конспект занятия "Я и моё имя"
классный час (4 класс) по теме

Евдокимова Наталия Витальевна

Это занятие для детей 4 класса с ограниченными возможностями здоровья 8 вида. Дать детям знаним о том, что у каждого человека ест имя, отличающее его от других людей. 

Имя играет большую роль в жизни человека. Без имени нельзя жить. Рассказать удивительную историю о жизни имени на земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я и моё имя.

Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, отличающее его от других людей.

Задачи:

  1. обучить детей правильно и полно называть имена;
  2. развивать кругозор, внимание, любознательность;
  3.  воспитывать уважение к своему имени и к именам других людей;
  4. коррекция всех мыслительных процессов.

Необходимые материалы: цветы, божья коровка, цветы, фломастеры, клей, картины Дюймовочки, Айболита, Снегурочки, Незнайки, Белоснежки,, спокойная музыка, стулья (по числу детей 11), солнечные лучики с расшифровкой,

Ход работы. Приветствие

«Здравствуйте, ребята! Видите как хорошо нам, когда звучит наше приветствие. Приятно проводить занятие в дружном классе. Улыбнёмся друг другу и пожелаем мысленно здоровья, добра и счастья. Сегодня прекрасный солнечный день, яркое солнце заглядывает к нам в окна, у всех хорошее настроение! Детям предлагается передавать по кругу сердечко со словами: “(имя ребенка), я очень рада тебя видеть!” (каждый ребенок называет имя одноклассника). Молодцы! А сейчас устраивайтесь поудобнее, и я расскажу вам одну удивительную историю. Ну, так вот, слушайте!

В те далекие-далекие времена, когда нас с вами еще не было на свете, появилась в нашей Галактике чудесная сказочная страна. И жили в той стране самые разные имена. Никто не видел, как они выглядели, но говорили, что они были прозрачны, как воздух, и серебрились переливами красочных огоньков. С первыми лучами солнца имена собирались на цветочной поляне и начинали рассказывать друг другу разные сказочные истории. И тогда поляну заполнял сладостный звук музыки, который просто завораживал. А еще любили имена путешествовать. Особенно нравилось им прилетать на нашу планету. Переливаясь разноцветными огоньками, они спускались на землю в то время, когда люди спали. И тогда всем снились прекрасные сны, ведь имена умели рассказывать интересные истории. А их они знали, уж поверьте, очень много. Людям так понравились эти волшебные существа, что они тоже стали придумывать себе имена. И оказалось, что так даже легче общаться друг с другом.

Вот до сих пор, когда рождается новый маленький человечек, родители дают ему имя. А если родители долго не могут решить, как назвать своего малыша, то на помощь им прилетают имена со сказочной планеты и нашептывают им во снах свои истории. Так продолжается жизнь имен на земле. Вот такая история.

Тема нашего занятие «Я и моё имя». Мы должны узнать, что такое имя для чего она нам нужна.

Внимательно послушайте загадку, и догадайтесь, о чём она.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Дети: Имя

А как вы думаете, что же такое имя? (имя - это то, что отличает нас от других, это название, наименование, особенное слово).

Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени. А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого).

Правильно, имена помогают отличать одного человека от другого.

Игра «Расшифруй слово»

У вас на столах лежат карточки с заколдованными словами. Используя специальные символы расшифруйте эти слова и напишите это слово. (Дети пишут свои имена).

Замечательно. Ух, какие вы догадливые! Молодцы, ребята, всё угадали У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей) Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

(Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь).

Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами.. Ваши имена звучат по- разному. Например: Оля – Ольга.

Давайте поиграем в игру, я называю сокращённую форму вашего имени, а вы назовите ваше полное имя (воспитатель бросает ребенку мяч, называя сокращенное имя, ребенок возвращает мяч, называя полную форму имени).

Даниил –

Оля –

Влад –

Вова –

Алёша –

Никита –

Лёня –

Артём

Люба –

Люда –

Егор –

Вот какие красивые у вас имена. Имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое. Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.

Алеша, как зовут твоего папу? (Гена). Значит, твое отчество Геннадьевич – Алексей Геннадьевич. Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество по очереди. (Дети называют свое имя и отчество).

На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим. Ребята, а вы знаете, что означает слово «тезки»? (Ответы ребят.)

Правильно! Тезки – это люди с одинаковыми именами. Кто носит ваше имя? (Алексей Толстой, Леонид Гайдар, Владимир Путин, Егор Кончаловский, Ольга Дроздова, Любовь Орлова, Людмила Зыкина, Владислав Варсонофьевич и т.д.)

Физминутка.

1, 2,3,4,5,

Отправляемся гулять. (Дети ходят врассыпную).

По извилистым дорожкам (Идут змейкой за ведущим).

Мы пройдем совсем немножко.

Вправо, влево посмотрели (Повороты головы вправо, влево).

И на корточки присели. (Присесть на корточки).

Встали дружно, потянулись (Стоя на носочках, потянуться, руки вверх).

