Смекалка - дороже богатства
классный час (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Третьякова Т.В.
(Алтайский край Россия
МКОУ Березовская СОШ
Tretuakova1972@mail.ru)
Смекалка дороже богатства
Цель:
Уточнить представления детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства.
Развивать у детей социальные навыки: общительность, способность к сотрудничеству, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от увиденного, прочувствованного, этические нормы.
Воспитывать доброту, отзывчивость, умение находить выход из сложной ситуации.
Оборудование:
Пособия для дидактических игр «Качества характера», «Соседи», «Сказочные загадки», мультимедиа. Мультфильм «Каша из топора»
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Учитель
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.
Старшая девочка:
По обычаям старинным
В платьях все ходили длинных
И гостей встречать умели
Своих нарядов не жалели
Медом, обнося хмельным
Низко кланяясь им
Пола чуть рукой касаясь
И приятно улыбаясь!
Учитель
Ну, что, Настенька, пора и нам встречать гостей.
Настя:
Гость войди!
Традиций не нарушим
И всегда чайку попьем
Всем известно русское радушье
Хлебосольство и открытый дом!
Учитель
Добрый вечер! И поклон вам
Ну что ж гости желанные:
Девочки и мальчики,
Парни и девчата,
Соседи и соседушки,
Если величать – так
На пороге встречать!
Настя:
А теперь милости просим в дом!
II. Установка на занятие.
Учитель:
Проходите, присаживайтесь.
Собрались, мы на беседу
Добрую да складную
И давайте вести её по правилам:
(Читаем правила занятия на стенде).
- Мир да согласие, взаимное уважение.
- Речью плавною, говорить по одному.
- Активное участие в беседе, играх.
- Вместо замечаний и похвал – метки хорошего и плохого поведения.
- Каждый сам дает себе оценку, опираясь на полученные метки.
III. Основная часть.
Учитель:
- Хотела я прочесть вам пословицу, да в ней исчезли почти все буквы. Так что придется произнести только ту часть, которая осталась.
******** –дороже богатства
Учитель:
- А что, ребята, давайте разгадаем недостающие буквы? А для этого сыграем в игру.
Игра «Сказочные загадки».
Ход проведения:
Учитель:
Вам необходимо отгадать загадки. Затем из первых букв, полученных слов, составить слово.
(Дети поочередно отгадывают загадки).
1. Транспортное средство передвижения Бабы – Яги в русских народных
сказках. (Ступа).
2. Как называется русская народная сказка о том, что доброту и вежливость
Настеньки никакой холод заморозить не может. (Морозко).
3. В сказках её иногда называют кумушкой. (Лиса).
4.. В русских народных сказках его зовут Бессмертным. (Кощей).
- Каким был цветок, который привез отец Настеньке? (Аленьким).
- Сестрица Иванушки в русской народной сказке. (Алёнушка).
7.Как звали героя русской народной сказки, который любил ездить на печи? (Емеля).
- Русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие? (Колобок).
Учитель:
- Какое слово получилось у нас?
Дети:
- Смекалка.
Учитель:
- Следовательно, пословица звучит:
Смекалка – дороже богатства
Учитель:
- А чтобы понять смысл этой пословицы, обратимся к сказке.
Ребята, а вы любите сказки?
(Ответы детей).
- И действительно, все люди на свете любят сказки. Волшебные, веселые и даже страшные, сказки всегда интересны. Читаешь или слушаешь, дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Скажите, пожалуйста, а что это за «урок» такой? Чему учит сказка?
(Ответы детей).
И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет: как поступить правильно, чтобы не попасть в глупое положение.
IV. Просмотр сказки.
Учитель:
Но всё это присказка,
А сказка будет впереди
Только слушай, да гляди.
Гасим свет и смотрим сказку «Каша из топора. Можно послушать фонограмму сказки, если нет другой возможности.
V. Обсуждение.
Учитель:
- Понравилась ли вам сказка?
- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете название сказки?
- Что в сказке сказочного, а что могло случиться в жизни?
- Кого выслеживают в сказке?
- Что же такое смекалка? Как она помогла солдату?
- Какой урок, совет дан в сказке?
(Дети размышляют и пытаются свои выводы обосновать).
Учитель:
- Сказка учит поступать по-доброму, быть приветливым, чтобы не попасть в глупое положение. Стараться находить выход из сложной ситуации, быть сообразительным и находчивым.
VI. Закрепление.
Учитель:
А теперь разделимся на группы. Для этого я раздаю всем буквы разного цвета. У тех, кого буквы одинакового цвета, объединяются возле стола соответствующего цвета.
(в итоге, получаются две равные по силам группы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей)
Игра «Качества характера».
Цель:
Закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое парение, как жить, что в поступках, желаниях героев сказок раскрываются разные качества человека.
Раздаточный материал:
Наборное полотно с персонажами сказки, набор карточек с разными качествами человека – терпение, злость, приветливость, хитрость, находчивость, самолюбие, приветливость и т.д., набор пословиц: «Как не хитри, все выйдет наружу», «Скупой запирает крепко, да потчует крепко» «На вид простак, а в душе хитряк». «Скупой из блохи голенища кроет», «У него и зимой снега не выпросишь», «Если сила не возьмет, смекалка выручит», «Ум и смекалка, что брат и сестра», «Догадка не хуже разума», «Не красив парень, да находчив» и др.
Ход игры:
Учитель:
Молодцы! Все качества объяснили правильно.
Ребята, скажите, а какими должны быть гостеприимные хозяева?
(Ответы детей).
Учитель:
И в правду на Руси гостей почитали. В старину было принято дверей в домах не запирать. Двери «держали» на веревочке. Подойдет человек к дому, дёрнет за веревочку, дверь и откроется. Гостя приглашали в дом, садили на самое почетное место, беседу вели и угощали всем, что найдется в доме. Говорил хозяин хозяйке: «Всё, что есть в печи, на стол неси». И даже, если в доме был только хлеб и вода, все равно полагалось поделиться с гостем. Поэтому и повелось, что русские люди отличаются широтой души и хлебосольством.
А теперь следующее задание:
Игра «Соседи».
Цель:
Учить детей выражать свое отношение к поступкам товарищей, оценивать их качества.
Развивать наблюдательность и внимание к ближним.
Раздаточный материал:
Бумажный макет дивана, бумажные фигурки членов семьи.
Ход игры:
У нас в игровой стоит большой диван, на нем умещается почти вся наша семья. А теперь посмотрите: здесь на бумаге тоже нарисован диван, на сиденьях которого имеются прорези, а вот здесь лежат бумажные фигурки, которые изображают всех членов нашей семьи. Предлагаю вам «посадить» себя и всех, как бы вы хотели.
(Дети размещают фигурки и объясняют, почему они именно этих «детей» поместили рядом с собой).
Учитель:
Вижу, что хозяева вы хорошие. Всем в вашем доме нашлось место.
Скажите, ребята, а в гостях мы, как должны себя вести?
(Ответы детей).
Учитель:
Да, важно быть вежливыми, внимательными, уметь поддержать разговор. А главное уметь поблагодарить, похвалить хозяев за гостеприимство.
А теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и поиграем в игру.
Игра «Похвала по кругу».
Цель:
Побуждать к доброжелательным отношениям, к осознанию своего поведения.
Ход игры:
Все по очереди говорим, что- то хорошее о своем соседе. Тот благодарит, соглашается или добавляет о себе то, что ему покажется важным.
(После игры, важно задать детям следующие вопросы):
- Что они ожидали, когда вежливо обращались с соседями?
- Что было труднее: сказать похвалу, или ждать, что о тебе скажут?
Учитель:
А я из этой игры вынесла то, что нужно стараться поступить в жизни так, чтобы людям было, за что тебя поблагодарить.
VII. Итог занятия.
Вот и заканчивается наше занятие. И мне бы хотелось задать вам еще несколько вопросов:
Учитель:
- Что вам больше всего понравилось во время занятия?
- Какова мораль или урок сказки «Каша из топора»?
(Ответы детей).
Учитель:
Вы правы, поступать нужно по – доброму, чтобы не попасть в глупое положение, как старуха. Потому, что русскому человеку присущи широта души, открытость, хлебосольство, умение находить выход из любой ситуации. Спасибо вам, дорогие ребята, за ваши ответы и рассуждения. Они меня порадовали. И работали вы по правилам. Давайте оценим своё поведение на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАЗДНИК «ДРУЖБА И БРАТСТВО – ДОРОЖЕ БОГАТСТВА».
Праздник дружбы для учащихся 2-х классов проводится с привлечением учащихся 5-х, 6-х классов. Учащиеся 5-х и 6-х классов готовят для второклассников мини-спектакль "Сказка о дружбе"....
Презентация по окружающему миру "Здоровье дороже богатства"
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме: "Если хочешь быть здоров"...
ПРАЗДНИК «ДРУЖБА И БРАТСТВО – ДОРОЖЕ БОГАТСТВА».
ПРАЗДНИК «ДРУЖБА И БРАТСТВО – ДОРОЖЕ БОГАТСТВА»....
Классный час на тему "Здоровье дороже богатства"
Классный час на тему "Здоровье" очень актуален и всегда востребован. Проводила его в 2 этапа, плюс подготовительная работа, дети участвовали с удовольствием, составляя свои рецепты здоровь...
Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе.
Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе....
"Дружба дороже богатства"
разработанное внеклассное мероприятие на тему о дружбе для 3 класса,...
Конспект внеклассного мероприятия "Здоровье дороже богатства" для 2 класса
В данном конспекте представлен материал по проведению внеклассного мероприятия с учащимися 2 класса и их родителями, носит здоровье сберегающую направленность, содержит элементы пропаганды ЗОЖ ср...