Образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Мы и окружающий мир".
методическая разработка (3 класс) по теме

Крашенинникова Светлана Александровна

В образовательную программу внеурочной деятельности по духовно-нравстенному направлению "Мы и окружающий мир", входят пояснительная записка и название тем, количество часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Рассмотрено

Руководитель МО учителей начальных классов __________/Крашенинникова С.А./

Протокол №_________________

от «___» _______________2013 г

Согласовано

   Заместитель  директора по УР

 _________/Рахматуллина Г И./                        

 «___» _______________2013 г

               Утверждаю

Директор школы

__________/Махмутов А .Ф./

Приказ №________________

от «___» ___________2013 г

 

 

                                ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Мы и окружающий мир»

Программа разработана на основе Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

 Рассмотрено на заседании

                                                                                   педагогического совета

                                                                                      протокол №_________от

                                                                                               «___» ___________2013г.

                                     

                                         

                                                2013 -2014 учебный год

Пояснительная записка.

Все мы – дети природы. Беречь природу и учиться у неё гармонии следует каждому человеку. К сожалению, на современном этапе развития России обострилась экологическая ситуация в стране. Всё большую опасность приобретает неумеренный сбор красивоцветущих и лекарственных растений, уменьшается количество животных из-за браконьерства и других причин, приходят в экологический упадок красивые места, где проходят туристические тропы. Отсюда вытекает проблема: изменение сознания людей о ценности природы и её сохранности.

Духовно-нравственное воспитание детей является одним  из приоритетных направлений содержания  начального образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Ключевые идеи  его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерных программах  воспитания и социализации младших  школьников.  Согласно данным документам, под духовно-нравственным развитием личности  понимается «процесс последовательного расширения  и укрепления ценностно-смысловой сферы  личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе  общепринятых моральных норм  и нравственных идеалов»

В Концепции определяется система базовых национальных ценностей, составляющих основу  духовно-нравственного развития  младших школьников: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиции российской религии, природа, человечество. В соответствии с этими ценностями проектируются задачи и  ведущие направления  воспитательного процесса в начальной школе.

Задачи      воспитания      младших школьников формулируются в системах  «Личность»,  «Общество» и  «Государство». В системе развития личности    особое   внимание  придаётся формированию  готовности и  способности ребёнка к духовному развитию, индивидуально-ответственному поведению; в системе общественных отношений делается акцент  на  воспитании социальной активности, гражданственности и патриотизма;  в системе государственных отношений особое значение имеет  формирование  и  развитие социальной активности личности. Реализация  рассмотренных задач обусловливает комплексный подход к содержанию воспитательного процесса в начальной  школе, связывающий воедино гражданское и патриотическое, трудовое,  умственное, экологическое, эстетическое воспитание, воспитание культуры  здорового образа жизни, что  должно привести к достижению личностных результатов начального образования: «сформированных ценностных ориентаций выпускников начальной школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции,  мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества». Духовно-нравственное воспитание младших школьников необходимо осуществлять в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности детей.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.

Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией  идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня  прошедшие красной нитью через педагогические учения нескольких столетий идеи  природо- и культуроспособности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса. (Я.А. Коменский,  Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие).

Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с  внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и  практических навыков экологической деятельности. В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей, прежде всего, природной средой. Данный опыт и теоретические подходы принадлежат В.А. Сухомлинскому. Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что природа  сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в  фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Созданная им «книга природы» - своего рода программа развития младших школьников в процессе организованного взаимодействия с природной средой. Педагог включает детей в разнообразную деятельность, наблюдение явлений природы. В процессе организованного взаимодействия детей с природой В.А. Сухомлинский решает комплекс педагогических задач: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое, физическое развитие и оздоровление детей. Природа помогает ему воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим.  Один из методологических принципов педагогической системы   В.А. Сухомлинского четко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом».

Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; воспитание чувства добра, долга, любви к Отечеству, чести, красоты, справедливости и т.д.;
  • развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости). [3]

Для реализации задач экологического воспитания через нравственное состояние ребёнка  используют  следующие методы, формы и методические приёмы обучения:

  • стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, использование на уроках сюжетно-ролевых игр, бесед и т.д;
  • развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; использование методов, обеспечивающих формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;
  • формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания - проблемный подход к процессу обучения (наблюдение, исследование);
  • вовлечение учащихся и их родителей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (конференции, вечера, проекты, стенгазеты, буклеты, подборка фотографий на тему).

Формирование экологических понятий у младших школьников лучше  осуществлять при помощи заданий, которые имеют экологическую направленность. Такие задания раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

В  экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Главную роль  в духовно-нравственном развитии  играет  учитель и  та  обстановка, в которой находится ученик. Недаром Л.С.  Выготский сравнивает учителя  с садовником, который «был  бы безумен,  если   бы  хотел влиять  на рост   растения,  прямо  вытаскивая его руками из земли, так  и педагог оказался бы в противоречии с природой  воспитания, если  бы  силился непосредственно воздействовать на ребёнка. Но садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность, изменяя расположение соседних растений, подбирая почву  и примешивая удобрения,  т.е.   опять-таки  косвенно,  через   соответствующие  изменения  среды. Так  и педагог, изменяя среду,      воспитывает      ребёнка» 

Духовно-нравственное воспитание возможно только в том случае, если  ученик будет видеть перед  собой достойный образ учителя, который может стать  для него примером и которому он захочет подражать. Неслучайно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что «никакие воспитательные программы не будут  эффективны, если  педагог не являет собой всегда  главный для  обучающихся пример нравственного и гражданского    личностного   поведения»,    что «нравственность учителя,  моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности  и  жизни, его  отношение к своему  педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет первостепенное значение для  духовно-нравственного развития  и  воспитания»  подрастающего поколения

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего школьного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.

Актуальность программы

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В

 этот период закладываются основы личностной культуры. Ребёнок учится правильно относиться к объектам природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Опыт показывает, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Под экологической культурой понимают  целостную систему, включающую ряд элементов:

- систему экологических знаний

- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма)

- культуру экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Таким образом, идея создания программы «Мы и окружающий мир» возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга в классах. Думаю, что данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком, как таблица умножения.

Цель  программы

Формирование осознанного бережного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры)

-углубление экологических знаний обучающихся;

-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;

-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.

Задачи программы

- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, решать практические задачи

- расширять экологические представления младших школьников

- воспитывать у детей ответственное отношение к природе, понимание законов природы

- прививать любовь к природе, желание о ней заботиться

- ознакомить школьников с многообразием живой природы, последствиями неразумного вмешательства человека

- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение)

- формировать готовность к социальному взаимодействию, коммуникативную компетентность

Связь содержания программы с учебными предметами:

При проведении занятий прослеживается взаимосвязь с такими предметами, как окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология, математика

Основные принципы построения программы.

Принцип систематичности. Программа выстроена на материале, предусматривающим переход от простого к сложному, знакомя с основными принципами взаимосвязи в системе «природа – общество»

Принцип осмысленного отношения к миру. Сообщаемые знания должны сделать ребёнка сознательным участником, исследователем важнейших жизненных процессов.

Принцип гуманизма. Идея гуманизма включает в себя систему воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление  всех его способностей.

Особенности реализации программы:

Форма:

-организация походов, экскурсий

-проведение бесед по охране здоровья

-участие в выставках детского творчества

-проведение субботников

-работа на пришкольном участке

-разведение комнатных растений

-акции «Спаси дерево», «Покорми птиц», «Сделай скворечник»

 Режим( во второй половине дня) и место проведения занятий (классная комната, территория школы)

Место проведения занятий

Оборудование классной комнаты

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский  

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).

Настенные полки для вывешивания иллюстративного материала.

Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных композиций) на выставках.

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и т.д.).

Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)

Наборы кукол в традиционных костюмах народов России.

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.

Виды деятельности

- экскурсии

- походы

- поездки

- конкурсы

- практические работы

- участие в экологических акциях

Условия реализации программы:

  1. Программа рассчитана на возраст 7-10 лет
  2. Количество часов и их место в учебном плане

Занятия  по программе проводятся 1 раз в неделю (вторник- 13.00, среда -13.00)

Методы работы

Предлагаемая форма занятий – внеаудиторная, успешно обеспечивает решение поставленных задач, так как опирается на системно – деятельный подход. На каждом занятии организуется:

  - распознавание природных объектов и их практическое исследование

- моделирование объектов и явлений окружающего мира

- эколого-этическая деятельность, связанная с освоением культуры отношения к окружающему миру.

     Учащиеся являются активными участниками исследовательской деятельности, в ходе которой происходит восприятие изучаемых объектов без посредников. Приобретаемые таким способом знания содержат яркие, реалистические образы: запахи, звуки, внешний вид, тактильные ощущения. Внеаудиторные уроки усиливают развитие эмоционального мира учащихся и личностную значимость обучения. И в этом случае приобретённые знания будут содействовать изменению отношения учащихся к окружающему миру.

Для реализации программы предлагаются следующие формы:

индивидуальная, в парах, групповая

 и методы: 

1.По источнику передачи и восприятия учебной информации:

  • Наглядный
  • Словесный
  • Практический

2.По степени самостоятельности и активности мышления школьников

  • Частично-поисковый
  • Исследовательский

Наглядный метод используется во время

-чтения педагогом рассказов

- проведения экскурсий

-показа сказок детьми

- проведения дидактических игр

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

-чтения стихотворений детьми, учителем

- проведения бесед

- ответов на вопросы педагога, детей

- проведения разнообразных игр(малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.)

- сообщения дополнительного материала учителем

-рассматривания наглядного материала

-рассказов учащихся по схемам, иллюстрациям

- разбора житейских ситуаций

- проведения конкурсов и викторин

Практический метод используется, когда необходимо:

-провести игру

- организовать постановку сказки

- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий

- провести экскурсию различной направленности

   Частично-поисковый и исследовательский методы применяются тогда, когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно выполнить отдельные этапы исследования, проявить своё творчество и сделать выводы

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, составление памяток.

Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели Экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних домашних заданий

Образовательные технологии:

-технология проектного обучения

- игровые технологии

- технология здоровьесбережения

- технология развития критического мышления

-технология уровневой дифференциации

- технология исследовательской деятельности

-икт  технология

Планируемые результаты изучения курса.

Учащиеся должны знать:

-основы экологической культуры

- основные признаки времён года

- значение природы в жизни человека

- правила поведения в природе

-профессии своих родителей

- растительный и животный мир своего края и охраняемые виды животных и растений

Учащиеся должны уметь:

- различать объекты живой и неживой природы и объекты, не относящиеся к природе

- различать изученные виды растений и животных

- ухаживать за комнатными растениями

- ухаживать за домашними животными

- подкармливать птиц, сделать простейшие кормушки

- выполнять правила поведения в природе и при обращении с живыми объектами

- выполнять правила техники безопасности

- проводить поисковую и исследовательскую деятельность

В результате освоения программы курса «Мы и окружающий мир» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;

  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  • освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  • формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

  • ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

  • познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;

  • трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;

  • эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

  • сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.

Базовые национальные ценности

  • патриотизм
  • гражданственность
  • труд и творчество
  • человечество
  • семья
  • наука
  • социальная солидарность
  • искусство и литература
  • природа
  • здоровье
  • традиционные религии России

Качества личности, которые сформируются при реализации программы:

Ответственность

Доброта

Аккуратность

Искренность

Чуткость

Честность

Трудолюбие

Жизнерадостность

Сострадание

Взаимопонимание

Взаимопомощь

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим

Формы контроля

Для отслеживания результатов предусматриваются

-стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся

-текущий (промежуточный) контроль

-итоговый контроль: тестирование, практические работы, контрольные задания, творческие проекты, сочинения по экологической тематике

- проведение социологических опросов об уровне экологической культуры  родителей учащихся

Результативность и целесообразность работы по программе «Родничок» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ учащихся. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели Экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», акции «Покорми птиц», «Сделай скворечник», «Весёлая  клумба», «Оживи пенёчек»

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.

Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа образовательных учреждений   УМК «Школа России» под редакцией Плешакова А.А.               

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Форма проведения

Количество

часов

Дата проведения

«Введение в экологию»

1

Охранять природу – значит  охранять Родину.

экскурсия

2

3.09

4.09

2

Что такое Экология ?

Кукольный спектакль «Теремок»

2

10.09

11.09

«Лёгкие» нашей планеты»

3

О чём шепчут деревья?

Экскурсия в лес

2

17.09

18.09

4

Символы государства

Презентация

2

24.09

25.09

5

Откуда лес силы берёт?

экскурсия

2

1.10

2.10

6

Осенний калейдоскоп

праздник

2

8.10

9.10

«Мои пернатые  друзья»

7

"Птичья столовая"

Практическое занятие

2

15.10

16.10

8

"Кто чем поёт?".

Творческая работа. Слушание  «Голоса птиц»

2

22.10.

23.10

9

«Чей нос лучше?»

Презентация.

2

29.10

30.10

10

Поговорим о зимующих птицах

беседа

2

11

«Лесной  доктор» – дятел.

Творческая работа

2

12

Акция «Покорми птиц».

Практическое занятие, игра

2

«О братьях наших меньших»

13

Мой четвероногий друг

Аппликация

2

14

Как ухаживать за хомяками

Творческая работа

2

15

Доброта каждому мила

Презентация

2

16

"Про Мальку" В. Белов

Слушание литературного произведения.

Лепка.

2

«Охрана природы»

17

«Красная книга или Возьмём под защиту»

Презентация

2

18

Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!

Практическая работа

2

19

Наша чистая планета

Творческая работа

2

20

«РЕПКА» сказка на экологический лад

Театрализованная игра

2

21

"По степным тропинкам"

экскурсия

2

22

Солодка Коржинского – растение из Красной Книги

Презентация

2

« Оранжерея на окне»

23

Мой «Зелёный друг». Правила  ухода за комнатными растениями.

Презентация.

Практическая работа

2

24

Уход за комнатными растениями

Практическая работа

2

25

 Учимся определять комнатные растения

Исследование

2

26

Как на нашей грядке выросли загадки

Практическое занятие, посадка луковичных растений (тюльпаны)

2

«Загадки Вселенной»

27

Космодром

Интеллектуально-творческая игра

2

28

Экоколобок

Игра-путешествие

2

«ЗОЖ»

2

29

Правила безопасного поведения

беседа

2

30

Осторожно! Ядовитые растения.

Презентация. аппликация

2

«Школа – наш дом, наведём порядок в нём»

31

"Мы – дети природы"

Творческая работа

2

32

«Никто не забыт, ничто не забыто» (посадка цветов у памятника)

Практическая работа

2

33

Операция "Зелёная аллея".

Озеленение класса, школы

2

34

Реализация проекта «Цветочный рай»

Практическая работа

2

Всего: 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...

Статья "Организация в образовательной системе внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению"

Пономарева Г.Ю. г. Троицк, МБОУ «Лицей № 17» Организация в образовательной системе внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению (из опыта работы) Проблема воспитания то...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...