И, как кошечки, прогнулись. (Выпрямить спину).

А теперь прыжки на месте (Прыжки на месте).

И похлопаем все вместе (Хлопки в ладоши).

Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?

Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка.

Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?

Дюймовочка- очень маленькая девочка, всего рост с дюйма.

Айболит – лечит тех, кто болеет,

Снегурочка – девочка из снега,

Незнайка – мальчик, который ничего не знает,

Белоснежка – девушка, белая, как снег.

Что бы ни значило ваше имя, из какого бы языка оно ни пришло, всегда помните пословицу: (открывается табличка на доске)

Не имя красит человека, а человек имя.

Как вы понимаете эту пословицу?

Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья. И, может быть, чьё - то ваше имя прославится за добрые дела и поступки.

Вы учитесь в одной школе, в одном классе. Я расскажу вам, что приключилось в одном классе.

Упражнение "Закончи рассказ". Жила-была девочка. Имени я ее не помню. Только произошла с ней такая история. Играли девочки вместе во дворе и поссорились. Одна из них даже перешла в другую школу. Стали ей девочки и мальчики дружбу предлагать. Подойдет один — девочка говорит: "Не буду с тобой играть, ты — тощий, как велосипед!", другому сказала:" У тебя шея, как у жирафа!", девочке с голубыми глазами и светлыми волосами сказала, что она белобрысая. Ларису назвала "крысой", Олега — "очкариком", а дальше—больше. В классе появился Вовка — морковка, Олька — полька и т. д.

— Что произошло дальше? (Дети продолжают историю и объясняют, почему такой конец).

Всем было неприятно, когда девочка давала прозвища. У каждого есть имя, данное ему при рождении. Ребята, никогда никого не обзывайте.

Входит домовенок. У него грустное лицо. Домовенок садится на стульчик.

Интересно, какой это мальчик к нам пришел и одет как-то странно? Мальчик, ты кто? Как тебя зовут?

Домовенок: Я домовенок. А как меня зовут, я не знаю. Имя мне никто не давал.

Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении. Домовенок: А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не дал! Воспитатель: Домовенок, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Как же нам его назвать? Ребята, давайте вспомним, как обычно зовут домовых в сказках или мультфильмах?

Дети: Кузя, Нафаня и т.д.

Теперь, домовенок, тебя зовут Кузя, Кузьма. Нравится тебе твое имя?

Кузя: Очень, нравится. Спасибо вам, ребята!

Ну, хорошо. А сейчас мы превратимся в разведчиков. Нам срочно нужно расшифровать имя "Кузя". Что же оно обозначает? Давайте к каждой букве имени подберём слова, обозначающий признаки.

Дети:

К - культурный, красивый

У - умный, уважаемый

З - заботливый, знающий

Я - яркий, ясный.

Вот видишь, Кузенька, сколько замечательных слов мы подобрали в твой адрес. А ещё Кузя я хочу тебе сказать, что твоё имя Кузя, Кузьма – греческое имя, и в переводе на русский язык означает «украшение».

Кузя: Вот это да! Я теперь всем расскажу про своё имя! Оно такое замечательное!

А ведь ваши имена тоже что-то означают. Сейчас вы представите свое имя. По - одному будете искать лучик от солнышка, на котором написано ваше имя, называть, что оно означает и прикреплять к солнышку. А Кузя будет наблюдать, как вы будете работать.

Алексей – помощник, защитник, Егор – земледелец, Ольга – святая, Артемий – здоровый; Владимир – владеющий миром; Даниил– мой бог, Люда- людям мила, Владислав- владеющий славой, Никита – победитель, Леонид-  Любовь-

Посмотрите, как засверкали ваши имена в лучиках солнышка! Солнышко согреет теплом нашу группу и все станут добрее и терпимее друг к другу.

Встаньте ребята, давайте представим, что мы солнечные лучики, протянем наши лучики вперед и соединим их в центре круга. Попытаемся почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Я надеюсь, что доброе имя, которое вы сегодня носите, поможет вам стать сильным, храбрым, красивым, умным, таким, каким вы хотите быть. И пусть почаще звучат ваши имена в нашей группе.

Оглянитесь вокруг, на нашей чудесной поляне чего не хватает? Правильно, цветов. Предлагаю вам сейчас наклеить ромашки с вашими именами. Напишите, своё имя по-разному. Какое имя вам больше всех нравится, посадите божью коровку.

Посмотрите, расцвела наша земля от ваших ласковых имен, от радости встреч с вами. Как много красивых цветов! Я соберу их в букет (обнимаю всех) А давайте сплетём веночек! (обнимаю детей, стоящих рядом, за талию, дети делают тоже самое). Вот какой веночек получился. Нравится вам? А вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми.

Вывод: Так о чем мы сегодня говорили с вами? Что такое имя? Что означает твое имя? Как будем обращаться друг к другу? (по имени, никаких кличек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.

Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»

Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...