Юный эколог. Программа кружка.
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа дополнительного образования детей. Кружок "Юный эколог". Направление : экологическое.Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_ekolog.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 п. Селижарово
Программа дополнительного образования детей.
« Юный эколог»
Направление: экологическое.
Срок реализации: 1 год.
Класс: 3 «в»
Составитель: Барсукова Н.В.
2012/2013 учебный год.
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база:
• Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
• Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г.
• № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
• Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
• Закон Тверской области «Об образовании».
• Устав школы.
• Локальные акты школы.
Назначение программы:
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Люди планеты столкнулись с целым рядом природных катастроф ( землетрясения, парниковый эффект и т.д.), вызванных их деятельностью и обеспокоены состоянием природы. Учащиеся должны понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места проживания, отдыха.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия:
программа рассчитана на учащихся 3класса общеобразовательной школы.
Объём часов, отпущенных на занятия:
Срок реализации программы – 1 год, занятия проводятся один раз в две недели.
Всего за год обучения – 17 часов.
Продолжительность одного занятия: 1 час.
Цели:
формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения
Задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Формы работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр ( малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Кружок работает в течение учебного года, один раз в две недели, всего 17 занятий. Продолжительность одного занятия – 45 мин. План. Программа кружка разработана для обучающихся 3 «в» класса.
Структура курса.
Раздел программы | Количество часов | УУД |
Экология леса | 3 | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы под руководством взрослых. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определять последовательность выполнения работы (проекта). Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. |
Экология рек. | 2 | Познавательные: осознанное и речевое высказывание собственного отношения к окружающему миру. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий. Коммуникативные: умение работать в группе; использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала. |
Растения и животные Тверской области. | 4 | Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий; умение работать в паре. |
Домашние животные. | 3 | Познавательные: умение наблюдать природу, анализировать, задавать вопросы об окружающем мире. Регулятивные: выполнять учебные действия в умственной форме. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Мой дом. | 5 | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что предстоит узнать, осуществлять поиск существенной информации ( из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) при выполнении заданий и подготовке проекта. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определять последовательность выполнения работы (проекта), учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. |
Тематическое планирование.
Дата | Кол-во часов | Раздел | Тема | Описание содержания |
14.09 | 1 | Экология леса. | Природа в наших ощущениях (звуки леса, голоса животных). Что такое экология. | Знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. |
28.09 | 1 | Экология леса. | Ситуации в поведении людей в природе (обсуждение ситуаций). | |
12.10 | 1 | Викторина «В мире животных» | Беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». | |
19.10 | 1 | Экология рек. | Экология рек (охрана, | Формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес, бережное отношение и заботу. |
загрязнение) Игра – путешествие «Подводное царство» | ||||
23.11 | 1 | Животные, обитающие в реках | Просмотр видеофильмов | |
0.12 | 1 | Растения и животные Тверской области. | Животные нашей области. | Знакомить детей с животными нашей области. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на их жизнь.). Развивать интерес к наблюдениям за животными. |
21.12 | 1 | Лекарственные растения нашей области. | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. | |
11.01 | 1 | Загадки, ребусы, стихи о растениях и животных. | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | |
25.01 | 1 | Охрана растений и животных. Красная книга. | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о растениях и животных с опорой на план, игра - имитация .Знакомство с Красной книгой Тверской области. | |
08.02 | 1 | Домашние животные | Домашние животные | Рассказ о своих питомцах, фотографии. |
22.02 | 1 | Игра-путешествие «Мы в ответе за тех, кого приручили» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | |
01.03 | 1 | Турнир всезнаек природы. | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | |
15.03 | 1 | Мой дом. | Акция «Создаём уют в школе» (посадка , полив комнатных растений) | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. |
05.04 | 1 | Устный экологический журнал «Земля – наш дом родной» | Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. | |
19.04 | 1 | Экология нашего посёлка (экскурсия). | Проблема бытового мусора (обсуждение, пути решения). | |
03.05 | 1 | Практическая работа | Участие в мероприятиях по уборке территории посёлка | |
17.05 | 1 | Итоговое. | Подведение итогов работы кружка. |
Ожидаемый результат.
1.Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными)
2.Проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам.
3.Помогать друг другу, бережно, доброжелательно относиться к природе, проявлять творчество.
Информационно-методическое обеспечение.
1. Художественная и научная литература.
2. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
для обучающихся 1 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный эколог"
Рабочая программа рассчитана на детей второго класса. Срок реализации - 1 год. Направление работы - культурологическое (экологическое)....
программа кружка "Юный эколог-краевед"
Программа кружка "Юный эколог-краевед"...
Программа кружка "Юный эколог"
Пояснительная записка,план практических занятий,......
Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополните...
Программа кружка Юный эколог
Жить в согласии с природой - необходимое условие сохранения цивилизации. Природу надо не безумно любить, а сознательно уважать....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа, календарно-тематическое планирование кружка "Юный эколог."
Рабочая программавнеурочная деятельность (социальное направление)кружок «Юный эколог» Срок реализации программы: 4 года.Возраст обучающихся 7-11 летКоличество часов: 270Составитель: П...