Образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Мы и окружающий мир".
методическая разработка (3 класс) по теме
В образовательную программу внеурочной деятельности по духовно-нравстенному направлению "Мы и окружающий мир", входят пояснительная записка и название тем, количество часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа внеурочной деятельности в 3 классе. | 47.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Руководитель МО учителей начальных классов __________/Крашенинникова С.А./ Протокол №_________________ от «___» _______________2013 г | Согласовано Заместитель директора по УР _________/Рахматуллина Г И./ «___» _______________2013 г | Утверждаю Директор школы __________/Махмутов А .Ф./ Приказ №________________ от «___» ___________2013 г |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Мы и окружающий мир»
Программа разработана на основе Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_________от
«___» ___________2013г.
2013 -2014 учебный год
Пояснительная записка.
Все мы – дети природы. Беречь природу и учиться у неё гармонии следует каждому человеку. К сожалению, на современном этапе развития России обострилась экологическая ситуация в стране. Всё большую опасность приобретает неумеренный сбор красивоцветущих и лекарственных растений, уменьшается количество животных из-за браконьерства и других причин, приходят в экологический упадок красивые места, где проходят туристические тропы. Отсюда вытекает проблема: изменение сознания людей о ценности природы и её сохранности.
Духовно-нравственное воспитание детей является одним из приоритетных направлений содержания начального образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерных программах воспитания и социализации младших школьников. Согласно данным документам, под духовно-нравственным развитием личности понимается «процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов»
В Концепции определяется система базовых национальных ценностей, составляющих основу духовно-нравственного развития младших школьников: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиции российской религии, природа, человечество. В соответствии с этими ценностями проектируются задачи и ведущие направления воспитательного процесса в начальной школе.
Задачи воспитания младших школьников формулируются в системах «Личность», «Общество» и «Государство». В системе развития личности особое внимание придаётся формированию готовности и способности ребёнка к духовному развитию, индивидуально-ответственному поведению; в системе общественных отношений делается акцент на воспитании социальной активности, гражданственности и патриотизма; в системе государственных отношений особое значение имеет формирование и развитие социальной активности личности. Реализация рассмотренных задач обусловливает комплексный подход к содержанию воспитательного процесса в начальной школе, связывающий воедино гражданское и патриотическое, трудовое, умственное, экологическое, эстетическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни, что должно привести к достижению личностных результатов начального образования: «сформированных ценностных ориентаций выпускников начальной школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества». Духовно-нравственное воспитание младших школьников необходимо осуществлять в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности детей.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.
Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня прошедшие красной нитью через педагогические учения нескольких столетий идеи природо- и культуроспособности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса. (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие).
Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей, прежде всего, природной средой. Данный опыт и теоретические подходы принадлежат В.А. Сухомлинскому. Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Созданная им «книга природы» - своего рода программа развития младших школьников в процессе организованного взаимодействия с природной средой. Педагог включает детей в разнообразную деятельность, наблюдение явлений природы. В процессе организованного взаимодействия детей с природой В.А. Сухомлинский решает комплекс педагогических задач: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое, физическое развитие и оздоровление детей. Природа помогает ему воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим. Один из методологических принципов педагогической системы В.А. Сухомлинского четко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом».
Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; воспитание чувства добра, долга, любви к Отечеству, чести, красоты, справедливости и т.д.;
- развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости). [3]
Для реализации задач экологического воспитания через нравственное состояние ребёнка используют следующие методы, формы и методические приёмы обучения:
- стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, использование на уроках сюжетно-ролевых игр, бесед и т.д;
- развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; использование методов, обеспечивающих формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;
- формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания - проблемный подход к процессу обучения (наблюдение, исследование);
- вовлечение учащихся и их родителей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (конференции, вечера, проекты, стенгазеты, буклеты, подборка фотографий на тему).
Формирование экологических понятий у младших школьников лучше осуществлять при помощи заданий, которые имеют экологическую направленность. Такие задания раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Главную роль в духовно-нравственном развитии играет учитель и та обстановка, в которой находится ученик. Недаром Л.С. Выготский сравнивает учителя с садовником, который «был бы безумен, если бы хотел влиять на рост растения, прямо вытаскивая его руками из земли, так и педагог оказался бы в противоречии с природой воспитания, если бы силился непосредственно воздействовать на ребёнка. Но садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность, изменяя расположение соседних растений, подбирая почву и примешивая удобрения, т.е. опять-таки косвенно, через соответствующие изменения среды. Так и педагог, изменяя среду, воспитывает ребёнка»
Духовно-нравственное воспитание возможно только в том случае, если ученик будет видеть перед собой достойный образ учителя, который может стать для него примером и которому он захочет подражать. Неслучайно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что «никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения», что «нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания» подрастающего поколения
Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего школьного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.
Актуальность программы
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В
этот период закладываются основы личностной культуры. Ребёнок учится правильно относиться к объектам природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Опыт показывает, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма)
- культуру экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Таким образом, идея создания программы «Мы и окружающий мир» возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга в классах. Думаю, что данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком, как таблица умножения.
Цель программы
Формирование осознанного бережного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры)
-углубление экологических знаний обучающихся;
-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;
-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.
Задачи программы
- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, решать практические задачи
- расширять экологические представления младших школьников
- воспитывать у детей ответственное отношение к природе, понимание законов природы
- прививать любовь к природе, желание о ней заботиться
- ознакомить школьников с многообразием живой природы, последствиями неразумного вмешательства человека
- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение)
- формировать готовность к социальному взаимодействию, коммуникативную компетентность
Связь содержания программы с учебными предметами:
При проведении занятий прослеживается взаимосвязь с такими предметами, как окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология, математика
Основные принципы построения программы.
Принцип систематичности. Программа выстроена на материале, предусматривающим переход от простого к сложному, знакомя с основными принципами взаимосвязи в системе «природа – общество»
Принцип осмысленного отношения к миру. Сообщаемые знания должны сделать ребёнка сознательным участником, исследователем важнейших жизненных процессов.
Принцип гуманизма. Идея гуманизма включает в себя систему воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех его способностей.
Особенности реализации программы:
Форма:
-организация походов, экскурсий
-проведение бесед по охране здоровья
-участие в выставках детского творчества
-проведение субботников
-работа на пришкольном участке
-разведение комнатных растений
-акции «Спаси дерево», «Покорми птиц», «Сделай скворечник»
Режим( во второй половине дня) и место проведения занятий (классная комната, территория школы)
Место проведения занятий
Оборудование классной комнаты
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).
Настенные полки для вывешивания иллюстративного материала.
Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных композиций) на выставках.
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и т.д.).
Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)
Наборы кукол в традиционных костюмах народов России.
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.
Виды деятельности
- экскурсии
- походы
- поездки
- конкурсы
- практические работы
- участие в экологических акциях
Условия реализации программы:
- Программа рассчитана на возраст 7-10 лет
- Количество часов и их место в учебном плане
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю (вторник- 13.00, среда -13.00)
Методы работы
Предлагаемая форма занятий – внеаудиторная, успешно обеспечивает решение поставленных задач, так как опирается на системно – деятельный подход. На каждом занятии организуется:
- распознавание природных объектов и их практическое исследование
- моделирование объектов и явлений окружающего мира
- эколого-этическая деятельность, связанная с освоением культуры отношения к окружающему миру.
Учащиеся являются активными участниками исследовательской деятельности, в ходе которой происходит восприятие изучаемых объектов без посредников. Приобретаемые таким способом знания содержат яркие, реалистические образы: запахи, звуки, внешний вид, тактильные ощущения. Внеаудиторные уроки усиливают развитие эмоционального мира учащихся и личностную значимость обучения. И в этом случае приобретённые знания будут содействовать изменению отношения учащихся к окружающему миру.
Для реализации программы предлагаются следующие формы:
индивидуальная, в парах, групповая
и методы:
1.По источнику передачи и восприятия учебной информации:
- Наглядный
- Словесный
- Практический
2.По степени самостоятельности и активности мышления школьников
- Частично-поисковый
- Исследовательский
Наглядный метод используется во время
-чтения педагогом рассказов
- проведения экскурсий
-показа сказок детьми
- проведения дидактических игр
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
-чтения стихотворений детьми, учителем
- проведения бесед
- ответов на вопросы педагога, детей
- проведения разнообразных игр(малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.)
- сообщения дополнительного материала учителем
-рассматривания наглядного материала
-рассказов учащихся по схемам, иллюстрациям
- разбора житейских ситуаций
- проведения конкурсов и викторин
Практический метод используется, когда необходимо:
-провести игру
- организовать постановку сказки
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий
- провести экскурсию различной направленности
Частично-поисковый и исследовательский методы применяются тогда, когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно выполнить отдельные этапы исследования, проявить своё творчество и сделать выводы
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, составление памяток.
Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели Экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних домашних заданий
Образовательные технологии:
-технология проектного обучения
- игровые технологии
- технология здоровьесбережения
- технология развития критического мышления
-технология уровневой дифференциации
- технология исследовательской деятельности
-икт технология
Планируемые результаты изучения курса.
