классный час
классный час (4 класс) по теме
классный час "Жизнь и творчество великих композиторов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.odt | 43.3 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Жизнь и творчество великих композиторов»
Учитель: Баранчикова Елена Александровна
Цели: развивать эстетические вкусы учащихся; прививать любовь к русской классической музыке, познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих композиторов.
Ход классного часа
Рассказ учителя:
Можете ли вы представить свою жизнь без музыки? Вообразите, что завтра ты не услышишь любимой группы или артиста, радио и телевидение станут серыми и однообразными, даже птички перестанут вытягивать свои трели. Ужасная картина, не правда ли? Ведь музыка - это настоящее чудо, созданное самим человеком.Еще в древности было сложено множество интересных легенд о том, как возникла музыка. Древние греки считали ее великим даром богов. Бог Аполлон был у них покровителем искусства, в частности музыки. Обычно его изображали с музыкальным инструментом в руках. В русских сказаниях о певце-гусляре Садко и древнегреческой легенде об Орфее отразились любовь человечества к музыке, восхищение ее красотой.
Еще при первобытном строе, на заре человеческого общества, музыка играла очень важную роль. Матери, напевая, укачивали детей, воины устрашали врагов воинственными песнями-кличами, пастухи протяжными зовами собирали стада. Если из племени кто-то умирал, то его провожали песней-плачем. Музыка входила в игры первобытных людей. Люди постепенно учились отбирать из множества шумов музыкальные звуки, научились связывать их между собой. Музыка первобытных людей была довольно простая, но в то же время с достаточно сложным ритмом, который помогал найти им ритм в работе.
В Древней Греции музыка уже звучала в театральных представлениях, даже стихи поэты декламировали словН0 песню, аккомпанируя себе на лире или кифаре.
Пифагор, знаменитый философ-математик, положил начало особой науке - музыкальной акустике. Названия многих музыкальных террминов берут начало в Древней Греции. А греческие мудрецы Платон и Аристотель придавали музыке особое значение в воспитании разностороннего, гармонически развитого человека.
К сожалению, сейчас молодежь чаще предпочитает современную эстраду классической музыке. Конечно, большие и сложные сочинения могут показаться сложными и неинтересными. Поэтому знакомиться с серьезной музыкой надо постепенно, начиная с легких вещей, которые воспринимаются даже неопытным слушателем. Главное, понять, что по-настоящему образованным и культурным человеком быть невозможно без знаний творчества Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского и многих других великих композиторов.
Выступление учащихся:
Михаил Иванович Глинка
Родина великого классика - село Новоспасское на Смоленщине, около города Ельни. Воспитывался и учился будущий композитор сначала дома, а потом в Петербургском благородном пансионе - закрытом учебном заведении для дворянских детей. Там его обучали музыке. Это считалось обязательным для хорошо воспитанного молодого человека, будущего «чиновника по дипломатической части», каким хотели видеть Глинку его родные. Но еще в юности Глинка понял, что основное дело его жизни - музыка. В начале своего творческого пути он научился великолепно играть на фортепиано, сочинял романсы на слова русских поэтов.
Исторический шаг сделал молодой чиновник М.И. Глинка, оставив службу и отправившись в далекое путешествие в Италию. Там молодою композитора заметили и даже издали его несколько произведений. 1 [осле возвращения на родину он снова отправляется в дорогу - в Берлин, к известному музыкальному ученому и педагогу Зигфриду Дену. После занятий с этим талантливым человеком Глинка окреп как композитор, его творческие планы стали смелы и даже дерзки. Окрыленный новыми идеями, Глинка берется за написание оперы. Поэт Чуковский ему посоветовал взять за основу подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который во время войны с польской шляхтой в 1673 г. завел вражеский отряд в глухой лес и там погиб, но погубил врагов. Одними из первых слушателей, высоко оценивших оперу, стали Пушкин и Гоголь. Успех оперы окрыляет композитора, и он берется за новое грандиозное произведение - оперу на сюжет пушкинской сказочной поэмы «Руслан и Людмила». Эта опера изумила всех своей новизной, костью и свежестью музыкальных красок. В опере показаны картины жизни не только Киевской Руси, но и картины жизни детских сказочных стран.
После того как работа над оперой была завершена, Глинка снова отправляется в путешествие по Европе. Он побывал в Париже, Испании. Мелодии народных испанских песен легли в основу двух увертюр для симфонического оркестра - «Арагонской хоты» и «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде».
Глинка говорил: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Но чтобы так обработать русские народные мелодии в знаменитой «Камаринской», нужно обладать гениальной способностью проникать в самую суть народного творчества.
