Особенности использования дидактических игр по воспитанию организованности у первоклассников
статья (1 класс) по теме
Материалы статьи можно использовать как во время подготовки к урокам, так и во время внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности использования дидактических игр
способствующих воспитанию организованности
у первоклассников
Воспитатель ГПД: Бурякова Е.А.
Если в те годы передовые педагоги уделяли огромное внимание игре, как способу активизации умственной деятельности; то в современной школе рядовой учитель, посредством игры, помогает сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность.
Перешагнув порог школы, ученик порой «теряется» от обилия новых требований. Непросто приучить ребенка планировать и организовывать свой труд, работать четкой, ритмично. «Воспитывая организованность, мы воспитываем у детей самостоятельность « (Мельничук И.А., ж.Начальная школа № 6, 1991 г., с.8).
«От ребенка, его хотений не зависят ни содержание образования, ни формы его организации, ни методы, ни общий порядок школы. Это – как правила ролевой игры: их надо принять, им надо подчиняться». (Амонашвили Ш.А., «Школа жизни», с.19).
В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка (роль учителя, роль контролера, роль ученика). Например, функция освоения социальных ролей может реализоваться в большинстве игр, так как дидактические игры чаще всего носят коллективный характер и предполагают то или иное разделение ролей.
Компонентами организованности являются:
- четкое представление о цели деятельности, поскольку осознанный смысл деятельности позволяет предвидеть ее результат.
- составление программы действий, ее реализация, контроль, оценка и коррекция, т.е. проверка качества сделанного и исправление ошибок, если они допущены.
В этом ученикам помогут игры: «Минутка» - дети научатся быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку. Цель игры: знакомить первоклассников с учебными принадлежностями, учить быстро подготавливать все необходимое к уроку. Оборудование: кукла Минутка, школьные принадлежности.
Содержание игры: кукла Минутка ежедневно напоминает детям: «Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: книги, ручка и тетрадки?». У Минутки – циферблат. Пока стрелка пройдет круг (10 – 15 секунд), дети проверяют готовность к уроку.
Подобная игра проводится и в конце урока. «Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книги, руку и тетрадку». Элемент соревнования – «Какой ряд быстрее выполнит задание Минутки?»
Интересны игровые упражнения, в процессе которых дети учатся отбирать необходимые принадлежности и рационально располагать их на парте. «Есть у нас девиз такой; все, что нужно, - под рукой,» - говорят дети и по сигналу Минутки отбирают нужные для урока принадлежности, располагая их так, чтобы ими было удобно пользоваться. Минутка оценивает задание.
Целесообразно «передать» роль Минутки ученику. С закрытыми глазами он пытается отгадать: какой ряд сел, какой ряд собирает портфели, и т.д.
Игра «найди ошибку» поможет детям исправить допущенную ошибку, научит контролировать свои действия.
Цель: воспитывать наблюдательность, любовь к порядку.
Оборудование: школьные принадлежности, которые следует использовать при выполнении конкретного задания.
Содержание: учитель предлагает детям осуществить взаимопроверку рабочего места: как расположены необходимые для выполнения задания школьные принадлежности, нет ли на парте лишних предметов.
Итак, основная цель перечисленных дидактических игр – способствовать воспитанию организованности у первоклассников. Эта форма обучения соединяет познавательное и занимательное. Именно это сочетание обеспечивает переход от одной ведущей деятельности к другой и позволяет детям овладевать навыками играя.
Но, игра не является панацеей от все бед: ребенок развивается, взрослеет и дидактические игры не являются постоянными для детей различного возраста, при их отборе учитель учитывает, как ребенок усваивает новые знания.
Возрастное развитие ребенка предполагает формирования содержания форм игр, которые зависят от основных функций. Одной из которых является страсть к взрослению. Ш.А.Амонашвили утверждает: «… возвести исполнение педагогических процессов до искусства, что и поможет ребенку чувствовать себя взрослым там, где он еще вовсе не взрослый. А ребенок». (Амонашвили Ш.А. «Школа жизни», с.17).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ
В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных особенностей через...
Игровые приемы, способствующие воспитанию организованности у первоклассников
Дидактическая игра соединяет позновательное и занимательное.Основная цель дидактических игр- способствовать воспитанию организованности у первоклассников.Формированию организованности способствуют сле...
Особенности использования дидактических игр по воспитанию организованности у первоклассников.
Материал статьи можно использовать как при подготовке уроков, так и при подготовке ко внеурочной деятельности в группе продлённого дня....
Особенности использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта.
Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта....
Статья на тему: "Особенности использования дидактической игры как средства обучения математике школьников с умственной отсталостью"
Дидактические игры являются одним из наиболее эффективных средств стимуляции познавательного интереса. Правильная организация процесса обучения младших школьников с недоразвитием интеллекта способству...
статья Особенности дидактических игр, способствующих воспитанию организованности у первоклассников
Статья "Особенности дидактической игры, способствующей воспитанию организованности у первоклассников"...
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Повышение качества образования и познавательного интереса обучающихся должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, через вне...