Развитие личностных универсальных учебных действий смыслоообразования в интеллектуальной игре "Космическая олимпиада"
методическая разработка (3 класс) по теме

Честнокова Татьяна Павловна

Возраст участников: 2-4 класс

Цели: Создание ситуации интеллектуального соревнования и эмоционального переживания успеха, способствующей  развитию познавательного интереса как основы формирования личностных универсальных учебных действий смыслоообразования. Воспитание у учащихся патриотических качеств.

Задачи:

  • Расширить преставление уч-ся о космических телах и явлениях.
  • Расширить преставление уч-ся о профессиях, связанных с космическими исследованиями.
  • Показать ведущую роль нашей страны в освоении космоса.
  • Развивать стремление к успеху.
  • Развивать оперативность мышления, быстроту реакции.

Интеллектуальная игра "Космическая олимпиада" может быть использована во внеурочной деятельности в начальной школе (общеинтеллектуальное и духовно-нравственное направления). Игра состоит из двух туров: отборочный в форме викторины (участвует неограниченное количество учащихся) и главный тур Счастливчиков (участвуют победители отборочного тура).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmicheskaya_olimpiada.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

«Космическая олимпиада»

для учащихся 2-4 классов

Составитель: Честнокова Татьяна Павловна,

учитель начальных классов

МОУ «Каслинская СОШ №27»


Интеллектуальная игра «Космическая олимпиада»

Возраст участников: 2-4 класс

Цели: Создание ситуации интеллектуального соревнования и эмоционального переживания успеха, способствующей  развитию познавательного интереса. Воспитание у учащихся патриотических качеств.

Задачи:

  • Расширить преставление уч-ся о космических телах и явлениях.
  • Расширить преставление уч-ся о профессиях, связанных с космическими исследованиями.
  • Показать ведущую роль нашей страны в освоении космоса.
  • Развивать стремление к успеху.
  • Развивать оперативность мышления, быстроту реакции.

Оборудование:

  • Жетоны-звезды для отборочного тура (по количеству вопросов)
  • 3 «ракеты» для участников главного тура (красная, желтая и зеленая)
  • Бланки «космических паспортов» для участников главного тура(см.Приложение)
  • Нагрудные знаки планет (Меркурий, Марс, Венера)
  • плакат: «Мы прибыли с миром от имени всего человечества!»
  • дипломы для награждения авторов лучших космических рисунков и творческих работ
  • дипломы для награждения финалистов и победителя Космической олимпиады

Подготовительный этап (см.Приложение)

  • За 2-4 недели до проведения олимпиады учащимся предлагается:

- изучение информации о космосе и космонавтах;

- поиск загадок о небесных телах;

- выполнение космических рисунков и творческих работ.

  • В кабинете оформляется выставка детского творчества.
  • Творческим группам учащихся предлагается выучить стихи, подготовить костюмы для выступления в роли Звездочета и  планеты Земля, разучить танец звезд


Материалы для проведения олимпиады

Отборочный тур «Центр подготовки космонавтов»

Исполнение танца «Звезды»

заранее подготовленной группой учащихся

Ведущий: Звездное небо! Огромное, мерцающее, таинственное… Какие загадки кроет оно в себе? Это хотелось бы знать каждому человеку, правда? Так было во все века, во все времена. Издревле людей волновали вопросы: что там, на небе, на звездах, в космосе?

Ученик в костюме Звездочета:

Точь-в-точь, как тебе,

Но еще в старину

Хотелось узнать звездочетам –

Смотрели на солнце они, на Луну

И тихо шептали: «А что там?»

Но люди не просто мечтали, размышляли. Они действовали: изобретали воздушные шары, дирижабли, самолеты, ракеты. Освоили сначала небо, а потом космос! Ровно 50 лет назад первый землянин – советский космонавт Юрий Гагарин - увидел своими глазами «что там»!

- Ребята, а вам хотелось бы побывать на его месте? И у вас есть такой шанс! А начать можно прямо сегодня, на нашей космической олимпиаде!

Итак, мы открываем центр подготовки космонавтов и начинаем отборочный тур олимпиады!

Условия: данный тур проходит в форме викторины. Ведущий в быстром темпе задает вопросы на космическую тему. Правильно ответивший получает жетон-звезду. Набравшие большее количество звезд (3 человека) стартуют в космическом корабле в Главном туре.

Вопросы для отборочного тура

Космической олимпиады

Вопрос

Ответ

Что означает слово «космос»?

Космос – красота, порядок

В древности людей, изучающих небесные тела, называли звездочетами, а как их называют сейчас?

Астрономы (астр – звезда, номос – закон)

Главный прибор астронома

телескоп

Астрономическое здание для изучения и наблюдения за звездами

обсерватория

Наука, которая по звездам узнает судьбу человека

астрология

Что бы ответил в старину дедушка на вопрос внука: «А на чем Земля держится?»

В Индии – на 4 слонах, которых держит большая черепаха. В Древнем Египте – на 4 горах, подобных колоннам храма. А на Руси – на 3 китах.

Как называется уменьшенная модель Земли?

Глобус

Что такое Солнце?

Ближайшая к нам звезда, вокруг которой вращаются 9 планет Солнечной системы. В солнце поместилось бы таких шариков как Земля 1млн300штук!

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

Какое явление описал в своей сказке К.И.Чуковский?

Полное солнечное затмение.

В древности люди давали солнцу имена богов. У греков богом Солнца был, например, Гелиос. А как бога Солнца звали на Руси?

Ярило. Существовал праздник – Ярилин день.

Чем отличается звезда от планеты?

Звезда – раскаленное газовое тело, которое излучает собственный свет. Планеты только отражают свет.

Что такое парад планет?

Все планеты вращаются вокруг Солнца с разной скоростью, но в одном и том же направлении. Раз в 84 года они оказываются на одной линии, как строй солдат на параде.

Звезды бывают белого, желтого и красного цвета. Какие из них самые горячие?

Самые горячие – белые. Более холодные – желтые, например, Солнце. Самые холодные – красные (Солнце на закате краснеет). Но температура на холодных звездах примерно плюс 3000 градусов, т.е. в 100 раз жарче нашего лета.)

Какие космические тела люди зовут «хвостатыми звездами»?

Кометы. «Кометес» - волосатые. В отличии от обычных звезд они меняют свое положение на небе.

Могут ли звезды падать на землю?

Нет. Вместо падающих звезд мы видим частички от разлетевшихся комет – метеоры (от греческого «парящие в воздухе»). Врезаясь в атмосферу Земли на огромной скорости, они быстро разгораются от трения и сгорают. Иногда долетают и падают на Землю – метеориты.

Какая звезда, точно компас, указывает направление на север?

Полярная звезда. Воображаемая ось Земли проходит около этой звезды.

В каком созвездии находится Полярная звезда?

Малая Медведица

В каком созвездии сейчас находится Солнце?

Апрель - Овен

Название какого цветка переводится с греческого языка как «звезда»?

Астру с прямыми ее лепестками

С древних времен называли звездой.

Так вы ее назовете и сами.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки совсем золотой.

Как называется костюм космонавта?

Скафандр (от греческого «скафе» - лодка, ладья и «андрос» - человек.

Как называются окна космического корабля?

Иллюминаторы

У нас есть тарелки, вилки, ложки. А как называется посуда космонавтов?

Тубы

Где спят космонавты?

В спальных мешках, которые пристегиваются ремнями к стенам космической станции.

Как влияет длительное пребывание в космос на здоровье человека?

Кости теряют кальций. Мускулы становятся слабыми.

Были ли в космосе другие живые существа, кроме человека?

На борту «Спутника-22 летала собака Лимончик. Другими знаменитыми собаками-космонавтами были Белка и Стрелка. Месяц провели в космосе две обезьянки Дрема и Ероша, которых год готовили к этому.

Главный тур «Полет счастливчиков»

Ведущий:

Перед нами три счастливчика! А перед ними – 3 ракеты. Красная из двух ступеней, желтая из трех ступеней, а зеленая из 4 ступеней. Чтобы пройти от ступени к ступени, необходимо ответить на супер-сложные вопросы  главного тура. Но при этом следует учитывать, что красная ракета самая быстрая, но самая опасная! Здесь ошибиться нельзя ни разу! На желтой из 3 ступеней можно ошибиться один раз и с ошибкой перейти на следующую ступень. А зеленая ракета – самая медленная, однако в ней можно допустить 2 ошибки.

Жеребьевка участников «Космический паспорт»

Наши космонавты должны сделать выбор понравившейся ракеты. Кому же начать первому? Пусть подскажет космический паспорт! В нем вы должны указать свой точный космический адрес.

Участники главного тура заполняют

 «Космический паспорт» (см.Приложение).

А пока наши космонавты готовят космические паспорта, мы с вами, уважаемые зрители, проведем Космический аукцион загадок (о небесных телах).

Проверка космических паспортов: ведущий и девочка в костюме планеты Земля читают стихотворение-диалог

-Эй, Земля моя планета,

Где твой край?

- А вовсе нету!

Вкруг оси своей вращаюсь,

Солнцем я обогреваюсь.

Вокруг солнца я кружу,

Знать не на китах лежу!

-Эй, Земля, а с кем ты дружишь?

Иль одна вкруг Солнца кружишь?

-Я в компании приличной:

Братьев семь, одна сестричка.

Мы горды своей почтенной

Нашей Солнечной системой!

- И с такой семьей солидной

Где живете вы, не видно?

- Ты на небе можешь видеть

Часть от дома, лишь чуть-чуть.

Дом – Галактика большая

Под названьем Млечный путь!

- А Галактика, она-то

Где находится и с кем?

Есть Галактики другие

Неизвестные совсем

И живут они все вечно

Во Вселенной бесконечной!

Участник, который наиболее правильно заполнил паспорт, первым выбирает игровую ракету.

Ведущий: наши космонавты заняли свои ракеты. Стартуем!

1 блок вопросов для участников Главного тура

 «Я – первый космонавт Земли!»

Ведущий: Представьте, что Вы вступили на борт космического корабля «Восток» 12 апреля 1961 года так же, как  это сделал первый космонавт Земли Юрий Гагарин.

  • Зеленая ракета: А с какого космодрома стартовал ваш космический корабль? (Байконур)
  • Желтая ракета: Ваш полет длился 108 минут. Что сделал космический корабль за это время? (Облетел вокруг Земли)
  • Красная ракета: Выходили ли вы во время  полета в открытый космос? (Нет, это сделал другой космонавт, через четыре года: в марте 1965 года на корабле «Восход-2» Алексей Леонов)

2 блок вопросов «Я – планета!»

Ведущий: А теперь вы – планеты!

№1 Угадайте, как вас зовут?

  • Зеленая ракета: Ты – самая ближайшая планета к Солнцу (Меркурий)
  • Желтая ракета: А тебя за твою красоту люди часто называют «утренней звездой» (Венера – планета, которая может сиять своим серебристым светом утром, когда звезды уже не видно)
  • Красная ракета: Ученые считают, что именно на твоей планете может быть жизнь! (Марс)

Каждый участник получает нагрудный знак своей планеты (из планетарной азбуки)

№2

  • Зеленая ракета: Меркурий, скажи, почему твой год короче суток в два раза? (Ответ: Вокруг Солнца Меркурий мчится в 7 раз быстрее, чем наши ракеты, быстрее всех планет. А вокруг себя очень медленно. А еще у этой планеты колеблется ось вращения и поэтому Солнце всходит то на востоке, то на западе. Это планета-неваляшка.)
  • Желтая ракета: Венера, видно ли с твоей планеты Солнце? (Ответ: нет, атмосфера Венеры – это газовая оболочка, состоящая из углекислого газа. Она очень толстая и плотная. Через нее не разглядеть поверхность планеты. Там всегда «пасмурно».)
  • Красная ракета: Марс, почему ты – красный? (Ответ: Автоматические приборы сфотографировали Марс. Поверхность планеты имеет красно-бурый цвет. А небо Марса тускло-розовое из-за частичек красноватой пыли, которая постоянно находится в атмосфере. Пылевые бури длятся на Марсе несколько месяцев.)

3 блок вопросов «Я на Луне!»

Ведущий: Вы высадились на Луну – естественный спутник Земли.

  • Зеленая ракета: А были ли до вас там люди? (Да, первыми вышли на Луну астронавты космического корабля «Аполлон-11» 6 июля 1969 года: Нейл Армстронг, Эдвин Олдрин, Майк Коллинз.)
  • Желтая ракета: Почему вся поверхность Луны покрыта кратерами – круглыми воронками в лунном грунте? (Ответ: это следы от метеоритов. У луны нет защитной оболочки, как у Земли, в которой бы сгорали метеориты. Поэтому она не может защищаться от непрошенных гостей.)
  • Красная ракета: Как легче передвигаться по поверхности Луны? (Ответ: не ходить, а прыгать. Сила притяжения Луны в 6 раз меньше, чем на Земле. Астронавт со снаряжением, который на Земле весит 80кг, на Луне будет иметь вес 25кг!)
  • Дополнительный вопрос: Чем заполнены лунные моря?

Ученик: У лунного моря особый секрет –

На море оно не похоже.

Воды в этом море

Ни капельки нет.

И рыбы не водятся тоже.

В волны его невозможно нырнуть,

Нельзя в нем плескаться,

Нельзя утонуть.

Купаться в том море

Удобно лишь тем,

Кто плавать еще не умеет совсем! (Дж. Родари)

Ответ: Моря на Луне заполнены лунною пылью!

Подведение итогов

Ведущий: Астронавты, побывавшие на Луне, оставили табличку: «Мы прибыли с миром от имени всего человечества!» А что бы написали вы, покидая Луну?

(ответы участников, зрителей)

Награждение участников выставки рисунков и творческих работ на космическую тему.

Награждение финалистов и победителя Космической олимпиады.

Ведущий: Сегодня, благодаря чудесным книгам и фильмам, мы с вами открыли для себя многие космические тайны. Еще больше тайн впереди! Ведь Вселенная – бесконечна, а звезд – множество!

Ученик:  К неведомым звездам

Настанет черед

Умчаться с Земли звездолетам!

Но, к цели пробившись,

Закончив полет,

Вновь взгляд устремят

Космонавты вперед

И спросят упрямо:

А что там?

Ведущий: Будущее космоса за вами! Счастливых открытий!


Используемые источники информации

  •  Волина В.В., Маклаков К.В. Естествознание . – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998
  • Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Н. Почемучка. – Изд-во «Педагогика-Пресс», 1997

ПРИЛОЖЕНИЕ

Скоро

в нашем классе!

 

В отборочном туре участвуют все желающие!

  • Изучайте информацию о космосе и космонавтах.
  • Готовьте загадки о небесных телах.
  • Разучивайте песни, в которых есть слова «звезда», «небо», «солнце» и т.д.
  • Рисуйте космические рисунки, выполняйте космические творческие работы.

Успешно прошедшие отборочный тур в центре подготовки космонавтов стартуют в  главный тур!


ПРИЛОЖЕНИЕ

Ф.И. ____________________________

Адрес:

Город ___________________________

Страна __________________________

Планета _________________________

Система планет ___________________

Галактика________________________

 

Ф.И. ____________________________

Адрес:

Город ___________________________

Страна __________________________

Планета _________________________

Система планет ___________________

Галактика________________________        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»

Авторская программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»: пояснительная записка, методические реко...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий".

Роль УУД в обучении и воспитании. Цель современного школьного образования - формирование УУД. Сущность понятия "универсальные учебные действия", "мониторинг УУД". Влияние формирования УУД на успешност...