Рабочая программа кружка "Твоё здоровье"
рабочая программа (1 класс) на тему
Настоящая программа подготовлена в соответствии с внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения в спортивно-оздоровительном направлении внеучебной деятельности.
Программа рассчитана на 4 года и составлена из расчета 1 час в неделю.
Курс кружка «Твоё здоровье» расширяет сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, рассматриваемые в школьной программе по окружающему миру. Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы. Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_tvoyo_zdorove.doc | 177 КБ |
bukva_vv.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая программа подготовлена в соответствии с внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения в спортивно-оздоровительном направлении внеучебной деятельности.
Программа рассчитана на 4 года и составлена из расчета 1 час в неделю.
Курс кружка «Твоё здоровье» расширяет сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, рассматриваемые в школьной программе по окружающему миру. Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы. Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
Главная цель программы:
использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.
Достижение этой цели планируется через решение следующих задач:
- Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
- Улучшение физического и психического состояния школьников.
- Обучение применению полученных гигиенических знаний в жизни и практической деятельности.
- Обеспечение физического и психического саморазвития, воспитание сознательного поведения на улице.
- Отказ от поведения, наносящего вред, как своему здоровью, так и здоровью окружающих.
- Адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, с целью выздоровления.
- Сознательное участие будущих граждан нашего общества в охране здоровья и в формировании среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
- организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
- организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
- активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы
- проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация питания учащихся;
- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
- организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация встреч родителей с медицинскими работниками;
- организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.
Содержание тем программы и требования к уровню подготовки учащихся
Раздел 1. Самопознание
Знание своего тела. Части тела, их функциональное предназначение. «Язык» тела. Рост и развитие человека.
Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.
Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах Правила поведения с незнакомыми людьми.
Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности.
Ожидаемые результаты.
- Называть органы и части тела, их функциональное предназначение.
- Уметь рассказывать о своих телесных ощущениях.
- Рассказать о субъективных признаках своей усталости.
- Доброжелательно относиться к инвалидам и помогать им.
- Знать общепринятые правила коммуникации и уметь их применить в модельных условиях. Уметь самостоятельно искать выходы из конфликтных ситуаций.
- Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах.
- Знать свои права и признавать взаимные обязательства в семье.
- Уметь определить свою роль в группе и работать для достижения общей цели.
- Уметь соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах.
- Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти.
Раздел 2. Это должны знать все!
Безопасное поведение на дорогах. Основные ситуации-«ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части» «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у ж/д путей.
Опасные факторы современного жилища, школы игровой площадки.
Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами.
Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах(ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.
Экстремальная ситуация в городе. Экстремальная ситуация в деревне.
Экстремальная ситуация связанная с незнакомым человеком.
Правила поведения при пожаре. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы.
Ожидаемые результаты.
- Уметь распознавать опасные зоны в помещении, на улице.
- Уметь предвидеть возможность падения с высоты, получения травмы, ожога и избегать их.
- Иметь навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами. Уметь обесточить электроприбор.
- Применять на практике правила безопасности при катании на роликах и велосипеде, пользоваться защитными приспособлениями.
- Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах.
- Уметь распознавать негативные реакции животных и избегать укусов и повреждений.
- Принимать неотложные меры при укусе животного, насекомого, змей.
- Уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге.
- Иметь навык наблюдения.
- Иметь навыки «сопротивления» волнению или спешке. Иметь навык «переключения на улицу».
- Иметь навык переключения на самоконтроль.
- Освоить три модели поведения в экстремальной ситуации: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самоспасению».
- Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации.
- Знать способы тушения огня.
- Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара.
- Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.
Раздел 3. Главное чудо – здоровье!
Кожа и её функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.
Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.
Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «Плохие» микробы.
Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.
Представление об активной защите - иммунитете.
Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья; важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд.
Традиции приёма пищи в разных странах. Правила поведения за столом.
Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.
Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.
Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.
Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма. Что такое алкоголь и чем опасное его употребление. Поведение с людьми употребляющими психоактивные вещества.
Ожидаемые результаты.
- Уметь быть опрятным. Регулярно выполнять гигиенические процедуры.
- Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви.
- Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода.
- Уметь составить усредненный режим дня на неделю и следовать ему.
- Уметь распознавать признаки утомления, в том числе зрительного. Иметь навыки переключения на разные виды деятельности для избежания утомления.
- Иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи.
- Уметь использовать «пассивную защиту» при необходимости контакта с больным человеком (далекое расстояние, проветривание помещения, ношение маски, отдельная посуда и т.д.).
- Иметь сформированное представление о моральной ответственности за распространение инфекционного заболевания (например, приход с гриппом в школу). Знать, для чего делаются прививки.
- Уметь соблюдать элементарные правила режима питания.
- Уметь пользоваться столовыми приборами.
- Навык соблюдения правил хранения пищевых продуктов.
- Навык обработки фруктов и овощей перед их употреблением.
- Умение мыть посуду и столовые приборы.
- Иметь навык аккуратного обращения с лекарствами (хранить в фабричной упаковке, проверять срок годности перед употреблением, применять только по назначению врача или рекомендации родителей, не пробовать неизвестные таблетки).
- Уметь избегать ситуации пассивного курения.
- Понимать, что алкоголизм и наркомании - трудноизлечимые заболевания. Выработать формы поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- Иметь четкое представление о том, что восприимчивость к наркотическим веществам индивидуальна, и зависимость может возникнуть после первых приемов.
Результатом практической деятельности по программе «Твоё здоровье» можно считать следующее:
- Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
- Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
- Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
- Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
- Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
- Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
- 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.
Учебно-тематический план
Перечень учебно-методического обеспечения
Обеспечение для руководителя:
- мультимедийные, аудио- и видеоматериалы и другие информационные объекты, отражающие темы курса;
- спортинвентарь;
- журналы инструктажа по технике безопасности;
- демонстрационный материал.
Обеспечение для участников:
- спортинвентарь;
- «Портфолио учащихся»;
- индивидуальные учебные принадлежности.
Список литературы:
- Пожидаева Т. Ф., Стародубцева Г. М., Сухаревская Е. Ю., Посошенко Е.В., Пономарева И. П. «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы»;
- методическое пособие Е. В. Посошенко «Растим здоровых, умных, добрых»;
- А. А. Обухова «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы»;
- В. И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД»;
- Е. Н. Литвинова «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- факультативный курс Г.А. Потемкина «Твое здоровье»;
- учебное пособие Е. А. Мальцевой «Рабочая тетрадь по пожарной безопасности».
- учебное издание М.Ф. Литвиновой «Русские народные подвижные игры».
Тематическое планирование
занятий кружка «Твоё здоровье».
1 класс. | |||
Дата | Тема | Форма проведения | Виды деятельности |
«Самопознание» ( 8 часов) | |||
4.09 11.09 18.09 25.09 2.10 9.10 16.10 23.10 |
| Родительское собрание, инструктаж по ТБ сюжетно-ролевая игра на свежем воздухе практическое занятие инструктаж по ТБ, спортивный праздник на стадионе инструктаж по ТБ во время похода, туристический поход занятие-сказка практическое занятие, психологический тренинг познавательная игра |
|
«Это должны знать все» (17 часов) | |||
30.10 13.11 20.11 27.11 4.12 11.12 18.12 25.12 15.01 22.01 29.01 5.02 19.02 26.02 5.03 12.03 19.03 |
| практическое занятие, инструктаж по ТБ занятие-сказка, инструктаж по ТБ познавательная игра практическое занятие, конкурс чистюлек экскурсия к водоёму, инструктаж по ТБ практическое занятие, инструктаж по ТБ экскурсия, инструктаж по ТБ практическое занятие, инструктаж по ТБ практическое занятие занятие-сказка, инструктаж по ТБ сюжетно-ролевая игра, инструктаж по ТБ практико-ориентированный проект практическое занятие, инструктаж по ТБ практическое занятие сюжетно-ролевая игра, инструктаж по ТБ беседа о профилактике простудных заболеваний и гриппа, игра-соревнование конкурсно – игровая программа практическое занятие, инструктаж по ТБ |
|
«Главное чудо – здоровье» (8 часов) | |||
2.04 9.04 16.04 23.04
30.04 7.05 14.05 21.05 |
| спортивный праздник, посвященный Дню здоровья просмотр и обсуждение мультфильмов по Г. Остеру практико-ориентированный проект конкурсно – игровая программа исследовательская работа спортивный праздник на стадионе инструктаж по ТБ, турслёт практическое занятие, родительское собрание, инструктаж по ТБ |
|
Всего 33 часа. |
Предварительный просмотр:
Тема. Буквы Вв.
Цель. Организовать деятельность обучающихся по изучению букв вв. формированию умения действовать по правилу чтения
Задачи:
Формировать УУД:
- Осознавать необходимость узнать буквы для обозначения этих звуков, запоминать облик и названия букв. наблюдать за использованием букв, выводить правило чтения и читать, твёрдо или мягко, буквы согласных перед буквами гласных.
- Контролировать правильность и беглость чтения слогов и слов. Соотносить отдельные предложения с рисунками, моделями; находить в тексте предложение к иллюстрации.
- воспитывать интерес к чтению
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя и учащихся | УУД, формирующиеся на данном этапе |
1.Мотивация к учебной деятельности | Доброе утро, ребята! -Вспомним, какие буквы гласных звуков вы знаете? «лента букв» - Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы это будете делать?(выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание) -Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? -Желаю вам успешной работы! | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Актуализация знаний. Постановка учебных задач. | - Что в начале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?(надо повторить все , что будет необходимо для открытия нового знания) - Вспомним как произносятся гласные звуки? -как обозначаем на схеме гласные звуки? - Какие бывают гласные звуки?(ударные и безударные) - А теперь поговорим о согласных звуках Какова же цель нашей деятельности? Что же мы сегодня должны узнать? | Познавательные: Общеучебные:умение структурировать знания,контроль о оценка процесса и результатов деятельности; Логические: анализ,синтез, выбор оснований для сравнения. Целеполагание как постановка учебной задачи, |
3. Изучение нового материала. Знакомство с буквой. | Пусть ребята составят по картинке 1–2 предложения о вороне и о мальчике. Скажите, что его зовут Вова. Слова ворона, ветка, Вова станут базовыми для дальнейшей работы. Если в первом слове достаточно лишь выделить начальный звук, то для второго хорошо бы составить полную звуковую схему; с третьим можно работать по схеме в букваре (с. 93). Физминутка. Перед чтением слов выли – вилы повторите правило чтения, лучше применительно ко всему набору изученных букв гласных. Заметьте, что в столбиках слов для тренировки первоклассникам предлагается самим указать буквы как ударных, так и безударных гласных. Выделение безударных особенно важно в словах ворота, ворона, коровы, а затем – трава, травинка. Прочитав указанные слова так, как мы их говорим, привлеките внимание детей к тому, что на месте одного и того же безударного гласного звука [а] могут быть разные буквы – иногда о, а иногда а. Попросите ещё раз вслух прочитать эти слова, но теперь так, как они написаны, чтобы лучше запомнить в них буквы. Читая слово вилки, на основе рисунков поговорите о возможных значениях слов. | Познавательные: Постановка и формулирование проблемы; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
4.Применение полученных навыков. Первичное закрепление во внешней речи | _ Вернитесь к с. 67 букваря и предложите снова попытаться прочитать слова в голубых овалах под звёздочкой – окажется, что теперь многие из них будут посильны для самостоятельно4 го чтения (например, трактор, кран…). Выразительное озвучивание картинки предваряется поиском «ловушки» – предложения даны не в том порядке: сначала «Это вам», а потом радостно4удивлённое «Нам?». Вместе вы вслушиваетесь в звучание слов. работа в парах - как только закончите, дайте об этом знать. Проверка | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: Общеучебные: Смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: |
5. Включение в систему знаний и повторение | В связи с чтением предложений решается целый комплекс задач обучения, развития и воспитания первоклассников. О Москве, объясните, что значит главный город, посоветуете запомнить название страны, что ребята знают о Москве, поработаете над умением не только говорить, но и слушать говорящего; пусть ученики понаблюдают, какие они рассказчики и какие слушатели. Вместе с тем предложения, напечатанные между картинками, а также данные под звёздочкой, позволяют расширить представление учащихся о том, какие слова пишутся с большой буквы. сообщить о необходимости большой буквы в названиях Виктор сам виноват. Виктор сам виноват? Кроме того, в словах Москва, рисовали, рисунок, город, страна желательно отметить буквы безударных гласных. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, Смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. |
9. Рефлексия учебной деятельности | Что нового вы узнали на уроке? - какую цель мы поставили в начале урока? Вы достигли поставленной цели? Зеленый- означает- положительный ответ –да Желтый – сомнение Красный- отрицательный ответ – нет Я буду говорить утверждения, а вы поднимаете карточки согласия, сомнения или несогласия. - я знаю -в самостоятельной работе у меня все получалось. - я сегодня доволен своей работой на уроке. Молодцы! | Познавательные: Общеучебные: умение структурировать знания;оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные:умение выражать свои мысли. Регулятивные:волевая саморегуляция; оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"
Программа разработана на основе материалов Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина О.Е.Жиренко "Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы: 1-4 класс.-М,: ВАКО, 2007.-Мастерская учителя"...
рабочая программа кружка "Расти здоровым"
рабочая программа кружка "Расти здоровым"...
Рабочая программа кружка «Расти здоровым» 3-4 класс
программа дополнительного образования в школе...
Рабочая программа кружка «Расти здоровым» 3-4 класс
программа дополнительного образования....
Рабочая программа кружка « Азбука здоровья».
Структура методической разработки.I. Название. Рабочая программа кружка « Азбука здоровья».II. Краткая аннотация. В основе данной программы лежат представления о здоровом ребёнке, который являет...
Рабочая программа кружка " Твоё здоровье".
Рабочая программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г., №273-ФЗ «Об образов...
Рабочая программа кружка «Азбука здоровья»
Рабочая программа кружка «Азбука здоровья»Цель и задачи программыЦель: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений...