Программа летней оздоровительной кампании "По дорогам славных лет".
проект по теме
Школьные каникулы - неисчерпаемый резерв нравственного роста, физического совершенствования, наиболее благоприятная пора для развития ребячьего творчества, приобретения социального опыта.
Программа «По дорогам славных лет»:
-это попытка выйти на новый уровень развития содержания каникулярного досуга;
-это возможность выступить в качестве защитников детства;
-это поиск новых моделей и форм организации детского отдыха;
-это практическая помощь организаторам каникулярных проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_dorogam_slavnykh_let.docx | 80.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1
ПРОГРАММА
летней оздоровительной кампании 2012 года
«По дорогам славных лет»
Возраст детей: 6-15 лет
Авторы: учителя начальных классов
Здоренко С.А., Костюченко М.В., Шикова О.А.
Светлоград, 2012
« История нас ничему
не учит, но она жестоко
наказывает за невыученные уроки»
В. О. Ключевский
Информационная карта
Название программы | Программа летней кампании 2012 года «По дорогам славных лет». |
Основной разработчик программы | Учителя начальных классов: Здоренко С.А., Костюченко М.В., Шикова О.А. |
Цели программы | Создание условий для раскрытия духовных, творческих, физических потенциалов и самореализации личности ребенка в период школьных каникул, привлечение внимания детей к российской истории и роли России в мировом историческом процессе. |
Задачи программы |
|
Основные принципы деятельности | 1.Содержательность деятельности, ее многообразие: индивидуальные и коллективные формы. 2.Свобода выбора дел коллективом как условие самостоятельности, творческого развития и самореализации ребенка. 3.Дифференцированный подход с учетом возрастных, индивидуальных особенностей. 4.Игра - универсальный способ воспитания, способ самоутверждения, самореализации ребенка. |
Место реализации программы | г. Светлоград, ул. Комсомольская,16, пришкольный оздоровительный лагерь «Городок фантазеров». |
Сроки реализации | 1.06.2012 – 22.06.2012 |
Количество смен | одна: «По дорогам славных лет». |
Участники программы | Дети и подростки в возрасте 6-15 лет МБОУ Г №1 г. Светлограда. |
Исполнители мероприятий программы | Учителя-воспитатели, вожатые - учащиеся 8- 10 классов. |
Краткое содержание программы | Программа направлена на формирование из ребенка социально-активной личности, ориентированной на лидерскую позицию, общечеловеческие ценности и общественно-значимую деятельность. В ходе реализации программы коллектив отряда осуществляет поддержку детских инициатив и стимулирование каждого ребенка к активной деятельности. Содержание деятельности:
|
Система организации и контроля | Координацию и контроль за реализацией программы осуществляют: администрация гимназии №1, отдел образования Петровского района |
Ожидаемые результаты реализации программы | 1.Успешная реализация проекта смены; 2.Активизация лидерских качеств; 3.Приобретение детьми нового социального опыта; 4.Повышение творческой активности детей; 5.Привитие детям элементов патриотического, нравственного воспитания; 6. Привлечение внимания к российской истории. |
Пояснительная записка
Основная задача социально-воспитательной системы на современном этапе заключается в умении педагога помочь растущему человеку войти в мир, найти в нем свое место, осуществить осознанный выбор социальной роли и реализовать ее в созидательной деятельности. Решение этой сложной задачи связано с принципиальными изменениями в социально-воспитательной системе, которая призвана ориентироваться на интересы и потребности личности в определении содержания, форм и методов.
Каникулы - самая любимая ребячья пора. Именно в каникулы ребенок получает возможность на собственном опыте:
-ощутить свободу и самостоятельность;
-проявить самоорганизацию и самодеятельность.
Школьные каникулы - неисчерпаемый резерв нравственного роста, физического совершенствования, наиболее благоприятная пора для развития ребячьего творчества, приобретения социального опыта.
Программа «Каникулы» является досуговой. Искать новые подходы к организации свободного времени юных жителей города побуждают следующие проблемы:
1.Детская безнадзорность в каникулярное время оборачивается многочисленными проблемами: это травматизм на дорогах и улицах, пожары в результате детской шалости, всплеск правонарушений, совершенных подростками из группы риска.
2.Отход семьи от проблемы воспитания собственных детей в силу разных причин и отсутствия у ребенка культуры проведения свободного времени порождает и в сезонные школьные каникулы проблемы, характерные также и для летнего периода.
3.Духовный дефицит, разрушение идеалов и ценностей, пессимизм, нарастающие в молодежной среде, агрессия рекламной антикультуры, рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других проявлений свободного образа жизни.
Программа «Каникулы»:
-это попытка выйти на новый уровень развития содержания каникулярного досуга;
-это возможность выступить в качестве защитников детства;
-это поиск новых моделей и форм организации детского отдыха;
-это практическая помощь организаторам каникулярных проектов.
Выбор тематики смены обусловлен тем, что Указом президента РФ №49 от 09.01.2012г. 2012 год объявлен Годом российской истории и на этот год выпадает большое количество исторических дат: 1150-летие зарождения российской государственности; 770-летие Ледового побоища на Чудском озере; 460-летие взятия Казани войском Ивана Грозного и включения Казанского ханства в состав Московской Руси; 400-летие окончания Смуты на Руси; 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, 200-летие Бородинского сражения, 70-летие начала Сталинградской битвы, поэтому, на наш взгляд, возникает необходимость привлечения внимания детей к российской истории и роли России в мировом историческом процессе.
Содержание и формы реализации программы
Особенность смены заключается в исторической направленности. Тематика смены разработана в форме исторического турне. Действия турне проходит в различных временных эпохах (Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, Новое время (СССР), Новейшее время (РФ).
Участники путешествуют по реке времени на машине времени. Ребята находятся в детском увлекательном историческом центре (ДУИЦ). Директор центра – начальник лагеря, старшие исторические сотрудники – воспитатели, младшие исторические сотрудники – вожатые, дети- лаборанты. Отряды - исторические лаборатории (ИЛ- 1, ИЛ-2, ИЛ-3 ит.д.).
Сравнивая культурные пласты нашей страны, дети учатся критически воспринимать современные явления культуры, ответственно относиться к настоящему нашей планеты и человеческой цивилизации, а также терпимости и толерантности. Игра длится всю смену – 18 дней, без перерыва.
На протяжении всей смены в лагере действует система накопления орденов и медалей. Получать их можно за креативность и инициативу, активное участие в жизни отряда, получение призовых мест в различных мероприятиях и т.д. Также можно и штрафовать за нарушение правил игры.
Пять медалей можно обменять на один орден – 3-й степени, десять медалей – на орден 2-ой степени, 15 медалей – на орден 1-й степени.
Рейтинг отрядов зависит от количества орденов и медалей у отрядов. Члены отряда, занявшего в рейтинге первую строчку, получают высшее звание магистров истории. И им предоставляется право проводить пятиминутки по истории России в новом учебном году.
Этапы смены
Организационный – турне стартует с момента прихода ребят в лагерь, с церемоний встречи, открытия (первые 3 дня). Именно в эти дни объясняется суть исторического турне, происходит знакомство с игровым пространством, осуществляется выбор органов самоуправления, и т.д.
Задачи оргпериода:
1. Адаптация ребенка к новым условиям жизни:
-создание комфортных условий для каждого ребёнка;
-знакомство с условиями лагеря;
-демонстрация принятых норм поведения.
2. Раскрытие и развитие возможностей ребёнка:
-определение интересов и способностей каждого ребёнка;
-старт коллективного творчества.
Критерии успешности оргпериода:
1.Ощущение удовлетворённости тем, что ребёнок попал именно в этот отряд, именно к этим вожатым.
2.Заинтересованность ребят в дальнейшей деятельности отряда и лагеря.
3.Принятие норм лагеря.
Основной – начинает развиваться после организационного периода. Идёт подготовка, поочерёдно, к прохождению всех заданий. Все задания преодолеваются совместными усилиями ребят каждого отряда. Подведение итогов происходит после каждого задания.
Задачи основного периода:
1.Рразвитие самоуправления.
2.Передача управления отрядом и лагерем от отряда к детям.
3.Создание условий для приобретения ребёнком опыта разной деятельности.
4.Создание условий для демонстрации ребёнком приобретённого в лагере опыта.
Критерий успешности - инициатива ребят.
Итоговый – подводятся общие итоги смены, анализируется как общее, так и групповое, и индивидуальное участие. На линейке закрытия происходит награждение активных участников, лучших отрядов.
Цель - подведение итогов смены.
Критерии успешности периода:
-нежелание прощаться со школьным лагерем;
-желание сохранить среду общения;
-желание перенести то, чему научились в лагере, на свой постоянный детский коллектив;
- желание глубже познать историю России.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Коммуникативные игры на знакомство «Печатная машинка», «А я - заяц, а я – рядом, а я – тоже», «Цып-цап», «Передай имя», « Я умею делать так» (Приложение 1).
- Игры на выявление лидеров «Енотовы круги», «Волшебный мячик», «Карета»,»Фотограф», «Пчёлка» ( Приложение 2).
- Игры на сплочение коллектива «Города мастеров», «Фабрика звёзд», «Тропа доверия», «Живые волосы», «Орлятский круг», «нужный цвет», «Гусеница», «Атомы», «Путалки», «Яблоко» и др. (Приложение 3).
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
- Инструктажи для детей: « Правила дорожного движения», «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей на прогулках и в походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»; «Осторжно, клещ!», ОБЖ - «Безопасность в городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Меры доврачебной помощи»;
- Беседы, проведённые медицинским работником: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»;
- Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением школьного инспектора ОДН
Организация взаимодействия летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей
с социумом
План смены «По дорогам славных лет»
День | Тема дня | Мероприятие | Цель | Деятельность детей | Прогнозируемый результат |
1. | Нашествие татаро-монгол. | 1.Линейка «Открытие лагерной смены». 2.Проведение инструктажа по ТБ. 3.Деление на отряды (исторические лаборатории). 4.Знакомство с режимом работы лабораторий (Приложение 4). 5.Оформление уголка лагеря. 6.Проведение игр на знакомство (Приложение 1). 7.Ознакомление с правилами поведения в лагере. 8. Тропа доверия (Приложение 3). | Ознакомление детей с лагерем, его традициями, законами, обслуживающим персоналом, знакомство детей друг с другом. Овладение спортивными знаниями, умениями и навыками, выявление спортивных лидеров. | Знакомство детей друг с другом в процессе игр. Спортивные состязания. | Образование детских исторических лабораторий. Сплочение детских коллективов. Награждение детей и отрядов. |
2. | Объединение Руси. | 1.Экскурсия в краеведческий музей. 2.Игра – путешествие по станциям «Овеянные славой гимн и герб» (Приложение 5). | Познакомить детей с государственной символикой России и историей их создания. | Посещение музея. Путешествие по станциям. | Создание и защита символики исторических лабораторий ДУИЦ. Награждение. |
3. | «Пора в путь дорогу…». | 1.Авторалли. 2.Заседание научного совета ДУИЦ. 3. Открытие лагерной смены. «Фабрика звёзд» (Приложение 3). | Овладение знаниями, умениями и навыками в спорте, выявление спортивных лидеров. Утверждение маршрута исторического круиза. Создание условий для творческого потенциала и самореализации личности ребёнка в период школьных каникул. | Велосипедное ралли. Изготовление машины времени. Выступления детей. | Награждение. Выставка достижений технического творчества ИЛ. Награждение. Праздничное шоу. |
4. | Легенды Древней Руси. | 1.Выездная экскурсия в Храм имени Святого благоверного князя Александра Невского г. Благодарного. 2.Просмотр кинофильма «Александр Невский». | Приобщение к культурному историческому наследию нашей страны. | Посещение храма. Посещение кинотеатра. | Составление презентации по итогам экскурсии. |
5. | «Кто с мечом к нам придёт…». | 1.Рыцарское дефиле. 2.Военно-спортивная игра «Войнушка» (Приложение 6). | Привлечение внимания детей к российской истории (770-летие Ледового побоища на Чудском озере). Сплочение ребят, проверка их стойкости и взаимовыручки. | Изготовление доспехов и оружия рыцарей.
| Демонстрация доспехов и оружия рыцарей. Награждение. Награждение. Мирная дискотека. |
6. | Славянский базар. | 1.Россия мастеровая (мастер – класс по изготовлению «леденцовых петушков», народных игрушек). 2.«Размахнись рука, раззудись нога» - богатырские забавы. 3.Ярмарка талантов. | Знакомство с народными промыслами, развитие творческих способностей. Приобщение детей к спорту, физической культуре. Создание условий для творческого потенциала и самореализации личности ребёнка в период школьных каникул. | Изготовление игрушек из глины и солёного теста. Спортивные состязания. Разучивание цирковых номеров. | Выставка изготовленных поделок. Подведение итогов. Награждение. Выступление в «ярмарочном балагане». |
7. | «Бояре, а мы к вам пришли». | 1.«Могучая кучка» (русские народные игры) (Приложение 7). 2.«Краски русского фольклора». | Развитие творческих способностей детей, расширение познаний в области русского фольклора. | Разучивание русских игр. Разучивание народных песен, танцев, инсценировка сказок. | Театрализованное представление. |
8. | Казачий круг. | 1.Клуб путешественников. «С казаками – в царство Казанское, с Ермаком - в Сибирь». 2.Игра «Казаки-разбойники» (Приложение 7). | Привлечение внимания детей к российской истории (460-летие взятия Казани). Сплочение ребят, проверка их стойкости и взаимовыручки. | Знакомство с жизнью казаков при Иване Грозном. Изготовление атрибутов казачества. | Альманах путешественников Составленная «казаками» карта присоединённых к русскому государству земель. Награждение. |
9. | Смутное время. | 1.Посещение городского музея и районной библиотеки. 2.День непослушания. 3.Театр пародий «Самозванцы». | Расширение знаний о Смутном времени. Развитие детского самоуправления. Формирование коммуникативных умений, основ правильного поведения, общения, культуры, досуга. | Посещение музея и библиотеки. Подбор образов и форм перевоплощения. | Театральный капустник «Я-царь!». |
10 | «Окно в Европу». | 1.Интеллектуальная викторина «Две столицы» (Приложение 8). 2.«Модный приговор» Петра Великого. | Расширить знания детей о жизни двух главных городов России во времена значимых для страны событий. | Участие в интеллектуальной викторине. Подготовка эскизов «Европейская мода 18 века». | Награждение. Конкурс модельеров, парикмахеров, стилистов. Награждение. |
11. | «Под Андреевским флагом». | 1.Работа конструкторского бюро ДУИЦ. «Потешная флотилия». 2.Игра «Морской бой». | Формирование интереса к различным видам деятельности. Создание условий для творческого потенциала и самореализации личности ребёнка. | Изготовление моделей морских судов. Игра. | Тест-драйв «Буря в стакане воды». Награждение. |
12. | «Недаром помнит вся Россия!» | 1.Виртуальный трёхмерный интерактивный музей-панорама «Бородинская битва». 2.«Виват героям русских битв!». Поход в лес. 3.Гусарские байки (легенда о бородинском хлебе) (Приложение 9). | Привлечение внимания детей к российской истории (200-летие Бородинского сражения). Сплочение ребят, проверка их стойкости и взаимовыручки. | Виртуальное посещение музея- панорамы. Игры на местности. | Угощение бородинским хлебом. |
13. | День памяти. | 1.Эстафета добрых дел (уборка территории вокруг памятника, возложение цветов к памятнику, акция «Письмо ветерану»). 2.Встреча с ветераном ВОВ. 3.Выездная экскурсия по памятным местам города. | Расширение знаний о памятных местах города. Воспитание патриотизма, нравственных качеств. | Участие в мероприятиях дня. | Конкурс стихов собственного сочинения на военную тематику. |
14. | Звёздный город детства. | 1.Вокальный конкурс «Две звезды». 2.Турнир «КосмоЗнайка» (Приложение 10). 3.Звёздная мастерская. | Создание условий для творческого потенциала и самореализации личности ребёнка. Познакомить младших школьников с историей развития космонавтики, с теми, кто внёс свой вклад в покорении Вселенной. | Конкурс вокального мастерства. Участие в турнире. Изготовление ИЛ моделей Солнечной системы. | Подведение итогов, награждение. Представление моделей Солнечной системы. |
15. | «Сочи – 2014». | 1.Заседание олимпийского комитета ДУИЦ. Творческие заморочки. 2.Малые олимпийские игры. (Приложение 11). | Вовлечение родителей в воспитательный процесс. | Работа ИЛ над созданием символа Малых олимпийских игр. Состязания детей с привлечением родителей в команды. | Подведение итогов, награждение. |
16. | Один день из истории моей семьи. | 1.Семейное портфолио. 2.Открытие клуба филателистов и нумизматов. 3.Семейная командная игра «Сто к одному» (Приложение 12). | Вовлечение родителей в воспитательный процесс. Приобщение к истории России через изображения исторических процессов и деятелей на марках и монетах. | Демонстрация детьми и родителями своих увлечений. Участие в игре. | Выставка экспонатов коллекций. Подведение итогов. Награждение. |
17. | «Река времени». | 1.Интеллектуальная игра «Путешествие в прошлое России» (Приложение 13). 2. Экскурсия «Ключи от города». | Привлечение внимания детей к российской истории Посетить культурные исторические памятники города. | Участие в игре. Подготовка к конкурсу рисунков. | Подведение итогов. Награждение. Выставка рисунков «Город мой Светлый». |
18 | «Нам продолжать историю». | 1.Закрытие лагерной смены. Чествование отличившихся отрядов (ИЛ), детей. 2. Гала-концерт «Нам продолжать историю». | Формирование коммуникативных умений, основ общения, культуры, досуга. | Подготовка к концерту. | Подведение итогов, награждение. |
Информационные ресурсы
http://www.bibliotekar.ru/rusRomanov/5.files/image001.jpg - Пётр 1
http://www.aif.ru/application/public/news/636/c8236076ae66297050c17f2c15382cec_big.jpg - А. Невский
http://novgorod.allnw.ru/attachment/bbfa209e92739909994a7e3f47398f0f7608b08f/vel%20novg%203.jpg – Новгород
http://www.novgorodmuseum.ru/images/kreml_2.jpg - Кремль
http://www.yaplakal.com/uploads/previews/post-3-12676377493709.jpg - корабль
http://www.home-edu.ru/user/f/00001231/examen/14-15_vek/pictures/3.jpg - И. Калита
http://s56.radikal.ru/i154/0909/55/fe56ccf99780.jpg - монголо-татарское иго
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/123/49123117_apol1.jpg - древняя Москва
http://s51.radikal.ru/i134/0905/55/05b5e6b3704a.jpg - Пётр 1
http://www.museum.ru/museum/1812/Painting/Borodino/pic/brdn034.jpg - 1812
http://waffen.ucoz.ru/_fr/1/7796012.jpg - Сталинградская битва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....
Программа летнего оздоровительного лагеря на базе МБОУ Куропатинской СОШ
Программа летнего лагеря, план-сетка на смену...
программа летнего оздоровительного учреждения при МОУ СОШ
Разработка программы летнего оздоровительного учреждения,планы мероприятий на две смены летнего лагеря при образовательном учреждении...
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Кругосветка или 21 день вокруг света»
Готовая программа школьного лагеря...