Исследование школьной тревожности, школьной мотивации и видов страхов у детей.
материал (3 класс) на тему

Выявление уровня школьной тревожности в 3"Б" классе, школьной мотивации, страхов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt_rabota_s_roditelyami_3b_klass.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Справка  психодиагностического обследования 3 «Б»класса . Рекомендации педагогам и родителям по результатам обследования

Цель диагностики: исследование школьной тревожности, школьной мотивации  (Лускановой) и видов  страхов у детей.
Используемая методика: Тест школьной тревожности Филлипса. Выявить детей с повышенной и высокой школьной тревожностью, включая восемь ситуационных факторов:
1) общая тревожность в школе;
2) переживание социального стресса;
3) фрустрация потребности в достижении успеха;
4) страх самовыражения;

 5) страх ситуации проверки знаний;
6) страх несоответствовать ожиданиям окружающих;
7) низкая стрессоустойчивость;
8) проблемы и страхи в отношениях с учителями. 
Респонденты: учащиеся 3«б» класса в количестве 21 человека.
Дата: октябрь-декабрь 2014 г.

 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 3 «б» КЛАССЕ:

УЧЕНИКИ

Общая тревожность в школе%

Переживание социального стресса%

Фрустрация потребности в достижении успеха %

Страх самовыражения%

Страх ситуации проверки знаний%

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих%

Низкая физиологическая сопротивляемость %

Проблемы и страхи в отношениях с учителями%

Уровень                              
Школьной
Тревож-
ности%

 33%

20%

8%

28%

42%

38%

12%

 20%

 33%

ОБЩИЙ % 
ПО КЛАССУ

НОРМА

ПОВЫШЕННАЯ
ТРЕВОЖНОСТЬ

ВЫСОКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

33%

67%

0%

 

У наибольшего количества детей 3Б класса  фактором высокой тревожности оказался страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх ситуации проверки знаний.
Следовательно можно предположить, что повышенная тревожность данных младших школьников связана со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих и страхом ситуации проверки знаний.

ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Высокий уровень школьной мотивации

5%

Хорошая школьная мотивация

40%

Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеурочной деятельностью

45%

Низкая школьная мотивация

10%

Негативное отношение к школе, школьная  дезадаптация

0

На основании результатов данного исследования можно сделать следующие выводы:

Класс характеризуется средне стабильным уровнем школьной мотивации.

На вопрос «Тебе нравиться в школе?» - 75% ответили положительно.

ДИАГНОСТИКА М.А. ПАНФИЛОВА «СТРАХИ В ДОМИКАХ»

У всех ребят принимавших участие в тестировании количество страхов не превышает нормы.

В основном это страхи:  нападения,  страх потеряться, войны, боли, страшных снов, глубины, заболевания, чужих людей.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ

Каждый параметр  оценивался  балами от 1 до 5.

В таблице дан средний балл по классу.

Эрудиция

(интересно учиться, читать, выполн. Дом. задания)

Отношение к школе (выполняю  школьные правила, участвую в делах школы)

Прилежание (старателен, внимателен, самостоятелен)

Отношение к природе (берегу растения, животных)

Эстетический вкус (аккуратность, опрятность, соблюдение культурного поведения)

Отношение к себе (управляю своим поведением, забочусь о своем здоровье)

4,2

4,5

4,2

4,8

4,4

4,3

ВЫВОДЫ:

В результате обследования, установлено, что у многих учащихся повышен уровень тревожности и занижена самооценка.

Рекомендации:

Необходимо учитывать данные особенности учеников в своей работе, с целью снижения и нормализации уровня общей школьной тревожности, повышения школьной мотивации, обеспечения личностного развития, улучшения успеваемости, психологического климата в классном коллективе.

Рекомендации психолога по результатам проведенного диагностического обследования УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
3 «б» КЛАССА:

1.Избегать излишне эмоциональных реакций по поводу неудач учеников, сравнения учеников друг с другом, т.к. это способствует возникновению страхов, повышению тревожности, снижению уровня школьной мотивации, возникновению у детей мотива избегания неудачи, формированию заниженной самооценки, неврозов, ухудшению взаимоотношений между учителем и учеником. Для создания у детей ситуации успеха, лучше стараться показывать положительную динамику в результатах отдельного ученика, объяснять причины неудач, чётко разъяснять систему требований и оценивания, учить детей преодолевать трудности, извлекая уроки из неудач, чтобы избегать их в дальнейшем, поощрять детей в практике задавания вопросов и т.д.

2.При работе с такими детьми необходимо помнить, что любой ответ у доски, повышенное внимание, приводит их  в состояние стресса. Поэтому нужно стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения: пресекать попытки унижения, давления, насмешек со стороны детей, способствовать повышению самооценки и уверенности в себе путём поощрения и подчёркивания положительных моментов в работе. Очень важно наладить доверительные отношения с такими детьми, использовать индивидуальные беседы с целью коррекции излишней тревожности и страха самовыражения.

3.При работе с детьми, испытывающими социальный стресс, необходимо в первую очередь наладить контакт с ними и установить доверительные отношения. Нужно постараться выяснить, какие проблемы тревожат ребёнка, предложить свою помощь.

4.Для улучшения психологического климата в классе необходимо проводить внешкольные мероприятия, привлекать детей группы риска к участию в жизни класса, школы, выполнению поручений, способствовать самораскрытию, самоутверждению, повышению их авторитета  среди одноклассников.

5. Рекомендуется коррекционная работа с психологом.

РОДИТЕЛЯМ ребят РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

По возможности чаще с детьми устраивать совместные праздники, спортивные игры, посещать бассейн, вместе с семьёй совершать просто прогулки на воздухе и т.п.
Чаще разговаривать с ребенком, интересоваться его школьной жизнью, стимулировать ребенка к выражению своих переживаний.
Всячески поддерживать ребенка, стараться избегать резких категоричных высказываний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ  ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДанная программа направлена на коррекцию школьных страхов у учащихся начальной школы.Цель программы: коррекци...

Н.Г.Лусканова "Методы исследования детей с трудностями в обучении". Анкета "Оценка уровня школьной мотивации".

Н.Г.Лусканова "Методы исследования детей с трудностями в обучении". Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"....

Научно-исследовательская работа по психологии на тему: "«Исследование уровня школьной тревожности обучающихся первого класса, как показателя адаптации к обучению на новой возрастной ступени развития»

В работе представлена динамика  исследования тревожности первоклассников в результате проведения коррекционно-развивающей работы методами игровой и танцевально-двигательной терапии....

Определение тревожности и страхов у детей

Что такое страх и тревожность у детей, где та тонкая грань, когда из нормы страх перерастает в патологию и нужно предпринять меры....