Эссе на конкурс "Учитель года" (2014)
материал на тему
Это эссе написано мной в феврале 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_suleymanova_elena_makhamatvasievna.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«В будущем безграмотным будет считаться не тот, кто не сможет читать и писать, а тот, кто не сможет учиться, забывать, что учил, и переучиваться». Элвин Тоффлер
Я всегда это знала, а он взял и записал.
Когда речь заходит о будущем, возникают противоречивые чувства и мысли. С одной стороны, крайне любопытно заглянуть туда и понять свое место, как учителя. С другой, чувствуешь большую ответственность, т.к. именно ты отвечаешь за то, что там увидишь.
1998г. Урок. На уроке шевелятся, шепчутся. Подхожу.
- Это пейджер. Я маме сообщение посылаю… Знаете, что это такое?
Весь класс ждет, что я отвечу.
- Нет, не знаю…
Странно, почему-то нет презрения в глазах. Даже уважение читается.
Прошли годы. Теперь я вижу перед собой учеников, которые уже в начальной школе свободно пользуются новыми техническими разработками, зачастую, даже не подозревая, как пришлось шагнуть вперед прогрессу, сколько открытий сделано, чтобы они держали в руках тот или иной гаджет.
Современное общество меняется ежесекундно. Сегодняшним детям предстоит жить в обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили их родители. Теперь перед школой стоит задача не только в том, чтобы передать следующим поколениям знания, ценности, умения, навыки, но и в том, сумеет ли она подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни предшествующих поколений. Задача эта принципиально новая, и она усложняет процессы воспитания и обучения.
«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» (Элберт Хаббард)
В 2010 году был принят ФГОС, содержащий требования к выпускникам начальной школы, уровням сформированности их предметных и метапредметных результатов. До этого времени школа «переживала» введение ряда других нормативных документов, описывающих стандарт. Но такого кардинально нового подхода к обучению и воспитанию детей не было, пожалуй, никогда.
Сложность состоит в том, что учитель призван создавать такие условия, которые будут формировать не только предметные, но и метапредметные результаты (универсальные учебные действия). Они подвергаются мониторингу также как и предметные. Однако учителю не дана технология, которой он должен владеть для формирования данных результатов. Ведь результаты, запрашиваемые социумом, должен обеспечивать прежде всего он. Как говорил А.Л. Азаров «Сущность мастерства состоит из трех составляющих: технология, личность, отношения». Очень много говорится о личности учителя, отслеживается отношения к учителям, реализующим стандарт. В деле обучения и воспитания, во все школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (Ушинский К.Д.)В ситуации такого дефицита на первый план выходит личность учителя, его умение выполнять действия по собственному осознанному побуждению, интерес к профессии, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Прежде всего, это учительская самостоятельность, умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Как утверждал Конфуций: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». В первых рядах по освоению стандарта – педагоги начальной школы. Есть коллеги старшей школы, которые желают этих изменений. Других постигнет разочарование. Следовательно, проблему учебной самостоятельности нельзя рассматривать только в контексте одной ступени образования. Это проблема всей школы. И решать её всем нам.
2013г. Внеурочное занятие
- Елена Васильевна, что вы делаете? (взгляд заинтересован)
- Мы сегодня снимаем мультфильм.
- Ура!!! А нас научите? ( в глазах уважение). Удивительно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита опыта на "Учитель года-2014"
В своей профессии я делаю первые, ещё не уверенные, но уже сознательные шаги человека, который знает в каком направлении двигаться. Эта работа открыла для меня огромный простор для саморазвития ...
Конкурс "Учитель года- 2014"
Материалы к конкурсу "Учитель года". Проблема "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"...
Презентация к материалу "Учитель года-2014"
Презентация к материалу "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"...
Письмо-поддержка и Ходатайство на участие в конкурсе "Учитель года"-2014
Участие в конкурсе "Учитель-года"-2014...
Сведения об участнике конкурса "Учитель года"-2014
Общие сведения об учителе...
Заявка участника на конкурс "Учитель года - 2014"
Заявка участника на конкурс "Учитель года - 2014"...
Положение о школьном конкурсе «Ученик года"( 2014-2018 годы) .
Положение о школьном конкурсе "Ученик года" 2014-2018 годы. Настоящее Положение определяет общий порядок организации и проведения школьного конкурса «Ученик года" (2014-2018 годы). ...