Конкурс "Учитель года- 2014"
план-конспект урока (3 класс) по теме
Материалы к конкурсу "Учитель года". Проблема "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_byt_pedagogom_-_kopiya.docx | 70.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности на уроках математики.
Добрый день, Уважаемые коллеги!
Я, Говорова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ ЦСОШ №9.
Так сложилась моя жизнь, что школа для меня стала вторым домом и без неё я себя не мыслю.
Добрый день, Уважаемые коллеги!
Я, Говорова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ ЦСОШ №9.
Так сложилась моя жизнь, что школа для меня стала вторым домом и без неё я себя не мыслю.
Каждого учителя, который набирает первый класс, тревожит вопрос: смогу ли я научить этих своих учеников хорошо писать, читать и считать, а главное- думать и рассуждать?
Математика, как учебный предмет, содержит большие возможности для освоения учащимися творческой активности и познавательной деятельности.
Математические знания, приобретённые в начальной школе, составляют фундамент математического образования. На этой ступени обучения закладываются такие понятия, как число, величины, геометрические фигуры, алгебраические операции.
В младшем школьном возрасте изучают знаково-символические, графические, схематические обозначения.
Обучение математике обычно осуществляется через систему задач и учебных заданий.
Я работаю по программе « Гармония».
Весь УМК строится на деятельном подходе. Это радостный способ открытия нового для ребёнка. На уроках математики, основная задача для меня -это передать увлечённость предметом обучающимся.
На уроках математики, основная задача для меня -это передать увлечённость предметом обучающимся.
Важно, чтобы на уроках математики было интересно, материал запомнился лучше, способствовал развитию математических способностей у ребят в начальной школе.
Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке.
Одно из эффективных средствразвития интереса к учебному предмету - дидактическая игра.
Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой.
На уроках математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: "Собери букет", "Математическая рыбалка", "Кто быстрее?", "Молчанка", "Собери грибы", "Математический футбол".
Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. Устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение.
Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. Устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение.
Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. Устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение.
Большой интерес к математике вызывают у ребят задачи занимательного характера в рифмованной форме.
Можно дать, как готовые задания, так и предложить учащимся самим составить задачи.
Ребята из нашего класса сами сочинили рифмованные задачи. Лучшие работы учащихся КоломыйкоВероники и ДрыгаДимы, мы направили на Всероссийский конкурс « Задачи в стихах».
Задания могут быть в форме ребусов, кроссвордов, лабиринтов, головоломок.
В таком процессе школьники осваивают математические методы познания реального мира в гармоническом сочетании формально- логических и понятийно- образных способов мышления.
В тетради на печатной основе разработана система задач, ориентированных на плановое развитие и формирование интереса.
Все задания носят поисковый характер, которые помогают учителю организовывать самостоятельную работу на уроке и дома.
Дифференцированное обучение
Одна из важнейших задач начального образования – это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Одним из средств индивидуального подхода к детям является форма дифференцированного обучения, задания с различным уровнем сложности,.т.е. учёт типичных индивидуальных различий учащихся.
Если в процессе обучения учитель,зная индивидуально-типологические особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие , которое не противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам.
Кружок «Логика»
В соответствии с требованиями ФГОС начального образования, в нашей школе проводится внеурочная деятельность. Во внеурочной деятельности отдается предпочтение таким направлениям
развития личности как: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное,
интеллектуальное, общекультурное.
Внеурочная программа «Логика» направлена на развитиеинтеллектуальных способностей, обучение школьников умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.
Успехи учащихся
Для создания ситуации успеха и формирования у ребёнка положительной мотивации я организую и провожу внешкольные конкурсы и олимпиады. Так в 2013 году мы с ребятами приняли участие в математическом конкурсе «Ребус», «Кенгуру», во Всероссийском конкурсе «Растения и математика», где Коломыйко Вероника заняла 1 место по РФ. В этом учебном году приняли участие во Всероссийском конкурсе "Китенок", "Задачи в стихах".Коломыйко Вероника заняла 1 место по Ростовской области, Дрыга Дима занял 2 место по Ростовской области во Всероссийском Конкурсе « Задачи в стихах».
ТСО
Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.
Мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче.
превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию новых знаний позволяют современные интерактивные средства обучения. В нашей школе имеется интерактивный столик, мультимедийный переносной центр, цифровая экспериментальная лаборатория для начальной школы, в нашем классе современная интерактивная доска, музыкальный центр, компьютер в сборе. При проведении уроков использую компьютерные презентации, интерактивные задания на различных этапах урока: для объяснения нового материала, проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток.
При использовании таких заданий формируется информационно – образовательная среда, в которой ребёнок мог бы выражать мысли и одновременно учить себя.
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать." - гласит народная пословица. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Диаграммы.
Некоторые задачи решаются с помощью построения диаграмм. Здесь учащиеся сами определяют параметры, по которым нужно строить диаграмму, сравнивают значения и показатели диаграммы.
Учитывая повышенную двигательную активность учащихся начальных классов, даю выход их энергии в физкультминутках, имеющих двигательно-речевой характер, например:
И в заключении хочу сказать: Познавательная деятельность в современной школе становится тем фундаментом, на котором строится вся дальнейшая работа обучающихся. Формирование у младших школьников УУД даст возможность легко, без препятствий овладеть любыми предметными знаниями, развить коммуникативные способности, реализовать свои идеи в коллективе, а в последствии в социуме, но прежде всего я верю, что приобретённый опыт ученика поможет ему адаптироваться в среднем звене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита опыта на "Учитель года-2014"
В своей профессии я делаю первые, ещё не уверенные, но уже сознательные шаги человека, который знает в каком направлении двигаться. Эта работа открыла для меня огромный простор для саморазвития ...
Презентация к материалу "Учитель года-2014"
Презентация к материалу "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"...
Письмо-поддержка и Ходатайство на участие в конкурсе "Учитель года"-2014
Участие в конкурсе "Учитель-года"-2014...
Сведения об участнике конкурса "Учитель года"-2014
Общие сведения об учителе...
Заявка участника на конкурс "Учитель года - 2014"
Заявка участника на конкурс "Учитель года - 2014"...
Эссе на конкурс "Учитель года" (2014)
Это эссе написано мной в феврале 2014г....
Положение о школьном конкурсе «Ученик года"( 2014-2018 годы) .
Положение о школьном конкурсе "Ученик года" 2014-2018 годы. Настоящее Положение определяет общий порядок организации и проведения школьного конкурса «Ученик года" (2014-2018 годы). ...