• «Мои права и обязанности»
классный час (2 класс) по теме
ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА:
• вступление;
• Конституция РФ, Конституция РТ;
• знакомство с правами и обязанностями гражданина РФ;
• путешествие по сказкам и наглядное представление прав и обязанностей;
• знакомство с правами и обязанностями учащихся;
• подведение итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parlametskiy_urok.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Кашапова Р. И.
учитель начальных классов
План-конспект классного часа
(2 класс)
ТЕМА:
- «Мои права и обязанности»
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
- беседа с элементами игры.
ЦЕЛЬ:
- познакомить учащихся с Конституцией Российской Федерации, правами и обязанностями российских граждан.
ЗАДАЧИ:
- Обучающая: формирование представления о том, что такое Конституция, о правах и обязанностях и их роли в жизни людей;
- Развивающая: формирование навыков работы с правовым источником;
- Воспитательная: воспитание уважительного отношения к Конституции и её нормам.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Конституции РФ;
- плакаты с государственной символикой РФ;
- презентация «Мои права и обязанности»;
- выставка книг по теме занятия.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
- мультимедиа-проектор;
- экран (интерактивная доска);
- компьютер (ноутбук).
ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА:
- вступление;
- Конституция РФ, Конституция РТ;
- знакомство с правами и обязанностями гражданина РФ;
- путешествие по сказкам и наглядное представление прав и обязанностей;
- знакомство с правами и обязанностями учащихся;
- подведение итогов.
ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА
1. Вступительное слово классного руководителя:
Здравствуйте! Ребята, уже давным-давно, ещё тысячи лет назад, когда на Земле появились люди, они оказались вынуждены решать очень важные вопросы. Среди них были и такие:
- Что могут делать люди, а что не могут?
- Что они обязаны делать, а что не обязаны?
- На что они имеют право, а на что нет?
Без ответа на эти вопросы жизнь людей была неорганизованной. В ней каждый мог творить то, что хотел, не считаясь с другими. И те отвечали ему тем же. Жизнь людей представлялась как хаос, в котором не были определены правила жизни и организации общества, права и обязанности его членов.
Роль организатора жизни общества приняло на себя государство. Оно стало регулировать жизнь людей, используя для этого законы.
Вопрос к учащимся: Как вы понимаете значение слова «закон»?
(Высказывания учащихся)
Учитель подводит итог высказываниям учащихся:
Закон – это правила, которые устанавливает государство для обеспечения блага всех граждан России. Их должны знать и выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, они регулирует разные жизненные ситуации.
2. Конституция РФ.
Классный руководитель:
- А как называется Основной закон, по которому живёт наша страна?
(слайд № 2)
- КОНСТИТУЦИЯ – это Основной закон государства, по которому мы с вами живём. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. А в этом году исполнится 20 лет Российской Конституции.
- Что записано в Конституции? (Ответы детей.)
- Сегодня мы познакомимся только со второй главой Конституции нашей страны (а всего их 9). Она называется: «Права и свободы человека и гражданина».
(слайд № 3)
- Как вы думаете, о чем написано в этой главе?
- В этой главе Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.
Какие права есть у каждого гражданина нашего государства? (Ответы детей фиксируются на доске).
- По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право участвовать в управлении делами государства, право на свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбор профессии, право на отдых, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также много других прав с которыми вы можете познакомится в Конституции РФ, глава 2. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, гарантируя соблюдение прав и свобод каждого гражданина.
Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
- Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?
- Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
По закону все права и свободы не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем право вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.
- Также у каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции.
Как вы думаете, какие это обязанности?
- Наши обязанности – защита Отечества, сохранять природу и окружающую среду, платить законно установленные налоги и сборы.
Конституция РТ (слайды № 4 - 7)
Классный руководитель:
- Как называется республика, в которой мы живём?
- Назовите столицу нашей республики.
- Как вы думаете, есть у нашей республики своя конституция?
