Классный час "20-летие Конституции"
методическая разработка (4 класс) по теме

Черкашина Оксана Николаевна

В материале указывается важность значения осведомленности учащихся о подобного рода празднике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_07noyabrya.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Черкашина  Оксана  Николаевна,

учитель  начальных  классов МБОУ « Начальная школа – детский  сад № 44  г. Белгорода »

Классный  час  в 4 классе на  тему:

«Его  Величество – Электричество»

СОДЕРЖАНИЕ  МАТЕРИАЛА

Самоанализ  темы  классного  часа

Данный  классный  час проводился  в  4  классе  с  целью расширения  закрепления знаний  по  электробезопасности  в  быту  и  вне  дома, а также  с  целью  развития коммуникативных  навыков  общения, умения  излагать  своё  мнение  и  аргументировать  свою  точку  зрения  и  оценку  событий  на  данную  тему.

Классный  час  проводился  в  форме  путешествия  по  станциям  семейками ,в  котором  я  осуществляла  связь с предметами «Основы  безопасности жизнедеятельности», с предметом «Окружающий  мир», «Информатика и ИКТ» в форме показа  презентации и просмотра  мультфильма, с предметом «Литературное  чтение» в форме  разгадывания загадок и кроссвордов, чтения  стихотворений, инсценировок,  поскольку  ребёнок  в  нынешнем  веке  постоянно  сталкивается  с  электроприборами, ставшими  неотъемлемой  частью  нашей  жизни.

Это  мероприятие  проводилось  первым  в  разделе  «Охрана жизни  и здоровья»

Классный  час решал следующие образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи:

*создать  содержательные и организационные  условия для  повторения  правил  безопасного поведения с электроприборами  и  изучения  новых правил;

*показать, чем опасно поражение  электрическим  током;

*учить соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами

*способствовать развитию воспитания сознательного отношения к личной безопасности  и жизни окружающих людей.

Главное – умение действовать по инструкции при использовании электрических  приборов, знать, как правильно  оказывать  первую  помощь при поражении электрическим  током. Во время  классного часа осуществлялась взаимосвязь  поставленных задач. В игровой форме  до детей доводился материал. Использовались: игровые ситуации, кроссворды, загадки, стихи, инсценированные вопросы, сценка «Как  старик домовничал», физминутка.

Смена видов деятельности, разнообразие форм учебно – познавательной деятельности обеспечили включение  учащихся в активный  процесс работы. В ходе классного часа ребята запомнили много правил безопасного обращения с электроприборами, для чего нужно использовать инструкцию, усвоили, как оказывать первую помощь при поражении электрическим током. Ребята поняли, почему человеку очень нужно электричество, что оно даёт людям и почему его называют «Величество – Электричество».

В начале урока  была сделана установка на эмоциональный настрой детей, использовала возможность для развития  у  учащихся внимания, любознательности до конца классного часа, поэтому я с задачами справилась. Ребята  очень активно работали, путешествуя по станциям, преодолевая препятствия и выполняя задания в семейках.

Классный час прошёл удачно, в живой рабочей атмосфере.

Цели:

Образовательная: ознакомить учащихся с историей освещения помещений и передачей электроэнергии, создать условия для повторения изученных правил безопасного поведения с электроприборами и изучения свода правил.

Воспитательная: способствовать усвоению детьми правил электробезопасности  и осознанно применять их  на улице и в быту; воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни окружающих людей.

Познавательная: показать, чем опасно поражение электрическим током; расширять кругозор учащихся о сферах применения электрической энергии и  её  значении для человека; учить оказывать первую помощь при поражении электрическим током.

Тип мероприятия: комбинированный в виде путешествия.

Структура мероприятия:

1.Организационный момент

2.Сообщение темы

3.Работа в семейках

4.Путешествие по станциям

5.Итог

6.Рефлексия

Материально-техническое оснащение:

  • экран, компьютер, мультимедийный  проектор, сенсорный крест
  • презентация
  • раздаточный материал: задания, таблицы, конверты с заданиями
  • видеомультфильм
  • воздушные шары: жёлтые и красные

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Организационный момент

Ученик: Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем классный час!

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Учитель: Улыбнитесь друг другу,

                  Подарите улыбки мне,

                  У нас обязательно всё получится!

-А по какой  теме мы будем сейчас путешествовать, вы мне ответите сами.

Ученик: К дальним сёлам, городам

                Кто идёт по проводам?

