Классный час "Формирование нравственных понятий „правда” и „ложь”.
классный час (1 класс) на тему
На классном часе я знакомлю учащихся с понятиями " правда" и "ложь",совершенствую культуру общения через пословицы, скороговорки, речевые упражнения, воспитываю нравственные качества: чествность, справедливость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22_apr_klas_chas.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час 1 класс
Тема: Формирование нравственных понятий
„правда” и „ложь”.
Цель:1. Познакомить учащихся с понятиями «правда», «ложь»;
2. Совершенствовать навыки культуры общения через
речевые упражнения, скороговорки, пословицы;
3. Воспитание нравственных качеств: честность,
справедливость.
Оборудование: плакаты с пословицами,
Ход мероприятия:
- Начинаем наш классный час со сказки. Я буду читать сказку, а внимательно слушайте и думайте над вопросом, о чем она?
За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесёт».
Честный человек её не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснёт.
Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.
Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай, себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и ни кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от неё избавиться.
-О чем наша сказка?
– Может быть, вы, ребята, знаете, как уберечь себя от Лжи?
- Ложь надо обходить стороной, надо стыдить лживых людей.
-Определите тему классного часа?
-Тема кл. часа «Правда и ложь».
Словесное рисование ПРАВДЫ и ЛЖИ
-Какой вы представляете себе Правду и Ложь? ( Дети рисуют словесный портрет).
- Правда веселая, радостная, с улыбкой, с румянцем на лице.
-А Ложь какая?
- Ложь грустная, хмурая, сердитая, вечно чем-то недовольная, злая.
-Какие цвета красок вы бы взяли, чтобы изобразить Правду, Ложь?
- Правду нарисую красным, желтым, зеленым цветом.
Ложь- черным, серым, коричневым цветом.
Работа со словами ПРАВДА и ЛОЖЬ
Есть солнце большое на небе и есть маленькое солнце в душе каждого человека.
Наше солнце закрыто тучами. Тучи -это злые слова, которые характеризуют плохие качества человека
-- Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»?
-Истина, честность.
-Что значит быть честным?
-Никого никогда не обманывать, говорить только правду. Значит, не лгать, не врать.
-Какими близкими по значению словами можно заменить слово «ложь»?
-Неправда, враньё, обман.
Это слова – синонимы, т. е. близкие по значению.
Давайте правильно их расположим.
правда ложь
истина неправда
честность враньё
обман
А сейчас подберем к слову правда синонимы.
Теперь наше солнце улыбается нам и сияет, согревая нас своим теплом, делая людей добрее, отзывчивее. Значит, правда-это честность, верность своему слову.
Работа со сказками
-- А какой сказочный герой часто обманывает?
Лиса, Баба Яга…
-Посмотрите на слайды, и назовите сказки, где лиса обманывает? колобка, зайца, волка, журавля)
-А вы в своей жизни пользовались обманом, чтобы, что получить что-то?
- Можно ли заменить слово «ложь» словом «фантазия»?
-Нет. Фантазия – это продукт воображения, мечта.
Ситуация из школьной жизни.
- Как бы ты повёл себя в данной ситуации:
1)опоздал на урок;
2)разбил окно мячом;
3)получил двойку;
4) разбил красивую вазу.
- А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?
- Работа с пословицами.
Устное народное творчество любого народа -это сокровище мудрости.
В пословицах заключена мудрость, накопленная народом. Они представляют собой своеобразный свод правил, показывающий все стороны жизни человека в обществе
-Какие пословицы о правде и лжи вы знаете?
1. Кто правдой живёт, тот добро наживёт.
2. Один раз солгал – другой раз не поверят.
3. За правду не судись; скинь шапку, да поклонись.
4. Правда светлее солнца, правда чище ясного солнца.
Чтобы правду сказать, много слов не нужно.
И в бедах люди живут, а в неправде пропадают.
С ложью правда не дружит.
Бог не в силе, а в правде.
Где много слов, там мало правды.
Говорить правду - не терять дружбу.
Дело делай, а правду не забывай.
Наша правда врагам глаза колет.
На правду не прикрикнешь.
На правду суда нет.
Чтобы правду сказать, много слов не нужно
Собери пословицу
- Шило в мешке не утаишь. То, что человек скрывает, потом все равно узнают. Тайное всегда становится явью.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
(Лучше сразу признаться, сказать правду, чем скрывать её и мучиться)
- «Правда в огне не горит и в воде не тонет».
(Правду никогда не скроешь, её не сожжёшь, не утаишь, не утопишь.)
На свете всё меняется, а правда остаётся.
Но у русского народа есть одна мудрость: «Ложь во спасении»
- Как же вы объясните эту фразу?
-Это, если что- то натворил, придумываешь что-то , чтобы избежать наказания.
-Когда человек может прибегнуть к такому?
Чтение рассказа В. Осеевой « Что легче».
- Вы думайте, о чем рассказ?
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы. Ягоды. Птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся.
– Попадет нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не будет бранить.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить меня.
–А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она и правда и придумывать ничего не надо.
Вот и разошлись все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.
– Нет, – говорит, – в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.
- Почему были наказаны два мальчика?
- Как им надо было поступить, чтобы избежать лжи?
Для чего два мальчика использовали в своей ситуации неправду, ложь?
-Они это использовали чтобы избежать наказания?
-А помогла им ложь?
- Кто вам больше симпатичен в рассказе?
- А как бы вы поступили на их месте?
Правда всегда становится явной, как бы человек ни пытался ее скрыть. Только когда о ней узнают все, человеку, который солгал, становится вдвойне стыднее и неприятней. Поэтому всегда нужно говорить правду. Скрыв правду однажды, мы делаем только хуже самим себе и окружающим. Сказав же правду, мы испытываем облегчение на душе.
Инсценировка « Сказка про честные ушки»
-О чем сказка?
-Почему Ойка хотела сказать неправду?
- Как мама догадалась, что Ойка обманывает?
- У нее ушки покраснели.
- Исправила ли девочка свою ошибку в поведении?
-Что повлияло на то, чтобы она сказала правду?
- Мама ее пристыдила.
-Какова главная мысль сказки?
-Почему же люди врут?
- Хотят избежать наказания, потому что у людей такая вредная привычка, от бессилия.
Вывод: врать нехорошо, стыдно. Нужно говорить правду, даже, если тебе не хочется этого делать, даже если тебе трудно заставить себя.
Стихотворение «На свете так бывает»
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою, правда, рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить.
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
Бывает ложь красива,
А, правда, так горька,
Но человеку честному
Та горечь не страшна!
Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
Правду говорить!
-К чему призывает автор?
Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого-то ученика, называют «ябедой». И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется – «Ябеда».
Рассказ «Ябеда»
Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились и не было видно, что горшок разбит.
Начался урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.
– Кто разбил горшок? – спросила учительница.
Все молчали. Вася смотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал:
– Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился.
Кто-то из ребят тихо сказал: «Ябеда…»
–А вы как считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю ябедой? - Как вы бы поступили на месте Саши, который разбил горшок?
- Какому человеку на свете легче жить: честному или лживому?
Игра « Правда или ложь»
Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».
* На березе растут шишки.
* Волк может сидеть на дереве.
* Зимой идет снег.
* Иглы ели - видоизмененные листья.
* Если у рыбы хорошее настроение, она поет.
*Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.
* Если дому становиться скучно, он идет гулять.
* ЖИ, ШИ пиши с буквой И.
* ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.
* Вчера был четверг.
* Наша земля плоская.
* Писатели пишут книги.
* Петух играет на рояле.
* На елке растут яблоки.
* Ложь обычно используется в корыстных целях.
* Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
* Ложь может приносить вред окружающим.
Инсценированка « Сказка про честные ушки»
-Какова главная мысль сказки?
-Врать нехорошо, стыдно. Нужно говорить правду, даже, даже если тебе трудно и не хочется этого делать.
Рефлексия.
-Почему надо говорить правду?
- Потому что врать нехорошо, стыдно. Честного человека всегда будут уважать другие люди, будут ему доверять.
-На чём же мир держится?
-Мир держится на правде.
Наш классный час близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы ещё школьники и не совсем полно осмысливаете эти понятия. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, а ложь обходите стороной.
Видеоролик «Осколки в сердце»
Сейчас прослушайте ролик, подумайте, о чем он?
Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается?
(угрызения совести)
Было ли человеку стыдно за свой поступок, который совершил в молодости?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2012 г. Классный час "Правда и ложь"
Классный час, посвященный понятиям "правда" и "ложь"...
Классный час "Правда и ложь"
Классный час формирует у учащихся нравственные понятия "правда", "ложь", совершествует навыки общения....
Классный час "Правда и ложь"
Цель классного часа :формировать нравственные качества – честность, справедливость, выяснить, что обозначает понятие «обман», его морально-этические стороны, каковы могут быть его последствия...
Классный час "Правда и ложь"
На классном часе "Правда и ложь" дети вместе с Лунтиком отправились в страну "Познай - ка " , чтобы разобраться с понятиями - правда и ложь. С помощью стихотворений, рассказов, пословиц они выясняли з...
Классный час "Правда и ложь"
Нравственное воспитание...
Классный час "Правда и ложь"
Классный час "Правда и ложь"...
Классный час "Правда и ложь"
Классный час прививает детям нравственные нормы цивилизованного общества,формирует положительные качества - честность, справедливость....