КЛАССНЫЙ ЧАС «900 ДНЕЙ МУЖЕСТВА»
классный час (4 класс) по теме

Леухина Светлана Михайловна

27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leningrad.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа  с углублённым изучением английского языка»

КЛАССНЫЙ ЧАС

 «900  ДНЕЙ МУЖЕСТВА»

  Провела учитель начальных классов

 Леухина Светлана Михайловна

2013 – 2014 уч. год

Цель:

 

1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.

 

2.Способствовать воспитанию активной гражданской позиции, патриотизма, уважения и любви к истории своей Родины.

 

Подготовительная работа:

 

- чтение книг о блокаде Ленинграда;

- конкурс рисунков «Война глазами детей»;

- письма ветеранам…

 

 Оборудование:

Презентация, рисунки, письма, фотографии из семейных архивов…

Ход классного часа


В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.

(Звучит музыка «Священная война»)

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

Звучит голос Левитана о начале войны. Слышен звук летящих фашистских самолетов, разрывы бомб.


27 января 1944 года - что это за дата?

27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

Что такое блокада?

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград.  После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий,  тысячу танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги…

(работа с иллюстрациями, посвященными Великой Отечественной войне)

На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе с взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвали на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей

(читает ученица)

при первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его.

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

 В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девочка руки протянула,
Уснула,
А, оказалось – умерла,
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)

Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение.

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

И было на всем ходу,
Машина задняя осела,
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Скольких людей спасла эта дорога!

Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года, но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.

Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало,
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют,
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)

Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут,
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока
Ни утешать людей не надо
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но Боль,
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут. (Ю. Воронов)

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором,
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой,
Неугасима память поколений,
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье,
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

Минута молчания

«Всё может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».
А. Митяев

   Здравствуйте, уважаемый ветеран Великой отечественной войны! К вам обращается ученик 4 «б» класса Рыскин Влад. Позвольте выразить вам слова благодарности, за ваш героический подвиг во имя нашей великой Родины, который вы осуществили. Не каждый способен на такой подвиг. Сразиться за нашу Родину – это очень смело. Не многие смогли придти с войны, то участие в войне – это уже огромный подвиг. Благодаря вам жизнь стала лучше, и мы можем жить в покое, а не страхе.

        Война – страшное для человека время. В это трудное время русские войска сумели перебороть свой страх и спасти свою родную страну от фашистов. Не только мужчины всех возрастов, но и женщины отважно сражались, жертвуя своей жизнью ради нас, ради победы. Вы победили! Большое человеческое спасибо за ваш подвиг. Желаю, чтобы радость и спокойствие дарил вам каждый новый день. Крепкого вам здоровья, долгих лет жизни. Низкий вам поклон.

Письмо жителям блокадного Ленинграда от Курдина Владимира.

        В стране много сделано и делается для увековечивания памяти погибших в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. Я помню ваши подвиги в Курской Битве, блокадном Ленинграде и Сталинградской битве. В нашей школе п. Хомутовка была линейка, посвящённая памяти жителей и воинов, защищавших Ленинград. Все подвиги, которые вы совершили, навсегда останутся в наших сердцах.

        Смертельной битвы этой ветер,

        Как бы расплавленный металл,

        И сжигал и плавил всё на свете,

        Что даже снег горячим стал.

                                        М. Львов

    С каждым годом мы всё дальше уходим от военной поры. Это было очень трудное время. Это была величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Я родился в счастливой семье. Я много слышал о войне, ведь горе и беда не обошли стороной ни моих родных, ни близких. Отец моей прабабушки погиб в самом начале войны. В самом пекле войны побывали и мои прадеды. Своего прадеда Ивана я знаю лишь по рассказам моей бабушки. Прадед Иван пошёл на войну, когда ему было 24 года. Он прошёл всю войну, у него много наград, среди них орден Красной Звезды и медаль «За отвагу». Прадед не любил рассказывать о войне своим детям, пока они были маленькими. Потом он заболел и стал терять память. Именно в это время, ему всплывали некоторые моменты о войне. Он рассказывал, как спасал детей из детского дома, который взорвали фашисты. Это было жуткое зрелище. Среди развалин они находили израненных ребятишек. Но живых было мало – почти все дети погибли от фашистской бомбардировки. А ещё прадед рассказывал такую историю. Как-то вечером прадед вышел на берег озера и с другой стороны озера увидел немецкого солдата. Он подумал, что немец его убьёт, но тот посмотрел на него и ушёл.

                                                                        Дима Ткачёв

         На войне воевало много людей. Людям было очень трудно выжить в то трудное время. Многие умирали от голода, потому что им давали 125 граммов хлеба в день. Многие умирали из-за тяжёлых ранений. Очень многие погибли в бою. Мой прадед, Маслов Григорий Петрович, выжил. Он родился и жил в деревне Мельничище. Потом он пошёл на фронт. В 1943 году воевал на Курской дуге. Был ранен. Прадедушка был награждён многими медалями за боевые заслуги. После войны вернулся на малую родину. Умер в 1974 году в деревне Мельничище, где был и похоронен.

                                                                                                  Даша Долженкова

        Здравствуй, дорогой солдат! Я пишу это тебе спустя 70 лет в 41й из современного мира, где нет войны. Теперь нашу страну называют Россия, а девятого мая мы будем праздновать День Победы, и на Красной площади будут ездить танки и маршировать солдаты. Я знаю, что 41й год будет самым тяжёлым годом войны, но знайте, вы боролись и погибали за Родину, не зря, и в сорок пятом будете бросать в огонь фашистские флаги.

        Поскольку я пишу тебе на передовую в Ленинград, я хочу рассказать, какой этот город сейчас. Город стал намного чище, все здания отремонтировали, жители больше не страдают от голода и холода. Вы совершили большой подвиг, мы вас любим и уважаем. Очень жаль, что погибших не вернуть, даже ветеранов осталось очень мало.                                                                                                Аксёнов Дима

        Здравствуй дорогой друг!

Меня зовут Абрамов Степан. Я живу в 2014 году, и мне хочется написать письмо моему ровеснику из блокадного Ленинграда. Страшно спрашивать, как у вас дела. Я знаю, что было всегда голодно и холодно. Но вы героически всё вынесли. Пройдёт ещё немного времени, и вы поймёте, что всё было не напрасно. В наше время все поколения вами гордятся и помнят вас.

         Здравствуй, дорогой солдат! Мне очень жаль тех, кто погиб в Великой Отечественной Войне, которая началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945 года. Мне хочется рассказать Вам о Ленинграде. Ленинград сейчас называется Санкт-Петербургом. Он стал ещё чище и красивее. Сейчас очень мало осталось ветеранов. В день победы 9 мая я участвую в парадном шествии к  памятнику героев Великой Отечественной войны в п. Хомутовке. Теперь наша страна называется Россия. Я надеюсь, что больше войны не будет.        

                                                                Денис  Павлюченко                                        

        Здравствуйте, дорогие наши ветераны! Огромное вам спасибо за то, что вы доблестно сражались, бесстрашно бросались под пули, шли в последний бой за свою Родину, за близких, за будущую жизнь своих потомков.

Вы сражались до последней капли крови, не отступая даже на метр, боясь отдать врагу частичку нашей земли.

Дорогие, родные, близкие наши ветераны, поживите ещё, держитесь до конца.

                                                                                              Денис Горбулин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Урок мужества»

1. Начало войны2. Великие битвы3. Великие подвиги4. Дети герои5. Май 1945...

КЛАССНЫЙ ЧАС. «Урок мужества и патриотизма. Посвящается Вячеславу Рассохину»

Классный час. который нацелен на формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу. В ходе классного часа раскрывается значение слова "патриот", вос...

Конспект классного часа «Урок Мужества. Помнят люди».

Ежегодно к 9 мая в школах проводятся Уроки мужества....

Классный час «Урок мужества». Тема: «Никто не забыт и ничто не забыто» .

Урок мужества познакомит детей с героическими страницами истории нашей Родины в годы Великой Отечественной войны: расскажет о ветеране, участнике ВОВ Тюряеве Иване Петровиче по его документам и фотогр...

Методическая разработка классного часа "Урок мужества"

Методическая разработка классного часа "Урок мужества" в 3 классе....

Классный час "Урок мужества"

Цель урока: Способствовать формированию патриотических чувств, через историческое прошлое (1941 – 1945г.г.) нашей страны. ...

Классный час «Урок мужества. Сталинградская битва. Площадь Павших борцов»

Целью данного внеклассного мероприятия является формирование представления о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимания того, что без патриотизма невозможно привести Росси...