Учащиеся должны знать:
-основы экологической культуры
- основные признаки времён года
- значение природы в жизни человека
- правила поведения в природе
-профессии своих родителей
- растительный и животный мир своего края и охраняемые виды животных и растений
Учащиеся должны уметь:
- различать объекты живой и неживой природы и объекты, не относящиеся к природе
- различать изученные виды растений и животных
- ухаживать за комнатными растениями
- ухаживать за домашними животными
- подкармливать птиц, сделать простейшие кормушки
- выполнять правила поведения в природе и при обращении с живыми объектами
- выполнять правила техники безопасности
- проводить поисковую и исследовательскую деятельность
В результате освоения программы курса «Мы и окружающий мир» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
- ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;
- трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
- эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
Базовые национальные ценности
- патриотизм
- гражданственность
- труд и творчество
- человечество
- семья
- наука
- социальная солидарность
- искусство и литература
- природа
- здоровье
- традиционные религии России
Качества личности, которые сформируются при реализации программы:
Ответственность
Доброта
Аккуратность
Искренность
Чуткость
Честность
Трудолюбие
Жизнерадостность
Сострадание
Взаимопонимание
Взаимопомощь
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим
Формы контроля
Для отслеживания результатов предусматриваются
-стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
-текущий (промежуточный) контроль
-итоговый контроль: тестирование, практические работы, контрольные задания, творческие проекты, сочинения по экологической тематике
- проведение социологических опросов об уровне экологической культуры родителей учащихся
Результативность и целесообразность работы по программе «Родничок» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ учащихся. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели Экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», акции «Покорми птиц», «Сделай скворечник», «Весёлая клумба», «Оживи пенёчек»
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа образовательных учреждений УМК «Школа России» под редакцией Плешакова А.А.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма проведения | Количество часов | Дата проведения |
«Введение в экологию» | ||||
1 | Охранять природу – значит охранять Родину. | экскурсия | 2 | 3.09 4.09 |
2 | Что такое Экология ? | Кукольный спектакль «Теремок» | 2 | 10.09 11.09 |
«Лёгкие» нашей планеты» | ||||
3 | О чём шепчут деревья? | Экскурсия в лес | 2 | 17.09 18.09 |
4 | Символы государства | Презентация | 2 | 24.09 25.09 |
5 | Откуда лес силы берёт? | экскурсия | 2 | 1.10 2.10 |
6 | Осенний калейдоскоп | праздник | 2 | 8.10 9.10 |
«Мои пернатые друзья» | ||||
7 | "Птичья столовая" | Практическое занятие | 2 | 15.10 16.10 |
8 | "Кто чем поёт?". | Творческая работа. Слушание «Голоса птиц» | 2 | 22.10. 23.10 |
9 | «Чей нос лучше?» | Презентация. | 2 | 29.10 30.10 |
10 | Поговорим о зимующих птицах | беседа | 2 | |
11 | «Лесной доктор» – дятел. | Творческая работа | 2 | |
12 | Акция «Покорми птиц». | Практическое занятие, игра | 2 | |
«О братьях наших меньших» | ||||
13 | Мой четвероногий друг | Аппликация | 2 | |
14 | Как ухаживать за хомяками | Творческая работа | 2 | |
15 | Доброта каждому мила | Презентация | 2 | |
16 | "Про Мальку" В. Белов | Слушание литературного произведения. Лепка. | 2 | |
«Охрана природы» | ||||
17 | «Красная книга или Возьмём под защиту» | Презентация | 2 | |
18 | Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды! | Практическая работа | 2 | |
19 | Наша чистая планета | Творческая работа | 2 | |
20 | «РЕПКА» сказка на экологический лад | Театрализованная игра | 2 | |
21 | "По степным тропинкам" | экскурсия | 2 | |
22 | Солодка Коржинского – растение из Красной Книги | Презентация | 2 | |
« Оранжерея на окне» | ||||
23 | Мой «Зелёный друг». Правила ухода за комнатными растениями. | Презентация. Практическая работа | 2 | |
24 | Уход за комнатными растениями | Практическая работа | 2 | |
25 | Учимся определять комнатные растения | Исследование | 2 | |
26 | Как на нашей грядке выросли загадки | Практическое занятие, посадка луковичных растений (тюльпаны) | 2 | |
«Загадки Вселенной» | ||||
27 | Космодром | Интеллектуально-творческая игра | 2 | |
28 | Экоколобок | Игра-путешествие | 2 | |
«ЗОЖ» | 2 | |||
29 | Правила безопасного поведения | беседа | 2 | |
30 | Осторожно! Ядовитые растения. | Презентация. аппликация | 2 | |
«Школа – наш дом, наведём порядок в нём» | ||||
31 | "Мы – дети природы" | Творческая работа | 2 | |
32 | «Никто не забыт, ничто не забыто» (посадка цветов у памятника) | Практическая работа | 2 | |
33 | Операция "Зелёная аллея". | Озеленение класса, школы | 2 | |
34 | Реализация проекта «Цветочный рай» | Практическая работа | 2 |
Всего: 68 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...
Статья "Организация в образовательной системе внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению"
Пономарева Г.Ю. г. Троицк, МБОУ «Лицей № 17» Организация в образовательной системе внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению (из опыта работы) Проблема воспитания то...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Уроки нравственности 1 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Программа ВД "Уроки нравственности" (1-4 класс)...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"...