Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности
методическая разработка по физкультуре (1 класс) на тему

Кашин Юрий Александрович

Данный материал содержит методику проведения занятий внеурочной деятельности для младших классов. Материал представлен в форме доклада, сопровождается презентацией. В буклете представлены варианты подвижных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе  во внеурочной деятельности».

В настоящее время каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории.

Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Поэтому данная тема является темой моего самообразования. К этому относится создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий не только на уроках физической культуры, но и во внеурочной деятельности. 

Актуальность темы предопределена тем, что здоровье человека – основная ценность человека, именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности.

Цель: обобщить изученные материалы по данной теме; выявить пути и способы формирования культуры здоровья, применить их  во внеурочной деятельности.

Задачи:

1.Обобщение передового педагогического опыта по данной теме.

2.Активное использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя физической культуры.

3. Обучение принципам ЗОЖ и здоровьесбережения учеников на уроках и во внеурочное время через использование различных методик по оздоровлению.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.( Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”)

          Сегодня я хочу остановиться на внеурочной физкультурно-массовой оздоровительной деятельности, которая является логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нем всегда должна быть разумная цель и определенные стремления. Внеурочные  занятия - одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности. 

Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися в начальных школах приобретает важное значение в связи с вовлечением школьников в организованную двигательно-оздоровительную деятельность. Она может включать подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия со спортивным инвентарем,  на специально оборудованных площадках, прогулки на свежем воздухе и т. д.

       Мероприятия по физическому воспитанию проводятся в группах, объединенных по возрастному принципу. Подвижные и спортивные игры я  провожу  2 раза в неделю. Как правило, вначале дается игра, требующая сосредоточенности, точности движения, но не связанная с большой затратой энергии. Затем предлагаются игры с общей физической направленностью. В конце занятия  детям предлагаются игры на наблюдательность и ориентирование. В качестве инвентаря можно использовать мячи, обручи, скакалки,  воланы,  бруски др. предметы. Например, упражнения для формирования координации движения «Лесенка»,  «Ступенька» и «Обручи». Данные упражнения необходимы для физической подготовки к спортивным  играм, таким как пионербол, волейбол, баскетбол и футбол.

В практике своей работы широко применяю  игровые и групповые  технологии, помогающие решать не только проблемы здоровьесбережения и социализации, но и проблемы мотивации, развития обучающихся. В игре ребенок «вырастает» на несколько лет вперед, потому, что в игре ребенок сам принимает решения, сам выбирает способ обыграть товарища. Игра помогает человеку самореализоваться, принять ответственность за выполненное действие и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье. 

В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнования, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал ребят во время командных игр (волейбол, баскетбол, пионербол, футбол и т.д) вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений.  Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать, причем действовать результативно.

Групповые технологии на уроках физической культуры несут ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные, развлекательные, релаксационные, что способствует формированию Универсальных учебных действий, включающих регулятивные, познавательные , коммуникативные и личностные УУД. 

 Групповые технологии помогают  восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.

        Например, подвижные игры («Перестрелка», «Самый быстрый», «Ящерица» и т.д.)  Следует предоставлять больше возможности для самостоятельной активности учащихся в школе. Игры должны быть не сложными, заранее разученными и умеренно эмоциональными. Для профилактики травматизма в игры не нужно вовлекать учеников,  отличающихся по возрасту, физическому развитию и степени подготовленности.

     Результатом широкого применения игровых и групповых технологий во внеурочной деятельности стало изменение отношения к предмету.  Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались командные и  подвижные игры,  посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием. Благодаря наличию во внеурочной деятельности  системы здоровьесбережения удается:

• обеспечить высокий охват обучающихся школы регулярными занятиями физической культурой и спортом; 

• увеличить объём двигательной активности детей;

 • сформировать у обучающихся устойчивый интерес в сохранении и укреплении здоровья. 

• обеспечить рост мотивации к ведению здорового образа жизни; 

• активизировать помощь родителей, общественности.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

В настоящее время каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории.

Актуальность темы предопределена тем, что здоровье – основная ценность человека, именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности.

Цель: обобщить изученные материалы по данной теме; выявить пути и способы формирования культуры здоровья, применить их  во внеурочной деятельности.

Задачи:

1.Обобщение передового педагогического опыта по данной теме.

2.Активное использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя физической культуры.

3. Обучение принципам ЗОЖ и здоровьесбережения учеников на уроках и во внеурочное время через использование различных методик по оздоровлению.

         

 

«Перестрелка». Дети делятся на две равные группы, встают друг против друга на расстоянии 3—4 м и начинают перебрасывать мяч друг другу. Если ребенок не поймал мяч, он переходит в другую команду и встает за игроком, который бросил ему мяч. Выигрывает та команда, в которую больше перешло игроков.

http://allforchildren.ru/games/img/g2.gif

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочные  занятия - одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.

Упражнения для формирования координации движения: «Лесенка»,  «Ступенька» и «Обручи». Данные упражнения необходимы для физической подготовки к спортивным  играм, таким как пионербол, волейбол, баскетбол и футбол.

«Лесенка». Верёвочную лестницу положить на пол и учащиеся должны по команде учителя выполнять движения на координацию: шаг влево, вправо, вперед, через клетку и т. д.

«Ступенька». Упражнения похожи на предыдыщие, только дети встают на возвышенную поверхность в виде бруска как на ступеньку.

«Обручи». Принцип данного упражнения похож на « классики». Дети прыгают в кольце одной или двумя ногами.

Быть здоровым – это естественное желание человека.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9c/Stamps_of_Russia_2012_No_1559-61_Mascots_2014_Winter_Olympics.jpg/320px-Stamps_of_Russia_2012_No_1559-61_Mascots_2014_Winter_Olympics.jpg

         Игры должны быть несложными, заранее разученными и умеренно эмоциональными.

        Подвижные игры: «Перестрелка», «Самый ловкий», «Ящерица» и т.д.

 «Самый ловкий». Участники игры делятся на две группы и встают друг против друга. Посередине площадки, между играющими, проводят линию. Водящий встает на линию, по его сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу. Тот, кто поймал мяч, быстро бросает его в водящего. Если промахнется, то встает на линию и начинает водить. Если мяч попадет в водящего, то все играющие разбегаются, а водящий старается запятнать убегающих. Тот, кого он запятнал, встает на место водящего. Если же водящий промахнулся, то встает на линию и продолжает водить. 

Игра 'Самые ловкие'

Муниципальное

Общеобразовательное учреждение

Смышляевская средняя

Общеобразовательная школа №1

«ОЦ» муниципального района Волжский

Самарской области

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе  во внеурочной деятельности».

Учитель физической культуры

Кашин Ю.А.

http://allforchildren.ru/games/img/g3.gif

2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "использование здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности.

Основные моменты использования здоровьесберегающих технологий, позволяющие:   1. Формировать здоровый образ жизни у учащихся2      Проводить профилактику вредны...

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.

В сфере деятельности  педагогического коллектива находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная...

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.

Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроках        и внеурочной деятельности в начальной школе."...

Динамические минутки как игровой элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности

Одна из первых задач педагога -научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье...