Доклад на ШМО учителей начальных классов "Проектная деятельность и классификация проектов"
консультация
"Проектная деятельность и классификация проектов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность и классификация проектов | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №9 СИОП г.Пушкино
Проектная
деятельность
и
классификация
проектов
Доклад на ШМО учителей
начальных классов
Осиповой Ольги Владимировны
08.11.2019
Традиционно многие десятилетия воспитание рассматривалось как передача старшим поколением социального опыта (знаний, практических умений и навыков,способов творческой деятельности ,отношений)молодому поколению,Однако в быстро меняющемся обществе 21в,столь привычные и проверенные процессы уже малоэффективны :формы опыта могут меняться на протяжении жизни даже одного поколения и воспроизводство по принципу”делай как я” уже является не просто малопродуктивным,но и вызывает конфликты между поколениями,
Реалии сегоднешнего дня требуют нового подхода к воспитанию: оно должно быть организовано” как гуманитарный человекообразующий процесс, потому что все проблемы общества и государство могут решить только через воспитанного (социализированного, культурного)человека”(Е.В.Бондаревская), что может стать , с одной стороны, средством предотвращения социальной деградации ,а с другой стороны, средством восстановления общественной нравственности.
Внедрение современных технологий обучения позволяет еще в большей степени задействовать воспитательный потенциал.
В настоящее время в практике обучения в школах России широко используется метод проектов , который предполагает опору на творчество школьников , приобщении их к исследовательской деятельности ,позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся ,организовывать обучение в сотрудничестве.
Доктор педагогических наук ,известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е.С.Полат определяет метод проектов как “определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся , индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата , оформленного в виде конкретного практического выхода , но организацию процесса достижения этого результата .
Она считает , что метод проектов при наличии определенных условий может быть использован в любом типе школ, на любом этапе обучения ,если он соответствует следующим требованиям :
1.Наличие значимой в исследовательском либо творческом плане проблемы илизадачи , требующей интегрированного знания , исследовательского поиска для ее решения.
2.Практическая , теоретическая , познавательная значимость предполагаемых результатов.
3.Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группе, на уроке или вне его.
4.Структурирование содержательной части проекта ,с указанием поэтапных результатов и распределением ролей.
5.Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы решения , обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Е.С.Полат выделяет следующие типы проектов:
*Исследовательские. Данный тип требует хорошо продуманную структуру проекта ,четко сформулированные перед началом проекта цели , заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость , продуманные методы экспериментальных и опытных работ ,методы обработки результатов.
*Творческие. Они могут не иметь детальнопроработанной структуры , она только намечается или развивается , подчиняясь принятой самими учащимися схеме.Однако,прежде чем начать разработку такого проекта, следует заранее договориться о желаемых,планируемых результатах (сочинения,видеофильмы,стенные газеты и т. д.)
*Ролево-игровые.В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль , обусловленную характером и содержанием проекта . Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.
*Практико-ориентированные. Такой тип отличает четко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая ,в свою очередь, должна быть ориентированна на социальные интересы самих учащихся. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм. звукозапись, программа действий, проект закона и т.д..Такой проект требует хорошо продуманную структуру.
По доминирующему предметно-содержательному аспекту:
*Монопроекты. Данные проекты проводятся по наиболее сложным темам . требуют четкой структуризации , с четким обозначением конечных целей и задач,а также знаний , умений, приобретаемых учащимися в ходе разработки проекта.
*Межпредметные.Такого рода проекты выполняются во внеурочное время .Они могут объединять как несколько предметов , так и решать достаточно сложные проблемы( проблема сохранения окружающей среды, исследование творчества писателей, работающих в одном жанре…).Такие проекты требуют четкой координации работы всех учителей предметников, хорошо проработанные формы контроля и презентации.
По характеру координации:
*С открытой координацией. В таких проектах координатор (педагог) непосредственно участвует в работе ,организуя и направляя ее, а также координируя деятельность всех участников.
*Со скрытой координацией. Учитель не вмешивается в работу над проектом ,но изучая отчеты и дневники учеников, беседуя с ними , он внимательно наблюдает за процессом и может выступить в роли советчика.
По характеристике контактов:
*Внутренние или региональные. (в пределах классов одной школы, школ округа, города)
*Международные. (с учащимися различных стран и контенентов посредством информационных технологий--- телекоммуникативный проект)
Испанские педагоги Рамон Рибе и Нурия Видал ,являются авторами иного подхода при работе над проектами . По мнениюэтих авторов работа над пректом может длиться от нескольких недель до целого года.Они считают, что проект можно сравнивать с романом , состоящим из отдельных глав, каждая из которых ценна как сама по себе , так и как часть единого произведения. Работа над проектом может идти двумя путями: выполнение микрозаданий в ходе работы в классе и как параллельно идущая работа.
Согласно Рибе и Видал , выполнение проекта предполагает следующую схему работы:
1 этап--- Создание творческой атмосферы в группе.
2 этап--- Предложение темы исследования.Выбор темы проекта.
3 этап--- Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп.Составление подробного плана работы над проектом .Обсуждение путей сбора информации. Выполнение разработок по теме. Обсуждение первых результатов в группе.
4 этап--- Общий сбор полученных всеми результатов. Презентация проекта.Обсуждение презентации и полученных результатов.
Проанализировав наиболее разработанные подходы к использованию метода проектов при обучении, рассмотрим как он способствует реализации задач воспитания. Как отмечают современные психологи, нынешнее падение интереса интереса к обучению объясняется разрывом процесса обучения, его содержания., методов и организации с реальными мотивами обучения.
Наиболее реальный путь формирования мотивации – это обращение к действительно интересным для них проблемам , создание условий самореализации и самоутверждения в близкой им среде. Лишь тогда знания, понятия, ценности, приобретенные в школе , становятся значимыми, когда они находят свое воплощение в реальной жизни. И лишь тогда урок становится интересным, когда именно в школе находятся ответы на вопросы, возникающие в социальном окружении ученика. Создавая для себя определенную картину мира, ребенок находит в ней и свое место.
Кроме того , самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей , интересов. Совместная работа в группе и с учителем способствует развитию партнерских отношений, стимулирует развитие рефлексии , умение планировать совместную деятельность. И только пройдя путь самостоятельно, можно научиться чему-либо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на МО учителей начальных классов "Урок в начальной школе с использованием ТРКМ"
Технология критического мышления может использоваться на уроках чтения, окружающего мира, русского языка, реже на уроках математики (например, кластер). Данная технология имеет свою структуру построен...
Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"
В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...
Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»
В докладе представлен опыт по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Классификация специфических речевых ошибок"
Одной из причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушения чтения и пис...
Доклад для ШМО учителей начальных классов на тему: "Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе"
Доклад для школьного методобъединения учителей начальных классов...
Доклад на МО учителей начальных классов «Эффективность трудовой деятельности с обучающимися с ТМНР»
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Основное назначение образовательных организаций – подготовить обучающихся к самостоятельной жизни в окружающем социум...
Доклад на РМО учителей начальных классов на тему: «Профессиональная компетентность учителя в процессе реализации ФГОС»
laquo;Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога». (Профессиональный стандарт педагога) В ФЗ «Об образовании в Российской ...