                Светлое Величество

                Это….( Электричество) .(слайд)

Учитель: Верно, тема классного часа сегодня – актуальна «Его Величество – Электричество» И так, мы начинаем наше путешествие. Приготовьтесь, отправляемся в мир кроссвордов  Семейки, все готовы?

 1 станция «Электроприборы».(слайд)

1.Он пыхтит, как паровоз,

  Важно к верху держит нос.

  Пошумит, остепениться –

  Пригласит  чайку напиться. (Самовар).

2.Я вдыхаю много пыли,

   Чтобы вы здоровы были. (Пылесос)

3.На голове пуговка,

   Вносу решето, одна рука,

   Да и та на спине .(Чайник)

4.Ей набили мясом рот,

   И она его жуёт.

   Жуёт, жуёт, но не глотает –

   В тарелку  отправляет. (Мясорубка)

5.Нет ушей, а слышит,

   Нету рук, а пишет. ( Магнитофон)

6.Очень умная машина.

   Она поможет написать,

   И нарисовать,

   И даже перевести  на  другой  язык. ( Компьютер).

Учитель:- Что общего  у всех этих  предметов? Как их можно назвать одним словом? (Электроприборы- электрические бытовые приборы).

- А откуда берётся электричество в доме? ( Электричество – один из видов энергии и заставляет работать: электропоезда ,троллейбусы, электрические лампочки, компьютеры, телевизоры, и многие другие устройства).

-Ребята, - а приборы могут быть опасными?( да, если ими не правильно пользоваться).

Ко мне выйдут по одному представителю от каждой семейки, и мы приближаемся ко 2 станции . Ваша задача- разъяснить, в каких случаях данные приборы могут быть опасными.

- Работа с сенсорным крестом.

-Электрочайник ( нельзя включать, не налив в него  воды, в неисправную розетку, мокрыми руками, забывать выключить, после того ,когда вскипела вода).

-Электрический утюг( нельзя оставлять включенным без присмотра, включать в неисправную розетку, включать мокрыми руками).

-Стиральная машина ( нельзя включать без разрешения родителей, открывать крышку во время работы машины, не включать в неисправленную розетку).

-Микроволновка ( нельзя пользоваться мокрыми руками, тянуть вилку из розетки за провод, не открывать во время работы).

Учитель: вывод- Очень часто человек сам становится виновником опасных ситуаций, т.е. он их сам создаёт.

Учитель: Своё жильё человек наполнил удобными механизмами. В доме каждого из нас много вещей, одни из которых бытовая техника и электрические приборы.

Учитель: Мы продолжаем своё путешествие, работаем по семейкам.

Ко мне выйдут по одному представителю от каждой семейки ,потому, что               Его Величество – Электричество приготовило для вас задания .Даётся              3 минуты для подготовки       (конверты   с  заданиями ).

                                           1.Историческая справка о пользе  электричества.

                                           2.Загадки об  элекроприборах.

                                           3.Сценка «Как старик домовничал».

                                           4.Стихи про электроприборы.

1 семейка

 Электричество имеет огромное значение в жизнедеятельности человека. Мы привыкли к надёжности электроприборов, что не задумываемся о его печальной стороне. Электроэнергия невидима, не имеет запаха и цвета. Поэтому нужно быть осторожным с электроприборами и заботится о своей безопасности в быту и вне дома.

- Электрический ток даёт людям свет в доме.

- Из рассказов  своих бабушек, из книг, интернета - мы узнали , как раньше люди освещали своё жилище. Использовали  свечки, керосиновые лампы, лучины , лампады.

-Люди очень радовались, когда  наконец была изобретена первая электрическая лампочка, которая пришла на смену  свечке, лампаде, лучине.

- Благодаря электричеству, мы можем пользоваться электрическими приборами.

- С электричеством работают люди по профессии –электрики и электромонтёры. Опасное напряжение начинается уже с 36 вольт. А дома и на улице нас окружают провода и электрооборудование, под напряжением 220 вольт и выше. Это опасно и может быть смертельно для людей.

А сейчас мы послушаем одну историю, которая приключилась в одной городской квартире.

Сказка  про Его Величество нужное людям Электричество.

Жил-был мальчик Дима. Учился он в обычной школе, жил в обычной семье.

Однажды, когда никого не было дома, Дима решил посмотреть, как устроена настольная лампа, стал ковырять в ней отвёрткой, а лампу почему – то не выключил. Вдруг как  что-то хлопнуло, щёлкнуло, а из лампы пошёл дым! Дима испугался и убежал в другую комнату.

Хорошо, что с работы папа пришёл и отключил испорченную лампу. Диму стали ругать, да и испугался он здорово и, когда ложился спать, сказал : «Зачем оно нужно, это электричество! От него только вред один. Вот бы его не было совсем.» Эти слова услышал его Величество – Электричество. Обиделся он, услышав такое, взмахнул волшебным фонарём, и вдруг весь город погрузился во тьму.

Погасли окна в домах, уличные фонари, остановились трамваи, электрички, заводы, прервались телефонные разговоры…Димина мама не успела постирать бельё в стиральной машинке, погладить рубашки. Утром все проспали, потому, что электрический будильник не сработал. Позавтракали одними бутербродами, ведь ни электрическая плита, ни микроволновка ничем не могли помочь. Папа ушёл на работу в мятой рубашке и небритый. На улицах стоял без движения весь транспорт. В школе  пришлось все уроки  отвечать устно, так как из окон зимой света мало, и писать было темно.

Придя домой, Дима вспомнил, что у него есть фонарик на батарейках, который ему подарили на день рождения. Он с трудом нашёл его в сумерках, но фонарик тоже не работал – батарейки ведь тоже электрические.

«Да, - подумал Дима, -а без электричества мы все, наверное, погибли бы. Вот вырасту, выучусь, и буду работать электриком. Давать людям свет!»

А в доме становилось всё холоднее и холоднее. Насосы, которые качают воду по трубам, давно отключились. У Димы от холода стали  зубы стучать. Они стучали всё сильнее и громче, и от этого стука Дима …проснулся. Дома всё было по-старому: тепло, светло, в соседней комнате работал телевизор, за окном шумели машины.

Учитель: Сказочные герои нам рассказали, какие умные  электрические приборы есть в нашем доме.

Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, надо знать правила использования домашних электрических приборов и своевременно устранять неполадки работы.

А что такое свод правил для использования электроприборов, зачем они нужны? ( инструкция).

Каждая семейка получает – электроприбор ( электрочайник, утюг, пылесос, электродрель)

Расскажите, какие правила необходимо соблюдать в быту данным электроприбором, дать инструкцию.

2 семейка

Загадки об электроприборах.

-Он охотно пыль глотает

 Не болеет, не чихает. ( пылесос).

-Он бежит по проводам.

 Скажешь здесь, а слышно там. ( телефон).

- То назад, то вперёд, ходит-бродит пароход,

 Остановишь-  горе,  продырявишь- море. ( утюг).

-Мигнёт, моргнёт, в пузырёк нырнёт,

 В пузырёк, под козырёк,

 Ночью в комнате темно.(лампочка)

- Не посуда для варенья,

  Не бутон цветка на ветке –

  Эта штука без сомненья,

  Называется….( розетка)

- Привезли на кухню ящик-

  Белый-белый и блестящий,

  И внутри всё белое- ящик  холод делает. (холодильник).

3 семейка

Сценка «Как старик домовничал»

-Старик: Здравствуйте, люди добрые! Поведаю вам, что со мной приключилось. Живу я со своею старухой 30 лет и 3 года. Землю пашу, за скотиной хожу, а жена всё по дому работает. Надоело мне одному спину гнуть, и решили мы с женой поменяться работами. Она в поле пошла, а я дома остался. Думал ,все дела по дому быстро переделаю и отдыхать буду. Не тут- то было. Беда со мной приключилась.

*Хлеба в хлебопечке  испечь не смог. Не подпустила меня печь. Заискрилась. Почему? (провод оголился, проводку мыши объели, розетка неисправна, электричество пробивает).

*Бельё постирать хотел, током ударило. Почему? ( мокрые руки).

*Гладить бельё стал – сжёг его. Почему? (утюг неисправен, забыл про бельё). Просто не везёт! Не справляюсь с домашними делами. Жена вернётся, расстроится.

Учитель: Ребята, давайте поможем старику. Мальчики назовут электроприборы ,которые нам помогают в быту, а девочки – предметы, которые относятся к этим приборам.

ИГРА «Найди пару»

пылесос –ковёр,                         миксер – торт,

фен  - причёска,                          холодильник – продукты,

электроплита –кастрюля,           утюг – рубашка,

электродуховка -  курица,           компьютер – сообщение,

телевизор –мультфильм,            самовар –чай.

Слово предоставляется 4 семейке.

4 семейка СТИХИ ПРО ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ

Утюжок

Тихо в комнату вошла,

Утюжок себе взяла.

Глажу платья, брюки, блузки

Да учу ещё французский.

Призадумалась немножко,

Отвлеклась на миг и вдруг

Позабыла про утюг.

На любимом платье дырка,

Дымом трудно мне дышать,

Поскорее, поскорее двери, окна открывать.

Всем утюг необходим,

Знай, как обращаться с ним!

Отвлечешься  невзначай-

Из розетки выключай!

Чайник

В кухне чайник стоит,

Потихонечку кипит.

Момент драматический,

Чайник электрический!

С электричеством дружи:

Чай поставить не спеши.
    Если выкипит вода,

Может в дом прийти беда.

Электричество

Кто по проводам, в дом приходит к нам?

По ночам, когда темно, освещает дом оно.

Кто в розетку подключает- телевизор, тостер, чайник,

И гирлянды, и огни- нука ёлочка гори!

Сеть перегружать нельзя, вместо праздника- беда!

Безопасность

Без света мы прожить не сможем,

Едва на улице темно,

Зажжём мы лампочку легко.

Она чудесно всё осветит,

Покажет, где и что лежит,

А главное – уроки сделать!

Свет- к знаниям-

Надёжный проводник!

Очень важно знать, друзья,

Свет поможет нам всегда,

Только правильно общаться, нужно с ним, а то-беда.

Ь.

Учитель: Ребята, мы с вами путешествуем не только на уроках и внеклассных мероприятиях в мир знаний, но и бываем на экскурсиях  в городе и за городом.А где именно? ( в кинотеатрах, музеях, в центре молодежных инициатив, в театрах на картингах…)

И вот однажды, когда мы были в кукольном театре  и смотрели музыкальную комедию, которая была в двух действиях на сцене один артист изобразил: ( ученик рисует на блюдце чашку чая)_ антракт, а у нас это ….

Физминутка ( медленно, быстро, очень быстро)

Лампочки горят,

Чайники  пыхтят,

Гладят утюги
    Пекутся пироги.

Учитель: Молодцы ребята, мы немножко отдохнули.

И отправляемся в путешествие дальше.

А дальше нас ожидает просмотр мультфильма Аркадий  Паровозов              « Молния»(13 серия), ведь опасными могут быть не только электроприборы, но и явления природы,( показ мультфильма и обсуждение).

Сценка  «Маша и медведь»

Медведь: А ты помнишь, что с тобой недавно чуть не случилась беда?

Маша: Я гуляю по лесочку,                   Выйдя дальше на полянку,

            А кругом столбы стоят.              Скакалку я нашла!

Медведь: Какая скакалка? Оборванный провод!!!

Маша: С тех пор я точно знаю, и всем я говорю:

             Нельзя трогать руками и наступать ногами на эти провода!

Медведь: Ребята, помните, чтобы не попасть под действие электрического тока, никогда не подходите к трансформаторным подстанциям, высокое напряжение!

Маша: Смертельно опасно подходить к любым провисшим или оборванным проводам

Медведь: Если провод оборван или лежит на земле, к нему нельзя приближаться. Так как ,уже за 20-30 метров от лежащего на земле провода велика опасность поражения током. Идущий  на помощь с первых шагов попадает под действие шагового напряжения. Чем шире шаг – тем опаснее. Поэтому необходимо правильно отходить от оборванного провода на безопасное расстояние: не отрывая ноги от земли ( шаркая ногами)или «гусиным шагом» , возможно ещё прыжками на двух ногах.(показать всем).

Маша: Никогда не раскачивайте кроны деревьев, вблизи проводов. Не разводите костры под линиями электропередачи.

Медведь: Ни в коем случае не запускать воздушного змея  вблизи линии электропередачи. Помните это всегда!

Следующая станция – Игровые предложения.( 4 конверта с заданиями)

Выходят по одному представителю из семейки

1.Закончи предложение

* В жилом помещении опасными могут быть….(электроприборы)

*Перед тем как воспользоваться прибором или инструментами, надо…                        (прочитать инструкцию).

*Выходя из комнаты или дома, надо….( выключать электроприборы).

*К оголённым проводам…( не прикасаться).

2.Соедини начало фраз с их окончаниями, и ты получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

1.Огонь нельзя оставлять                а)по телефону 01

                       

2.Если увидишь пламя -                     б) нельзя прятаться

3.Вызывай пожарных                         в) без присмотра

4.От огня                                              г) не включай

5.Из горящего помещения                 д) зови на помощь взрослых

6.Прибор не исправен                        е)  надо быстро уйти

3.Соедини начало фраз с их окончаниями, и ты получишь правила   пожарной безопасности и действий при пожаре.

