Истоки и современность в национальных костюмах татарского народа
методическая разработка

Гинятуллина Ләйсән Мансур кызы

особенности татарских  национальных костюмов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Ульяновска «Гимназия №13»

                                                                                               

                                                                                                   

Методическая разработка кружкового занятия

в 1-2  классах

по теме: 

«Истоки и современность в национальном костюме татарского народа»

Гинятуллина Лейсан Мансуровна,

учитель начальных классов

                                                                       

2019 г.

Цель.   Развивать творческие способности детей посредством декоративно-прикладного искусства.               

Задачи

  1. Познакомить детей с татарскими орнаментами, татарской национальной обувью.
  2. Учить украшать «сапожок» и «скатерть» татарскими орнаментами.
  3. Развивать воображение, эстетический и художественный вкус.
  4. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми разных национальностей.

Методические пособия и оборудование.

  1. Ф.Ф. Гулова « Татарская национальная обувь».
  2. Мотивы тат. орнаментов (рисунки).
  3. Ичиги, башмачки в натуре.
  4. Видеоролик о производстве тат. нац. обуви.
  5. Заготовки тат. орнаментов.
  6. Рисунки национальной обуви

Ход занятия.

1.Организационный момент.

  1. Вводная часть.

Мотивация к деятельности.

- Ребята, в какой стране мы живем?

- Мы живем в России.

- Люди каких национальностей проживают в нашей стране?

- В нашей стране проживают русские, татары, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, украинцы, азербайджанцы и др.

- Правильно, ребята. Наша страна – многонациональная, и наша гимназия тоже.

- А как мы можем различить этих людей?

- По одежде, языку общения, по узору и орнаменту на костюме. (Показ тат. национального костюма). На мне тоже татарский национальный костюм (показываю на себя).

2. Формулировка темы занятия.

- Ребята, мы сегодня на занятии познакомимся с татарскими  орнаментами, тат. национальной обувью и будем украшать заготовки скатертей и  национальной обуви (читек- ичиги или сапожок).

2. Основная часть.

1. Вступительное слово об орнаментах.

- Слово « орнамент» произошло от латинского « ornamentum», что значит украшение.

Орнамент- это узор, состоящий из повторяющихся элементов, предназначенный для украшения каких- либо изделий или архитектурного объекта.

2.Ознакомление детей с тат. орнаментами.

- Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: цветочно- растительный, геометрический и зооморфный, то есть с изображением животных и птиц.

Сегодня мы с вами познакомимся с цветочно-растительным орнаментом. Цветочно- растительный орнамент занимает одно из основных мест в декоративно- прикладном искусстве татар. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов.

 Рассматриваем изображения цветочно-растительных орнаментов.

В орнаменте популярным, любимым, распространенным цветком является тюльпан.

Тюльпан- символ обновления, весной он всходит первым, обновляет природу и жизнь.

Сейчас, ребята, я вам предлагаю украсить заготовки «скатерти» орнаментами тюльпана и листочков по такому образцу (показ образца).

Раньше, мастерицы украшали скатерти вышивками (показ образцов). Но сейчас, мы приклеим орнаменты. Все заготовки и орнаменты лежат у вас на столе. Сначала раскладываем все орнаменты, затем поочередно приклеиваем. Работаем парами (самостоятельная работа детей).

Татарские орнаменты можно применить при изготовлении любого предмета интерьера, аксессуаров, одежды, обуви и во многом другом.

 3.Ознакомление детей с тат. национальной обувью.

- А сейчас мы подробнее познакомимся с тат. нац. обувью. Вот это- ичиги-тат. нац. обувь.

Чем украшены ичиги? (Тат.орнаментами). Правильно, ребята. Все это- ручная работа! Наши дети приготовили сообщения о тат. нац. обуви- ичиги. Давайте, послушаем.

1 ученик. Ичиги- тат. народные сапожки и являются оригинальным художественным продуктом народного творчества. Кожаная мозаика- один из традиционных видов тат. народного искусства- находит применение в создании цветной узорной обуви. В народе расшитые ичиги называются читек.

2 ученик. Отличительной чертой традиционной обуви тат. женщин является ее узорность и многоцветье. Ичиги, изготовленные из однотонного сафьяна, часто расшивались цветочно- растительным орнаментом. Башмачки также шили из сафьяна, используя технику мозаики на коже.

Сафьян- это мягкая и тонкая козловая кожа высокого качества. Девушки и молодые женщины носили ичиги на каблуках. А ичиги с мягкой подошвой чаще носили женщины старшего возраста.

3 ученик. Казанские производители вывозили на большие Российские и международные выставки и ярмарки свой уникальный товар. Так, сафьяновые ичиги, выставленные в 1880 году получили много наград в России и были удостоены Большой золотой медалью, а в 1889 году –серебряной медалью во Всемирной Парижской выставке.

Ичиги считали предметом роскоши.

4.Показ видеоролика о производстве ичигов.

3. Практическая работа.

-Ребята, вы сегодня на занятии познакомились с тат. орнаментами. Сейчас мы с вами будем украшать заготовки ичига-сапожка. Я украсила свой ичиг вот так. ( Показ)

А вы пофантазируйте, проявите свои творческие способности и украсьте свой заготовок ичига, используя тат. орнаменты, состоящие из цветочно-растительных мотивов. Заготовки лежат у вас на столе. Раскладываем детали орнаментов на заготовках, проверяем выразительность композиции. Сначала приклеиваем самые большие орнаменты, затем мелкие. (Самостоятельная работа детей).

4. Итог.

-Ребята, вам понравилось занятие?

-Что вам особенно понравилось?

-Мне тоже понравилось с вами работать. Мы еще с вами будем знакомиться с орнаментами других народов. Мы, все национальности, живем дружно. Сейчас послушаем стихи о дружбе народов на татарском и на русском языках. (Стихи прилагаются).            

   -Занятие окончено.  До   свидания! Сау булыгыз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Презентация "Традиции русского и татарского народов."

В презентации рассказывается о русском народном и татарском праздниках....

КВН по кружку "Культура татарского народа"

Тип занятия: закрепление пройденного материала.Цели и PRIVATE "TYPE=PICT;ALT="задачи:- образовательныезакрепить полученные знания у учащихся по культуре татарского народа (национальные традиции ,обыча...

Социально-педагогический проект по изучению культуры русского и татарского народов.

В презентации представлен проект по формированию базовых национальных ценностей....

Тема:«Красота национальных костюмов татарского народа. Татарский орнамент и калфак».

конспект урока - интегрированного урока ИЗО+татарский язык. урок для 1 класса, где можно детей познакомить с костюмами разных народов, проживающих на территории республики Татастан...

Тема:«Красота национальных костюмов татарского народа. Татарский орнамент и калфак».

конспект урока - интегрированного урока ИЗО+татарский язык. урок для 1 класса, где можно детей познакомить с костюмами разных народов, проживающих на территории республики Татастан...

Проект «Особенности женского национального костюма славянских народов»

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. Исследовательская работа посвящена изучению жен...