Внеклассное мероприятие по православной культуре "Сергий Радонежский: душа Росси"
план-конспект занятия по теме
Внеклассное мероприятие, которое может использоваться для учеников 4,5,6 классов. Материал, подобранный в данном мероприятии соответствует уровню восприятия учеников, данного возраста.Большая часть времени на данном занятии отводится на самостоятельную работу учеников, в связи с этим целесообразно предварительно разбить класс на группы по 3-5 человек. Форма проведения – игровая, в виде путешествия в прошлое. Она помогает заинтересовать учеников, настроить на плодотворную работу.
Цели и задачи занятия следующие:
Цель: воспитание интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое.
Задачи занятия:
· Расширить знания учащихся о Преподобном Сергее Радонежском;
· Развитие у учащихся способностей к взаимодействию в группах в процессе выполнения коллективных поисковых познавательных заданий;
· Воспитывать уважение к личности Сергия Радонежского, к его жизни и деяниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_s.r.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ВНЕКЛАССНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ ДЛЯ 4-6 КЛАССОВ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. ДУША РОССИИ»
1. Внеклассное мероприятие, которое может использоваться для учеников 4,5,6 классов. Материал, подобранный в данном мероприятии соответствует уровню восприятия учеников, данного возраста.
2. Большая часть времени на данном занятии отводится на самостоятельную работу учеников, в связи с этим целесообразно предварительно разбить класс на группы по 3-5 человек. Форма проведения – игровая, в виде путешествия в прошлое. Она помогает заинтересовать учеников, настроить на плодотворную работу.
3. Цели и задачи занятия следующие:
Цель: воспитание интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое.
Задачи занятия:
- Расширить знания учащихся о Преподобном Сергее Радонежском;
- Развитие у учащихся способностей к взаимодействию в группах в процессе выполнения коллективных поисковых познавательных заданий;
- Воспитывать уважение к личности Сергия Радонежского, к его жизни и деяниям.
4. Выбранная структура занятия традиционная, включает в себя:
- Вводную часть
- Основную часть
- Заключительную часть
На занятии используются следующие методы и приемы:
Игровой метод.
Путешествие в прошлое.
Метод ИКТ, который позволяет проиллюстрировать путешествие, украсить его, сделать наглядным.
Словесный метод – и ученики, и учитель проговаривают информацию, используется монолог, диалог и групповой ответ.
Приемы, которые были использованы на занятии, подобранны с целью включить учеников в активную познавательную деятельность.
Сложить пословицу. Данный прием позволяет ученикам проявить сообразительность, соотнести части со смыслом целого.
Музыкальное оформление. Данный прием позволяет на невербальном уровне ученикам перенестись в атмосферу прошлого времени, настроить и заинтересовать их.
Соотнесение иллюстрации и текста. Данный прием позволяет задействовать
В качестве рефлексивного приема, используется «Незаконченные предложения», он помогает ученикам донести свое отношения к теме урока, высказать пожелания, помогает увидеть учителю, уровень понимания, осмысления предложенного материала.
6. Для проведения занятия созданы все условия: учебно-материальные,
морально-психологические, гигиенические, эстетические, временные.
7. Психологическая атмосфера на занятии реализуется с помощью формы занятия, четкой структуры, подобранного материала.
8. Литература и интернет ресурсы, использованные при подготовке занятия:
Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский М.: Современная Россия, 1991
Энциклопедия «Я познаю мир» Московские монастыри и храмы М.: Астрель Хранитель 2006
Хрестоматия
1.http://www.svetoch-opk.ru/
2. http://pedsovet.su
3. http://istorik.ucoz.com
4.http://www.mirknig.com
Музыкальное оформление:
1. Православная молитва в современной обработке, исполнитель И.Денисова
2. Инструментальная музыка. Флейта. Одинокий пастух.
3. Колокольный звон. Малиновый звон.
4. Херувимская песнь. Распев в современной обработке, исполнитель И.Денисова
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ 4-6 КЛАССОВ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. ДУША РОССИИ»
Цель: воспитание интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое.
Задачи занятия:
- Расширить знания учащихся о Преподобном Сергее Радонежском;
- Развитие у учащихся способностей к взаимодействию в группах в процессе выполнения коллективных поисковых познавательных заданий;
- Воспитывать уважение к личности Сергия Радонежского, к его жизни и деяниям.
(До занятия дети разделяются на рабочие группы по 3-5 человек)
- Вводная часть
Сегодня на занятии мы с вами отправимся в виртуальное путешествие. В путешествие в прошлое. Тема нашего путешествия «Преподобный Сергий Радонежский. Душа России»
Преподобный Сергий Радонежский – святой, который родился 700 лет назад. Почему мы вспоминаем спустя 700 лет о нем мы узнаем из нашего путешествия.
- Основная часть
Закрываем глаза.
Звучит мелодия (Колокольный звон. Малиновый звон.
Слайт №1. Где мы? Верно это ступени церкви, храма, дома Божьего.
Остановка 1 называется «Чудо до рождения». Возьмите карточки № 1.
Слайд № 2
Возьмите Карточку 1.
- Прочтите текст на карточке 1.
- Выделите в тексте незнакомые и непонятные вам слова
- Подчеркните основную, главную мысль данного текста
Работа по карточке 1.
Слайд № 3 Словарная работа. Понятийный словарь:
Преподобный – святых из монашествующих, в значении праведный, святой.
Литургия – главнейшее христианское богослужение в церкви.
Иерей – священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства.
Беседа с детьми по прочитанному тексту.
Выделение главной мысли.
Ребенок – избранный сосуд Бога.
-Как вы понимаете, что это значит?
Продолжаем путешествие.
Закрываем глаза. Звучит мелодия (Флейта. Одинокий пастух.)
Остановка 2. Встреча. Звучит мелодия (Херувимская песнь. Распев в современной обработке, исполнитель И.Денисова)
Слайд № 4 Кого мы видим на картине Нестерова М.Н.?
Рассказ учителя.
У Кирилла было три сына: Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать. Отрок со слезами молился: «Господи! Дай мне выучить грамоту, вразуми меня!»
Печалились родители его, огорчался учитель. Все печалились, не ведая высшего предначертания божественного промысла, не зная, что хочет Бог сотворить. По усмотрению Бога нужно было, чтобы от Бога книжное учение он получил. Скажем, как научился он грамоте.
Когда он послан был отцом своим искать скот, он увидел некоего черноризца на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: «Что хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой Отче, помолись, чтобы смог я научиться грамоте». И ответил ему старец: «О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты». С того часа он хорошо знал грамоту.
Вспомним пословицы и поговорки об учении.
Слайд № 6.
Работа по карточке 2. (На одну группу – по одной пословице)
- В группах правильно сложить пословицы и поговорки об учении,
- Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц
Какая пословица подходит к нашей сегодняшней теме?
Звучит музыка («Молитва Пресвятой Богородице» распев И.Денисова)
Остановка 3. ПУТЬ. Звучит мелодия (Херувимская песнь. Распев в современной обработке, исполнитель И.Денисова)
Слайды № 7- 12
Давайте соотнесем иллюстрации и информацию, которая дана вам на карточках 2-4
Карточка 2
Об избрании монашеского пути. Трудность жизни. Сергий и медведь.
Карточка 3
Труды Сергия Радонежского
Карточка 4
Сергий и братья-монахи
Учитель с помощью презентации показывает иллюстрации, дети зачитывают текст, который соответствует изображению
Какой путь избрал для себя Сергий Радонежский?
Выберите из предложенных предложений верное:
- Сергий Радонежский избрал жизнь не для себя, а для других
- Сергий был для братии и поваром, и пекарем, и мельником, каким угодно трудом служил ей как раб купленный
- Преподобный Сергий труды свои умножал, старался быть учителем и исполнителем
- Сергий Радонежский стремился прославиться и расширить свою обитель
Каждое из предложений, кроме последнего может быть верным, но более полно отражает жизненный путь Сергия Радонежского первое предложение. Сергий Радонежский избрал жизнь не для себя, а для других
Вопросы:
- Можно ли назвать Сергия Радонежского обычным человеком?
- Подумайте, что каждый из нас может использовать в жизни?
- Сложно все это соблюдать?
Звучит мелодия (Малиновый колокольный звон)
Остановка 4. Свято-Троицкая- Сергеева Лавра звучит мелодия (Православная молитва в современной обработке, исполнитель И.Денисова)
Слайды 15- 23
Путешествие по монастырю.
3. Заключительная часть.
Остановка 5. Школа.
История жизни и история служения Богу Сергия Радонежского обширна и необъятна. Мы лишь прикоснулись к ней. Вы еще многое можете узнать из данных книг, представленных здесь на выставке, в библиотеке, из сети интернет.
Рефлексия
Слайд №24
Закончите предложения
- Самым интересным для меня было…
- Мне хотелось бы еще узнать…
- Я хотел бы вам сказать…
Приложение 1.
Карточка 1.
Преподобный Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были всякими добродетелями украшены
И свершилось некое чудо до рождения его. Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды в воскресенье мать его вошла в церковь во время пения святой литургии. И стояла она с другими женщинами в притворе. Когда должны были приступить к чтению святого Евангелия и все стояли молча, младенец начал кричать в утробе матери. Перед тем, как начали петь херувимскую песнь, младенец начал вторично кричать. Когда же иерей возгласил: «Вонмем, святая святым!» — младенец в третий раз закричал.
Мария была добродетельна и весьма богобоязненна и уже до рождения младенца поняла и уразумела это чудесное о нем знамение и явление. Она советовалась с мужем своим, говоря: «Если у нас родится мальчик, давай, по обету, принесем его в церковь и отдадим Благодетелю всех Богу»
Иерей поведал родителям из Писания, о младенце же сказал: «Не скорбите о нем, но, напротив, радуйтесь и веселитесь, ибо этот ребенок сосудом избранный Бога, обителью и слугой Святой Троицы»,что и сбылось.
Карточка 2.
Юноша Варфоломей, просил Стефана, чтобы тот пошел с ним искать место пустынное. Стефан пошел вместе с ним.
Обошли они по лесам многие места и наконец, пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода. И, помолившись, начали они своими руками лес рубить. Сначала они себе сделали постель и хижину и устроили над ней крышу, а потом церковь соорудили. Стефан недолго прожил в пустыни с братом своим и увидел, что трудна жизнь в пустыни и ушел. Варфоломей стал монахом, по имени Сергий. Порой его смущали демонские козни и ужасы, а иногда зверей нападения. С одним медведем Сергий делил кусок хлеба.
Карточка 3.
Суровой жизнью он жил; добродетели его были такие: голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный.
Сергий испытания с радостью терпел, за все благодарил Бога, а не протестовал, не унывал в трудностях.
Карточка 4.
И потом Бог, видя великую веру святого и большое терпение его, захотел облегчить труды его в пустыне: вложил Господь в сердца некоторым богобоязненным монахам из братии желание, и начали они приходить к святому.
Но преподобный не только не принимал их, но и запрещал им оставаться, говоря: «Не можете выжить на месте этом и не можете терпеть трудности в пустыне: голод, жажду, неудобства и бедность». Они же отвечали: «Хотим мы терпеть трудности жизни на месте этом, а если Бог захочет, то и сможем». Преподобный же еще раз спросил их: «Сможете ли вы терпеть трудности жизни на месте этом: голод, и жажду, и всякие лишения?» Они же ответили: «Да, честный отче, мы хотим и сможем, если Бог поможет нам и твои молитвы поддержат нас. Только об одном молим тебя, преподобный: не удаляй нас от лица твоего и с места этого, милого нам, не прогоняй нас». Так началась жизнь монастыря.
Приложение 2.
Кто рано встает, тому Бог подает
Без знания и лапоть не сплетешь
Божьей волей свет стоит, наукой люди живут
Сокровище умного – в его знаниях, сокровище глупого – в богатстве
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Силы могут иссякнуть, но знания – никогда
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет
Приложение 3
Закончите предложения
- Самым интересным для меня было…
- Мне хотелось бы еще узнать…
- Я хотел бы вам сказать…
Закончите предложения
- Самым интересным для меня было…
- Мне хотелось бы еще узнать…
- Я хотел бы вам сказать…
Закончите предложения
- Самым интересным для меня было…
- Мне хотелось бы еще узнать…
- Я хотел бы вам сказать…
Закончите предложения
- Самым интересным для меня было…
- Мне хотелось бы еще узнать…
- Я хотел бы вам сказать…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация внеклассного мероприятия в 4 классе "Беженцы в России"
Красочная презентация к мероприятию "Беженцы в России". Так же здесь представлены игровые ситуации "Как помочь беженцам?", игра "Колесо волшебных слов". Немного позже будет размещен сам сценарий мероп...
Внеклассное мероприятие. Праздник "Русская народная песня -душа народа".
Праздник "Русская народная песня -душа народа" был подготовлен и проведен с учащимися 2 класса....
Внеклассное мероприятие "Народные промыслы - творческий труд народов России. В гостях у русских умельцев".
Внеклассное мероприятие посвящено народным промыслам - Дымковской, Филимоновской, Каргапольской игрушкам. Проходит в форме презентации предметов декоративно-прикладного искусства. При подготовке к вне...
Внеклассное мероприятие "День православной книги"
Внеклассное мероприятие "День православной книги"...
Внекласснное мероприятие "Открываем православный календарь"
Рождество.Крещение...
Внеклассное мероприятие по ОПК "Сергий Радонежский"
Внеклассное мероприятие, посвящённое 700-летию преподобного Сергия Радонежского....
Внеклассное мероприятие "Когда семья вместе и душа на месте"
Задачи: - актуализировать знания и эмоциональный опыт учащихся о семье, о взаимоотношениях родственнико...