе) | 1 | ||
4 | Развитие двигательных способностей ребёнка. | Групповая игра | 1 | ||
5 | Конкурс «Пластические загадки» | Групповая игра (на свежем воздухе) | 1 | ||
6 | Тема: «Речевая гимнас- тика» Скороговорки. | 1 | |||
7 | Просмотр сказки «Волк и семеро козлят» в видеозаписи, беседа по содержанию. | 1 | |||
8 | Культура поведения в театре. Беседа. | 1 | |||
9 | Тема: «Речевая гимнастика». Скороговорки | «Чтение»- игра. (занятие в классе) | 1 | ||
10-11 | Упражнение на развитие дыхания. | Парная и индивидуальная деятельность. | 2 | ||
12-13 | Умение слушать партнёра. | Работа в парах Репетиция. | 2 | ||
14 | Тема: «Развитие речи». Игры со словом | Групповая игра. (занятие в классе) | 1 | ||
15 | Игры с рифмами | Групповая игра. (занятие в классе) | 1 | ||
16 | Работа в парах. Составление рассказов. | Парная деятельность. (занятие в классе) | 1 | ||
19-20 | Групповые игры на простейшие виды общения. | Групповая игра. (занятие в классе» | 2 | ||
21-22 | Знакомство с играми русского народа. | Групповая игра (на свежем воздухе) | 2 | ||
23 | Произведения С. Маршака | 1 | |||
24-25 | Групповые сюжетно- ролевые игры. | 2 | |||
26 | Создание образов с по- мощью движений | 1 | |||
27 | Чтение пьесы «Теремок» Знакомство с персона- жами. | 1 | |||
28 | Рисование теремка. | Занятие в классе | 1 | Выбор макета для декорации | |
29-30-31 | Работа над сказкой-пьесой «Теремок» | Групповое занятие. (занятие в классе)Репети- ция. | 3 | Выбор гл. героев. | |
32 | Постановка спектакля для подготовительной группы. | детсад | 1 | ||
33 | Постановка спектакля для родителей.(родительское собрание) | зал. | 1 |
ЛИТЕРАТУРА.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
- Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
- Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993
- Сборник сценариев для театрального кружка Олеси Емельяновой.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Занимательная математикаа» 1 класс составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Закона Российской федерации «Об образовании» 2013г
- Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст детей, участвующих
в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 6-7 школьного возраста.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.
Сроки реализации
дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 33 учебных часа.
Ожидаемые результаты
и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Учебно-тематический план
Наименование тем курса | Всего часов | Из них | ||
теория | практика | Форма контроля | ||
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 | ||
2. Как люди научились считать. | 1 | 1 | конкурс на лучшую презентацию | |
3. Интересные приемы устного счёта. | 1 | 1 | математический диктант | |
4. Решение занимательных задач в стихах. | 1 | 1 | тестирование | |
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 1 | 1 | тестирование | |
6. Учимся отгадывать ребусы. | 1 | 1 | конкурс на лучший математический ребус | |
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1 | 1 | проверочный тест | |
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | 1 | 1 | контрольный тест | |
9. Решение ребусов и логических задач. | 1 | 1 | мини-олимпиада | |
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | 1 | тестирование | |
11. Загадки- смекалки. | 1 | 1 | конкурс на лучшую загадку-смекалку | |
12. Игра «Знай свой разряд». | 1 | 1 | тест | |
13. Обратные задачи. | 1 | 1 | познавательная игра «Где твоя пара?» | |
14. Практикум «Подумай и реши». | 1 | 1 | тестирование | |
15.Задачи с изменением вопроса. | 1 | 1 | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи | |
16. «Газета любознательных». | 2 | 1 | конкурс на лучшую математическую газету | |
17.Решение нестандартных задач. | 1 | 1 | тестирование | |
18.Решение олимпиадных задач. | 1 | 1 | школьная олимпиада | |
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | 1 | школьная олимпиада | |
20. Школьная олимпиада | 1 | 1 | школьная олимпиада | |
21. Игра «Работа над ошибками» | 1 | 1 | тестирование | |
22.Математические горки. | 1 | 1 | конкурс на лучший «Решебник» | |
23. Наглядная алгебра. | 1 | 1 | тестирование | |
24.Решение логических задач. | 1 | 1 | тестирование | |
25.Игра «У кого какая цифра» | 1 | 1 | тестирование | |
26.Знакомьтесь: Архимед! | 1 | 1 | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации | |
27.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 1 | ||
28.Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | 1 | викторина | |
29.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 1 | школьная олимпиада | |
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | 1 | тест | |
31.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 1 | тестирование | |
32.Математический КВН | 1 | 1 | школьная олимпиада | |
33. Круглый стол «Подведем итоги» | 1 | 1 | анкетирование |
Календарно –тематическое планирование
Наименование тем | Всего часов | Вид занятия | дата | |||
теория | практика | Форма контроля | По плану | факт | ||
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 | ||||
2. Как люди научились считать. | 1 | 1 | конкурс на лучшую презентацию | |||
3. Интересные приемы устного счёта. | 1 | 1 | математический диктант | |||
4. Решение занимательных задач в стихах. | 1 | 1 | тестирование | |||
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 1 | 1 | тестирование | |||
6. Учимся отгадывать ребусы. | 1 | конкурс на лучший математический ребус | ||||
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1 | 1 | проверочный тест | |||
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | 1 | 1 | контрольный тест | |||
9. Решение ребусов и логических задач. | 1 | 1 | мини-олимпиада | |||
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | 1 | тестирование | |||
11. Загадки- смекалки. | 1 | 1 | конкурс на лучшую загадку-смекалку | |||
12. Игра «Знай свой разряд». | 1 | 1 | тест | |||
13. Обратные задачи. | 1 | 1 | познавательная игра «Где твоя пара?» | |||
14. Практикум «Подумай и реши». | 1 | 1 | тестирование | |||
15.Задачи с изменением вопроса. | 1 | 1 | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи | |||
16. «Газета любознательных». | 2 | 1 | 1 | конкурс на лучшую математическую газету | ||
17.Решение нестандартных задач. | 1 | 1 | тестирование | |||
18.Решение олимпиадных задач. | 1 | 1 | школьная олимпиада | |||
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | 1 | школьная олимпиада | |||
20. Школьная олимпиада | 1 | 1 | школьная олимпиада | |||
21. Игра «Работа над ошибками» | 1 | 1 | тестирование | |||
22.Математические горки. | 1 | 1 | конкурс на лучший «Решебник» | |||
23. Наглядная алгебра. | 1 | 1 | тестирование | |||
24.Решение логических задач. | 1 | 1 | тестирование | |||
25.Игра «У кого какая цифра» | 1 | 1 | тестирование | |||
26.Знакомьтесь: Архимед! | 1 | 1 | 1 | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации | ||
27.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 1 | ||||
28.Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | 1 | викторина | |||
29.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 1 | школьная олимпиада | |||
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | 1 | тест | |||
31.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 1 | тестирование | |||
32.Математический КВН | 1 | 1 | школьная олимпиада | |||
33. Круглый стол «Подведем итоги» | 1 | 1 | анкетирование |
Содержание программы
- Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 1час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 1час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 1час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 1час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительное образование. Программа кружка « Знайка»
программа кружка...
Программа кружка "Юные писатели", учитель-логопед Бакулина В.Л.
Цель кружка «Юные писатели» для четвёртых классов – научить детей писать изложения и сочинения разных типов и стилей речи. Занятия кружка проводятся два раза в неделю. На занятиях кружка школьники усв...
Иванова Елена Александровна Планирование работы кружка в 1 классе " Занимательная математика"
Реализация программы кружка расчитана на 1год. Методы и формы работы. На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность. ...
Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «Здоровые сибирячки»
Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «Здоровые сибирячки» ...
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа кружка "Занимательная математика" для 3 класса...
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...
Программа кружка по ПДД "Азбука дорожной безопасности"
Программа составлена для детей 7-8 лет и рассчитана на 1 год реализации.Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных ...