Доклад на тему "Внеурочная деятельность в 1 классе".
статья (1 класс) по теме

Ковалькова Лариса Виллеровна

Доклад на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_uchashchihsya.rmo_doklad.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  для  детей  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста   Талалихинскакя  начальная  школа - детский  сад

Доклад на тему:

«Внеурочная деятельность в 1 классе.»

.

                                           

                                                                                         

                                                                                         Учитель начальных классов

                                                                                                                  Ковалькова Л.В.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Прежде чем рассматривать  игровую деятельность, следует напомнить, что при организации внеурочной деятельности необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного и социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здорово образе  жизни ребенок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает ее с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Игровая деятельность.

В многообразии определений игры в качестве опорного приведем следующее: игра есть действие, протекающее в определенных рамках места, времени, смысла в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам, вне сферы материальной пользы и необходимости; сопровождается настроением и чувствами подъема и напряжения, отрешенности и восторга (Хейзинга Й. Человек играющий).

 Как отмечает Т.В.Цирлина, во всех известных гуманистических авторских школах прошлого и настоящего игра была и остается одним из краеугольных камней их существования. Почему же так важна игра для педагогической деятельности?

Во-первых, игра расширяет сферу педагогической деятельности, обогащает профессиональную позицию педагога так называемой игровой позицией.

Игровая позиция педагога, по мнению С.Д. Полякова, вытекает из двух основных признаков игры – двуплановости и роли. Двуплановость – развертывание игрового поведения сразу в двух пространствах: в реальных обстоятельствах и в условном пространстве, где хозяева – на задачи реальной деятельности, а отвлеченные от реальности воображаемые условия. Форма существования двуплановости – роль, ролевое поведение: поведение, общение по правилам, задаваемым воображаемыми условиями. Участники игрового общения, игровой деятельности в той или иной степени сознают ролевой характер своего поведения. Отсюда игровая позиция педагога – демонстрируемая, нескрываемая двуплановость поведения педагога, нередко с отчетливой подачей роли.

Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством, потому что позволяет педагогу совершать разнообразные маневры в поле делового и личностного общения. При это деловое поведение оказывается не совсем деловым, а личностное – не совсем личностным. Школьник, воспитанник «вычитывает» из игрового поведения педагога тот из двух смыслов, планов, который ему ближе. И шансы на укрепление контакта повышаются. В игре все немножко не про меня и про тебя, а про роль, и поэтому я свободен принять – не принять, ответить – не ответить на посылаемые мне «воспитательные сигналы». То есть в игре и ребенок, и педагог чувствуют себя свободнее, у них больше пространства для самореализации.

Во-вторых, игра создает возможности для со-творчества, совместного творческого развития взрослого и ребенка.

Как считает известный детский психолог Д.Б. Эльконин, содержание детских игр развивается от игр, в которых основным является предметная деятельность людей к играм, отражающим отношения между людьми, и наконец, к играм, в которых главным выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми.

Эти сменяющие друг друга типы игры, если посмотреть на них с точки зрения педагогической организации игровой деятельности, могут спокойно соседствовать друг с другом. Причем, первый тип игры – игра с ролевым акцентом – будет обеспечивать достижение воспитательного результата первого уровня, второй тип игры – игра с деловым акцентом – воспитательный результата второго уровня, а третий тип игры – социально моделирующая игра – результат третьего уровня.

Итак, достижение в игровой деятельности воспитательных результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) обеспечивается формой игры с ролевым акцентом.

Есть три принципиальных отличия ролевых игр от каких-либо других игр.

Во-первых, наличие одной или нескольких сюжетных линий, развитие которых в большинстве случаев зависит непосредственно от предпринимаемых участниками игры действий.

Во-вторых, игра развивается не на словах и не на игровом поле (по крайней мере, не только на нем), а «в живую».то есть, чтобы достичь какого-либо результата, игроку надо куда-то пойти и совершить ряд поступков, а не просто проговорить их для ведущего и остальных игроков, сидя с ними за одним столом.

В-третьих, существует свобода выбора для большинства игроков своей стратегии поведения, ограниченная только изначальной установкой, определяющей образ персонажа, которого предстоит играть, и правилами игры.

Примерный алгоритм создания типичной ролевой игры состоит из трех пунктов: подготовка игры, её проведение и обсуждение.

  1. Подготовка игры.
  1. Понять, для кого будет проведена игра – возраст, состояние группы, межличностные связи, потребности, проблемы.
  2. Определить, какие цели и задачи ставятся перед игрой.
  3. Выбрать типаж игры (игра-спасение, игра-обсуждение, игра-выбор, игра-изучение, игра-отстаивание, игра-экспансия).
  4. Выбрать игровой мир (исторический, фантастический, фентезийный или социальный фон).
  5. Определить границы игрового пространства (отдельное замкнутое пространство(бункер, плот); населенный пункт; страна; планета).
  6. Осознать, какими путями может развиваться игра.
  7. Предусмотреть фоновую деятельность.
  8. Определить и прописать законы игрового мира и того, каким образом они моделируются:

- социальными:

- природными;

- физиологическими;

- технологическими;

-  технологическими;

- мистическими.

Также моделируется игровое пространство и игровые предметы.

  1. Разработка правил игры.
  2. Расписать основные роли, и то, кто их будет играть.
  3. Донести правила и личные установки до игроков.
  4. Изготовление костюмов и бутафории.
  1. Проведение игры.
  1. Часто игра начинается с некоторой оговоренной заранее полутеатральной постановки.
  2. Развитие игры зависит от изначальных установок и от того, как мастера контролируют отдельные игровые моменты.
  3. Закончить игру на эмоциональном и сюжетном подъеме.
  1. Обсуждение игры (рефлексия), подведение итогов.

Лучше всего проводить через 20-40 минут.

Обсуждение ведется примерно по следующему плану:

  • Вспомнить основные игровые моменты,  какие важные события произошли.
  • Оценить то, что происходило, поведение отдельных игроков; обмен мнениями по поводу спорных ситуаций.
  • В тех случаях, когда игровое пространство состоит из нескольких достаточно самостоятельных частей, имеет смысл сначала провести обсуждение для игроков, бывших вместе в одной игровой зоне, а уже потом организовать общее обсуждение.
  • В конце обсуждения ведущий раскрывает карты – поясняет что-то оставшееся непонятным и отвечает на возникшие вопросы.

                 После этого подводится окончательный итог игры.

Реклама.

        Сделайте рекламу своему классу, школе, группе играющих, своей будущей профессии. Возможны коллективные и индивидуальные варианты.

Озвучивание.

        Одна команда придумывает ситуацию и разыгрывает сюжет, но без слов. Другая команда придумывает текст к данной ситуации и озвучивает персонажи, при этом повторяя жесты, позы. Затем обе команды сопоставляют тексты обеих команд.

        Вариант: озвучивание репродукций картин известных художников и т.д.

«Если бы я был…»

        Игра-перевоплощение. Каждый участник должен выбрать себе какую-нибудь вещь (абажур, заноза, мороженое и т.п.) и погрузиться в её мир, вообразить себя этой вещью, ощутить её «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что её окружает, как она живет, что чувствует, о её  заботах, пристрастиях, о её прошлом, её будущем. Эта игра должна проходить в несколько затемненном помещении, с элементами театрализации. Рассказывая о постороннем, случайном предмете, участники невольно говорят себе, это ведет к самораскрытию, при этом важно и то,
что они учатся изменять себя, управлять своим настроением.

Превращения.

        Все и всё превращается в нечто другое, но не с помощью слов, а с помощью определения целесообразности действий. Аудитория превращается в лес. Тогда участники – в деревья, зверей, птиц, лесорубов и т.д. А если в вокзал – значит в чемоданы, поезд, пассажиров. А если в телевидение – в дикторов, телеоператоров, «звезд эстрады» и т.д.

Варианты: коллективная работа в микрогруппах, индивидуальное исполнение. При этом кто-то может делать шумовое оформление, изображать реквизит и т.д. В это игре можно инсценировать ситуации взаимопомощи персонажей, конфликтности, нейтральности и т.д.

Ролевое обсуждение.

        Руководитель раздает членам группы листочки с обозначением той роли, с которой должен выступать данный человек в обсуждении. Роли могут быть: эрудит, критик, оратор, зануда, клоун и т.д. нас интересует внутренняя позиция, внутреннее отношение к явлению, которое им следует продемонстрировать  во время дискуссии. Каждый знает о своей роли и ничего не знает о других. Предметом обсуждения может быть любое художественное произведение, событие реальной жизни.

Оживающие картины.

        Каждая из групп  ( 3-5 чел.) является персонажами известных картин художников. Картины «оживают», персонажи действуют, участвуют в диалогах, а затем застывают.

Конкурс жанров.

        Играющие берут известное произведение – это может быть сказка, пословица, стихотворение и разыгрывают сюжет в том или ином жанре: комедия, мюзикл, трагедия, мелодрама.

Сколько ты весишь.

        В зависимости от настроения, физического  самочувствия человек по-разному ощущает свой вес:

Неудача, плохое самочувствие, испорченное настроение наполняют человека тяжестью – он с трудом передвигает ноги, руки не поднимаются, голова не держится, всё тело налито свинцом; радость, влюбленность, счастье – дают ощущение легкости полета, невесомости.

Создаются несколько групп:

- веселые и радостные;

- солидные, но довольные;

- недовольные, усталые, обиженные;

- опустошенные, бессильные;

- огорченные, задавленные неприятностями.

Пройдитесь по аудитории, сядьте, встаньте, ощутите в себе изменение веса.

Варианты: группы создаются по желанию; на 1,2,3,4,5 рассчитайтесь; все участники счастливые, или всем не повезло.

Литература.

Д.Б.Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «Просвещение» 2011г.

О.А. Казанский Игры в самих себя. Москва Менеджер.1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

Доклад "Проектная деятельность начальных классов"

Доклад можно использовать для обобщения опыта....

Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»

Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать  вам  об основных моментах работы над проектной деятельностью...

Доклад Развитие познавательной деятельности на уроках рисования в начальных классах.

Доклад Развитие познавательной деятельности на уроках рисования в начальных классах....

Доклад по теме: "Деятельность классных руководителей в реализации направлений внеурочной деятельности»

В данном докладе говорится о том, как важна внеурочная деятельность в образовательном процессе....

Доклад на МО учителей начальных классов «Эффективность трудовой деятельности с обучающимися с ТМНР»

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Основное назначение образовательных организаций – подготовить обучающихся к самостоятельной жизни в окружающем социум...