методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню защитника Отечества для начальной школы
методическая разработка (2 класс) по теме
Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню защитника Отечества для начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_kravchenko.rar | 14.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник защитника Отечества
(беседа-театрализация для 1 – 4-х классов)
Цель: воспитывать любовь к Родине; чувство гордости за Отчизну; развивать интерес к военной профессии.
Оборудование: макет русского костюма знатной женщины, военная форма; продукты: рыба, сметана, зелень, овощи, крупа, яблоки, уксус; верёвки, гимнастические палки; плакаты, лозунги, картины старинного боя, картины наших дней, портреты военачальников; шум битвы древнего боя, песни старины и ВОВ.
Ход мероприятия
Автор. День защитника Отечества – праздник всенародный. В этот день есть повод поздравить всех ещё живущих воинов и почтить память героев прошедших лет. В каждой семье есть воины, защитники Отечества.
Что же заставляет защитников быть в долгу перед Отечеством?
Чтец. Мы прошли столетия с Россией
От сохи до звёздного крыла,
А взгляни – всё то же небо синее,
Те же травы к солнцу поднимаются,
Так же розов неотцветший сад,
Так же любят, и с любовью маются,
И страдают, как века назад.
И ещё немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущие пути.
Но святей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живёт и умирает с ним,
Всё пройдёт, а Родина –
Останется,
Если мы то чувство сохраним.
В. Фирсов
Автор. Долг перед Отечеством – это большая любовь к Родине. Ещё исстари воины защищали Русь, считая это своим первостепенным долгом.
(В записи звучит перезвон колоколов.)
1-й чтец. Большой храбростью в старину отличился князь Святослав. Он много воевал. В походах был неприхотлив. Не имел шатра. Спал на войлоках, положив под голову седло. Таким же были и его воины. Идя на врага, он посылал гонца, чтобы передать такую фразу: «Иду на Вы», то есть: «Иду воевать с вами!»
Святослав слыл непобедимым: в битве одолел хазар и взял их столицу; победил вятичей и дань на них возложил; выиграл битву с болгарами, взял их 80 городов. И стал княжить в Переяславце, беря с греков дань.
(Звуки боя: труба, шум и крик, стоны на поле битвы, ржание коней, лязг железа.)
Автор. Уже в четыре года княгиня Ольга, мать Святослава, взяла его в военный поход. С малых лет он упражнялся в верховой езде, владел мечом, метко стрелял из лука и вырос могучим богатырём. В левом ухе он носил золотую серьгу. Самым сильным оружием Святослав считал мудрую краткую речь, способную разбудить мужество у самого слабого человека:
– Да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми. Мёртвые не знают срама. Если же побежим, то срам примем и погибнем. Но мы не побежим…
1-й гусляр. О ночь, о ночь, лети стрелой!
Несносен отдых Святославу.
Он жаждет битвы роковой,
О ночь, о ночь, лети стрелой:
Несносен отдых Святославу!
2-й гусляр. О, ночь, о, ночь, лети стрелой!
Поля, откройтесь для победы,
Проснися, ужас боевой!
О ночь, о ночь, лети стрелой!
Поля, откройтесь для победы!
Н. Языков «Услад» (отрывок)
Автор. «Слово о полку Игореве» – великая поэма. Князь Игорь пошел в поход со своей дружиной и родичами. Не стоило ходить в этот поход, так как другие князья его не поддержали; войско его было малым. И природа просила не ходить князя в поход. Солнечное затмение предупредило его, что удачи не будет. Князь Игорь попал в половецкий плен. Ярославна, жена князя Игоря, узнав о плене мужа, металась, плача и причитая.
(В записи звучит плач Ярославны.)
На Дунае Ярославны голос слышен.
Одинокой кукушкой рано утром кукует:
– Полечу кукушкой по Дунаю.
Обмочу бобровый рукав в реке Каяле.
Утру князю кровавые раны
На могучем его теле.
Ярославна рано утром в Путивле
На городской стене причитает:
– О ветер-ветрило!
Зачем, господин, так сильно веешь?
Зачем мчишь на своих легких крыльях
половецки стрелы
На воинов моего милого?
Ярославна рано утром плачет,
На городской стене причитает:
– О, светлое и пресветлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно.
Зачем, господин,
Простерло ты горячие лучи
На воинов моего милого?
В безводной степи
Жаждою стянуло им луки,
Печалью заткало им колчаны?
Автор. Князь услышал голос Ярославны и бежал из плена.
Поэма кончается песенной здравицей в честь русских воинов, защитников своей земли. Сквозь треск пламени слышится одинокий голос певца. Люди идут на него. Голос гусляра зовет:
– Встанем за землю русскую!
Так же ясно сквозь дым пожарищ Великой Отечественной звучала песня «Священная война».
(В записи звучит песня «Священная война, муз. А. В. Александрова, сл. В. И. Лебедева-Кумача.)
Автор. Начало войны открыло народу имена героев, отдавших жизнь за Родину в битвах с врагом.
1-й чтец. Герой не тот, что грудь горою.
А голос – во! И руки – во!
Не громким голосом героя мы измеряем рост его,
Другой, глядишь, и скажет скупо,
И вид не тот, и ростом мал,
Но как высок его поступок!
Как звонок мужества металл!
2-й чтец. И если славой он увенчан,
То он всегда по росту ей;
У нас людей высоких меньше,
Чем героических людей.
И мы теряемся порою,
И нелегко бывает нам
Все подвиги и всех героев
Назвать стране по именам…
Автор. В годы Великой Отечественной войны создавалось очень много песен самими участниками боев, солдатами, офицерами нашей армии, партизанами, бойцами трудового фронта. Песня помогала солдатам переносить все трудности войны. С первых же дней на территориях, захваченных фашистами, началось партизанское движение. И сразу на эту тему появились песни. Послушайте одну из них – «Ой, туманы мои, растуманы» (муз. В. Захарова, сл. М. Исаковского).
Автор. Чтобы выстоять и победить в этой трудной войне, пришлось пройти солдату немало дорог. Победил солдат фашистов и дошел до Берлина.
– Слава русскому солдату! – говорили жители Берлина. А когда ушёл из далекого города домой, поставили ему памятник. С девочкой на одной руке, с мечом – в другой. Чтоб всегда помнили люди, кто спас землю от фашистов.
Где только нет таких памятников нашему солдату! В Германии и Польше, в Румынии и Венгрии, в Болгарии и Чехословакии…
Вернулся на Родину солдат. Бросил он на брусчатку взятые в грозных боях фашистские знамена.
– Слава тебе, родной! – говорили люди.
(В записях залпы салюта.)
1-й чтец. Что солдату нужно? Родину любить!
Что солдату нужно? Родину хранить!
2-й чтец. Что может быть прекрасней в мире,
Чем без тревоги – в мире жить,
Растить семью в своей квартире
И грамоте детей учить!
Из них готовить нашу смену,
Которая Отчизну-мать
В труде прославит непременно,
А надо – будет защищать!
(В исполнении группы «Серьга» звучит песня «А что нам надо?», муз. и сл. С. Галанина.)
Автор. Отдадим дань уважения ветеранам ВОВ. Внести подарки и цветы! А теперь подать на стол меню солдатской кухни.
Сельдь с картофелем вразварку
Сельдь отделить от кожи и костей, нарезать на 8–10 кусочков и с головой и хвостом уложить на селёдочницу, придав вид целой рыбы. Украсить зеленью петрушки.
Картофель очистить и отварить, подать отдельно к сельди.
1 средних размеров сельдь, 5–7 клубней картофеля, сливочное масло, зелень петрушки.
Винегрет «Зимний»
Рыбу отварить со специями, охладить, нарезать ломтиками картофель, свёклу, морковь, отварить, нарезать кубиками, смешать с рыбой, заправить майонезом и соусом.
200–300 г рыбы, 3 картофелины, 1 свёкла, 2 соленых огурца, 2/3 стакана майонеза, 2 столовых ложки острого соуса, специи, соль по вкусу.
Борщ
В кипящий бульон или воду положить нашинкованную свежую капусту и варить 10–15 минут. Свёклу потушить и пассеровать с овощами, томатом-пюре, сахаром, уксусом, положить в бульон и варить до готовности. За 5 минут до окончания варки заправить борщ чесноком, растёртым с салом и кусочками шпика.
Если капуста квашеная, то её тушат и кладут в борщ вместе со свёклой. За 5–7 минут до окончания варки борщ можно заправить мучной пассеровкой (1 столовая ложка муки), разведённой бульоном.
В тарелку с борщом положить сметану, зелень петрушки или укропа.
2 крупные свёклы, 200–250 г белокочанной свежей или квашеной капусты, 1–2 морковки, 1 корешок петрушки, 1–2 луковицы, 1 столовая ложка томата-пюре или 2 свежих помидора, 2 столовые ложки жира (лучше свиного сала), 100 г шпика, 1 столовая ложка 3-процентного уксуса, соль по вкусу, 1,5–2 л мясного бульона или воды, зелень петрушки или укропа, 0,5 стакана сметаны.
Каша с луком и шпиком
Лук мелко нашинковать и обжарить со шпиком, нарезанным мелкими кусочками. Горячую рассыпчатую подсоленную кашу перемешать с пассерованным луком и шкварками шпика.
4 стакана рассыпчатой каши (гречневой, пшенной, рисовой), 2 луковицы, 150 г шпика, соль по вкусу.
Яблочный кисель
Яблоки промыть, нарезать дольками, удалить сердцевину с семечками, залить горячей водой и варить в течение 15–25 минут. Когда яблоки разварятся, процедить отвар через сито (с мелкими ячейками). Разваренные яблоки протереть, соединить с отваром, добавить лимонную кислоту, сахар, размешать и нагреть до кипения. В полученный горячий сироп влить разведенный питьевой водой крахмал, быстро размешать, довести до кипения, разлить в порционную посуду и охладить.
4–5 свежих яблок, 1 стакан сахара, 3 столовые ложки картофельного крахмала, лимонная кислота на кончике чайной ложки, 6,5 стаканов воды.
(Распечатанные кулинарные рецепты приглашённые могут забрать с собой в память о празднике.)
Автор. Хорошо подкрепились! Теперь и мозгами пошевелить можно.
Военно-историческая викторина
1. Эту рубашку придумали в Древней Ассирии, но особенно она полюбилась русским воинам – ее носили с X по XVII век, а потом она стала бесполезной. Что это за рубашка?
(Это кольчуга – рубашка из множества железных колец.)
2. По легенде, причиной гибели одного из талантливых русских военачальников стали дорогие доспехи, подаренные ему за службу царем Иваном Грозным. Кто этот военачальник?
(Казак Ермак Тимофеевич утонул в Иртыше из-за тяжести дорогих доспехов.)
3. В какой войне участвовала Царь-пушка?
(Царь-пушка предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли.)
4. «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия», – написано на постаменте памятника, стоящего на Красной площади в Москве.
За что Россия благодарна этим людям?
(Земский староста Кузьма Минин в Нижнем Новгороде начал собирать народное ополчение, которое освободило Москву от польских захватчиков. Командовал этим ополчением князь Дмитрий Михайлович Пожарский.)
5. У кого из русских воинов впервые появилась единая военная форма? (У стрельцов с середины XVI века.)
6. Перед одной из битв Петр Великий, обращаясь к своим воинам, сказал: «Вы сражайтесь не за Петра, а за государство, ему вверенное, за Отечество. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы только Россия во славе и благоденствии». Что это была за битва?
(Полтавская битва 27 июня 1709 г.)
7. Этот человек, родившийся хилым и болезненным, с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Десять лет прослужил простым солдатом, а закончил службу генералиссимусом. Назовите его имя.
(Александр Васильевич Суворов.)
8. Объясните поговорку «Солдат спит, а служба идет».
(С петровских времен берет начало обычай записывать дворянских сыновей на военную службу с раннего возраста. Родился мальчик – его записывали в полк. Посапывает «гвардеец» в своей люльке, а срок службы идёт, чины растут. К десяти годам в офицеры произведут, а там и до генерала недалеко. Вот и стали говорить: «Солдат спит, а служба идёт.)
9. Кому принадлежат слова «С потерей Москвы не потеряна Россия»?
(Фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову.)
10. Впервые об этом человеке заговорила вся страна, когда он руководил военной операцией против японцев на реке Халхин-Гол, а сегодня в нашей стране есть орден его имени. Назовите его.
(Георгий Константинович Жуков. Маршал Победы.)
Автор. Пора игры настала. Итак…
Мирная игра
Ратный праздник на дворе,
Уйма снега во дворе –
Ради праздника, дружки,
Поиграем-ка в снежки.
Но – учтите, детвора:
Это – мирная игра!..
Сергей Белорусец
Снайпер
Стрельба по мишени снежками, шишками или теннисными мячами. Каждому игроку даётся определённое количество «боеприпасов», учитываются попадания. Если игра ещё не началась, каждый игрок имеет право сделать несколько пробных выстрелов.
Четыре конца
Две толстые верёвки связываются посередине, на четырёх концах завязываются петли. Четверо играющих становятся, как бы по углам квадрата, держась за концы верёвки. В двух метрах от каждого кладут по камню (может быть шишка, снежок, спичечный коробок). По сигналу каждый играющий тянется к своему камню, чтобы схватить его. Кому это удастся – тот выиграл.
Перетягивание каната
На длинную и толстую верёвку посредине привязывается яркая ленточка. В землю вбивается колышек, а вправо и влево от него на расстоянии двух метров – ещё по колышку (если игра проводится в зале, можно положить на пол гимнастические палки). Каждая команда берётся за свою половину верёвки, расстояние между командами – два метра. Ленточка висит над средним колышком. По знаку судьи команды тянут верёвку – каждая в свою сторону. Выигрывает та команда, которая перетянет ленточку за свой колышек.
Автор. Праздник окончен. Трудовое задание участникам клуба «Патриот» будет таким: собрать жизнеописание знаменитых военачальников, записать самый яркий эпизод, оформить рисунком. Из собранного материала сделать книгу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия "Этот День Победы" для учащихся начальной школы
Разработка внеклассного мероприятия "Этот День Победы" для учащихся начальной школы. В приложении к конспекту: презентация, клип и аудио-треки...
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Защитника Отечества для учащихся 1 класса.
Данная разработка может быть использована для детей 6-7 лет....
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного дню осенних именинников для начальной школы
Данный материал можно использовать при подготовке праздника ко дню именинников для учащихся 1 - 4 классов...
Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества
Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества Составитель: Резниченко Л.М., педагог дополнительного образованияЦель: Формирование гражданско-пат...
Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Защитника Отечества "Недаром помнит вся Россия про день Бородино"
В методической разработке представлена конкурсная развлекательная программа для обучающихся начальных классов в предверии празднования Дня Защитника Отечества....
Методическая разработка спортивного мероприятия к Дню Защитника отечества "Самый, самый, самый"
Методическая разработка спортивного мероприятия к Дню Защитника отечества "Самый, самый, самый"...
Методическая разработка спортивного мероприятия к Дню Защитника отечества "Самый, самый, самый"
Методическая разработка спортивного мероприятия к Дню Защитника отечества "Самый, самый, самый"...