Программа кружка "Всезнайка"
рабочая программа (4 класс) по теме

Шестопалова Елена Геннадьевна

В этой программе четко прослеживается структура. Основные направления деятельности. Описано содержание программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_vseznayka.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Список обучающихся 4 класса

1. Леснов Артем

2. Однорог Егор

3. Турешова Аделина

4. Джулуманова Анастасия

5. Милащенко Татьяна

6. Вервейн Виктор

7. Давлатов Обид

8. Хламова Анна

9. Дербердеева Румия

10. Шемелкин Алексей

11. Берг Ксения

12. Коротков Максим

13. Алексеев Александр

14 Искиндиров Дамир

15.Джарошев Денис

Пояснительная записка.

      Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме  диктуется условиями современной жизни.

      Интеллектуальное  развитие  выступает как важнейший  компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.

Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время.

 У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявлять свои дарования,  развивать  подвижность и гибкость мышления, учиться  рассуждать,  мыслить, и создан кружок  «Всезнайка».

 Программа кружка «Всезнайка» рассчитана на детей младшего школьного возраста. 

     Программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам».

   Программа клуба  любознательных «Всезнайка» ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку способных детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

   Общий курс рассчитан на 34 часа. Работа строится в виде кружковой работы по направлениям: русский язык, окружающий мир, математика. Программа составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 10-11 лет.

Задачи программы:

выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей; формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т. д.); развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора; создание условий способным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития; стимулирование творческой деятельности одаренных детей; развитие творческого и логического мышления учащихся; развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Главные принципы реализации программы.

Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением. Гуманизм в межличностных отношениях. Научность и интегративность. Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания. Применение принципов развивающего обучения. Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Содержание программы

№ п.п

Дата проведения

Тема занятия

Отметка о выполнении

1

06.09

Образование слов при помощи приставок

2

13.09

Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько

3

20.09

Учимся писать разделительный твердый знак (ъ)

4

         27.09

Нахождение нескольких долей числа

5

04.10

Как образуются слова

6

11.10

Десятичный состав числа

7

18.10

Десятичный состав числа

8

25.10

Основа слова

9

15.11

Учимся различать предлоги и приставки

10

22.11

Переменная

11

29.11

Повторяем правописание частей слова

12

06.12

Решение задач, содержащих переменную

13

13.12

Прямоугольник. Квадрат

14

20.12

Свойства прямоугольника

15

27.12

Площадь прямоугольника

16

10.01

Текст.

17

17.01

Учимся озаглавливать текст.

18

24.01

Учимся озаглавливать текст.

19

31.01

Учимся находить и проверять орфограммы в слове

20

07.02

Растительный мир Земли

21

        14.02

Величины

22

        21.02

Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

23

28.02

Стихотворения

24

07.03

Логические понятия

25

14.03

Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

26

21.03

Животный мир Земли

27

28.03

Величины

28

04.04

Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

29

11.04

Тысяча

30

18.04

Как жили наши предки

31

25.04

Правописание" (формирование навыков грамотного письма) )

32

09.04

Рассказы о животных

33

02.05

Величины

34

16.05

Правописание" (формирование навыков грамотного письма)

Резерв

Произведения зарубежных писателей

Логические понятия

Правописание" (формирование навыков грамотного письма) )

 

Методическое обеспечение

Методы обучения.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон; уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников; ослабить скрытые конфликты; выработать общее решение; повысить эффективность работы участников дискуссии; повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников; удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; 
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы со способными детьми.

Прогнозируемые результаты

1.  Уметь владеть четырьмя компетенциями: лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой.

3.   Уметь раскрывать патриотические  чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

4. Осознать  себя носителем языка, языковой личностью, которая в постоянном диалоге с миром и с самим собой;

3. Формировать  у детей чувства языка;

4. Уметь  пользоваться языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5.Уметь  правильно, точно и выразительно говорить, писать и слушать на родном языке.

6. Уметь раскрывать принцип действия, решения задачи не ради точного ответа, а ради способа его получения, ради логических  рассуждений на пути к нему.

7.  Уметь логически мыслить   и пользоваться математической речью;

В связи с вышеизложенным у обучающихся:  

1. Расширяться  возможности для интеллектуального, творческого развития личности учащегося, реализуются  их  интересы.

2. Повысится интерес учащихся к изучению различных дисциплин.

3. Увеличится  рост личностных достижений.

4. Установятся  гуманные отношения партнёрского сотрудничества.

5. Накопится  опыт творческой деятельности.

6.Примут участие в турах олимпиад по математике и русскому языку.  

7. Сформируется  команда класса, подготовится и примет участие в школьном  интеллектуальном марафоне.

8. Расширится детский кругозор.

Литература

1. Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. М., 1985

2. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., 1987.

3. Волина В. В. Учимся играя. – 2003.

4. Задачи конкурса «Русский медвежонок».

5. Из истории русских слов. Словарь-пособие. – М., Школа-Пресс. 1993.

6. Материалы журнала «Начальная школа».

7. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А. И. Молоткова. – М., 1987.

8. Шанский Н. М. В мире слов. – М., 1985.

9. Я иду на урок в начальную школу: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

10.  Бура М. Как научиться решать задачи //Начальная школа, 2002, № 9.

11. Дробышев Ю. А. Олимпиады по математике (1 – 4 классы). – М., «Первое сентября», 2003.

12.  Дьячкова Г. Т. Математика. 2 – 4 классы. Олимпиадные задания. – Волгоград, «Учитель», 2006.

13.  Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики // Начальная школа, № 41-2001, № 12,22-2002.

14.  Петерсон Л. Г. Нетрадиционные задачи и способы их решения // Начальная школа, № 6-2002.

15.  Тексты олимпиадных заданий по математике 2004 – 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...