Урок культуры речи "Скороговорки"
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Игровое внеклассное занятие для обучающихся начальной школы.
Цель: воспитание интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы через литературный жанр – скороговорка.
Задачи:
- Развитие речи обучающихся и пополнение словарного запаса.
- Развитие внимания и памяти.
- Воспитание гордости за словарное богатство русского языка.
- Научить обучающихся понимать и анализировать скороговорки.
- Выработать внимание к своей и чужой речи.
Форма проведения: внеклассное игровое занятие с использованием презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план занятия | 14.54 КБ |
презентация к занятию "Урок культуры речи" | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок культуры речи
(внеклассное занятие для 1-4 классов)
Цель: воспитание интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы через литературный жанр – скороговорка.
Задачи:
- Развитие речи обучающихся и пополнение словарного запаса.
- Развитие внимания и памяти.
- Воспитание гордости за словарное богатство русского языка.
- Научить обучающихся понимать и анализировать скороговорки.
- Выработать внимание к своей и чужой речи.
Форма проведения: внеклассное игровое занятие с использованием презентации.
Ход занятия:
I Орг.момент
I I Вступительная беседа.
1 слайд -О чём сегодня наше занятие? ( предположения детей)
- Ученик 3 класса Петя Зайцев, услышал разговор двух учениц, и его заинтересовала фраза « У тебя каша во рту». Мальчик с удивлением посмотрел на беседующих девочек. Они сидели на скамейке в парке и тарелки с кашей у них не было.
2 слайд – Когда говорят выражение «каша во рту»? (предположения детей)
Чтение ответа на вопрос.
3 слайд - Что поможет исправить плохую дикцию(произношение)? (предположения детей)
Чтение ответа на вопрос.
- Что такое скороговорка?(предположения детей)
Чтение ответа на вопрос.
- Какие два корня прячутся в слове скороговорка? (предположения детей)
4 слайд – Какие вы знаете скороговорки? ( ответы детей)
- Прочитаем стихотворение М. Матусовского о скороговорках.
- Какие скороговорки «прячутся» в стихотворении.
- А вы, можете их проговорить? ( ответы детей)
5 слайд – Для чего нужна скороговорка? (предположения детей)
- Прочитаем стихотворение, которое поможет проверить нам наши предположения.
- А вы, хотите, чтобы ваша речь была чёткой, понятной и вы были интересным собеседником?
- Давайте поиграем в игру « Конкурс скороговорщиков». Работать будем в группах по 4 человека. Но сначала вспомним правила произношения скороговорок. 6 слайд
Правила: Сначала скороговорку надо произнести медленно и отчётливо, обращая внимание на те места, где язык «спотыкается». После небольшой тренировки скороговорку можно произнести несколько раз подряд.
7,8,9, 10,11 слайды :
- Рассмотрите иллюстрацию
- Поработайте в группе над скороговоркой.
- Какие звуки, повторяясь, создают трудности в их произношении?
- Проговаривание скороговорки по одному и хором.
12 слайд ( пустой) – Это были народные скороговорки. А ещё есть литературные скороговорки. Давайте познакомимся и с ними.
13, 14 слайды Аналогичная работа
- Чем отличаются народные скороговорки от литературных (авторских)?
- На что похожа литературная скороговорка?
15 слайд – Вот и подходит к концу наше занятие. Проверим себя, удалось ли вам запомнить скороговорки.
III Рефлексия
-Какое впечатление оставило у вас наше игровое занятие?
- Что больше всего впечатлило на занятии?
-Какие желания возникли у вас в конце занятия?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Когда так говорят: каша во рту ? Кто-либо невнятно говорит, неправильно произносит слова.
Что поможет исправить плохую дикцию (произношение)? Это жанр устного народного творчества. Это весёлая игра в быстрое повторение труднопроизносимых фраз. Скороговорка
Какие вы знаете скороговорки? Рассказать скороговорку Тяжелей, чем влезть на горку: “На дворе растёт трава, На траве лежат дрова” - Обязательно не свяжешь, Обязательно не скажешь! “На дворе растут дрова, На дровах лежит трава”. До чего же всё занятно, До чего же непонятно! Все четырнадцать ребят Быстро не про быстро гово - быстро не проговорят. Только я одна умею. Не сбиваюсь,не робею: “Жил колпак под колпаком, С колпачихой был знаком! Рассказать скороговорку Тяжелей, чем влезть на горку. М.Матусовский
Для чего нужна скороговорка? Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Три сороки - тараторки Тараторили на горке.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
От топота копыт пыль по полю летит.
Жутко жуку жить на суку.
Сентябрьская скороговорка Все клёны стали рыжие, И ни один не дразнится: Раз всё равно все рыжие – Кому какая разница! Марина Бородицкая
Грачиная скороговорка Грачиха говорит грачу: « Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!» Марина Бородицкая
Вспомни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок культуры "Правила поведения за столом" 2 класс с презентацией
Данный урок культуры пароходил на декаде 2 классов в школе. Дети с удовольствием повторяли правила поведения за столом и узнавали много интересного....
Урок "Культура письменной речи"
Урок направлен на формирование культуры речи...
Урок "Культура устной речи"
Урок русского языка направлен на формирование культуры устной речи...
Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)
Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и тра...
Рабочая программа и тематическое планирование уроков культуры общения во 2 классе
уроки культуры общения проводятся 1раз в две недели...
Тематический план уроков "Культура Башкортостана" в 4 классе
Тематический план уроков по предмету "Культура Башкортостана" в 4 классе....
Конспект урока "Культура и религия" модуля "Основы православной культуры"
Методическая разработка урока учебной дисциплины ОРКСЭ модуля "Православная культура по теме "Культура и религия"...