1.Не включай электроприборы….              а) когда сидишь в ванне

2.Не пытайся починить электроприбор,…б) дым

3.Не пользуйся электроприборами…         в) с оголёнными проводами

4.Не пользуйся электроприборами…         г) мокрыми руками

5.Опасней всего при пожаре…                    д) если он включен в розетку

6.Если произошло возгорание                    е) выключи из розетки и накрой              

                                                                          плотной тканью

4.Закончи предложение

*Нельзя прикасаться к оголённому или плохо изолированному…(проводу)

*Не используй бытовые электроприборы и светильники на…( открытом воздухе)

*Нельзя пользоваться…(неисправными ) приборами

*Нельзя самим…( чинить, разбирать) электроприборы

*Нельзя ковырять в розетке ни…( пальцем), ни…(другими предметами)

*Электричество не терпит соседства с …(водой)

Его Величество – Электричество для вас приготовило задание.

«Мозаика» -нужно из слов сложить правило пользования электроприборами. (Зрительные точки –слова даны в разброс).

К зрительным точкам подходят 4 представителя – по одному от каждой семейки.

1.Надо включать и выключать электроприборы с помощью выключателя.

2.Нельзя тянуть электрические приборы за шнур.

3.Нельзя браться руками за оголённые провода.

4.Нельзя играть под воздушными линиями электропередачи.

Игра «Найди  правило» - выдаётся  каждой семейке по 2 иллюстрации, на которой нужно выявить  и  назвать  правило правильного использования  электроприборов.

Игровые  ситуации (слайды)

.1.У вас загорелся  телевизор. Какими  должны  быть ваши  действия?

2.На сковороде загорелось  масло. Какими  должны быть ваши действия?

3.На тебе загорелась одежда. Что  будешь  делать?

4.И  так, представьте, что  вы  остались одни дома  и  решили  поутюжить  бельё, вдруг  шнур  утюга  вспыхнул  и  заискрился. Ваши действия?

Итог.

Учитель: Нужно ли современному человеку электричество? Почему?         ( это облегчает жизнь,..)Зачем надо правильно пользоваться электроприборами? Для  чего нужна инструкция?( ответы детей, используется сенсорный крест)

Рефлексия

Учитель: Вот и подошёл к концу наш классный час,

                  Было много полезного и важного!

                  Я предлагаю вам выбрать лампочку в виде воздушного шара,

                  Если вы усвоили весь материал классного часа ,вам было                        

                  Интересно и поучительно – берём жёлтый шар, если нет-

                  Красный шар.

Учитель: Я  вами сегодня довольна. Вы были активными в течении всего классного часа. Молодцы. Всегда  помните  и  выполняйте  правила, о  которых  вы  узнали  на  уроке!

Ученик: Я напомнить вам хочу:

               Об электробезопасности  вы не забывайте!

               Памятки, инструкции- внимательно читайте!

               Если взрослый и малыш не будут так беспечны,

               В доме счастье, добро, свет будут длиться вечно!

Учитель :Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наш классный час поможет вам вырасти успешными и счастливыми людьми. Спасибо.

Библиографический список

*Правила электробезопасности  ОАО «Белгородэнерго», «Об электричестве детям»

*А.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник 4 класс, М. «Просвещение», 2011

*Поурочные разработки по основам безопасности   жизнедеятельности Т.Н.Максимовой. М.-2008

*Журнал «ПедСовет» № 5, 2005


           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час"День Конституции"

Наш классный час, посвящается дню независимости или как он назывался раньше - это день Конституции РФ....

Классный час "День Конституции РФ"

Конституция -основной закон жизни граждан нашей страны. Основные символы нашей Родины. Введение понятий "геральдика", "скипетр", "держава"....

Классный час "День конституции"

12 декабря 2013 года отмечаем 20-летие основного закона РФ...

Классный час о конституции

классный час был проведен 1 сентября 2013 года...

классный час "День Конституции"

данный материал использовался для проведения классного часа 1 сентября...

классный час" О конституция России для детей"

Цель классного часа :формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; формировать представление об основном законе страны – Консти...

Классный час. День Конституции. 2 класс

Дети знакомятся с понятиями «закон, право, обязанность»;  с символикой РФ: флагом, гербом, гимном...