Статья "Организация в образовательной системе внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению"
статья по теме

Пономарева Галина Юрьевна
Пономарева Г.Ю. г. Троицк, МБОУ «Лицей № 17» Организация в образовательной системе внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению (из опыта работы) Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, что соответствует основам духовно-нравственной культуры народов России ФГОС НОО: 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни. Нами была спроектирована программа курса «Основы религиозных культур и светской этики», которая направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения и семьи. В основу положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, предусматривающие приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям. Программа содержит перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. На занятиях по данному курсу уделяется большое значение общению. «Общение – это обмен духовными ценностями..., который происходит в форме диалога... как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми». В этом определении А.В. Мудрика удачно соединены сразу несколько важных понятий – внутриличностный диалог, межличностный диалог, духовность, ценности – принципиальных для адекватного понимания духовно-нравственного общения. Главный принцип, на котором основывается программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принцип диалогичности. Помимо него фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности. Из запланированных мероприятий, таких как: Россия — наша Родина, что такое светская этика, культура и мораль, особенности морали, добро и зло, добродетель и порок, свобода и моральный выбор человека, свобода и ответственность, моральный долг, справедливость, альтруизм и эгоизм, дружба, что значит быть моральным, подведение итогов, род и семья - исток нравственных отношений, нравственный поступок, золотое правило нравственности в качестве предмета общения могут выступать самые разные «вещи»: внутренний мир человека, межличностные отношения, социальное окружение, учебные занятия, творчество и т.п. На проводимых занятиях предмет общения отвечает ряду требований: • в нем воплощены те интересы и смыслы, которые занимают в данный момент одну из ведущих позиций в иерархии мотивов субъекта; • каждый из партнеров имеет свое собственное, отличающееся от другого, видение предмета; • содержание предмета общения порождает в участниках индивидуальные смыслы, которые пересекаются в ходе взаимодействия и создают общее смысловое поле, что способствует формированию у обучающихся духовно-нравственному развитию. Список использованной литературы: - ФГОС НОО; - Кураев А.В «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»,/ Кураев А.В., издательство «Просвещение» - Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность: пособие для учителей/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пономарева Г.Ю.

г. Троицк, МБОУ «Лицей № 17»

Организация в образовательной системе 

внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

(из опыта работы)

        Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления  личности.

         Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

           В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

           В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, что соответствует основам духовно-нравственной  культуры народов России ФГОС НОО:

  1.  готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. первоначальные представления об исторической роли традиционных  религий в становлении российской государственности;
  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  7. осознание ценности человеческой жизни.

      Нами   была спроектирована программа курса «Основы религиозных культур и светской этики», которая   направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения и семьи.

В основу положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, предусматривающие  приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям.

Программа содержит перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и  расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

На занятиях по данному курсу  уделяется большое значение общению. «Общение – это обмен духовными ценностями..., который происходит в форме диалога... как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми». В этом определении А.В. Мудрика удачно соединены сразу несколько важных понятий – внутриличностный диалог, межличностный диалог, духовность, ценности – принципиальных для адекватного понимания духовно-нравственного общения.    

Главный принцип, на котором основывается программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принцип диалогичности. Помимо него фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности.

          Из запланированных мероприятий, таких как:  Россия — наша Родина, что такое светская этика, культура и мораль, особенности морали, добро и зло, добродетель и порок, свобода и моральный выбор человека, свобода и ответственность, моральный долг, справедливость, альтруизм и эгоизм, дружба, что значит быть моральным, подведение итогов, род и семья - исток нравственных отношений, нравственный поступок, золотое правило нравственности в  качестве предмета общения могут выступать самые разные «вещи»: внутренний мир человека, межличностные отношения, социальное окружение, учебные занятия, творчество и т.п.

 На проводимых занятиях предмет общения отвечает ряду требований:

  • в нем воплощены те интересы и смыслы, которые занимают в данный момент одну из ведущих позиций в иерархии мотивов субъекта;
  • каждый из партнеров имеет свое собственное, отличающееся от другого, видение предмета;
  • содержание предмета общения порождает в участниках индивидуальные смыслы, которые пересекаются в ходе взаимодействия и создают общее смысловое поле, что способствует   формированию у обучающихся духовно-нравственному развитию.

Список использованной литературы:

- ФГОС НОО;

- Кураев А.В «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»,/ Кураев А.В., издательство «Просвещение»

- Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность: пособие для учителей/  Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Мы и окружающий мир".

В образовательную программу внеурочной деятельности по духовно-нравстенному направлению "Мы и окружающий мир", входят пояснительная записка и название тем, количество часов....

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...