«Воспитание творческих способностей младших школьников»
материал (3 класс) на тему

.

Одним из главных приоритетов современного образования является развитие  творческой способности младшего школьника.

 

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики

 

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_vospitanie_.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ Табагинская средняя общеобразовательная школа

Тема:

«Воспитание творческих способностей  младших школьников»

                                                           Замостина Людмила Васильевна

                                                           учитель начальных классов

                                                           Юсупова Захира Лотфулловна

                                                           учитель начальных классов

                                                г.Якутск 2014г

Тема: «Воспитание творческих способностей  младших школьников»

Введение к работе.

Актуальность темы:

 Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного российского общества ставят перед школой одну из приоритетных задач - формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески

.

Одним из главных приоритетов современного образования является развитие  творческой способности младшего школьника.

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.

 «Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место,

      где он может пережить радость достижения,

      почувствовать себя победителем».

                 Уильям Глассер

До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент.

В три года происходит становление словесных форм воображения.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение носит активный характер .

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной деятельности, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.

 Изучением проблемы творческих способностей и творческой активности занимались и занимаются многие педагоги, психологи: Л.С.Выготский, А.М.Матюшкин, Г.И.Щукина, Ф.Я.Байков, М.И.Бойцов, А.И.Денисов, Н.А.Ковина, Л.С.Беляева, Х.Х.Габраль, Л.Л.Литвиненко, В.В.Мерцалова, А.Н.Леонтьев, М.Н.Скаткин, Я.И.Пономарев, Т.И.Шамова и другие.

Ученые выделяют три уровня активности:

- репродуктивно-подражательная активность, при которой опыт деятельности обучаемого накапливается через опыт учителя;

- поисково-исполнительская активность, при которой ребенок самостоятельно занимается поиском средств решения предложенной ему задачи;

 -творческая активность как высший уровень активности, при которой задача ставится учащимся, а для ее решения учеником самостоятельно избираются новые, оригинальные пути.

На всех уровнях происходит формирование и  развитие творческих способностей младших школьников.

Решение проблемы развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе  образования требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) с целью их индивидуализации. Стратегическим направлением активизации обучения должно стать не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, поиск педагогических средств, направленных на включение учащихся в процесс обучения на уровне творческой активности.

 Одной из основных задач современного образования  является развитие личности на основе ее внутреннего потенциала, который выступает в качестве предпосылки для самовыражения, самореализации растущего человека.

 Отечественные педагоги доказывают значимость развития творческих способностей учащихся для всестороннего гармоничного развития личности.

 Ученые считают, что постижение школьниками системы научных знаний должно происходить в процессе творческой деятельности.

 Установлено, что для формирования творческой личности является младший школьный возраст, так как начало систематического обучения может стать началом целенаправленного развития творческого потенциала учащихся.( СЛАЙДЫ  ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ)

 У детей идет наиболее активное усвоение способов деятельности, в том числе и творческих, требующих собственной активности, предполагающих нахождение не только проверенных чужим опытом, но и нестандартных собственных решений предложенных задач.  (СЛАЙДЫ   РАБОТА В ГРУППАХ)

 Активное и успешное осуществление учебной деятельности приводит к перестройке психических процессов, развитию познавательных интересов, раскрытию интеллектуального и физического потенциалов школьников, к позитивным изменениям в личности ребенка.

СЛАЙДЫ    КОЛЛАЖ

Одним из способов активизации творческого потенциала младших школьников является  организация проектно-исследовательской  деятельности  учащихся

Эстетическое общественное осознание, выражающееся в форме искусства, оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности, расширяет ее кругозор, порождает многообразные и сложные переживания, стимулируют общественно полезную деятельность, укрепляют веру в убеждения ( СЛАЙДЫ   ХОР)

Организация системы воспитательного воздействия должна основываться на принципе комплексного подхода, при котором различные виды учебной деятельности взаимодействуют между собой, комплексно оказывают влияние на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании математики и моделирования, труда, развития речи и чтения, изобразительного искусства и музыки.

(СЛАЙДЫ       ХОР)

 

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.        

        Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.         Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.  

(СЛАЙДЫ  ДЕТИ И РОДИТЕЛИ)

Основные принципы  – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

•    вести устный диалог на заданную тему;

•    участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

•    участвовать в работе конференций, чтений.

•    участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.          

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

              Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

•    Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

•    Целеполагать (ставить и удерживать цели);

•    Планировать (составлять план своей деятельности);

•    Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

•    Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

•    Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание творческой личности школьников в условиях коллективной деятельности.»

В условиях современной школы цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя – создание условий для разностороннего развития  самоактуализирующейся личности школьник...

Воспитание творческой личности младшего школьника на основе здоровьесберегающих технологий в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Сегодня одной из приоритетных задач образования становится укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адек...

Выступление на научно-практической конференции "Воспитание социально-активной творческой личности школьника через включение в проектную деятельность"

Материал содержит выступление и презентацию на научно-практической конференции педагогов по теме - Проектная деятельность....

Воспитание творческих способностей младших школьников

Теоретический материал для выступления на ШМО начальных классов...

доклад на МО "Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ       Творческ...

Формирование экологического воспитания у младших школьников через творческую деятельность

Творческая деятельность являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников....