Развитие сотрудничества в начальной школе во внеурочной деятельности.
статья на тему

Яковлева Елена Николаевна

В нашем образовательном учреждении мы стараемся   

заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт нам возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_moy.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие сотрудничества в начальной школе во внеурочной деятельности».

Российское общество находится на качественно новом этапе своего развития. Бурный рост науки и техники стал причиной актуальности проблемы сотрудничества. Люди стали задумываться о моральных ценностях, преодолении того, что мешает продвижению вперёд. На первый план выходит проблема отношения к человеку как высшей ценности бытия, создания условий для свободного развития каждого человека.

        Формировать такое отношение к человеку нужно с детства. Оптимальным возрастным периодом для подготовки к сотрудничеству является младший школьный возраст. Вот почему система образования в настоящее время ориентирована на подход к ребёнку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении её интересов и прав с первых дней обучения в школе. Образовательная работа направлена на обеспечение условий, открывающих школьникам возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. От того, насколько удачно сложится их общение с миром, будет зависеть очень многое. Возможно, благодаря правильно сформированным навыкам общения учащимся удастся избежать многих стрессовых ситуаций во взрослой жизни. Важной частью современного образования является формирование социально значимых компетенций. Компетенция – это прежде всего успешный опыт деятельности. Чем больше ученики общаются и реализуют себя в различных ситуациях, тем увереннее они себя ощущают в этом мире.

        В ходе образовательного процесса педагогу важно не просто передать знания учащимся, но выработать у них умение продуктивно общаться со сверстниками, взрослыми, уверенно чувствовать себя в информационном поле. Особую значимость приобретает проблема становления детской самостоятельности, инициативности и ответственности. Школа создаёт прекрасные условия для формирования этих качеств личности, ибо здесь каждый ребёнок является членом относительно стабильного коллектива сверстников.

Работа в данном направлении решает следующие задачи:  

1.Создание у детей мотивации (побуждения, направленности) на сотрудничество.

  Для этого необходимо обеспечить детям такой опыт взаимодействия и сотрудничества, который позволит им убедиться:

  • работать вместе с другими приятно и интересно;
  • коллективная работа часто более эффективна, чем индивидуальная, она позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно справиться самостоятельно;
  • в совместной работе возникают тёплые чувства к партнёрам и хорошие отношения, которые сохраняются и после того, как общая работа окончена.

2.Формирование у детей привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других.

  Для этого необходимо обеспечить детям такой опыт совместной работы со сверстниками, который позволит им:

  • принять тот факт, что хороший результат работы, вызывающий положительные эмоции, может существенно отличаться  от личных первоначальных замыслов;
  • почувствовать, что вклад каждого обогащается вкладами других участников.

3.Обучение детей правилам эффективной организации совместной работы.

  • до начала выполнения работы и по ходу её обсуждать и согласовывать планы;
  • знать и использовать правила эффективного обсуждения;
  • распределять обязанности и средства, используя справедливые процедуры и объективные критерии.

4.Развитие эмоциональной сферы личности детей:

  • распознавать эмоциональные состояния свои и партнёров, ориентируясь как на вербальные так и на невербальные проявления (жесты, мимику, позу, интонацию);
  • адекватными средствами выражать собственные чувства и говорить о предполагаемых чувствах партнёров.

  Взаимодействие и сотрудничество должно подчиняться принципам:

  • Обучение в деятельности.

  Участие детей в групповых работах даёт им непосредственный опыт взаимодействия.

  • Предоставление детям самостоятельности в организации деятельности группы.

    Лишение учеников права на инициативу снимает с них ответственность за происходящее. В этих условиях  у детей не возникает потребность вникать в суть человеческих отношений и учиться эти отношения налаживать и поддерживать. Для эффективного обучения детям должна оказываться только необходимая помощь.

  • Обеспечение детям позитивного опыта деятельности.

Позитивным опытом считается такой, когда удовлетворение, полученное ребёнком от участия в групповой работе, компенсирует  чувство напряжения и негативные эмоции, которые возникали в процессе работы.

  • Работа учителя в стиле сотрудничества.

Учитель является образцом  для детей. Поэтому, если учитель ставит своей целью научить детей сотрудничать, сам он должен действовать в стиле сотрудничества, уважать мнения и решения детей.

  • Приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы, по сравнению с качеством продукта деятельности.

Поскольку целью учителя является обучение детей сотрудничеству, именно этому аспекту деятельности он должен уделять основное внимание. Нельзя признать успешной работу, которую за всю группу выполнил один талантливый участник.

   Задания, направленные на обучение детей взаимодействию и сотрудничеству, должны отвечать трём требованиям.

1.Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

  • задания, которые требуют выполнения большого объёма работы;
  • задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
  • задания на развитие творческого мышления, где требуется рассмотреть максимальное количество оригинальных идей;
  • задания, требующие принятия решений непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

2.Содержание работы должно быть интересно детям;

3.Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

  В организации данной работы важна роль учителя. Учитель выступает как гарант безопасности, как знаток и эксперт, как генератор идей и судья. Присутствие учителя и его внимание к происходящему помогает детям преодолеть страх и неуверенность, почувствовать себя защищёнными. Дети полагаются на то, что в случае необходимости учитель вмешается, предотвратит или исправит их ошибки, примет на себя ответственность за происходящее.

Учитель может оказать следующие виды помощи:

  • моральная поддержка («Я уверена, вы справитесь, если ещё немножко подумаете, как можно поступить в данном случае»);
  • намёк («А как поступают другие люди в таких ситуациях?»);
  • демонстрация образца, рекомендация («Посмотри, ты не одна оказалась в такой ситуации. Видишь, как сделали девочки?»);
  • прямое указание и предписание, как действовать.

   Организуя совместную деятельность, важно познакомить учеников с правилами обсуждения их работы в группе. 

Обсуждение организуется следующим образом.

  • все дети высказываются по очереди;
  • запрещается перебивать другого;
  • нельзя обсуждать или оценивать мнение другого; необходимо ограничиться высказыванием  собственного мнения о выполненной работе.

        Вступая в отношения сотрудничества, учитель ориентируется не на функции ребёнка как ученика, а на его личность и перспективы её развития. Такое взаимодействие, как правило, выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах деятельности: совместное оформление выставки рисунков, участие в школьных проектах, подготовка классных мероприятий и т.д. Способов организации воспитательного процесса множество. Представим неполный список форм организации воспитательного процесса, в ходе которого формируются навыки сотрудничества.

Практические формы      

Классный час, поход, экскурсия, спартакиада, олимпиада, игра, марафон, постановка спектакля, проект, праздник, концерт, шоу-программа, поисково-исследовательская работа, день именинника, коллективное полезное дело, день самоуправления, праздничный капустник, клубы по интересам, блицтурнир, аукцион и др.

Словесные формы

Собрание, сбор, лекция, диспут, доклад, встреча, ток-шоу, беседа, разговор по душам, пресс-конференция, детский дискуссионный клуб, тематический вечер, мозговой штурм, сочинение стихов, информационный час, читательская конференция, час общения, составление исторической хроники, викторина, радиогазете, радиотеатр, радиопередача и др.

        Многие из перечисленных форм были использованы нами в ходе организации внеурочной деятельности младших школьников.             

        В нашем образовательном учреждении мы стараемся   

заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт нам возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

            Внеурочная деятельность в нашей школе состоит из следующих направлений: духовно-нравственное: « В гостях у сказки», « Я и  Отечество»

социальное: «Умельцы», «Дружный класс»

 спортивно-оздоровительное: «Чемпион»   футбол, подвижные игры   общекультурное: «Умельцы»,  « Загадки лесной опушки»

художественно-эстетическое: «Волшебный карандаш», «Весёлые нотки»

               Каждый учитель может построить работу в любом из этих направлений.

        В современном, быстро меняющемся мире, возникает необходимость позаботиться  об укреплении связей ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Организация прикладной художественно-творческой деятельности учащихся в нашей школе осуществляется  через кружок «Умельцы», руководитель Тарасова И.С. Занятия формируют  эстетическое и художественное развитие учащихся,  носят воспитательный характер, развивают у учащихся умение и желание украсить свой быт, воспитывают  уважение к народным традициям.

   В условиях совместной работы наиболее полно и отчётливо раскрывается система отношений каждого ученика к миру, одноклассникам, к самому себе. Эта форма работы не позволяет каждому ребёнку оставаться пассивным к другим членам группы, к выполняемому заданию, стимулирует  такие важные способы взаимодействия, как групповая дискуссия,  взаимопонимание, преодоление замкнутости.  

В результате совместной работы в кружке,  ребята стали  более раскованными, пропала боязнь сделать ошибку, высказать неверное суждение. Улучшился психологический  климат в коллективе, дети стали более дружными.

 Члены  кружка   принимают участие  в школьных,  районных  выставках. За 2 место в районном конкурсе детского творчества «Спасём мир от пожара» получила грамоту Захарова Надежда.  Получая награды,  дети  радуются своим успехам и успехам своих товарищей, что стимулирует их к дальнейшей совместной  деятельности.  Тарасова И.С. награждена Грамотой от ЦДЮТ за любовь и терпение, мастерство и вдохновение в развитии творческих способностей детей.

        В том же художественно-эстетическом направлении работает ещё один кружок (рук.Себова Л.Б.) «Волшебный карандаш».  Занятия в кружке способствуют                 гармоничному развитию личности первоклассника, решают задачи трудового и эстетического воспитания; формируют первичные представления о целостности художественного мира.

        

 В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Коллективная работа, применительно к художественному творчеству, дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для художественно-творческой реализации.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет учителю  делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала всегда присутствует.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей, посещающих кружок.

К концу первого года работы кружка школьники приобрели социальные знания о ситуации межличностного взаимодействия, пространстве взаимодействия; овладели способами рефлексии, освоили способы исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях.

             По спортивно-оздоровительному направлению в  нашей школе большую внеурочную деятельность через кружок «Чемпион» ведет учитель физкультуры Павлов В.Г., который строит свою работу таким образом, что число членов кружка постоянно увеличивается. Кружок «Чемпион» имеет разновозрастный состав учащихся, поэтому младшие школьники,  видя успехи старших товарищей, стремятся к самосовершенствованию. Растет интерес к занятию физической культурой и спортом.

             Ребята, занимающиеся в кружке «Чемпион» стали чемпионами областных соревнований среди сельских команд «Колосок» (г.Кировск), заняли первое место на областном турнире по мини-футболу (г.Кингисепп), стали участниками чемпионата России, являются постоянными призерами областных соревнований.

Помимо кружковой работы В.Г. занимается организацией и проведением спортивно-массовых мероприятий в младшей школе, способствуя развитию межличностных отношений.(слайд).

              В этом году в нашей школе под руководством учителя музыки Секретаревой И.Н. начал свою работу кружок «Веселые нотки». Ученики имеют возможность проявить себя творчески, поучаствовать в концертах, конкурсах, что поднимает школьников на более высокий уровень общения, развития, понимания себя и своего назначения в мире.

               Цели и задачи кружка- это приобщение детей к творчеству, развитие их способностей, воспитание чувства коллективизма, чувства прекрасного. Кружок «Весёлые нотки» развивает у младших школьников фантазию, учит образному восприятию окружающего мира, вводит детей в мир прекрасного, а главное - раскрепощает творческие возможности ребёнка и помогает психологической адаптации в детском коллективе. (слайд)

Проблема патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна. В этом направлении в начальной школе работает кружок «Я и Отечество» (рук.Яковлева Е.Н.), проводятся тематические классные часы, экскурсии, выставки, литературно-музыкальные композиции, походы по местам боевой славы, Уроки мужества, .конкурсы чтецов, конкурсы военной песни, праздники для ветеранов. Тесное взаимодействие с краеведческим музеем, Советом ветеранов, Советом малолетних узников помогает воспитывать любовь к своей Малой Родине. Одним их ярких событий в истории Оредежского района была Великая Отечественная война. Живы ещё участники войны, очевидцы, бережно хранится материал в школьном музее о героях войны, о партизанском движении в нашем крае. На примере патриотизма старшего поколения, путём изучения исторического прошлого родного края, ребята учатся любить свой посёлок, район, гордиться своим Отечеством.                            

        Проектная  деятельность в начальной школе реализуется через все направления внеурочной деятельности путем выполнения познавательных, исследовательских работ, конкурсов, выставок. В этом году успешно прошли мероприятия в рамках общешкольного проекта «Праздничный калейдоскоп».  Каждый класс принимал активное участие в подготовке и проведении праздников, конкурсов, выставок рисунков, поделок и др. Ребята в сотрудничестве с классным руководителем, родителями, старшеклассниками планировали работу, искали необходимую информацию, используя разные источники: библиотека, интернет. Первое совместное мероприятие « Здравствуй, осень золотая!»(слайд) был подготовлен и проведён уч-ся 4-а класса под руководством Ивановой Н.А. Каждый класс представил своё домашнее задание. Большой интерес у ребят вызвала выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия» и конкурс рисунков «Золотая осень». Самый любимый праздник «Новый год» было доверено провести 3 классу (кл.рук.Тарасова И.С.) Готовили декорации, костюмы для театрализованной постановки «Злыднин Новый год» совместно с уч-ся 8 класса. . Интересную программу подготовила к 8 марта с учащимися Римашевская О.В. Танец «Соловушка» в исполнении учащихся 2 класса покорил всех зрителей. Шуточная сценка «Что случилось?» раскрыла артистические таланты учащихся 4-б класса, добрые слова в адрес самых дорогих и близких людей (мам, бабушек) прозвучали из уст самых юных участников праздника – первоклассников. Неделя, посвящённая 67-летию Великой Победы была подготовлена и проведена уч-ся 4-б класса (кл.рук.Яковлева Е.Н.). Между 3-4 классами прошли соревнования «К защите Родины готов!», где ребята показали свои личностные достижения в физической подготовке. Победителям были вручены медали и грамоты. (слайд) В конкурсе чтецов « Мы памяти вашей верны» приняли участие 1-4 классы. За активное участие в конкурсе сочинений «Дети и война» были награждены учащиеся  3класса. На конкурс поделок «1418 дней и ночей» были представлены поделки, выполненные из различных материалов.  

  Используя разнообразные формы, методы и приёмы внеклассной воспитательной работы, коллектив нашей школы старается формировать у учащихся ключевые компетенции. В процессе работы у детей возникает эмоционально – положительное восприятие школы, совершенствуются навыки самоконтроля и умение вести себя в трудной ситуации, повышается самооценка, появляется чувство удовлетворённости собой и, одновременно, критическое отношение к себе, уважение другой личности, соблюдение социальных норм и правил, тем самым, формируется социальный опыт младшего школьника.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ.

  1. .Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
  2. ФГОС НОО
  3. Байбородова Л.В., Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе,  Ярославль, 1991.
  4. Сборник докладов 12 Всероссийского интернет-педсовета

Интернет-ресурсы

.http://moi-amour.ru/index/ehlektronnyj_kurs_quot_tekhnologija_interaktivnogo_obuchenija_quot/0-5

.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/blog/diagnostika-uud 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Развитие демократического типа личности и гражданской позиции учащихся начальной школы во внеурочной деятельности через проектирование

Формирование гражданской позиции через проектирование, цели, формы проведения, пример из своей работы...

Формирование экологической культуры у учащихся начальной школы через внеурочную деятельность

В настоящее время, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает воспитание экологической культуры у младших школьн...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности

Данный материал содержит методику проведения занятий внеурочной деятельности для младших классов. Материал представлен в форме доклада, сопровождается презентацией. В буклете представлены варианты под...

Реализация ФГОС в начальной школе во внеурочной деятельности

Реализация ФГОС в начальной школе во внеурочной деятельности...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"

В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....