Сценарий праздника "Песня в строю"
классный час (4 класс) по теме
На протяжении многих столетий, защита своей страны, своей земли, своей Родины – была одной из главных задач русского народа. Кто только не хотел отнять у нас богатейшие земли, просторы, моря и реки. Но всегда враги встречали мощнейший заслон, удивляясь героизму русского человека. И всегда в бою русскому солдату помогала песня. Песня военная, песня солдатская, песня героическая. Наш сегодняшний праздник посвящен таким песням, песням российских солдат.
Тема очень актуальна в наши дни, материал можно использовать, как полностью, так и фрагментарно на классных часах, тематических уроках на всех ступенях образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_pesnya_v_stroyu.zip | 183.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №1 г. Камешково
Владимирской области
Учитель начальных классов
Курова Татьяна Владимировна
Сценарий праздника «Песня в строю»
Цели:
- воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет;
- расширять представление учащихся об истории возникновения военных песен;
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, прививать чувство уважения к ветеранам войны.
Оборудование: фортепиано, магнитофон, аудиозаписи, проектор, экран.
Ход занятия
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Мы начинаем праздник солдатской песни. Ведь песня – это верная подруга и помощница солдата. Она вселяет бодрость, будит в сердцах отвагу, воодушевляет на подвиг, учит любить Родину. А что такое любовь к Родине? Понятие о любви к Отечеству ну и, конечно, девушке и жене в разных странах всегда включало в себя некое чувство ответственности. Я имею в виду готовность защищать то, что ты любишь, если надо, защищать с оружием в руках.
А кто является защитником Родины? Воин! Это человек чести. Кто главный герой русских былин? Он – солдат-богатырь! О ком сложено множество песен, сказок, пословиц, поговорок? О том, кто «дымом греется, шилом бреется», а при случае и кашу из топора сварит.
Прежде всего, я приглашаю на сцену наших славных воинов-дружинников. В бою дружина – грозная сила. А помощь ей – ополчение: ремесленники, мастеровые, крестьяне. Как только нагрянет враг – ополченцы берут в руки оружие и дают отпор.
Звучит песня «Удалой запев дружины», ст. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.
Ведущая. Кто не слышал про великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, который не проиграл ни одного сражения? Все помнят фрагмент картины Сурикова «Переход Суворова через Альпы»?
Ведущий. Со времен суворовских походов осталось очень много песен. Все эти песни просты и жизнелюбивы. В них и теперь живет русский дух. «Солдатушки-ребятушки» - одна из таких песен. Ей 200 лет! Исполняют песню ребята _____.
Звучит песня «Солдатушки - ребятушки» в исполнении _____.
Ведущая. Куликово поле, Полтавское, Бородинское… Эти поля овеяны славой российского оружия. На этих полях трижды решалась судьба Отечества. Исполняют _____.
Звучит песня «Поле Куликово», ст. М. Матусовского, муз. Т. Хренникова.
Ведущий. Гражданская война в России – один из самых драматичных периодов в нашей истории. Противостояние «красных» и «белых» - это не только идеологическое противостояние, но и раздел народа на два лагеря. Распадались семьи, брат шел против брата, сын против отца. Сотни тысяч граждан России эмигрировали из страны.
Ведущая. Казалось бы, не до песен… И все таки, песня жила! Слагались песни о новых героях, о битвах и победах, о потерях и поражениях. Кто не слышал такие песни, как: «Смело, товарищи, в ногу», «Как родная меня мать провожала», «Полюшко-поле», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Наш паровоз вперед лети», «Смело мы в бой пойдем»! Хотя, конечно же, тема Гражданской войны в песне получила свое развитее в последующие годы. И эти песни тоже знакомы всем: «Дан приказ», «Тачанка», «Орленок», «Песня о Щорсе», «Каховка», «Наш бронепоезд» и многие другие.
Звучит песня гражданской войны в исполнении ____.
Ведущий. Вспомним Великую Отечественную. Военные песни не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках Совинформбюро, но сколько они сделали для победы нашего народа – ваших дедушек и бабушек… В военные годы миллионы солдат оказались оторванными от родного дома, от семьи. В разлуке обострялось чувство любви к своим родным и близким. Родной дом, мать, любимая девушка, жена – все это стало святым для солдата. Это стало частицей Родины, которую он защищал. Об этой Родине шептали ему слова военных песен.
Ведущая. Сколько же было создано в военные годы песен о любви, о разлуке, о верности! Они пелись бойцами в землянках, в лесу у костра, от них становилось теплее, от них утихала боль разлуки.
Звучит песня «Огонек», обработка Б. Мокроусова, ст. М. Исаковского.
