Этот удивительный этикет
классный час (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ
(заочное путешествие)
Оформление: карта по истории Древнего мира; фотографии с изображением городов мира; экран соревнований; творческие работы учащихся; фонограммы (мелодии народов мира); кораблик (прикрепляется к карте во время путешествия).
Ход занятия
- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами совершим не совсем обычное путешествие. Вообще-то путешествие обычным быть не может, потому что в пути всегда встречаются сюрпризы. Но наше необычно еще и потому, что будет проходить во времени.
- На уроках истории Древнего мира вы познакомились со многими странами и народами. Какие из них вам запомнились и чем? (Ответы детей.)
- Что же общего между историей и этикетом древних народов? Посмотрим в словарь. Этикет - это правила поведения в обществе. Но это не только культура поведения за столом, в гостях, на улице. В широком смысле слова - это обычаи, традиции, верования народов, а также мола и кулинарные пристрастия. Этикет пришел к нам из глубокой древности. А первые «пособия» были написаны в Египте.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие на кораблях. У нас есть 3 команды, задача каждой - показать хорошую подготовку и набрать большее количество баллов. А для начала - познакомимся, ведь знакомству в этикете отводится очень важная роль. Представление жюри и команд (название, эмблема, девиз).
- Жюри оценивает конкурс. Итак, мы отправляемся в путь.
- В этой стране простираются огромные пустыни. Красновато-желтые пески сменяются лишь суровыми скалами, по этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире. Что это за страна?
Дети называют страну (Египет) и показывают ее на карте. Прикрепляется кораблик.
Что мы знаем об обычаях египтян? Прошу первую команду рассказать об этом. Выступление представителей команды № 1
1. Обычаи египтян отличались от обычаев народов других стран. У египтян женщины торговали на площадях, а мужчины хозяйничали дома.
2. Египтяне месили тесто ногами, а глину - руками, писали не слева направо, а наоборот, справа налево. Любили носить парики и даже надевали их на мумии.
3. В Египте даже мужчины носили юбки и платья, пользовались косметикой и надевали украшения.
В этой стране мы с вами уже не впервые. Проверим, как вы знакомы с обычаями. Вопросы, задания:
1. Помните миф о египетском боге Осирисе? Во время пира злой бог Сет задумал подстроить ловушку для Осириса. Слуги Сета принесли великолепный золотой гроб и сказали, что достанется он тому, кому придется впору. Гости очень обрадовались подарку и стали по очереди ложиться в гроб. Но впору он пришелся только Осирису. Почему египтян не удивил такой подарок?
Египтяне еще при жизни готовились к смерти, считали это событие важным и значительным, верили в существование загробного мира.
2. Для египтян очень важен был религиозный культ. Поклонялись они даже животным. Например, богине Бастет в образе кошки. Почему так любили египтяне богиню Бастет?
Выращивая зерновые культуры, египтяне заботились о сохранности урожая, а уберечь зерно от мышей помогали кошки.
3. Представьте, что вы - вельможа при дворе фараона. Как бы вы себя вели? Покажите.
К правителю Египта приближались, подняв руки в знак обожания. Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить.
4. Представьте, что вы - жрецы, служители бога. Ваши обязанности?
Жрецы натирали статую бога душистыми маслами, одевали ее, подносили вкусное угощение, а затем удалялись, пятясь, чтобы не повернуться
к статуе спиной.
- Жюри подводит итоги.
- А мы приготовили для вас небольшой сюрприз. Посмотрите, что у меня в руках (чайная чашка). Как вы думаете, в какую страну я предлагаю вам отправиться? Конечно, в Китай. Ведь это, как известно, родина чая. Существует предание: когда однажды китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков с чайного куста, и вода окрасилась в золотисто-коричневый цвет, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Император попробовал новый напиток, и он ему очень понравился.
- В Европе чая не знали и первые попытки заваривать этот напиток оказались не лишены курьезов. Например, одна англичанка сварила фунт чая, и вареные листья приправила сметаной.
- В России чай был недоступен для крестьян - уж очень дорого стоил. Существует шуточное стихотворение о том, как крестьянин варил для барина чай с использованием всевозможных приправ (лука, петрушки, перца). Когда же разгневанный барин приказал наказать недотепу, тот долго не мог понять, в чем его ошибка и решил, что просто забыл посолить варево.
- Я думаю, что с вами такого не случится, потому что чай вы заваривать умеете. А вот умеете ли правильно пить чай? Чайный конкурс
1. Следует ли, наливая чай в чашки, наполнять их до краев? {Нет, уровень чая должен быть на 1-1,5 см ниже края чашки.)
2. Можно ли есть джем из общей вазочки? (Джем кладут к себе в специальную розетку, а затем едят из нее или намазывают на хлеб ножом.)
3. Когда к чаю подают кусковой сахар, а когда - сахар-песок? (Сахар-песок обычно подают к чаю с лимоном.)
4. Как принято есть лимон? (Ломтик лимона кладут в чашку с чаем ложкой, выдавливают сок, остатки извлекают и кладут на край блюдца.)
5. Как следует есть пирожные? (Пирожные едят специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные, которые легко крошатся, можно есть рукой.)
6. Нужно ли брать хлеб с общей тарелки вилкой? (Хлеб берут всегда рукой с общей тарелки, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки.)
- Жюри подводит итоги. Звучит музыка («сиртаки»).
- Наши корабли подплывают к крутым и обрывистым берегам. Вдалеке виднеются постройки на холме. Мы можем видеть, как блестит на солнце позолоченный шлем и наконечник копья огромной статуи. «Если ты не был в нашем городе, - говорили его жители, - то ты - чурбан; если не восторгался им - осел, а если добровольно покинул, то ты - верблюд». Еще называли его «городом, увенчанным фиалками»...
- Так куда же мы попали?
Дети отвечают, что это Афины, прикрепляют к карте кораблик. Да, это действительно Афины. И здесь мы бывали не раз. Что нам расскажут о жителях города путешественники из второй команды? Выступление представителей команды № 2
1. Древние греки большое значение придавали обеду. А правила поведения были таковы: пищу брали руками, руки вытирали хлебом. А суп вообще не подавали к столу.
2. И мужчины, и женщины носили длинные волосы и перевязывали их лентами.
3. Высшей доблестью греки считали отдать жизнь за независимость своего государства. Погибшего за свободу страны хоронили с большими почестями, а труса отказы вались хоронить.
4. Древнегреческий закон был суров к тем, кто ему не подчинялся. Если лекарь запрещал больному пить вино, а тот пил и выздоравливал, то больного казнили за то, что он ослушался врача.
А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете обычаи древних греков.
Вопросы, задания:
1. Помните поэму Гомера «Одиссея»? Какие правила гостеприимства нарушил циклоп Полифем?
Циклоп встретил гостей неласково, напал на них и даже съел двоих. Таким образом встречать гостей не принято не только в Греции.
2. Соблюдали ли правила приличия, в нашем понимании, греки, если им не нравилась пьеса в театре?
В нашем понимании - нет, потому что недовольные представлением зрители могли побить автора пьесы и забросать гнилыми овощами и фруктами незадачливых актеров.
3. Какие правила нарушила одна смелая гречанка, отправившись на Олимпийские игры?
Женщинам запрещалось присутствовать на Олимпийских играх даже в качестве зрительниц.
Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник. Смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что перед ними женщина. Несчастную должны были казнить, но изуважения к ее сыну-победителю помиловали.
4. Расскажите, как вели себя греки на рынке.
Толкотня и давка на рынке были столь велики, что афиняне приходили туда в сопровождении своих рабов, которые должны были расчищать дорогу господам. Надо ли говорить, что женщины предпочитали на рынок не ходить и покупки чаще всего совершались мужчинами.
- Жюри подводит итоги.
- А теперь мы отправимся на юг Балканского полуострова. Как видно, здесь нам не очень рады. Жители суровы и неулыбчивы. Да и поселения напоминают скорее военный лагерь. Куда же мы с вами попали?
Дети отвечают, что это Спарта, к карте прикрепляется кораблик. Да, мы находимся в Спарте. Что мы знаем об обычаях и порядках спартанцев? Об этом нам расскажут ребята из команды № 3. Выступление представителей 3-й команды
1. В семь лет спартанский мальчик уходил из дома и селился со сверстниками в казармах. Питался впроголодь, спал на жесткой подстилке. Подростка даже учили воровать!
2. Спартанцы почитали стариков. Как-то на Олимпийских играх старик искал себе место среди зрителей. Когда он дошел до скамьи, где сидели спартанцы, все как один вскочили, уступая ему место.
3. Спартанцы терпеть не могли заниматься пустяками. И когда один человек сказал спартанцу, что простоит на одной ноге дольше, чем он, спартанец ответил: «А мой гусь - дольше тебя».
4. Спартанцы не любили длинных речей, а говорили коротко и ясно. Однажды македонский царь отправился некое послание: «Если я вступлю в Пелопоннес, Спарта будет уничтожена». Спартанцы ответили одним словом: «Если!»
А теперь пришло время посоревноваться. Вопросы, задания:
1. Как спартанские старейшины реагировали, если видели, что мальчишки затеяли драку. Почему?
За драку мальчиков в Спарте не наказывали, а поощряли, считая, что будущий воин не должен бояться боли. Старейшины не только не прекращали столкновения, но и подзадоривали драчунов.
2. Спартанский мальчик залез в соседский погреб, украл сметану и сыр. Когда его поймали, то наказали, но не заворовство. За что же?
Воровство поощрялось, как и драка, поэтому мальчика наказали не за то, что он украл, а за то, что попался.
3. Разрешалось ли спартанцам обедать дома? Вспомните историю об известном полководце.
Обедать дома мужчинам в Спарте запрещалось. Объединившись в группы по полтора десятка, они ели вместе одни и те же кушанья: похлебку, овощи, немного сыра и только изредка мясо и рыбу. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он тотчас послал за своей долей пищи, желая в этот раз поесть с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.
4. Как относились спартанцы к любителям пить вино?
Любителей вина спартанцы презирали. Чтобы показать детям и юношам, насколько безобразен пьяный человек, поили допьяна рабов и водили их по улицам.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что большинство правил поведения спартанцев для нас являются неприемлемыми. Но одно мы можем взять на вооружение безоговорочно. Вспомните, как спартанцы относились к старшим. Будем брать с них пример!
- Жюри подводит итоги.
- Долог был наш путь, но тем приятнее вернуться домой. Я надеюсь, что вам было интересно путешествовать и вы провели время с пользой. Мы узнали, что у всех народов во все времена существовали правила этикета. А нужны ли правила этикета нам, живущим в XXI веке? Знаем ли мы эти правила?
- Последний наш конкурс посвящен знанию современного этикета. Вопросы.
На улице, в транспорте, в лифте:
1. Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?
2. Когда под раскрытым зонтом идут двое, кто его держит? (Мужчина или старший)
3. С какой стороны должен идти мужчина? (Слева от женщины, военные - справа)
4. Вам нужно узнать дорогу. Как обратитесь к прохожему? (Без «не»)
5. Кто первым входит в лифт? (Мужчина)
6. Вы едете в переполненном автобусе, вам нужно выходить. Обратитесь к стоящим рядом.
7. Как должен вести себя мужчина, выходя из автобуса?
8. Можно ли обращаться так: «бабуля», «дедуля», «мужчина», «женщина»? (Нет, лучше безличная форма)
9. Вам представили нового знакомого. Ваш ответ?
10. Кто здоровается первым: мужчина или женщина? (Мужчина).
В театре:
1. Спектакль задерживается, надо ли аплодировать? (Нет)
2. Надо ли аплодировать после подъема занавеса? (Да)
3. Кто покупает программу: дама или кавалер? (Кавалер)
4. Как продвигаться вдоль ряда? (Лицом к сидящим)
5. Можно ли занимать оба подлокотника? (Нет)
6. Можно ли есть в зрительном зале? (Нет)
7. Если вам не нравится спектакль, когда можно покинуть
зал? (Только в антракте)
8. Где можно приводить себя в порядок? (Только в туалетной комнате)
9. Можно ли бросать цветы на сцену? (Нет)
10. Как можно выразить свое восхищение? (Восклицаниями «браво», «бис»)
Молодцы, ребята, вы оказались смелыми и любознательными путешественниками. Думаю, что жюри по достоинству оценит ваши знания и стремление к победе. И пока члены жюри подводят итоги, я предлагаю вам веселую пятиминутку «Иностранный этикет».
Веселая пятиминутка
1. Жестами и мимикой выразите восхищение. Выполняется задание. А вот немец в этой ситуации поднимет вверх брови. Если же так сделает англичанин, - значит, ваше предложение является для него сомнительным. Бразилец, прищелкнет языком и возьмется за мочку уха.
2. Попрощайтесь. При выполнении задания, как правило, дети машут рукой. У арабов помахивание рукой означает «иди сюда».
3. Покажите мне согласие и несогласие. Выполняя задание, кивают и качают головой. В Болгарии это выглядит наоборот.
4. Укажите на чью-то глупость. Если в Голландии покрутят пальцем у виска, то это будет означать, что кто-то сказал остроумную фразу.
- Жюри объявляет итоги, проводится награждение участников.
- Знание правил поведения пригодится в жизни всегда. Надеюсь, что некоторые уроки запомнятся вам надолго. А теперь я попрошу каждую команду подумать над словами благодарности. Соперников поблагодарите за игру, жюри и гостей за внимание.
- Слово командам (произносятся слова благодарности).
Итог. Благодарю всех участников сегодняшней встречи. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Этот удивительный мир рыб"
Исследовательский проект учащегося 3 класса. Тема исследования: изучение строения и особенностей рыб. Во время работы ребёнок проводил опыты, наблюдения, участвовал в экологических акциях....
"Этот удивительный мир бумаги."
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-х классов. Отчет о работе кружков: "Умелые пальчики" и "Веселая мастерская."...
Этот удивительный треугольник
В течении года мы с ребятами проводили исследования на различные темы. Одной из тем была "Этот удивительный треугольник".На протяжении месяца они находили треугольник везде и итогом стал классный час ...
Этот удивительный русский язык
Внеклассная работа по русскому языку в 3-ем классе. Здесь подобран богатый и интересный материал....
Урок окружающего мира в 1 классе с использованием ЭОР «Этот удивительный мир»
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями: окружающий мир, предметы и объекты живой и неживой природы.Задачи: Научить выделять признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их ...
Клубный час на тему: "Этот удивительный и неизученный мир - космос".
Занятие проводится в группе продлённого дня. Оно посвящено истории освоения космического пространства, знакомит с основоположниками космонавтики. В конце клубного часа ребята принимают участие в конку...
Клубный час на тему: "Этот удивительный и неизученный мир - космос".
Это занятие проводится в группе продлённого дня. Оно посвящено истории освоения космического пространства, основоположникам космонавтики. В конце занятия ребята принимают участие в конкурсах викторины...