Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь».
классный час (1 класс) на тему
Классный час.
Начинаем наш классный час.
Сегодня мы поговорим о правде и лжи.
Давайте сначала посмотрим сказку (инсценирование)
За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры.
Одну звали Правда, другую Ложь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nravstvennykh_ponyatiy_pravda_i_lozh.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь».
2010 г.
Цели: 1) познакомить учащихся с понятиями «правда» и «ложь»;
2) совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы;
3) воспитывать такие нравственные качества, как «честность», «справедливость».
Оформление:
- на доске записи:
- Кто правдой живет, тот добро наживет.
- Красива ложь, да от правды не уйдешь.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
2) выставка домашних сочинений на тему: «Случай, когда тебе помогла правда,а подвела ложь».
3) рисунки Правды и Лжи в представлении учащихся.
Ход
1. Орг. момент.
2. Учитель.
Начинаем наш классный час. Сегодня мы поговорим о правде и лжи. Давайте сначала посмотрим сказку (инсценирование)
За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала жить честно и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут:
- Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, их ветер сам разнесет.
Честный человек не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.
Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай себе, врет и обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от нее тогда избавиться.
Учитель:
- Может быть вы, ребята, знаете, как уберечь себя ото Лжи?
- Какой вы представляете Правду, а какой Ложь?
3. Рассматривание рисунков учащихся и словесное рисование портретов Правды и Лжи.
4. Работа над словами близкими по значению к понятиям правда и ложь.
Учитель:
- Теперь я назову слова близкие по значению словам «правда» и «ложь», а вы поможете мне правильно расположить их. Это слова синонимы, т.е. близкие по значению словам «ложь» и «правда», а вы поможете мне правильно расположить их. Это слова синонимы, т.е. близкие по значению.
(Таблицы-карточки со словами располагаются на доске в два столбика)
ПРАВДА ЛОЖЬ
Слова: истина, неправда, вранье, обман, честность, порядочность, ябедничать, доброта, лень, злость, мудрость.
- Какие еще слова можно добавить? Назовите их.
5. Учитель:
- А теперь посмотрим, как вы ответили на вопросы анкеты.
Анкета.
- Что значит быть честным?
(Никого никогда не обманывать, говорить только правду. Значит, не лгать, не врать)
- Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь? (Если не сказать правду, то будет стыдно. Хоть ложь и сладкая, но она всегда наказуема. Правда всего сильней.)
- Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? ( Лиса)
- Назовите сказки, в которых встречается Правда и Ложь.
- Ситуация: вы разбили красивую дорогую вазу, опоздали на урок, разбили мячом стекло, получили двойку. Как сказать об этом родителям?
- Были ли у вас ситуации, когда вы пользовались обманом?
6. Чтение домашних сочинений-миниатюр о правде и лжи.
7. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о правде и лжи, которые написаны на доске.
Учитель:
- А какие пословицы и поговорки о правде и лжи вы знаете?
Дети:
- Втирать очки.
- Без правды не житье, а вытье.
- Вранье не введет в добро.
- Вранью короткий век.
- В ком добра нет, в том и правды мало.
- Где правда, там и счастье.
- Какова резва ни будь ложь, а от правды не уйдешь.
- За правду-матку и помереть сладко.
- Правда груба, да нам люба.
- Правда беды не приносит.
- Неправда выйдет наружу.
8. Работа над рассказом В. Осеевой «Что легче?» (Инсценирование рассказа)
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся.
- Попадет нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу,- говорит первый,- будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет бранить.
- Я скажу,- говорит второй,- что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
- А я правду скажу,- говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она - правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идет.
- Нет,- говорит,- в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идет. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.
- Какая пословица подходит к этому рассказу? ( «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»)
9. Разбор значения слова «ябеда»
Учитель:
- Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого-то ученика. И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется «Ябеда».
Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились, и не было видно, что горшок разбит.
Начался урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.
- Кто разбил горшок? – спросила учительница.
Все молчали. Вася посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал:
- Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился.
Кто-то из ребят тихо сказал: «Ябеда»
- А как вы считаете, ребята? Справедливо ли обозвали ребята Васю ябедой?
- Как бы вы поступили на месте Саши, который разбил горшок?
- Какому человеку на свете легче жить честному или лживому?
10. Вывод.
Учитель:
- Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, также как и добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще школьники и не совсем полно осмысливаете эти понятия. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь. Ложь обходите стороной.
Врать можно только лишь как герои рассказа Н. Носова «Фантазеры» или герои рассказа: «Про Толю, конфеты и волков».
- Девочки, у вас йода нет?
- Нет, а тебе зачем?
Толик скромно опустил голову:
- Сейчас два пятиклассника к малышу приставали, хотели книжку отнять. Я одному – раз, другому – два, третьему – три и палец ушиб.
Девочки удивленно переглянулись:
- Но ведь их двое было, а ты третьему…
- Но потом еще один подбежал. Но это мелочи. Главное – я одного через бедро, другого через колено, третьему в лоб, четвертому в нос…
- Откуда же четвертый взялся!? – перебила его Света.
- А… Это брат первого мимо проходил, семиклассник, ну я и ему.
Таня прижала маленькие ладошки к щекам.
- И тебе не жалко их было?
- А чего их жалеть, хулиганов и трусов? Ведь ко мне не один подошел, а сразу пятеро!
- Как пятеро? Четверо было…- улыбнулась Света.
- Ну да… потом друг второго увидел, как я их отделываю, тоже подбежал. А у него собака – бык! Думал, что я испугаюсь, а я собаку за шею приподнял и в кусты забросил! Чего ее бояться? Да я на волков с палкой ходил!
Девочки открыли рот.
- Да, да! Брал с собой кулек конфет и шел в дремучий лес. Волки вышли голодные, штук пять. Окружили меня, сидят и думают: «Кому что достанется». А я бросаю им конфеты, конфеты ведь вкуснее чем я. Волки набрасываются на конфеты! Но всем не хватает, их же штук пятьдесят!
- Пять…- нерешительно поправила Таня.
- Пять – это сначала. Потом прибежали родственники, друзья… Короче, их пятьдесят, а я один! Конфет, конечно, всем не хватило, волки стали ссориться, кусаться, друг на друга бросаться.
- Ну, а ты? – Светина улыбка становилась все шире.
- Я хожу и палкой их, палкой! Десять минут - сто шкур! Вызываю машину по телефону, отправляю все на фабрику. Потом, конечно, премия, газеты, слава, известность.
Таня хохочет:
- Мы только сейчас эту газету читали.
- Какую газету? – Толя подозрительно смотрит на девочек.
- «Прихоперье» на 44-й странице!
Девочки еле сдерживаются от смеха.
- Так в газете всего четыре страницы! Издеваетесь!? – Толя начинает злиться.
- Это раньше было четыре, а как про твои подвиги узнали… - говорить дальше, у Светы нет сил.
- Хоть бы одну волчью шкуру подарил, - худенькая, скромная Таня хохочет до слез.
А Толик пошел дальше.
Учитель:
- Так над кем же и чем мы смеемся этом рассказе?
- Можно ли назвать Толю лгуном? Почему?
- Почему мы смеемся над Толей?
- Наверно можно открыть «Конкурс веселых вралей», а этот конкурс можно открыть рассказом о Толе.
11. Итог.
Учитель:
- В заключении, ребята, послушайте внимательно стихотворение и сделайте для себя вывод.
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить!
Бывает ложь красива,
А правда так горька.
Но человеку честному
Та горечь не страшна!
Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
Правду говорить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правда и ложь, или путешествие Лунтика в страну поЗНАЙка.
Классный час «Правда и ложь» на нравственную тему, его можно провести в 1 или 2 классе. Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, ...
Классный час во 2 классе на тему "Правда и ложь".
Классный час формирует у детей нравственные качества - честность и справедливость....
2012 г. Классный час "Правда и ложь"
Классный час, посвященный понятиям "правда" и "ложь"...
Беседа с учениками: "Правда и ложь."
Воспитательная беседа с учениками 3 класса содержит проблемный вопрос( к чему же соотнести фантазию). Урок содержит технологическую карту, презентацию, конспект занятия, а также различные формы р...
Классный час "Правда и ложь"
Классный час формирует у учащихся нравственные понятия "правда", "ложь", совершествует навыки общения....
Классный час "Правда и ложь"
Цель классного часа :формировать нравственные качества – честность, справедливость, выяснить, что обозначает понятие «обман», его морально-этические стороны, каковы могут быть его последствия...
Классный час "Формирование нравственных понятий „правда” и „ложь”.
На классном часе я знакомлю учащихся с понятиями " правда" и "ложь",совершенствую культуру общения через пословицы, скороговорки, речевые упражнения, воспитываю нравственные качества: чествность, спра...