Ведущий. В августе 1941 года композитор Соловьев-Седой услышал мелодию. Она доносилась с минного заградителя, стоящего на рейде, в порту. Это были чарующие звуки русского баяна. И ему захотелось написать песню о моряках, уходящих в поход. Сначала родилась музыка, а потом поэт А. Чуркин соединил с ней стихи…
Ведущая. Получилась песня. Соловьев-Седой познакомил с ней своих друзей, те забраковали: «Слишком тиха да спокойна для грозной военной поры». Через год с группой артистов Соловьев-Седой приехал на Калининский фронт. В солдатской землянке бойцы попросили его спеть что-нибудь «для души», и он вспомнил о той песне. «Бойцы со второго куплета начали мне тихо подпевать, - рассказывал композитор. – Я почувствовал, что песня дошла до сердца и имеет право на жизнь». Песня Соловьева-Седого была вскоре исполнена по московскому радио и стала одной из любимейших в народе.
Звучит песня «Вечер на рейде» в исполнении ______.
Ведущая. Быстро крутится колесо истории. Вспомним, друзья, «Катюшу». Какое нежное русское имя дали наши солдаты этому грозному оружию – изобретению русских инженеров времен Великой Отечественной войны. Да, заводила «Катюша свою победную песню – и сразу же передняя линия становилась открытой. В страхе бежали враги от «Катюши», от ее грозного голоса. А имя легендарная реактивная установка позаимствовала от популярной в те годы песни.
Звучит песня «Катюша» в исполнении ____.
Ведущий. Знали люди, что война - это пропасть, это гибель... Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила «похоронка». Ждали, надеялись и писали письма.
Ведущая. Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне,
Не давая пощады врагу,
Чтоб, в землянке порой находясь,
Знал: любовь я твою берегу,
Вспоминаю тебя каждый час.
Исполняется песня «В землянке», сл. А.А. Суркова , муз. К.Я. Листова в исполнении _____.
Ведущий. Шли годы. Война приближалась к концу. Появились песни о предчувствии победы, о солдатах, сражающихся за рубежами Родины, о возвращении домой. Наши воины сражались уже на чужой земле. Они многое повидали, пережили радость победных боев и горечь утраты.
Звучит песня «Последний бой» (ст. и муз. М.Ножкина) в исполнении ___________.
Ведущая. Вот человек – он искалечен,
В рубцах лицо. Но ты гляди
И взгляд испуганно при встрече
С того лица не отводи.
Он шел к победе, задыхаясь,
Не думал о себе в пути,
Чтобы она была такая:
Взглянуть – и глаз не отвести!
Звучит песня «День Победы», ст. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова в исполнении ___.
Ведущий. Мужчина. О чем говорит это слово? Мужчина – это смелость, воля и мужество. Недаром слова «мужчина» и «мужество» - близки, созвучны. Мужчина – это великодушие и благородство.
И испокон веков
Мужским достоянием были
Мужская отвага и честь.
Звучит песня «Мужчины», ст. В.Солоухина, муз. Э.Колмановского в исполнении ___.
Ведущая. Но и в наше мирное время служба в армии продолжается. И снова в строю вместе с воинами звучит песня.
Звучит песня «Не плачь, девчонка», сл. Харитонова В., муз. Шаинского В.
Ведущий. У песен есть счастливая черта:
Они добры. И, так или иначе,
Ты, слыша их, становишься богаче,
В твоих очах – их свет и доброта.
Ведущая. Наш праздник подошел к концу. Но песня остается с человеком, песня – верный друг наш навсегда! До свидания! До новых встреч!
Источники:
- “Песни, опаленные войной”/Авторы-составители В.В. Ишин, Ю.И. Кочетков, А.А. Бочкарев, - Астрахань., 2005.
- Интенрнет-ресурс http://bibnout.ru/
- Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. / Гл. ред. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
- Иванова Л. И. Советская песня // Отечественная музыкальная литература 1917 — 1985. М., 1996.
- Соколов А.В. Воспитание школьников// Издательство «Школьная Пресса», 2001г.
- Интернет-ресурс http://skyclipart.ru/musik/razv_musik/page/4/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий смотра песни и строя в начальной школе
Смотр песни и строя в начальной школе...
Сценарий смотра строя и песни
Сценарий смотра строя и песни предназначен для проведения в начальной школе...
Сценарий смотра- конкурса строя и песни
В рамках празднования 70 летия победы в ВОВ учащиеся показали свои знания военных песен, умение выполнять команды. Вспоминали героя Чеченской войны, земляка- Шайхулова Рустама...
Сценарий "Смотра строя и песни" 1-4 класс
Цель мероприятия:Повышение уровня патриотического и спортивного воспитания детейСоздание условий для формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, как одной из важнейших духовн...
Учимся шить. Изделия «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой», «Строчка стежков с перевивом спиралью»
Цели Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с приемами работы с тканью, иглой и нитками; формирование навыка работы с тканью, иглой и нитками, освоить строчки прямых стежков, строчки стежков с...
Сценарий мероприятия "Смотр строя и песни «Я служу России»"
Сценарий мероприятия "Смотр строя и песни «Я служу России»"...
Сценарий проведения смотра строя и песни в начальной школе
Сценарий проведения смотра строя и песни в начальной школе...