"Станем друзьями природы!"
план-конспект занятия (2 класс) по теме
воспитательный час
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhaloby.docx | 13.75 КБ |
pismo.docx | 12.93 КБ |
pravila.docx | 1.84 МБ |
tema_stanem_druzyami_prirody_itog.docx | 33.63 КБ |
Предварительный просмотр:
* Все живое дышит мною и я должен быть чистым! Но за последние годы автомобили заполонили улицы, обрушили на меня выхлопные газы. Бесконечно дымят заводы и фабрики. Люди задыхаются от дыма и едкой гари. Так не может больше продолжаться!
Жалоба №2
* Ох, тяжело мне! Когда-то я считалась самым чистым, светлым созданием природы! Сейчас по мне ходят пароходы, в меня сливают не до конца очищенную воду, а иногда и совсем ее не очищают. Многие люди бросают в меня мусор. Моя поверхность покрылась грязной пленкой, а моим обитателям нечем уже дышать. Помогите мне!
Жалоба №3
* Я - чудесная кладовая. Положи в меня горстку семян и получишь груду огурцов, редиса, помидоров, морковок. Еще я снабжаю растения питанием и водой. А ты, человек, разрушаешь и уничтожаешь меня.
Жалоба №4
* Дорогие дети! Вы - будущие хозяева нашей голубой планеты, помогите нам! Нас всегда рвут и топчу , срывают для красоты, а мы потом гибнем! Мы даже боимся распускаться. А зачем? Все равно сорвут или сломают!
А нас постоянно беспокоят, ловят, на нас охотятся. Становится жить все труднее.
Предварительный просмотр:
Я существую несколько миллиардов лет. Неоднократно изменялся мой облик: суша покрывалась водой, равнины превращались в горы. Одни виды животных и растений заменялись другими. Но вот появился человек – самое разумное существо планеты. Планета стала кормить, одевать, украшать жизнь, а человек стал брать от природы все и очень часто забывал, что богатства природы не бесконечны. Все чаще и чаще я стала слышать жалобы. Надеюсь, что вы их тоже услышите и поможете природе.
Ваша планета Земля.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: «Станем друзьями природы!»
Цель: воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
- образовательная: способствовать формированию у обучающихся мировоззренческих понятий «природа», «экология»; раскрыть основные источники загрязнения природы, взаимосвязи и взаимоотношения между неживой природой и живой; ознакомить с основными путями решения экологических проблем;
- развивающая: развивать у обучающихся память, воображение, речь, умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы;
- воспитательная: воспитывать потребность в бережном отношении к окружающей среде, способствовать формированию чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Форма: беседа с элементами игры.
Оборудование: конверт с письмом, глобус, видеофрагмент, хрустальный шар, Красная книга Курской области, иллюстрации с правилами друзей природы, мультимедийная презентация.
План:
1. Организация начала воспитательного часа.
2. Сообщение темы, целей и задач воспитательного часа.
3. Основная часть.
3.1. Рассказ воспитателя об экологии.
3.2. Обсуждение «жалоб» природы.
3.3. Знакомство с Красной книгой.
3.4. Составление правил друзей природы.
4. Итог.
Содержание
1. Организация начала воспитательного часа
- Прозвенел звонок - сигнал, для работы час настал.
- Сейчас я загадаю загадку, а отгадку вы подарите друг другу.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится.
(Улыбка)
- Что же мы можем подарить друг другу?
- Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она служит паролем для друзей, поэтому подарите ее друг другу и мне. Я желаю, чтобы к окончанию занятия ваше настроение стало еще лучше.
2. Сообщение темы, целей и задач воспитательного часа
- Все мы - жители одного большого дома под названием «планета Земля».
- Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Нас окружает сказка. А какая, вы ответите, посмотрев видео.
( Просмотр видеофрагмента №1).
- Что за сказка живет рядом с нами?
- Как все это можно назвать одним словом?
- Правильно, одним словом это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе.
- Все мы любим путешествовать. И сейчас мы совершим необычное путешествие в будущее. Посмотрим, как может выглядеть наша Земля лет через 5, 10, 20.
- Итак, вы готовы? … в путь!
(Просмотр презентации (слайды 1 - 13)
- Какое чувство вызывает у вас возможный вид нашей планеты через годы?
- Вы хотели бы жить на такой планете?
- Как вы думаете, почему наша планета может иметь такой вид?
- Сегодня мы с вами узнаем, что же нужно делать, чтобы будущее было таким красивым, как сейчас или даже лучше.
- Тема нашего воспитательного часа: «Станем друзьями природы» (слайды 14 – 15).
3. Основная часть.
3.1. Рассказ воспитателя об экологии
- Порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к природе. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений. Для того, чтобы спасти свою планету нужно знать ее главные беды. Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. Главный закон экологии – все связано со всем. Именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба.
Сегодня мы узнаем, что же может сделать человек для охраны природы.
3.2. Обсуждение жалоб природы
- Вы слышите стук? Это стучится голубь, он принес нам необычный конверт.
- Давайте хором прочитаем, что на нем написано (слайд 16).
(На конверте большими буквами написано ПОМОГИТЕ!)
Ученик читает письмо.
Дорогие друзья!
Я существую несколько миллиардов лет. Неоднократно изменялся мой облик: суша покрывалась водой, равнины превращались в горы. Одни виды животных и растений заменялись другими. Но вот появился человек – самое разумное существо планеты. Планета стала кормить, одевать, украшать жизнь, а человек стал брать от природы все и очень часто забывал, что богатства природы не бесконечны. Все чаще и чаще я стала слышать жалобы. Надеюсь, что вы их тоже услышите и поможете природе.
Ваша планета Земля.
- Здесь не только письмо, здесь – чьи – то жалобы.
Давайте же узнаем, кто нам пишет.
(чтение «жалобы»)
* Все живое дышит мною и я должен быть чистым! Но за последние годы автомобили заполонили улицы, обрушили на меня выхлопные газы. Бесконечно дымят заводы и фабрики. Люди задыхаются от дыма и едкой гари. Так не может больше продолжаться!
- Ребята, как вы думаете, чья это «жалоба» (слайд 17)?
Воздух – лёгкие нашей планеты, без него не может существовать жизнь на Земле. В среднем человек может прожить без воздуха только 3 минуты. Однако в последнее время атмосфера сильно загрязнена.
- Какие источники загрязнения воздуха существуют?
- Источниками загрязнения воздуха являются пыль, дым заводов, фабрик, шахт, выхлопные газы, в частности, автомобильного транспорта, лесные и степные пожары, извержения вулканов (слайд 18).
- Как человек может заботиться о чистоте воздуха?!
- Люди устанавливают мощные фильтры на трубы заводов, чтобы обезвредить дым, выходящий из них; изобретают двигатели нового поколения, которые называют экологически чистыми;
- высаживают растения, которые перерабатывают углекислый газ и выделяют кислород; строят мусороперерабатывающие заводы в областных центрах, где проживает большое количество людей.
- Давайте послушаем, кто ещё нам пишет?
* Ох, тяжело мне! Когда-то я считалась самым чистым, светлым созданием природы! Сейчас по мне ходят пароходы, в меня сливают не до конца очищенную воду, а иногда и совсем ее не очищают. Многие люди бросают в меня мусор. Моя поверхность покрылась грязной пленкой, а моим обитателям нечем уже дышать. Помогите мне!
- Чья же это «жалоба» (слайд 19)?
- Посмотрите на глобус. Это модель нашей Земли. Какого цвета на нем больше? А как вы думаете, что означает этот цвет?
- Большую часть поверхности Земли занимает вода. Вода – источник всего живого. Без пресной воды не могут существовать ни растения, ни животные, ни человек. Максимальное количество дней, которое человек может прожить без воды, это 3 дня. От загрязнения водоёмов страдает всё живое. В реках, озёрах погибают растения и животные, чахнут растения на берегу. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.
- Какие же существуют источники загрязнения воды (слайд 20)?
- Воду загрязняют стоки заводов, которые попадают в реки, озёра, а затем в моря и океаны; выбросы различных видов топлива водного транспорта; бытовые отходы.
- Как же можно сохранить воду от загрязнения?
- Ребята, закройте глаза и представьте, что вы находитесь на берегу реки.
«... Раннее утро. Вы вышли из палатки… и очутились в сказке. Лучи солнца проникают через листву деревьев, и капли росы начинают переливаться миллионами огоньков, предвещая прекрасную погоду. Где – то над вашей головой щебечут птички, на берегу ваш папа моет машину. Как будет здорово вернуться домой на чистенькой, сверкающей машине. Мама что – то стирает. От порошка получилось много воздушной пены. Как весело качаются на воде эти белоснежные барашки!
День пролетел, как одно мгновение. Вас переполняет счастье. Вы взяли бумагу, написали письмо о том, как вы здорово провели день, положили послание в пустую пластиковую бутылку и забросили её подальше от берега. Волны обязательно доставят ваше письмо к другому человеку, и он, быть может, порадуется за вас...»
- Постарайтесь сохранить это ощущение радости в себе и откройте глаза.
- Скажите, пожалуйста, всё ли было так замечательно в этой истории?
Ответы детей.
- Давайте прочитаем следующую «жалобу».
* Я - чудесная кладовая. Положи в меня горстку семян и получишь груду огурцов, редиса, помидоров, морковок. Еще я снабжаю растения питанием и водой. А ты, человек, разрушаешь и уничтожаешь меня.
- Чья это «жалоба» (слайд 21)?
Почва - плодородный верхний слой земли, в котором растут растения. Её называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. К сожалению, и она подвержена загрязнению.
- Какие же источники влияют на загрязнение почвы (слайд 22)?
- Это промышленные предприятия и транспорт. Они выбрасывают вредные вещества в воздух, которые вместе с осадками попадают в почву. Еще больший вред наносят почве химические удобрения, бытовые отходы.
- Какие же меры по защите почвы существуют?
- Для защиты почвы люди высаживают растения, которые укрепляют ее; вносят удобрения.
- Давайте послушаем последнюю «жалобу».
* Дорогие дети! Вы - будущие хозяева нашей голубой планеты, помогите нам! Нас всегда рвут и топчут, срывают для красоты, а мы потом гибнем! Мы даже боимся распускаться. А зачем? Все равно сорвут или сломают!
А нас постоянно беспокоят, ловят, на нас охотятся. Становится жить все труднее.
- Чья же это «жалоба» (слайд 23)?
- Конечно же, невозможно представить нашу планету и наше существование без растений и животных, которые нас окружают. Значение их для нас огромно.
- Так, растения являются для нас продуктами питания, источником нашего дыхания, строительным материалом, сырьём для производства промышленных товаров и лекарств.
- Животные позволяют нам получать различные продукты питания и одежду.
- Самое замечательное, что и растения, и животные радуют наш взор своей красотой! Но люди жестоко обращаются с ними. За последние столетия с лица Земли исчезло большое количество растений и животных. Экологи бьют тревогу! Больше всех проблемой защиты флоры и фауны занимается экологическое общество «Гринпис» (слайд 24). В переводе с английского языка это означает - зеленый мир. «Гринпис» существует во всех уголках земного шара.
- Как же люди могут исправить ситуацию по вымиранию растений и животных?!
- Для охраны животных создают заповедники.
- Как вы понимаете смысл слова «заповедник»? Заповедник – это участок земли или водного пространства, который находится под охраной государства. В них запрещена любая деятельность, которая нарушает или угрожает природе.
- А какой заповедник есть в нашем Курском крае? Мы с вами летом посещали его (слайд 25).
- Центрально – черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина.
- Чем он знаменит?
Ответы детей.
Физминутка.
«Вышли звери на зарядку» (мультимедийное приложение к презентации).
3.3. Знакомство с Красной книгой
- Все люди должны знать, какие растения и животные находятся под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу. В каждой стране, в каждом регионе есть своя Красная книга. И у нас в Курской области есть такая книга.
- Как вы думаете, почему она красного цвета?
- Красный цвет – цвет опасности, тревоги, предупреждения. Это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать (слайд 26).
Есть две части Красной книги: про растения и животных.
Для удобства пользования, страницы у книги цветные:
* на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения (слайд 27);
* на желтых — уязвимые виды (слайд 28);
* на белах – сведения о редких видах (слайд 29);
* на серых — сведения о малоизученных (слайд 30);
*на зеленых — сведения о восстановленных видах, то есть раньше они находились под угрозой исчезновения, но, благодаря защите и охране, теперь снова вне опасности (слайд 31).
– Но в книге есть и черные страницы. На них изображены животные, которые исчезли с лица Земли (слайд 32).
- В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли этих голубей странствующими. Их было так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекращалась до той поры, пока на Земле не осталось ни одного голубя. Теперь этого странствующего голубя люди могут увидеть только на черных страницах Красной книги.
- На черных страницах мы можем увидеть и морскую корову (слайд 33), и саблезубого тигра (слайд 34) и необычную птицу дронт (слайд 35).
- Друзья, у вас на партах лежат листочки, из которых мы сделаем голубков.
Изготовление голубя. (Техника оригами)
- Итак, какие же страницы существуют в Красной книге?
Изготовление голубя. (Техника оригами)
3.4. Составление правил друзей природы
- Охрана природы – дело не только взрослых людей. Дети тоже могут внести свой посильный вклад.
- Сейчас вы увидите иллюстрации. Ваша задача – составить правило к каждой из них.
- Не разоряйте птичьих гнезд.
- Не разоряйте муравейники.
- Не забирайте из леса домой животных.
- Не шумите в лесу.
- Не оставляйте мусор в лесу.
- Не разжигайте костер в лесу.
- Не вырывайте растения с корнями.
- Не вырезайте надписей на деревьях.
- Спасибо, ребята! Вы действительно поняли, что нашу Землю надо беречь. Если мы хорошо будем относиться к природе, то и она нас отблагодарит свежим воздухом, теплым солнцем, чистой водичкой, своими лесными дарами.
4. Итог
- Давайте представим, что этот хрупкий шар в моих руках – наша планета Земля. Как настоящие друзья природы, давайте передадим нашу воображаемую планету из рук в руки и подарим ей тепло своих сердец. Начнем с меня.
- Я передаю этот хрустальный шар в твои руки и желаю, чтобы человек жил в гармонии с природой…
Дети передают шар.
-Я уверена, что если все наши пожелания сбудутся и если каждый из нас уже сегодня сделает хоть небольшой вклад в сохранение и помощь природе, то мы сможем изменить мир к лучшему. Станем друзьями природы!
- Ребята, своих голубков вы можете подарить нашим гостям.
- На этой прекрасной ноте и заканчивается наше занятие.
Спасибо за внимание. Все свободны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Мы - друзья природы"
Цели: Дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности человека за окружающий мир; показать, что человек – частица природы; учить детей выполнять законы прир...
Сценарий экологического телемоста "Мы - друзья природы"
Цель: Экологическое просвещение: · Углубление экологических, природоохранных знаний. ·...
Программа кружка "Друзья природы"
Программа направлена на формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников....
Конспект занятия "Мы друзья природы" (Экологический фестиваль "Дети России за сохранение природы")
Конспект занятия для детей летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, посвященный Всемирному дню защиты окружающей среды в рамках Всероссийского экологического фестиваля "Дети России...
Классный час на тему "Стань другом природы!" для 1 класса
Материал игрового занятия способствует воспитанию бережного отношения к природе....
Семейный клуб "Станем друзьями"
План работы...
методическая разработка "Стань другом природы" для дистанционного обучения
Стань другом природы.Что такое природа?(природа это все.что нас окружает.но не сделано руками человека).Игра" Природа не природа"Какая бывает природа живая неживая?Что такое неживая природа?...