- Когда она была принята?
- Давайте предоставим слово «поисковой» группе нашего класса.
(Выступление поисковой группы о Конституции РТ)
- Конституция Республики Татарстан была принята 6 ноября 1992 года, этот день в нашей республике считается праздничным днём.
Конституция РТ состоит из 7 разделов. Раздел 2 называется «Основные права, свободы и обязанности человека, гражданина».
Статья 27
1. В Республике Татарстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан.
2. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
3. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Ф И З М И Н У Т К А
4. Путешествие по сказкам
- Более подробно познакомиться с некоторыми правами нам поможет народная мудрость – сказки.
Сейчас мы с вами отправимся в путь по дорогам народных и авторских сказок, попытаемся определить, права каких героев сказок нарушаются, а также выясним, кто из сказочных героев ущемляет права других, если бы они жили по нормам Конституции, которые мы с вами изучили.
Включите воображение, настройтесь на встречу со сказочными героями. Будьте внимательны! (слайд№ 8)
(Слайды № 9 -16 – комментируются учителем и учащимися)
- В какой сказке Г.Х. Андерсена нарушено право на личную неприкосновенность? («Дюймовочка») (слайд № 9)
- В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? (С.Михалков «Три поросёнка») (слайд № 10)
- У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности? (Ш.Перро «Золушка») (слайд № 11)
- Кто из сказочных героев пользовался правом на свободное перемещение? (Баба Яга, лягушка-путешественница из одноименной сказки В.Гаршина) (слайд № 12)
- В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? (Карабас-Барабас из сказки А.Толстого «Золотой ключик») (слайд № 13)
- В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок) (слайд № 14)
- Кто воспользовался правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка») (слайд № 15)
- Продолжая путешествовать по сказкам, мы остановимся ещё раз у героев сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Перед нами три вопроса и три ответы. Соедините стрелками вопрос и правильный ответ. (слайд № 16)
Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили? | ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ |
Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел какого права? | ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА |
Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? | ПРАВО НА ТРУД |
5. Беседа о правах и обязанностях учащихся
- В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: (комментарий учителя)
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает Федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
- Какие же права есть у вас, школьников? (Право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, право на отдых).
- Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права. Но и обязанности. Какие же обязанности у школьника? (Ответы детей).
Открыты все пути у нас
Без края, без преграды,
Но школьникам сейчас
Пока учиться надо.
Учёба – очень интересный труд,
Нам силу, радость
Знания несут.
К тому же мы прекрасно понимаем:
Кто с детства трудности преодолевает,
Судьбой своей тот управляет.
И тот, кто учится отлично в школе,
Характер закаляет свой и волю.
6. Принятие законов жизни класса (деловая игра)
- Конституция – Основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. У нас в классе есть правила жизни учеников, которые мы приняли с вами ещё в первом классе. Давайте вспомним их. (слайд № 17)
ПРАВИЛА ЖИЗНИ УЧЕНИКОВ 2 КЛАССА
- Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
- Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
- Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам твоих товарищей.
- Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
- Старайся прийти на помощь товарищу, не жди пока тебя об этом попросят.
- Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит.
- Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу.
И ещё о главном:
ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ (слайд № 18).
8. Рефлексия
1) Что полезного узнали?
2) Как называется Основной закон РФ?
3) Когда была принята Конституция РФ?
4) Когда была принята Конституция РТ?
5) Какие государственные символы вы знаете?
(слайд № 19)
9. Сообщение темы следующего классного часа
(слайд № 20)
- О государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан мы будем говорить на следующем классном часе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"
Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...
Урок русского языка и права "Глагол. Права и обязанности"
Интегрированный урок в 4 классе...
Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.
Воспитание правового самосознания учащихся....
« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»
Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...
Права и обязанности учащихся, правила поведения в школе
Для классного уголка...
Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.
В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....
Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)
Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...