Программа по нравственному воспитанию
рабочая программа по теме
Во все времена нравственное воспитание было для воспитателей делом чрезвычайно энергоемким, требующим большой духовной самоотдачи. На воспитание и развитие младших школьников большое влияние оказывает личность учителя, влияние родителей и взрослых.
Проблема нравственного развития младших школьников является актуальной на сегодняшний день; нравственное воспитание должно быть в центре воспитательной деятельности школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstv.vospit.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы по нравственному воспитанию «Мир детства»
для младших школьников (1 – 4)
'' Человек есть то, что он сам из себя делает''.
Пояснительная записка к программе.
Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовательных учреждениях, вызывают необходимость осмысления проблемы воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств как одной из самых актуальных.
Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности в жизнедеятельности людей, поскольку налицо нравственное неблагополучие в общественной и школьной среде.
Чтобы школа сегодня как социальный организм могла стать для ребёнка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в её педагогическую канву должна быть заложена нравственно-этическая система, которая цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную деятельность, перемену как продуманную организацию межурочного пространства, внеурочную деятельность.
Ещё В.А. Сухомлинский писал о том, что возраст младшего школьника – это тот фундамент, на котором строится здание нравственной личности, а ее эстетическим идеалом, лежащим в основе патриотического чувства, является образ Родины. Нравственное развитие младших школьников отличается императивными (повелительными) элементами (указаниями, советами, требованиями учителя). Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. Они также остро реагируют на поведение товарищей: не замечают собственные недочёты. Поступки носят подражательный характер. Основные функции личной нравственности – в содержательном наполнении, регулировании, совершенствовании отношений индивида к важнейшим сторонам действительности: другим людям, самому себе, различным видам деятельности, общественным интересам, природе, мировоззрению, смыслу жизни. Важно развивать нравственное сознание ребят, обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. Нужно умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения.
Во все времена нравственное воспитание было для воспитателей делом чрезвычайно энергоемким, требующим большой духовной самоотдачи. На воспитание и развитие младших школьников большое влияние оказывает личность учителя, влияние родителей и взрослых. Родители, учителя и общество в целом должны знать о результатах воспитания, успешности своих усилий и вовремя корректировать свою деятельность.
Таким образом, проблема нравственного развития младших школьников является актуальной на сегодняшний день; нравственное воспитание должно быть в центре воспитательной деятельности школы.
Цель программы: создание единого воспитательного пространства, направленного на развитие личности каждого ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование нового сознания.
Задачи воспитания:
1. Сформировать в каждом ребёнке общечеловеческие ценности добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
2. Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.
3. Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
4. Не приспособить индивида к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца.
5. Сформировать культуру общения.
6. Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
7. Приобщить воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.
Основные принципы воспитательной работы:
— природосообразности воспитания — отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой среде развития. Воспитание осуществляется в соответствии с законами развития детского организма, учитывает особенности физического развития, состояния здоровья ребенка, создает условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении, игре, познании, общении с людьми и природой, в творчестве, обеспечивает нормальную преемственность этапов детского развития;
— кулътуросообразности воспитания — «образование и культура как среда, растящая и питающая личность» (П. Флоренский), отношение между воспитанием и ребенком как человеком гуманитарной культуры.
— индивидуально-личностный подход — этот принцип определяет положение ребенка в образовательном процессе, означает признание его активным субъектом учебно-воспитательного процесса.
— принцип ценностно-смысловой направленности воспитания — создание условий для обретения каждым обучающимся смысла своего учения и жизни.
— принцип самоценности ребенка и детства, первичности прав ребенка.
— принцип диалога с ребенком и его прощения.
— принцип вовлечения ребенка в активное творчество и поддержки успешности ребенка.
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Разработана для обучающихся 1 – 4 классов и рассчитана на четыре года.
Формы организации воспитания:
- Классные часы.
- Разнообразные творческие работы и исследовательская деятельность школьников.
- Деловая, ролевая игра.
- Пятиминутки рефлексии.
- Беседы.
- КВН.
- Праздничные массовые мероприятия.
- Интеллектуальные марафоны.
- Встречи с интересными людьми.
- Соревнования
- Конкурсы.
- Викторины.
- Эстафеты творческих дел.
Прогнозируемый результат воспитания – нравственный человек – личность, способная принимать решение в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, перед окружающими его людьми, своей страной и человечеством.
Программа состоит из четырёх шагов:
I шаг – 1 класс «Дом, в котором мы живём»
II шаг – 2 класс «Как прекрасен этот мир»
III шаг – 3 класс «Вместе дружная семья»
IV шаг – 4 класс «Культура поведения»
Приоритетные направления воспитательной работы
в рамках программы «Мир Детства».
- «Здоровый образ жизни» - цель которого, организация здоровой окружающей среды воспитания, воспитание привычки к здоровому образу жизни, физического развития детей, изучение правил гигиены и здорового образа жизни, этических норм и т.п.;
- «Школа вежливости и человечности» - цель которого, воспитание уважительного отношения к родителям, взрослым, развитие у детей культуры взаимоотношений, формирование ценных качеств и привычек поведения;
- «Радость познания» - цели этого направлении - воспитание интереса к книге, как к средству познания мира и самих себя, формирование интеллектуального потенциала на основе разнообразной творческой деятельности, приобретение знаний как условия нормальной жизнедеятельности;
- «Истоки» - цель которого, широкая организация краеведческой, исследовательской работы, воспитание учащихся на традициях малой родины, формирование ценностного отношения к традиционным семейным традициям, быть уважительным к старшим;
- «Природа наш дом» - цель которого, формирование экологического сознания, культуры отношений с природой, умений видеть и устанавливать причинно-следственные связи в природе, между природой и обществом, прогнозировать последствия своего поведения в природе, умения осуществлять анализ и оценку своего поведения других людей по отношению к природе с позиции экологической целесообразности и нравственных норм.
- «Труд на радость себе и людям» - цель которого, формирование социальных мотивов труда, воспитание умений сотрудничать, справедливо распределить общую работу, стремление помогать окружающим людям.
- «В гармонии с природой и искусством» - цель которого способствовать формированию у младших школьников эстетической культуры, помочь приобщению детей к миру прекрасного, повышение общей культуры, воспитание активной жизненной позиции, развитие творческих способностей детей.
Прогнозируемые результаты I шага:
- устойчивые положительные результаты обучения и воспитания;
- приобщение к истории и культуре своего народа;
- формирование нравственных понятий;
- установление оптимальных взаимоотношений учитель-ученик.
Прогнозируемые результаты II шага:
- создание благоприятного психологического климата в коллективе;
- формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;
- воспитание уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни;
- активное участие родителей в жизни класса и школы;
- укрепление физического и духовного здоровья.
Прогнозируемые результаты III шага:
- знание правил доброты;
- воспитание общечеловеческих моральных норм;
- расширение общего кругозора;
- воспитание любви к малой Родине, своему народу;
- формирование навыков ЗОЖ.
Прогнозируемые результаты IV шага:
- испытание патриотических чувств;
- развитие интеллекта;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- развитие национального самосознания;
- наиболее продуктивное взаимодействие родителей, классного руководителя, школы.
В процессе работы по данной программе создаются условия для реализации:
- положительной оценки программы со стороны администрации школы, коллег, родителей, учащихся;
- привлечения к работе учреждений дополнительного образования, городского краеведческого музея, Драматического театра, социальных институтов.
Воспитательная программа построена с учетом основных позиций стратегии развития воспитания подрастающего поколения, определенных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ "Об образовании", Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Конвенции о правах ребёнка.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Содержание программы «Мир Детства».
I шаг «Дом, в котором мы живём»
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Форма проведения |
«Здоровый образ жизни» | Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, умение владеть своим телом, уважение к себе. | Твой режим дня. Друзья Мойдодыра. День Здоровья. Спорт – это жизнь! Юный пешеход. | беседа весёлые старты спортивный праздник конкурс рисунков викторина по ПДД |
«Школа вежливости и человечности» | Формирование и развитие этических норм поведения. | Праздник вежливости Книга Дружбы Эстафета вежливых мальчишек Давайте жить дружно! | игра Конкурс рисунков КВН литературный карнавал |
«Радость познания» | Создание условий для расширения полученных знаний детей и их самосовершенствования. | Тайны вокруг нас. Что? Где? Когда? У книжной полки Я – ученик. Ты – ученик. | КТД викторина конкурс анкетирование праздник знаний |
«Истоки» | Воспитывать любовь к дому, родителям, близким. | Час семейного чтения. Как воспитывать у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе. Посиделки. Хлеб всему голова. Любить свой город – значит быть ему полезным. | викторина родительская конференция семейный праздник экскурсия на хлебозавод благотворительная акция, классный час |
«Природа наш дом» | Формировать у детей экологическое сознание. | Мой дом – Земля! Маленькая страна У леса на опушке. Пожары. Корпорация монстров. | анкетирование экологическая акция экскурсия познавательная игра КВН |
«Труд на радость себе и людям» | Формирование навыков активной трудовой деятельности. | Уход за одеждой. Праздничный сюрприз. Фабрика. Все работы хороши… Трудиться – это почётно! | практическое занятие операция ролевая игра конкурсная программа диспут для родителей |
«В гармонии с природой и искусством» | Развивать в детях умение видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её. | Мультакадемия. Пустите сказку на порог. Город будущего. Моё хобби. Эстафета – ромашка. Листая школьный календарь. | игра рождественские встречи экскурсия по родному городу праздник в ДПК «Буревестник» ролевая игра отчетный концерт для родителей |
II шаг «Как прекрасен этот мир»
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Форма проведения |
«Здоровый образ жизни» | Формирование у ребёнка понимания значимости физической силы тела и здоровья. | Поляна силачей. О вреде табачного дыма. Спорт в нашем городе. День Олимпионика. | спортивный праздник беседа викторина спортивная эстафета |
«Школа вежливости и человечности» | Развивать отношения сотворчества, творческой самореализации. | Живая газета Радость людям Опять – 25! Спешите делать добро! Азбука вежливости Ералаш | конференция родителей и детей операция вежливые 5 минут благотворительная акция викторина КВН |
«Радость познания» | Повышение уровня мотивации получения нового знания. | Экспресс дружбы В гостях у Самоделкина Аукцион знаний От А до Я Поле чудес | игра-путешествие праздник знаний викторина диспут КВН |
«Истоки» | Формирование представлений о ценности семьи, традиционных семейных отношений, ценностного отношения к матери. | Волшебный мир предков. Моя семья. С чего начинается Родина. Самое дорогое слово «мама». Народов дружная семья. | исследовательская работа час общения игра- путешествие по родному краю родительский лекторий семейный праздник |
«Природа наш дом» | Формирование гуманной личности, гуманного отношения к окружающему миру. | Загрязнение планеты. В гостях у пернатых. Книжкины именины. Природа и дети. Однажды в осеннем саду… | экологический спектакль познавательная игра благотворительная акция родительское собрание конкурс рисунков |
«Труд на радость себе и людям» | Формирование сознания, что труд – это средство сплочения коллектива, сознательной дисциплины, проявления творческой активности. | Подарок далёким друзьям. Книжкина больница. Вперёд, мальчишки и девчонки! Кто больше знает о профессии. Кем я буду? | ярмарка операция КВН по профессиям круглый стол конкурс рисунков |
«В гармонии с природой и искусством» | Способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей. |
III шаг «Вместе дружная семья»
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Форма проведения |
«Здоровый образ жизни» | Формирование навыков гигиенических норм и духовно – нравственного здоровья. | Рыцарский турнир. Здоровье и болезнь. Игры наших бабушек. «Нет»- вредным привычкам! Олимпийцы, на старт! | спортивный праздник марафон акция конкурс рисунков викторина |
