Школьная тревожность. Как с ней справиться.
методическая разработка по теме
Материал для родительского собрания по очень важной проблеме- школьная тревожность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit_lektoriy_trevozhnost_2010.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЧИНЫ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
К сожалению, порою жизнь преподносит неприятные сюрпризы. Негативные ситуации бывают у всех. Но справляются с ними все по-разному. Некоторые останавливаются и упиваются своим несчастьем либо невезением. Некоторые, пострадав (и это тоже нужно!), начинают действовать, замечая, что несчастье заключается не в самих горестных событиях, а в неумении их переживать. Поэтому так важно научить ребенка справляться с разными трудностями. Мы, взрослые, порою сами ограничиваем мышление наших детей, постоянно одёргивая их и стесняя их неуёмное воображение. Мы сами передаем им в наследство один скучный и стереотипный вариант решения задачи, лишая их права выбора. А ведь дети не глупее нас, просто у них жизненный опыт поменьше. Поэтому они не всегда способны предвидеть развитие ситуации. На примере известных ребёнку стихов можно потренироваться в поиске нестандартных вариантов решения жизненных проблем.
Вот знаменитое стихотворение Агнии Барто про бычка:
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
“Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.”
Предложите ребенку бросить вызов обстоятельствам. Ведь бычку совсем не обязательно падать! Пусть ребенок придумает как можно больше вариантов, как уберечь бычка от падения с доски. Задайте малышу наводящие вопросы:
1. Что ты сам можешь сделать, чтобы бычок забыл о страданиях?
2. Что ты можешь посоветовать бычку, чтобы он не упал?
3. В крайнем случае, если бычок все-таки упадёт, что нужно сделать для того, чтобы ему не было больно?
От чего они устают?
Причин для переутомления у школьников предостаточно. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает. Да и общение с учителями и сверстниками – независимо от того, приятные оно вызывает эмоции или нет – требует от него большого напряжения.
Причем уставать интеллектуально дети начинают еще в начальной школе: к первокласснику предъявляются новые – повышенные – требования, умственные нагрузки увеличиваются, ответственность возрастает.
— Чтобы организовать временное пространство школьника, поставьте у него на письменном столе часы или таймер и обучайте его управлять своим временем.
Скажите ему: «За сколько минут ты прочитаешь этот текст, или сделаешь это упражнение, или напишешь одну строчку», «А еще быстрее сможешь?»
При этом не снижайте требование к качеству выполнения задания. У ребенка появляется азарт, интерес и он начинает дружить со временем, быстрее делать домашнее задание.
10 советов для здравого ума и твердой памяти
-Не требуйте лишнего. Родители хотят видеть своих детей успешными и с самого начала школьной жизни стремятся использовать любую возможность для их развития: языковые группы, подготовительные курсы при консерватории, индивидуальные занятия с учителем по математике…
Однако специалисты считают, что шансы школьника оправдать ожидания семьи часто
зависят лишь от его выносливости. О том, к чему могут привести школьные перегрузки и как с ними бороться, рассказывает Майя Соколова, кандидат медицинских наук, детский невролог Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Александра Вейна.
-Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не корите его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.
-Установите режим дня
-Умственные нагрузки можно облегчить, если соблюдать правильный распорядок дня. Младшие школьники не должны ложится спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь глядя». Режим дня нужен и в каникулы, чтобы потом легче было перестроиться на рабочий лад.
-Укрепляйте иммунитет
Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период. Эти меры помогут школьнику избавиться от частых болезней, которые усиливают усталость. Помните: чтобы прийти в себя после болезни, включиться в работу, детям нужно не меньше двух недель.
-Отключите компьютер
Первоклассник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами, убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.
-Позаботьтесь об отдыхе
От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе, активных играх и общении с друзьями.
-Заварите чай
После школы или перед сном давайте ребенку травяной чай, он оказывает расслабляющее действие, помогает эмоционально разрядиться. Особенно полезен при ум-ственных перегрузках чай с мятой, мелиссой, валерианой и пустырником. Не давайте детям лекарственные препараты без рекомендации врача!
-Сделайте массаж
Умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится – в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль. Запишите школьника на лечебную физкультуру и плавание. А расслабиться после учебного дня ему помогут мягкие поглаживающие движения в области шейно-воротниковой зоны, волосистой части головы и мышц лица.
-Проверьте зрение
Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.
-Не забывайте о правильном питании
Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.
-Будьте для ребенка примером
Старайтесь сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой.
Памятка для родителей
Создание благоприятной семейной атмосферы
Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время для ночного отдыха каждого ребенка требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о своих событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим.
Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Воспитание трудолюбия у детей в семье.
Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.
Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца.
Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.
Не наказывайте ребенка трудом.
— Помните, все трудности, которые возникают, решайте сразу, не откладывая на потом, когда у ребенка уже может возникнуть неприязнь школы, учебы, учителей.
Смело обращайтесь за помощью к специалистам: логопедам, психологам, мудрым педагогам. Они профессионально, объективно помогут вам разрешить ваши проблемы.
И еще важно помнить, что семья для ребенка самое главное в жизни. Это то место, где его принимают и любят таким, какой он есть. И отношение родителей к сыну, дочери никак не могут поменяться только из-за того, что он или она не совсем оправдали родительские надежды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы
Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....
Мониторинг уровня школьной тревожности учащихся ГПД
Цель:выявление страхов и тревоги школьников среднего звена в различных сферах общения и деятельности.Метод проведения мониторинга: методика неоконченных предложений....
Школьная тревожность
Советы родителям и педагогам...
Исследование школьной тревожности, школьной мотивации и видов страхов у детей.
Выявление уровня школьной тревожности в 3"Б" классе, школьной мотивации, страхов ....
Проблема: школьная тревожность. Особенности поведения тревожного ребенка
В связи с началом школьного обучения у ребенка может появиться школьная тревожность, которая может быть спровоцирована различными факторами. Важно, чтобы учитель умел выявить таких детей, мог понять п...
Аналитическая справка по результатам диагностики уровня школьной тревожности в МБОУ «СОШ №3» среди младшего школьного возраста.
Определить уровень ситуативной и личностной тревожности обучающихся....
Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности младших школьников КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЕНКОМ
Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности младших школьников КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЕНКОМ...