КТД "Хлеб всему голова"
классный час (3 класс) по теме

Стрельцова Людмила Юрьевна

Разработка внеклассного мероприятия "Хлеб всему голова" для начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие 3 класс

Тема: «Хлеб всему голова»

Автор Стрельцова Л.Ю.  учитель начальных классов МБОУ Кагальницкая СОШ Азовского района

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

Оформление зала:

на сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой – плакат: «Чудо земли – хлеб». В зале плакаты: « Хлеб - всей жизни голова!» « Много снега – много хлеба!». « Славится он первым на земле, славится он первым на столе». « Каравай хлеба не свалится с неба», «Земля- матушка, а хлеб – батюшка».

 Рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ».

 Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур.

 Накрыт праздничный стол, на нем лежат румяные булочки, пироги, пряники, в центре – каравай хлеба на рушнике.

Оборудование: экран, видеофрагменты, музыкальный синтезатор, костюмы « героев» праздника, проектор, слайды.

 Клип на песню «Хлеб всему голова» Ольга Воронец - Хлеб - всему голова

Слайд1

Учитель: Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости.

Слайд 2

1.  У народа есть слова

 "Хлеб всей жизни голова".

 Славится он первым на земле,

 Ставиться он первым на столе!

 (Слайд 3)

      Учитель. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от наших, они были намного мельче и другие на вкус.

  2.   Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Слайд 4

    Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – « клибанос ». Оно созвучно с нашим словом           « хлеб». Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измеришь.

       3. Этому открытию свыше 15 тыс. лет

Давным-давно люди ели просто зерна в сыром виде. Затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.  Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.

 О хлебе в народе говорили как о живом существе:          Слайд5

     «..хлеб-кормилец, хлеб-батюшка…»

Слайд 6

 Издавна у славян  люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне.  Хлеб батюшка, кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется.

 Слайд 7

К хлебу относились и с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами. Например, в Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. У многих народов хлеб считался целебным средством от многих заболеваний: нюхая свежеиспеченный хлеб, можно лечить насморк, а черствый - помогает при заболевании желудка и кишечника. Так же, как к хлебу, народ с давних времен относился к труду тех, кто его пек.

           Слайд 8  4. В средние века во многих странах

  • свежеиспеченный хлеб ели только члены королевской семьи;
  • вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества); 
  • хлебные изделия выпеченные два дня назад ели помещики и дворяне;
  • хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников;
  • хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники   

5 ученик:          Слайд 9

На свете я видела хлеба

 Немало.

 Крестьянка его из печи

 Вынимала.

 И клала на стол, осеняя

 Крестом.

 Он отдыхал, накрытый

 Холстом.

 В горнице пахло сильно

 Сладко.

 За трапезой ели его без

 Остатка:

 Ни крошки, ни корки –

 Ломоть до конца.

Слайд 10

  Учитель:А скажите, какой хлеб бывает?

 Слайд 11

           Вы правы. Хлеб бывает разный. Ржаной и пшеничный, с тмином, маком, орехами, изюмом. Бывает диетический хлеб для диабетиков, и хлеб для пожилых людей, и даже для детей. Сегодня можно выбрать любой. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху. И пока мы не думаем о нем ежеминутно, значит, в жизни все благополучно. Настоящую цену хлеба, как и здоровья, человек часто осознает только тогда, когда он его лишается.

                     6.Был хлеб всегда в почете на Руси -

Ее просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? -

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

Слайд12

Учитель: Скоро наша страна будет отмечать Дня Победы в Великой отечественной войне и, говоря о цене хлеба, мы не можем не вспомнить про блокаду Ленинграда. 

8 сентября 1941 года над Ленинградом сомкнулось кольцо блокады, в котором оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. Вы только представьте 900 дней и ночей, два с половиной года жили в условиях полной осады. Помимо голода, холод, лютая зима, закончилось топливо,замёрзли водопроводные трубы - город остался без света и питьевой воды. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек .

Хлеба не хватало. Его выдавали только по карточкам . Потерять их –голодная смерть! На карточке  суточная норма хлеба, которая снижалась за годы блокады 5 раз . Сначала 400гр., потом 300, 200, 150 и, наконец, снизилась до 125 гр. Крошечный, почти невесомый ломтик Вот такой кусочек хлеба, весом в 125 гр., хранится в музее истории Ленинграда.

В годы войны голод был повсюду. Вот воспоминания медсестры из Волгоградской области.

7ученик:

 «Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

                                          8.Хлеб войны был с лебедой,

Пополам с большой бедой,

Жизнь была ему цена…

Помнит эти дни страна.

Хлеб сражался за народ,

Хлеб в тылу спасал сирот,

Среди стали и свинца,

Грел ладони и сердца.

Слайд 16

Учитель:

Мы видим, что в голодные годы войны хлеб был большой ценностью для человека, ведь от него зависела жизнь миллионов людей. И недаром в старину его называли жито, от слова жизнь.

А каково же отношение к хлебу сегодня?  Ответы детей.

Почему?    Ответы детей.

О хлебе

      9.Я видела однажды, по дороге.

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

   10..Тут подошла, старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла

Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.

     11Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.

Поднялся и к мальчишке подошел

« Зачем - спросил он, голосом усталым –

-Ты, мальчик поступил нехорошо»

    12А утром, в день победы, ветераны.

Все при параде, в школу, ту, пришли.

Мальчишке показалось очень странным,

Что ветераны хлеб, с собой, несли.

     13Узнал мальчишка, в старом ветеране.

Седого старика, на той скамье.

Он замер, тишина стояла в зале.

И хлеб душистый на большом столе.

      14.И та, старушка, что ушла с батоном.

Сидела рядом, грудь вся в орденах.

В глазах мальчишки голубых, бездонных.

Вдруг, со слезами появился страх.

15.Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.

Мальчишке, нежно, в руки подала.

И быль, рассказанная, той старушкой.

Его в блокадный Ленинград перенесла.

.

16Вот перед ним возник холодный город.

Во вражеском кольце, кругом бои.

Свирепствует зима и лютый голод.

И тот батон, что поднят был с земли.

17Прижав батон, он мчится по дороге.

Он знает, мать его, больная, ждет.

Торопится он к ней, замерзли ноги.

Но счастлив он, он хлеб домой несет.

18А дома, бережно, батон он режет.

Куски считая, чтоб хватило им.

Пусть он сухой и пусть не очень свежий.

Он был единственным и очень дорогим.

19Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.

И матери, ее кусок, несет.

В глазах ее он видит боль и муку.

И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

20Но, вспомнив, как он бил батон ногою.

Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук

Мать закричала « Что, сынок, с тобою.

Дай хлеба, я умру от этих мук»

20Он зарыдал и вновь перед глазами.

Старушка, что батон с земли берет.

Она стоит и нежными руками.

Мальчишке, хлеб душистый, подает.

21Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.

Бежит домой, там, мать больная, ждет.

Боль матери всем сердцем понимает.

И оправданий он себе не ждет.

21Он входит в дом, сидят в нем ветераны.

Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.

Все сном прошло, остались только раны

От боли той, в глазах стоял испуг.

22Он понял цену, тем слезам и хлебу.

Который, дерзко, превратил он в мяч.

На землю, вновь его вернули с неба.

Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

23Стоит она и гладит по головке.

В глаза глядит, так, как глядела мать.

Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.

« Простите» - только это смог сказать.

24Я видела, как тихо, по дороге.

Идет мальчишка, голову склонив.

И дед седой все курит на пороге.

Всю боль души, молчаньем сохранив.

Автор: Нина Самкова

Учитель:

Есть пословица в народе:

 « Хлеб – на стол, и стол расцвел».

 Ну а все же, как приходит

 Этот хлеб к тебе на стол?

Сценка про волка

Литовская сказка.  Как волк вздумал хлеб печь  

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:

 — Дай мне хлеба!

 Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:

 — Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!

 — Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…

 — А когда вспашешь, можно уж есть?

 — Ещё нет. Надо рожь посеять.

 — А когда посеешь, можно уж есть?

 — Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.

 — А когда вырастет, можно уж есть?

 — Ещё нет. Надо её убрать.

 — А когда уберёшь, можно уж есть?

 — Ещё нет. Надо её смолотить.

 — А когда смолотишь, можно уж есть?

 — Ещё нет. Надо испечь хлеб.

 — А когда испечёшь, можно есть?

 — Можно.

 Подумал волк, подумал и говорит:

 — Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

Клип  «Хлеб»

        Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 200 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен. Сколько же надо зёрен, чтобы накормить народ? Зёрнышки хлеба собраны в колоски.

26 ученик:

Мы дружим, неразлучные,

 Под вьюгами и тучами.

 Мы чистые струистые,

 Мы зерна золотистые,

 Мы – золотые зернышки,

 Живем лучистым светом,

 Мы ветерком провеяны

 И солнышком просвечены,

 Выносливы, дружны.

 Отдельно каждый - зернышко

 Маленькое, скромное,

 А вместе – хлеб, как солнышко

 Страны своей огромной.

27 ученик:

Каравай земли и неба

 На твоем столе -

 Ничего сильнее хлеба

 Нету на земле.

 В каждом маленьком кусочке

 Хлебные поля,

 А на каждом колосочке

 Держится земля.

28 ученик:

В малом зернышке пшеницы

 Летом и зимой

 Сила солнышка хранится

 И земли родной.

 И растет под небом светлым

 Строен и высок,

 Словно Родина бессмертный

 Хлебный колосок.

29 ученик:

Степные машины

Покоя не знают.

 Горячую воду

 Моторы глотают.

 Горячее солнце,

 Нагревшийся воздух,

 И ночью восходят

 Горячие звёзды.

30 ученик:

Но ветер доносит

 Сквозь горечь полыни,

 Сквозь запах бензина

 В горячей кабине,

 Сквозь гул молотилок,

 Сердец колыханье,

 Горячее, сытное

 Хлеба дыханье.

Все вместе:

 Не мечтаем мы о чуде

 К нам полей живая речь:

 Берегите хлеб, вы, люди!

 Научитесь хлеб беречь!

Рассказ учителя:

 Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью.

Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Без золота проживёшь, а без хлеба – нет».

- А какие пословицы знаете вы?

 («Худ обед, когда хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска», «Хлебушко – калачу дедушка», «Хлеб да вода – молодецкая еда» « Хлеба нет – и корочки в честь», «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.», «У кого хлебушко, у того и счастье».)

 Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и наконец, выпечь хлеб.

 Ведь не сразу стали зерна

 Хлебом тем, что на столе

 Люди долго и упорно

 Потрудились на земле!

Учитель.

День и ночь - и в палящий зной, и в дождь - идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и в противоборстве с природой.

31 ученик:

Вот он хлебушко душистый

 Хрустом, корочкой витой

 Вот он… теплый, золотистый,

 Словно солнцем залитой

 В нем здоровье, наша сила,

 В нем чудесное тепло.

 Сколько рук его растило,

 Охраняло, берегло.

Учитель:

Хлеб! Какое привычное и всё – таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.

Ведущий  

Только хлеб сошёл в апреле

 Как поля позеленели.

 Мы говорим: «Хлеб».

 Золотой простор бескрайний,

 Там работают комбайны.

 Мы говорим: «Хлеб».

 Вот зерно течет рекой,

 Чтобы сделаться мукой,

 Мы говорим: «Хлеб».

 Тесто кружится в квашне,

 Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

Ешь его, расти и помни:

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

32 ученик:

Хлеб нелёгкий путь проходит,

 Чтоб попасть к тебе на стол.

 И в любом кусочке хлеба

 Ты почувствуешь всегда

 Теплоту родного неба,

 Привкус доброго труда.

Учитель.

Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила:

 - Бери хлеба столько, сколько съешь.

 - Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.

 А также помни:

 - Никогда не бери хлеб грязными руками.

 - Не заворачивай хлеб в газету.

 - Не клади хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть.

Викторина «Мозговой штурм»

Ведущий: Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А загадки разгадаете на "хлебную" тему?  

 1. Мягкий, пышный и душистый,

 Он и черный, он и белый,

 А бывает подгорелый. (Хлеб)

 2.В дом зерно возьмёт

 Каравай вернёт (Поле.)

 3. У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

 От рождения седая мать по имени... (Мука)

 4. Корабль-великан по земле идет.

 Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)

 5.Вырос в поле дом. Полон дом зерном.

 Стены позолочены. Ставни заколочены. (колос зерна)

Ведущий: Все загадки отгадали!!! Да, хлеб — это дар земли.

 Заканчивалась жатва, убран хлеб на полях. И начиналось веселье.

Учитель:

А теперь, ребята, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни

 человека? Давайте помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из

 муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

33 ученик:

 Если мы хотим кого- то встретить с честью и почётом,

 Встретить щедро, от души, с уважением большим,

 То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.

 Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

34Нужны нам и мясо, и фрукты –

Однако, коль строго судить

Жить можно без многих продуктов –

Без хлеба вовек не прожить

Всему голова и основа

В нем труд хлеборобов, их пот

И хлебушком – ласковым словом –

Зовет его часто народ.

Какое без хлеба застолье?

Еще с незапамятных дней

Не зря на Руси хлебом – солью

Встречают желанных гостей.

К.Мусорни.

Хлеб всему голова!

Я надеюсь, что сегодняшний наш разговор не оставит вас равнодушными, заставит вас по-новому относиться к хлебу.

Ведь ничего дороже нет на свете,

Чем теплый хлеб, лежащей на столе.

Клип Хлеб всему голова

Спасибо вам за то, что были активны, мне было приятно с вами работать. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....