Развитие личностных универсальных учебных действий смыслоообразования в интеллектуальной игре "Космическая олимпиада"
методическая разработка (3 класс) по теме
Возраст участников: 2-4 класс
Цели: Создание ситуации интеллектуального соревнования и эмоционального переживания успеха, способствующей развитию познавательного интереса как основы формирования личностных универсальных учебных действий смыслоообразования. Воспитание у учащихся патриотических качеств.
Задачи:
- Расширить преставление уч-ся о космических телах и явлениях.
- Расширить преставление уч-ся о профессиях, связанных с космическими исследованиями.
- Показать ведущую роль нашей страны в освоении космоса.
- Развивать стремление к успеху.
- Развивать оперативность мышления, быстроту реакции.
Интеллектуальная игра "Космическая олимпиада" может быть использована во внеурочной деятельности в начальной школе (общеинтеллектуальное и духовно-нравственное направления). Игра состоит из двух туров: отборочный в форме викторины (участвует неограниченное количество учащихся) и главный тур Счастливчиков (участвуют победители отборочного тура).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskaya_olimpiada.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра
«Космическая олимпиада»
для учащихся 2-4 классов
Составитель: Честнокова Татьяна Павловна,
учитель начальных классов
МОУ «Каслинская СОШ №27»
Интеллектуальная игра «Космическая олимпиада»
Возраст участников: 2-4 класс
Цели: Создание ситуации интеллектуального соревнования и эмоционального переживания успеха, способствующей развитию познавательного интереса. Воспитание у учащихся патриотических качеств.
Задачи:
- Расширить преставление уч-ся о космических телах и явлениях.
- Расширить преставление уч-ся о профессиях, связанных с космическими исследованиями.
- Показать ведущую роль нашей страны в освоении космоса.
- Развивать стремление к успеху.
- Развивать оперативность мышления, быстроту реакции.
Оборудование:
- Жетоны-звезды для отборочного тура (по количеству вопросов)
- 3 «ракеты» для участников главного тура (красная, желтая и зеленая)
- Бланки «космических паспортов» для участников главного тура(см.Приложение)
- Нагрудные знаки планет (Меркурий, Марс, Венера)
- плакат: «Мы прибыли с миром от имени всего человечества!»
- дипломы для награждения авторов лучших космических рисунков и творческих работ
- дипломы для награждения финалистов и победителя Космической олимпиады
Подготовительный этап (см.Приложение)
- За 2-4 недели до проведения олимпиады учащимся предлагается:
- изучение информации о космосе и космонавтах;
- поиск загадок о небесных телах;
- выполнение космических рисунков и творческих работ.
- В кабинете оформляется выставка детского творчества.
- Творческим группам учащихся предлагается выучить стихи, подготовить костюмы для выступления в роли Звездочета и планеты Земля, разучить танец звезд
Материалы для проведения олимпиады
Отборочный тур «Центр подготовки космонавтов»
Исполнение танца «Звезды»
заранее подготовленной группой учащихся
Ведущий: Звездное небо! Огромное, мерцающее, таинственное… Какие загадки кроет оно в себе? Это хотелось бы знать каждому человеку, правда? Так было во все века, во все времена. Издревле людей волновали вопросы: что там, на небе, на звездах, в космосе?
Ученик в костюме Звездочета:
Точь-в-точь, как тебе,
Но еще в старину
Хотелось узнать звездочетам –
Смотрели на солнце они, на Луну
И тихо шептали: «А что там?»
Но люди не просто мечтали, размышляли. Они действовали: изобретали воздушные шары, дирижабли, самолеты, ракеты. Освоили сначала небо, а потом космос! Ровно 50 лет назад первый землянин – советский космонавт Юрий Гагарин - увидел своими глазами «что там»!
- Ребята, а вам хотелось бы побывать на его месте? И у вас есть такой шанс! А начать можно прямо сегодня, на нашей космической олимпиаде!
Итак, мы открываем центр подготовки космонавтов и начинаем отборочный тур олимпиады!
Условия: данный тур проходит в форме викторины. Ведущий в быстром темпе задает вопросы на космическую тему. Правильно ответивший получает жетон-звезду. Набравшие большее количество звезд (3 человека) стартуют в космическом корабле в Главном туре.
Вопросы для отборочного тура
Космической олимпиады
№ | Вопрос | Ответ |
Что означает слово «космос»? | Космос – красота, порядок | |
В древности людей, изучающих небесные тела, называли звездочетами, а как их называют сейчас? | Астрономы (астр – звезда, номос – закон) | |
Главный прибор астронома | телескоп | |
Астрономическое здание для изучения и наблюдения за звездами | обсерватория | |
Наука, которая по звездам узнает судьбу человека | астрология | |
Что бы ответил в старину дедушка на вопрос внука: «А на чем Земля держится?» | В Индии – на 4 слонах, которых держит большая черепаха. В Древнем Египте – на 4 горах, подобных колоннам храма. А на Руси – на 3 китах. | |
Как называется уменьшенная модель Земли? | Глобус | |
Что такое Солнце? | Ближайшая к нам звезда, вокруг которой вращаются 9 планет Солнечной системы. В солнце поместилось бы таких шариков как Земля 1млн300штук! | |
Солнце по небу гуляло И за тучу забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке темно. Какое явление описал в своей сказке К.И.Чуковский? | Полное солнечное затмение. | |
В древности люди давали солнцу имена богов. У греков богом Солнца был, например, Гелиос. А как бога Солнца звали на Руси? | Ярило. Существовал праздник – Ярилин день. | |
Чем отличается звезда от планеты? | Звезда – раскаленное газовое тело, которое излучает собственный свет. Планеты только отражают свет. | |
Что такое парад планет? | Все планеты вращаются вокруг Солнца с разной скоростью, но в одном и том же направлении. Раз в 84 года они оказываются на одной линии, как строй солдат на параде. | |
Звезды бывают белого, желтого и красного цвета. Какие из них самые горячие? | Самые горячие – белые. Более холодные – желтые, например, Солнце. Самые холодные – красные (Солнце на закате краснеет). Но температура на холодных звездах примерно плюс 3000 градусов, т.е. в 100 раз жарче нашего лета.) | |
Какие космические тела люди зовут «хвостатыми звездами»? | Кометы. «Кометес» - волосатые. В отличии от обычных звезд они меняют свое положение на небе. | |
Могут ли звезды падать на землю? | Нет. Вместо падающих звезд мы видим частички от разлетевшихся комет – метеоры (от греческого «парящие в воздухе»). Врезаясь в атмосферу Земли на огромной скорости, они быстро разгораются от трения и сгорают. Иногда долетают и падают на Землю – метеориты. | |
Какая звезда, точно компас, указывает направление на север? | Полярная звезда. Воображаемая ось Земли проходит около этой звезды. | |
В каком созвездии находится Полярная звезда? | Малая Медведица | |
В каком созвездии сейчас находится Солнце? | Апрель - Овен | |
Название какого цветка переводится с греческого языка как «звезда»? | Астру с прямыми ее лепестками С древних времен называли звездой. Так вы ее назовете и сами. В ней лепестки разбежались лучами От сердцевинки совсем золотой. | |
Как называется костюм космонавта? | Скафандр (от греческого «скафе» - лодка, ладья и «андрос» - человек. | |
Как называются окна космического корабля? | Иллюминаторы | |
У нас есть тарелки, вилки, ложки. А как называется посуда космонавтов? | Тубы | |
Где спят космонавты? | В спальных мешках, которые пристегиваются ремнями к стенам космической станции. | |
Как влияет длительное пребывание в космос на здоровье человека? | Кости теряют кальций. Мускулы становятся слабыми. | |
Были ли в космосе другие живые существа, кроме человека? | На борту «Спутника-22 летала собака Лимончик. Другими знаменитыми собаками-космонавтами были Белка и Стрелка. Месяц провели в космосе две обезьянки Дрема и Ероша, которых год готовили к этому. |
Главный тур «Полет счастливчиков»
Ведущий:
Перед нами три счастливчика! А перед ними – 3 ракеты. Красная из двух ступеней, желтая из трех ступеней, а зеленая из 4 ступеней. Чтобы пройти от ступени к ступени, необходимо ответить на супер-сложные вопросы главного тура. Но при этом следует учитывать, что красная ракета самая быстрая, но самая опасная! Здесь ошибиться нельзя ни разу! На желтой из 3 ступеней можно ошибиться один раз и с ошибкой перейти на следующую ступень. А зеленая ракета – самая медленная, однако в ней можно допустить 2 ошибки.
Жеребьевка участников «Космический паспорт»
Наши космонавты должны сделать выбор понравившейся ракеты. Кому же начать первому? Пусть подскажет космический паспорт! В нем вы должны указать свой точный космический адрес.
Участники главного тура заполняют
«Космический паспорт» (см.Приложение).
А пока наши космонавты готовят космические паспорта, мы с вами, уважаемые зрители, проведем Космический аукцион загадок (о небесных телах).
Проверка космических паспортов: ведущий и девочка в костюме планеты Земля читают стихотворение-диалог
-Эй, Земля моя планета,
Где твой край?
- А вовсе нету!
Вкруг оси своей вращаюсь,
Солнцем я обогреваюсь.
Вокруг солнца я кружу,
Знать не на китах лежу!
-Эй, Земля, а с кем ты дружишь?
Иль одна вкруг Солнца кружишь?
-Я в компании приличной:
Братьев семь, одна сестричка.
Мы горды своей почтенной
Нашей Солнечной системой!
- И с такой семьей солидной
Где живете вы, не видно?
- Ты на небе можешь видеть
Часть от дома, лишь чуть-чуть.
Дом – Галактика большая
Под названьем Млечный путь!
- А Галактика, она-то
Где находится и с кем?
Есть Галактики другие
Неизвестные совсем
И живут они все вечно
Во Вселенной бесконечной!
Участник, который наиболее правильно заполнил паспорт, первым выбирает игровую ракету.
Ведущий: наши космонавты заняли свои ракеты. Стартуем!
1 блок вопросов для участников Главного тура
«Я – первый космонавт Земли!»
Ведущий: Представьте, что Вы вступили на борт космического корабля «Восток» 12 апреля 1961 года так же, как это сделал первый космонавт Земли Юрий Гагарин.
- Зеленая ракета: А с какого космодрома стартовал ваш космический корабль? (Байконур)
- Желтая ракета: Ваш полет длился 108 минут. Что сделал космический корабль за это время? (Облетел вокруг Земли)
- Красная ракета: Выходили ли вы во время полета в открытый космос? (Нет, это сделал другой космонавт, через четыре года: в марте 1965 года на корабле «Восход-2» Алексей Леонов)
2 блок вопросов «Я – планета!»
Ведущий: А теперь вы – планеты!
№1 Угадайте, как вас зовут?
- Зеленая ракета: Ты – самая ближайшая планета к Солнцу (Меркурий)
- Желтая ракета: А тебя за твою красоту люди часто называют «утренней звездой» (Венера – планета, которая может сиять своим серебристым светом утром, когда звезды уже не видно)
- Красная ракета: Ученые считают, что именно на твоей планете может быть жизнь! (Марс)
Каждый участник получает нагрудный знак своей планеты (из планетарной азбуки)
№2
- Зеленая ракета: Меркурий, скажи, почему твой год короче суток в два раза? (Ответ: Вокруг Солнца Меркурий мчится в 7 раз быстрее, чем наши ракеты, быстрее всех планет. А вокруг себя очень медленно. А еще у этой планеты колеблется ось вращения и поэтому Солнце всходит то на востоке, то на западе. Это планета-неваляшка.)
- Желтая ракета: Венера, видно ли с твоей планеты Солнце? (Ответ: нет, атмосфера Венеры – это газовая оболочка, состоящая из углекислого газа. Она очень толстая и плотная. Через нее не разглядеть поверхность планеты. Там всегда «пасмурно».)
- Красная ракета: Марс, почему ты – красный? (Ответ: Автоматические приборы сфотографировали Марс. Поверхность планеты имеет красно-бурый цвет. А небо Марса тускло-розовое из-за частичек красноватой пыли, которая постоянно находится в атмосфере. Пылевые бури длятся на Марсе несколько месяцев.)
3 блок вопросов «Я на Луне!»
Ведущий: Вы высадились на Луну – естественный спутник Земли.
- Зеленая ракета: А были ли до вас там люди? (Да, первыми вышли на Луну астронавты космического корабля «Аполлон-11» 6 июля 1969 года: Нейл Армстронг, Эдвин Олдрин, Майк Коллинз.)
- Желтая ракета: Почему вся поверхность Луны покрыта кратерами – круглыми воронками в лунном грунте? (Ответ: это следы от метеоритов. У луны нет защитной оболочки, как у Земли, в которой бы сгорали метеориты. Поэтому она не может защищаться от непрошенных гостей.)
- Красная ракета: Как легче передвигаться по поверхности Луны? (Ответ: не ходить, а прыгать. Сила притяжения Луны в 6 раз меньше, чем на Земле. Астронавт со снаряжением, который на Земле весит 80кг, на Луне будет иметь вес 25кг!)
- Дополнительный вопрос: Чем заполнены лунные моря?
Ученик: У лунного моря особый секрет –
На море оно не похоже.
Воды в этом море
Ни капельки нет.
И рыбы не водятся тоже.
В волны его невозможно нырнуть,
Нельзя в нем плескаться,
Нельзя утонуть.
Купаться в том море
Удобно лишь тем,
Кто плавать еще не умеет совсем! (Дж. Родари)
Ответ: Моря на Луне заполнены лунною пылью!
Подведение итогов
Ведущий: Астронавты, побывавшие на Луне, оставили табличку: «Мы прибыли с миром от имени всего человечества!» А что бы написали вы, покидая Луну?
(ответы участников, зрителей)
Награждение участников выставки рисунков и творческих работ на космическую тему.
Награждение финалистов и победителя Космической олимпиады.
Ведущий: Сегодня, благодаря чудесным книгам и фильмам, мы с вами открыли для себя многие космические тайны. Еще больше тайн впереди! Ведь Вселенная – бесконечна, а звезд – множество!
Ученик: К неведомым звездам
Настанет черед
Умчаться с Земли звездолетам!
Но, к цели пробившись,
Закончив полет,
Вновь взгляд устремят
Космонавты вперед
И спросят упрямо:
А что там?
Ведущий: Будущее космоса за вами! Счастливых открытий!
Используемые источники информации
- Волина В.В., Маклаков К.В. Естествознание . – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998
- Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Н. Почемучка. – Изд-во «Педагогика-Пресс», 1997
ПРИЛОЖЕНИЕ
Скоро
в нашем классе!
В отборочном туре участвуют все желающие!
- Изучайте информацию о космосе и космонавтах.
- Готовьте загадки о небесных телах.
- Разучивайте песни, в которых есть слова «звезда», «небо», «солнце» и т.д.
- Рисуйте космические рисунки, выполняйте космические творческие работы.
Успешно прошедшие отборочный тур в центре подготовки космонавтов стартуют в главный тур!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ф.И. ____________________________
Адрес:
Город ___________________________
Страна __________________________
Планета _________________________
Система планет ___________________
Галактика________________________
Ф.И. ____________________________
Адрес:
Город ___________________________
Страна __________________________
Планета _________________________
Система планет ___________________
Галактика________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
"заметки на полях"...
Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»
Авторская программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»: пояснительная записка, методические реко...
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...
"Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий".
Роль УУД в обучении и воспитании. Цель современного школьного образования - формирование УУД. Сущность понятия "универсальные учебные действия", "мониторинг УУД". Влияние формирования УУД на успешност...