Автор(ы) проекта | Романова Ольга Дмитриевна |
Название проекта | Вазы Эрмитажа |
Тип проекта | Творческий, практически ориентированный |
Краткое содержание проекта | Краткий обзор проекта включает тему учебного проекта в рамках предмета (предметов), его структуру, этапы, практическую направленность. Актуальность проекта. Доминирующая деятельность участников проекта, компетенции, знания и умения из государственных образовательных стандартов, на достижение которых учащимися ориентирован проект. Отметьте только те пункты стандарта, которые ваши ученики освоили в результате участия в проекте. Тема учебного проекта в рамках предмета (предметов) Использование поделочных камней в изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства, представленных в экспозиции Эрмитажа. Его структура - Введение в проект
- Определение направленности проекта
- Подготовительный
- Составление плана работы над проектом
- Определение направлений работы над проектом
- Выбор материалов для работы над проектом
- Определение возможностей и маршрутов защиты проекта
- Основной
- Уточнение представлений учащихся о богатстве и разнообразии полезных ископаемых нашей страны, их использовании в жизни человека.
- Расширение представлений учащихся о предметах декоративно прикладного искусства как памятников истории и культуры народа (на материале экспозиции Эрмитажа).
- Знакомство учащихся с историей и культурой русского народа на примере сказов П.Бажова.
- Формирование представления о труде русских мастеров-камнерезов на примере сказов П.Бажова, предметов декоративно-прикладного искусства (из экспозиции Малахитовой гостиной Эрмитажа).
- Изготовление изображений предметов декоративно-прикладного искусства (ваз) из малахита.
- Заключительный
- Представление выставки работ в классе, представление результатов работы в Школьном Центре Эрмитажа.
- Коллективное обсуждение, оценка результата и процесса работы.
Актуальность проекта. В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок (самостоятельно или в партнерстве со взрослым) познает окружающий мир: вещи, предметы, явления, находящиеся в определенных связях и отношениях. Нужно, чтобы учащиеся имели не только теоретические знания об окружающем мире, его объектах, явлениях, но и могли применять эти знания в практической жизни. Так в процессе изучения темы «Полезные ископаемые» в рамках предмета «Окружающий мир» необходимо предоставить учащимся возможность познакомиться с практическим применением полезных ископаемых, научиться находить полезные ископаемые (гранит, мрамор) в декоративном оформлении городских зданий и памятников, видеть красоту предметов из поделочных камней, представленных в экспозиции Эрмитажа. Доминирующая деятельность участников проекта Познавательно – исследовательская. Компетенции, знания и умения из государственных образовательных стандартов, на достижение которых учащимися ориентирован проект. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке: - понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Окружающий мир: - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Изобразительное искусство: - сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании).
Технология: - усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
- приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
|
Предметы | Предметы, основные понятия и концепции которых рассматриваются в рамках учебного проекта (проект должен быть направлен на освоение стандартов по выбранным предметам) Окружающий мир, литературное чтение, изо, технология |
Классы | 2 |
Продолжительность проекта | Месяц |
Образовательные результаты | Перечислите результаты достижений учащихся, которые оценивались после завершения проекта, в терминах личностных, метапредметных и предметных умений. Начните заполнение этого раздела с фразы « После завершения проекта учащиеся приобрели следующие умения: - личностные: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- метапредметные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
- предметные: Литературное чтение: - осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Окружающий мир: - сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
Изобразительное искусство: - сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании).
Технология: - усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
- овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
|
Описание этапов проекта | Указать конкретные мероприятия в каждом из этапов (введение в проект, подготовительный, основной, заключительный) - Введение в проект
Определение направленности проекта - Подготовительный
Составление плана работы над проектом Определение направлений работы над проектом
Выбор материалов для работы над проектом Определение возможностей и маршрутов защиты проекта - Основной
Уточнение представлений учащихся о богатстве и разнообразии полезных ископаемых нашей страны, их использовании в жизни человека. - Знакомство с группами полезных ископаемых.
- Работа со справочной литературой.
- Изучение коллекции полезных ископаемых.
- Составление списка объектов, в которых могут быть использованы отделочные камни.
Расширение представлений учащихся о предметах декоративно прикладного искусства как памятников истории и культуры народа (на материале экспозиции Эрмитажа). - Экскурсия в Эрмитаж: знакомство с предметами интерьеров парадных залов дворца, использование в украшении интерьеров поделочных камней (мрамора, яшмы, лазурита, малахита).
- Беседа по итогам экскурсии.
Знакомство учащихся с историей и культурой русского народа на примере сказов П.Бажова. - Чтение сказов П.Бажова «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка»
- Просмотр эпизодов фильма «Каменный цветок»
- Беседа о мастерстве русских камнерезов.
Формирование представления о труде русских мастеров-камнерезов на примере сказов П.Бажова, предметов декоративно-прикладного искусства (из экспозиции Малахитовой гостиной Эрмитажа). - Экскурсия в Эрмитаже по Малахитовой гостиной.
- Знакомство с техникой изготовления предметов из малахита.
- Сравнение знаний и представлений, полученных при знакомстве со сказами Бажова и в ходе экскурсии.
Изготовление изображений предметов декоративно-прикладного искусства (ваз) из малахита. - Анализ особенностей предметов, изготовленных из поделочного камня.
- Выбор предметов (ваз, которые будут изображать дети.
- Нахождение шаблонов (трафаретов) ваз.
- Выбор формы вазы, наиболее похожей на представленные в музее.
- Анализ и выбор техник, в которых могут быть оформлены работы (рисунок, аппликация, смешанная техника).
- Изготовление работ.
- Заключительный
Представление выставки работ в классе, представление результатов работы в Школьном Центре Эрмитажа. Коллективное обсуждение, оценка результата и процесса работы. |
Результат проекта | Продукт, полученный в ходе выполнения проекта, с указанием возможности его тиражирования и использования в дальнейшей работе. Внешний продукт: расширение кругозора учащихся, знакомство с разнообразием предметов декоративно-прикладного искусства в Эрмитаже; расширение представлений о поделочных камнях и изделиях из них (малахита, лазурита, яшмы); изготовление изображений «Малахитовых ваз». Внутренний продукт: получение эмоционального удовлетворения от творчества, развитие интереса к экспозициям различных музеев, |
Методы оценивания проекта | Формирующее оценивание, самооценка, рефлексия, портфолио и др. |
Ресурсы, необходимые для выполнения проекта | Оборудование, технические средства и другие ресурсы (программное обеспечение Демонстрационный материал, цифровой фотоаппарат, TV, DVD-плеер, компьютер, мультимедийная система, материалы на печатной основе Санкт-Петербург. Детям о музеях./сост. Алексеева О.Н. – СПб.: Паритет, 2012. О.Тарутин Что я видел в Эрмитаже. Прогулка по музею в стихах.- СПб., ДЕТГИЗ, 2011. П.Бажов Малахитовая шкатулка. Уральские сказы. – Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1950. Русский народ/ В 3-х книгах. – М., «Белый город», 2005.
интернет-ресурсы http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/08/hm89_0_1_65.html http://ru.wikipedia.org/wiki http://festival.1september.ru/articles/625743/ http://tineydgers.ru/load/41-1-0-3798 http://www.catalogmineralov.ru/
организация экскурсий в рамках программы сотрудничества с Школьным центром Государственного Эрмитажа «Наш Эрмитаж» помощь родителей
|
Ссылка в Интернет на результат проекта |
|