«Школа вежливости и человечности» | Формирование положительного восприятия внешней и внутренней красоты. | Эхо Если бы я был волшебником… Рыцарский турнир вежливости Что такое хорошо и что такое плохо Ярмарка народной мудрости | акция вежливых слов этическое занятие КВН брейн-ринг родительское собрание |
«Радость познания» | Формировать у детей учебную мотивацию. | Эврика! Необычное путешествие на волшебном экспрессе. Занимательная ярмарка. Здравствуй, инопланетянин! Как повысить интеллектуальный уровень ребёнка? | выставка юных изобретателей познавательная игра праздник для любознательных игра родительское собрание |
«Истоки» | Формирование у детей духовно – нравственных ценностей через семейное воспитание. | Край родной на век любимый. Красота семьи. Деревенские посиделки татарского народа. Символы моей семьи. Роль отца в семье. Ветеран. | конкурс рисунков устный журнал конкурсная программа исследовательская работа (герб семьи) родительский лекторий акция |
«Природа наш дом» | Способствовать взаимодействию человека с окружающей средой. | Спасение цветочного города. Судьба Земли – наша судьба! Солнышко в ладошке. Очумелые ручки. Значение игры в воспитании у детей интереса к природе. | конкурсная программа агитбригада викторина о комнатных растениях выставка творческих работ круглый стол для родителей |
«Труд на радость себе и людям» | Повышать творческое мастерство и содействовать профессиональной ориентации учащихся. | Операция Забота. Что сделано своими руками? Откуда что берётся? Профессии наших родителей. Трудовое воспитание в семье. | КТД Выставка поделок. викторина фотомонтаж родительский лекторий |
«В гармонии с природой и искусством» | Развивать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни. | Алло, мы ищем таланты! Фольклорный праздник. Друзья в жизни ребёнка. Мой рисунок самый лучший, потому что… Вот и стали мы на год взрослей… | концерт конкурсная программа родительский лекторий защита рисунков чаепитие |
IV шаг «Культура поведения»
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Форма проведения |
«Здоровый образ жизни» | Воспитывать личностную рефлексию обучающихся. | Нет наркотикам! Снежная Олимпиада Весёлая спартакиада Путешествие в страну Спортландию. Гармоничное развитие – здоровая психика. Эх, ты удаль молодецкая! | конкурс плакатов эстафета спортивный праздник познавательная игра родительское собрание семейный спортивный праздник |
«Школа вежливости и человечности» | Воспитание целостного представления о системе ценностей. | Служба доверия. Кого я могу назвать своим другом? Вежливая улица. Береги честь смолоду. Когда мои друзья со мной. Быть среди людей. | круглый стол родителей, детей, учителей час общения викторина операция конкурс рисунков родительское собрание |
«Радость познания» | Формировать представление о ценности знания, о единстве знания и морали. | Открытие! Тайное становится явным. Конкурс весёлых сказочников. Интересное рядом. Обо всём и для всех. Полёт в звёздный мир. | конференция, проектная деятельность игра викторина родительская конференция КВН праздник знаний |
«Истоки» | Воспитание существенных сторон культуры, ориентированных на реализацию идеи сотрудничества родителей, детей, школы. | Моя родословная. Семейные традиции. Зачем их сохранять? Память. Семь наших Я. Панорама добрых дел. Герои города. Королевство Доброты. | проектная деятельность, конференция родительский лекторий литературно-музыкальная композиция конкурс рисунков ролевая игра викторина семейная викторина к Дню матери |
«Природа наш дом» | Воспитание неравнодушного человека к красоте природы, практически способного к природоохранительным действиям. | Праздник времени года. Цвети, Земля! Кто в лесу живёт, что в лесу растёт. Неизведанная планета. Живая природа – это удивительный, многогранный мир. Этот сказочный мир природы. | праздник проектная деятельность игра – путешествие по лесным тропам конкурсная программа родительский практикум конкурс плакатов |
«Труд на радость себе и людям» | Ориентировать детей на творческое трудовое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности. | Снежная сказка. Золотые руки. Страна Умелия. Что такое мир вещей? Здоровье и выбор профессии. | трудовой десант ярмарка КВН познавательная игра родительское собрание |
«В гармонии с природой и искусством» | Средствами предметов художественно-эстетеического цикла формировать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте. | Музыкальная азбука. Конкурс Мюнхгаузенов. Фантазирование и ложь. Скажи солнцу «Да!» | познавательная игра концерт – молния. диспут для родителей поэтический конкурс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...