Занятие по внеурочной деятельности в 1 классе по окружающему миру, по ФГОС.
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Пилиховская Александра Олеговна

Занятие по внеурочной деятельности по окружающему миру в 1 классе " Юные исследователи, среди весенних цветов". Цель данного занятия, познакомить детей с разнообразием первоцветов их особенностями. Планируемый результат: учащиеся научатся обнаруживать особенности приспособления первоцветов к условиям ранней весны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пилиховская Александра Олеговна

Место работы: МБОУ ТСОШ № 3 пгт. Таксимо

Должность; Учитель начальных классов.

Конспект занятия внеурочной деятельности «Юный исследователь среди весенних цветов».

Класс; 1 «А»

Тема « Наши первоцветы».

Цель: познакомить учащихся с разнообразием первоцветов, их особенностями.

Обобщение занятия: существует определенная последовательность зацветания растений весной. Первоцветы идеально приспособлены к условиям ранней весны.

Планируемый результат:

 - учащиеся научатся обнаруживать особенности приспособления первоцветов к условиям ранней весны;

- подбирать необходимые факты из материалов научно-познавательного литературы- представлять информацию на линии времени «Цветение весенних растений (март, апрель, май).

Умения, характеризующие достижение этого результата: Владеть информацией о первоцветах, выстраивать факты на линии времени

Форма работы: групповая.

Оборудование: Картинки с цветами, корзина, таблички - «помощник ответов», презентация.

                               Ход занятия.   (Индуктивного типа)

  1. Актуализация знаний. (Звучит муз. П.И.Чайковского «Времена года)

    -Добрый день, ребята, я рада вас снова видеть всех в хорошем настроении, да и как не радоваться ведь сегодня такой замечательный день за окном, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, ведь сегодня мы будем не просто познавать новое, сегодня мы на время станем юными исследователями.

    Окружающий нас мир

     Интересно познавать

     Его тайны и загадки

     Мы готовы разгадать.

- Готовы разгадывать? Молодцы!

-Какое время года наступило? (Долгожданная весна) (Слайд»1)

- По каким признакам вы определили, что на улице весна?

- Сейчас я проверю, как вы знаете весенние месяцы.  

   Игра «Играй - не зевай, месяц быстро узнавай».

-Я буду называть месяцы, а вы, ребята, если услышите месяц весны, хлопайте в ладоши, а если услышите месяцы других времен года, то топаете ногами.

- Молодцы! Знание весенних месяцев нам очень пригодится во время исследования.

-Сегодня на занятии будем разгадывать тайны, связанные именно с этими весенними месяцами. Вы должны быть очень наблюдательными и внимательными.

Концентрирование внимания на работу. 

 - Чтобы обдумать нам дела, нужна будет …(голова)!

-  Чтоб из книг нам всё узнать, нужно быстро нам …(читать)!

-  Чтоб работы не бояться, нам наши … (руки) пригодятся!

 

2.Мотивация.

-За материалом для исследования я предлагаю отправиться в весенний лес, а точнее на опушку леса.  (Звучит музыка 2 мин.) (Слайд №2)

- Ребята, а когда вы оказываетесь на полянке, какое желание у вас возникает. (Поиграть)

 Игра "Плетем, плетем венок'.

(Учитель предлагает ребятам встать в хоровод, и выбирает помощницу, цветочницу и ребят которые исполнят роли цветов, заранее на карточках написаны слова героев)

Ведущий: Белая рубашка, желтенький платок. Как зовут?

Ромашка. Ромашка полевой цветок!

Цветочница. Вам нужна ромашка?

Хоровод. Пусть бежит сюда скорей. Мы плетем, плетем венок. Становись - ка в хоровод!

Ведущий. Цветик-невеличка, яркий огонек. Кто же ты?

Гвоздика. Гвоздика - полевой цветок.

Цветочница. Вам нужна гвоздика?

Хоровод. Пусть бежит сюда скорей. Мы плетем, плетем венок. Становись- ка в хоровод!

Ведущий. Вот еще малютка, голубее  дня. КТО ТЫ?

 Незабудка. Незабудка, с поля я пришла.

Цветочница. Незабудку примем?

Хоровод.  Пусть бежит скорей сюда! Мы плетем, плетем венок. Становись- ка в хоровод!

Ведущий. Из глуши еловой прибежал сюда? Кто же ты?

Колокольчик. Лиловый колокольчик я.

Ведущий. Вот какие маки, вот какие маки!

Мак. Красивые большие в поле расцвели.

Цветочница. Маки вам нужны?

Хоровод. Да! Пусть бежит скорей сюда! Мы плетем, плетем венок. Становись- ка в хоровод!

 -Ребята, кто к нам в хоровод прибегал?   (Цветы)

 -Так какой   материал   мы будем сегодня исследовать?   (Цветы)

- А именно какие цветы мы будем исследовать, вы узнаете, разгадав ребус. (Приложение)

Подснежник

Ель

Роза

Волк

Огурец

Цапля

Варежка

Енот

Тень

Ы

 - Как понимаете значение этого слова? (Слайд №3)

Создание проблемной ситуации.

Перед вами названия разных цветов. Нам нужно собрать букет из ранних весенних цветов, то есть в корзинку мы должны поместить только те цветы, которые зацветают весной первыми.

 

-Почему не получается поместить первоцветы в корзинку? (Затрудняемся определить название растения, время зацветания).

- Что же мы должны сделать, чтобы правильно поместить цветы в корзинку? (Изучить различные материалы и выяснить:

1.  Какие цветы зацветают первыми, а какие – позже?

2. Почему цветут так рано? (Слайд №4)

- А что нам поможет узнать об этом? (Помогут книги, тексты, картинки и наши знания)

3.Исследование в малых группах.

-  Ребята вас три группы, у каждой группы на столах лежит необходимый материал. Ваша задача выбрать нужную информацию о первоцветах. Каждая группа будет выбирать свою информацию, то есть о тех цветах, которые зацветают в определенный месяц, а в какой месяц каждая группа узнает, отгадав загадку.

Загадка №1

Дует теплый южный ветер,

 Солнышко все ярче светит,

 Снег худеет, мякнет, тает,

 Грач горластый прилетает.

 Что за месяц? Кто узнает? (Март) (Слайд №5)

Загадка №2

Яростно река ревет

 И разламывает лёд.

 В домик свой скворец вернулся,

 А в лесу медведь проснулся.

 В небе жаворонка трель.

 Кто же к нам пришел? (Апрель) (Слайд №6)

Загадка №3

Зеленеет даль полей

 Запевает соловей.

 В белый цвет оделся сад,

 Пчелы первые летят.

 Гром грохочет. Угадай,

 Что за месяц это? (Май (Слай№7)

- И так первая группа ищет информацию о первоцветах марта, вторая группа о первоцветах –апреля, и третья мая.

- Во время работы с текстом вы должны будете заполнить карточку «Подсказка».

«Подсказка»

1. Мы узнали о растении, которое называется……………….

2. Название такое потому, что   ………………………………

3. Мы выяснили, что это растение приносит пользу…………

4. Зацветает оно в месяце ………………………

 

- Прочитайте девиз нашей работы:

                                            Наблюдай и восхищайся,

                                            Изучай и береги! (Слайд№8)

4.Обмен информацией.   

- Давайте обменяемся информацией и сначала обратимся к 1-ому вопросу исследования. Заслушаем собранный вами материал.

- Теперь предлагаю обратиться к девизу исследования. Как вы понимаете эти слова? Почему «береги»?

Вывод: необходимо бережно относиться к хрупкому миру живой природы, понимать необходимость ее охраны.

 Игра «Да – нет».

-Проверим, насколько хорошо вы знаете правила бережного отношения к природе:

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет.

Говорите: нет, нет, нет.

  Говорила Катя Пете

 «Принеси ты мне букетик!

  Я люблю цветы лесные,

  Желтые и голубые!»

  Это правильный совет? (Нет, нет, нет)

 Если ты в лесу гуляешь,

 Кусты и ветки не ломаешь.

 Если мой совет хороший,

 Вы похлопайте в ладоши.

           

  Как-то Марина просила у Светы:

 «Ты назови мне все первоцветы».

 «Ромашки, тюльпаны и васильки,

  Лютики, кашки – вот эти цветы».

  Правильный Света дала ей ответ?  (Нет, нет, нет)

Если ты не рвешь цветы,

          Сажаешь первоцветы,

          Наблюдай за ними ты,

          Береги при этом!

          Если мой совет хороший,

          Вы похлопайте в ладоши!

5.Организация информации.

- Вы представили очень хороший материал. Но любой материал требует определенного порядка, группировки. Заметьте: одни растения зацветают с начала весны- в марте, другие чуть позже. А третьи –в конце весны в мае.

- По какому признаку можно разделить все изученные первоцветы на группы? (По времени цветения).

- Давайте наведем порядок в изученных материалах.

-Распределите первоцветы на 3 группы. (Слайд№9)

        

            Март                                апрель                                          май

            Ветреница                       пролеска                                       медуница

            подснежник)               мать-и-мачеха                                  хохлатка

6. Связывание информации, формулирование вывода

И так у нас получилась линия времени, т.е. определенная последовательность зацветания первоцветов.

-Назовите растения-первоцветы, зацветающие в марте, в апреле, в мае. 

–Цветы всегда поднимают настроение. Особенно, если это первые весенние цветы – подснежники. Сегодня мы с вами попробуем воссоздать красоту первоцветов с помощью цветной бумаги, клея и шаблонов.

 Подготовка пальчиков к работе:

     В прятки пальчики играют

     И головки убирают.

     Словно синие цветки,

     Распускают лепестки.

     На ветру качаются,

     Низко наклоняются.

     И подснежник голубой

     Поклонился нам с тобой.

     Первоцветы – цветы-

      Очень вежливы, а ты?

(Ребята создают аппликацию подснежники)

7. Итог, рефлексия.

 А теперь, ребята, узнав столько интересного о весенних цветах, можем ли мы без ошибок собрать нашу корзинку? 

Закончить занятие хочется словами великого сказочника Г. Х. Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».