Прослушивание отрывка из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский, родившийся в 1839 г., был уроженцем села Карева Псковской губернии. Сын небогатого помещика, Модест окончил школу гвардейских прапорщиков в Петербурге и стал офицером. Знакомство с Балакиревым кардинально перевернуло его судьбу - в 1858 г. Мусоргский уходит в отставку и полностью отдается музыке. Но так как композиторское творчество не приносило доходов, параллельно служит мелким чиновником.
Модест Петрович создал много прекрасных романсов на стихи русских поэтов и на свои собственные.
Композитор много и страстно читал, вбирая все больше знаний. Вскоре он пишет оперу на сюжет трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Каждый герой очерчен в музыке очень выразительно: разгульный монах Варлаам и мудрый летописец Пимен, честолюбивый Самозванец и гордая Марина Мнишек, хитрый Шуйский и доверчиво-бесстрашный юродивый - «совесть народная». После «Бориса Годунова» Мусоргский работает над другой исторический оперой - «Хованщиной».
Из симфонических произведений композитора наиболее известна оркестровая картина «Ночь на Лысой горе» по народным легендам и сказкам. Фортепьянный цикл «Картинки с выставки» написан Мусоргским под впечатлением от рисунков художника и архитектора В. А. Гартмана. Но в личной жизни художника постоянно преследовало безденежье, проблемы со здоровьем. Последним незаконченным произведением Мусоргского была опера «Сорочинская ярмарка», которую впоследствии завершили композиторы Ц. А. Кюи, А. И. Лядов, а также В. Я. Шебалин.
Для того чтобы собрать материал для оперы, Мусоргский поехал в гастрольную поездку по Украине и югу России с певицей Д.Л. Леоновой в качестве аккомпаниатора. Новаторство Мусоргского не было оценено современниками. Непривычные для слуха выразительные звукосочетания, нетрадиционные формы и приемы оркестровки делали его стиль труднодоступным даже для его друзей-музыкантов. Лишь много позднее было осознано всемирное и национальное значение творчества «композитора-бунтаря», открывшего пути развития музыкального искусства.
Прослушивание отрывка из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов».
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков говорил: «Мой род - это сказка, былина и непременно русские». Композитора вдохновляла красота народного искусства: песен, сказаний, обрядов. Страница русской истории, экзотические образы Востока, картины живой природы словно оживают в музыке композитора.
Римский-Корсаков родился в городке Тихвине Новгородской губернии. В 12 лет родители отдали его в Морской корпус. Это была семейная традиция, дядя и старший брат уже были моряками. И снова М.А. Балакирев сыграл большую роль - только уже в жизни другого великого композитора. Под руководством Балакирева Римский-Корсаков начинает писать симфонию, но, окончив Морской корпус, отправился на три года в дальнее плавание. Впечатления, полученные в путешествии, позже ему пригодились при написании музыки.
Римский-Корсаков является создателем 15 опер. Все они разнообразны по содержанию, многие навеяны народными сказками и преданиями. Кроме того, им написаны 79 романсов, в том числе на стихи А.С. Пушкина.
Первой оперой Римского-Корсакова была «Псковитянка», повествующая о драматических событиях, связанных с образованием единою Русского государства. Затем композитор пишет оперы по повестям «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, оперу «Снегурочка» по «весенней» сказке А.Н. Островского. Особое место в творчестве композитора занимает опера по былине «Садко». Главный герой ее - новгородский гусляр Садко. Красочная музыка бытовых сцен сменяется фантастическими музыкальными картинами, где действуют сказочные персонажи: морской царь и его дочь - нежная Волхова. Композитор также написал оперы «Кощей Бессмертный», «Золотой ключик», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери» и др.
Много сил и времени Римский-Корсаков отдал обработке народных песен.
Римский-Корсаков не только выдающийся композитор, но и замечательный педагог, он воспитал более 200 музыкальных деятелей. У него учились А.К. Глазунов, А.К. Лядов, С.С. Прокофьев. Умер композитор в 1908 г., оставив потомкам самое дорогое - свою музыку.
Прослушивание отрывка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский родился в уральском городке Воткинске, где работал его отец горным инженером. С детства маленький Петр восхищался и с волнением слушал как классическую, так и народную музыку. Он говорил, что «с самого раннего детства проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки». Чайковский был воспитанником Петербургского училища правоведения и в 19 лет стал помощником столоначальника одного из отделений департамента Министерства юстиций.
Прослужив три года, он уходит, чтобы поступить в Петербургскую консерваторию. После ее окончания он сразу стал преподавать в только что открывшейся Московской консерватории, где проработал одиннадцать лет. П.И. Чайковский создал первый русский учебник гармонии, а также активно сотрудничал с газетой «Московские ведомости» в качестве музыкального критика.
Петр Ильич Чайковский оставил музыкальные произведения во всех жанрах. Он стал одним из создателей русской классической симфонии. Всего написал шесть симфоний. Композитор говорил: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь вообще и великорусские села в особенности». Любовью к России пронизаны все его произведения. Особенно это проявилось в первой его симфонии «Зимние грезы», написанной под впечатлением путешествия по берегам Ладожского озера и на остров Валаам. В финале симфонии звучит русская песня «Цвели цветики». Народной песней «Во поле березонька стояла» заканчивается и Четвертая симфония композитора.
Содержание Четвертой симфонии трактуется специалистами так: «От безнадежных и безотрадных чувств и нежных грез первой части, через меланхолические воспоминания, владеющие лирическим героем симфонии во второй части, через причудливые образы скерцо третьей, через преодоление зла рока композитор ведет нас к грандиозному финалу - картине праздничного веселья». Эта симфония очень близка к Пятой симфонии Бетховена.
Много произведений написал Чайковский для детей и о детях. Это «Детский альбом» (24 пьесы для фортепиано). Поэтому прекрасному альбому дети занимаются и учатся нотной грамоте и в наши дни, причем интерес не падает, а растет. Композитор также писал песни для детей на стихи А.С. Пушкина. Широко известен его цикл «Времена года». Он состоит из двенадцати пьес, которые отмечены характерными чертами творчества Чайковского - прекрасной, яркой образностью» задушевностью высказывания. Весь цикл - это нарисованные композитором страницы жизни природы и людей. Писал Чайковский и романсы? например: «День ли царит» и «Средь шумного бала».
Пушкинская поэзия и проза вдохновили Чайковского на создание замечательных опер: «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама». По повести Н.В. Гоголя была написана опера «Черевички». Петр Ильич дружил с А.Н. Островским и написал музыку к его пьесе «Снегурочка».
Балеты Чайковского получили широкое признание еще при жизни автора. Сам Чайковский не раз бывал в Чехии, Германии, Франции, Италии, посетил Америку и Англию, где ему присудили почетную степень доктора Кембриджского университета. Чайковский регулярно выступал в качестве дирижера своих произведений. После сорока лет композитор поселился под Москвой, а позже на окраине небольшого тогда города Клина. Там сейчас Дом-музей П.И. Чайковского.
С 1953 г. в Москве проводится Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Музыканты со всего мира съезжаются принять в нем участие. С каждым годом этот конкурс обретает своих новых почитателей и открывает новые таланты.
Прослушивание фрагмента из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».
Александр Порфирьевич Бородин
Александр Порфирьевич Бородин был человеком удивительных способностей. В одном человеке совмещались композитор, химик, общественный деятель и педагог.
Родился он в Петербурге. С ранних лет играл на виолончели, фортепиано и флейте. А в девять лет уже сочинял музыку. Но главной его страстью была химия. Бородин учился в Медико-хирургической академии, затем успешно защитил докторскую диссертацию по химии и провел три года за границей в научной командировке.
После возвращения домой Бородин познакомился с Балакиревым, который по достоинс тву оценил его музыкальный талант. Бородин начинает сочинять симфонии. Но так как очень много времени приходится уделять науке и общественной деятельности, то на сочинение крупных произведений у него уходило по нескольку лет. Над своей знаменитой оперой «Князь Игорь» композитор трудился с перерывами 18 лет.
Вторую симфонию Бородина друзья по «Могучей кучке» назвали «Богатырской». Две части третей симфонии записал по памяти Глазунов, который слышал эти произведения в исполнении автора. После смерти Мусоргского Бородин под впечатлением смерти друга написал скорбный и глубокий романс на стихи А.С. Пушкина «Для берегов отчизны дальней».
Умер Бородин в возрасте 54 лет, но за эти полвека он столько успел сделать, что хватило бы на 54 человека.
Прослушивание фрагмента из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».
Конкурс «Блокнот музыканта»
Учащимся нужно угадать отрывки из произведений великих классиков.
Конкурс «Музыкальный кроссворд»
По горизонтали:
1. Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в котором пение чередуется с танцами и диалогами. (Оперетта.)
5. Клавишный струнный музыкальный инструмент. (Фортепиано.)
7. Четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. (Скрипка.)
8. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. (Музыка.)
9. Вид музыкальных (художественных) произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными или стилистическими признаками. (Жанр.)
По вертикали:
1. Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. (Опера.)
2. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом или голосами. (Песня.)
3. Смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой и контрабасом. (Виолончель.)
4. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. (Романс.)
5. Деревянный духовой музыкальный инструмент высокого тона в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами. (Флейта.)
6. Артист, играющий на музыкальном инструменте. (Музыкант.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...