Подарим же наши маленькие цветочки дорогим гостям, как символ жизни!

-Спасибо за работу.

Приложения к уроку

 

 Подснежник -галантус

Галантус одним из первых извещает о приходе весны. Они похожи на небольшие колокольчики белого цвета. Белоснежные цветы украшают ещё почти зимний лес. Их ещё называют подснежниками. Такое название они получили потому, что начинают расти в феврале под снегом. А в марте, на только что проснувшейся от зимнего сна земле, эти цветы уже цветут, радуя глаз человека.

Пролеска

В начале апреля на лесной полянке, где снег почти растаял, загорелись маленькие ярко-голубые звёздочки, похожие на цветки галантуса. Это зацвели пролески (перелески). Назвали так пролеску за то, что растёт она на лесных полянках, опушках – перелесках, где весной снег тает прежде всего. Зацветёт пролеска - увидишь над полянкой первых пчёл.

Мать – и – мачеха

Расцветает мать – и – мачеха в апреле на склонах, у лесных ручьёв, хорошо прогретых солнцем. Кажется, что загораются маленькие золотистые огоньки жёлтого цвета. Только в ясный солнечный день можно увидеть эти цветки раскрытыми. В пасмурную погоду цветки закрыты. Проходит весна, и цветы отцветают. Потом вырастают листья, снизу покрытые нежным белым пухом. Притронешься к ним, а они тёплые, нежные, как мамины руки. А сверху листья холодные, гладкие – это мачеха. Это лекарственное растение. Пчёлы и шмели собирают пыльцу и нектар с цветов.

Хохлатка

В мае месяце в лесу распускаются пышные цветы хохлаток. Цветки у хохлаток бывают розовато – фиолетового, бледно – жёлтого и белого цветов. Они небольшие, но их много. У каждого цветка будто небольшой хохолок. Поэтому назвали это растение хохлатка. Красоту растения дополняют резные тройчатые листки. Жужжат возле неё пчёлы и шмели.

Медуница

В апреле раскрываются цветки у медуницы. Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни - розовые, другие - фиолетовые, а третьи – синие. Такое растение с разными цветами легче заметить в лесу пчёлам и шмелям, которые собирают нектар. Сладкого, медового на вкус сока – нектара в цветках медуницы много, поэтому её и называют медуницей. Медуница кормит первых насекомых, лечит людей.

Гусиный лук

Весной в мае месяце в лесу можно увидеть скромные жёлтые цветки, собранные букетиком на невысоком стебельке. А рядом со стебельком из земли поднимается один длинный и узкий листок. Это и есть гусиный лук. В земле у гусиного лука небольшая луковка, что остаётся зимовать. За эту луковку и назвали растение луком. А гусиным назван потому, что это растение – любимое лакомство гусей.

     Подснежник

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает?  

 

           Мать и мачеха.

На голой бурой земле появляются маленькие золотисто-желтые цветки.

Раскрывают цветки навстречу солнцу.

           Медуница.

Лиловый, красный, голубой

Цветет любимая пчелой,

В дубраве царь-девица.

Никто другой в стране лесной

Не может как она весной,

В три цвета нарядиться.

         Ветреница.

Я маленькое хрупкое растение.

У меня желто-яркие цветы.

Когда небо хмурится,

Мои цветы закрываются,

А когда солнышко раскрывается.

От любого ветерка, целый день качаюсь я.

               Ландыш.

Белые горошки, на зеленой ножке.

              Василёк.

              Роза.

 Ромашка. 

Стоят в поле сестрички: 

Золотой глазок, белые реснички

              Пролеска.

              Акация.

Без окон, без дверей,

Полна горница людей!

                   Огурец

Домик для пяти пальцев.

               Рукавица

             

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто такие птицы? 1-й класс, урок окружающего мира по ФГОС

Тип урока:         Изучение нового материала.Дата урока:        январь 2013г.Образовательные ресурсы: Окружающий мир 1класс: ...

Организация внеурочной деятельности младших школьников по "Окружающему миру"

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть  организована в виде различных кружков, научных обществ, интеллектуальных клубов и т.д. На первый взгляд может показаться, что вс...

Внеурочная деятельность. Программа кружка по окружающему миру " Почемучка"

Воспитание  любви  к  природе . Дети  должны  знать как  можно  больще  о  растениях  и  животных  об  окружающем  мире. ...

Конспект занятия по внеурочной деятельности с одаренными детьми "В мире математики"

Тема занятия: Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операцийЦель: развивать познавательные способности учащихся  на основе системы развивающих занятий.Задачи:...

Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "В мире безмолвия и звуков".

Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "В мире безмолвия и звуков"....

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Секреты и диковинки окружающего мира"

Данная программа общеинтеллектуального направления кружка  «Секреты и диковинки окружающего мира» разработана на основе примерных программ Трафимова Г.В. «Секреты и диковин...

Программа внеурочной деятельности "Тайны и чудеса окружающего мира"

Программа курса внеурочной деятельности кружка «Тайны и чудеса окружающего мира» интегрирует в себе пропедевтику химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Она предусмотрена для де...