Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»
учебно-методический материал (1, 2, 3 класс) на тему
Авторская программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»: пояснительная записка, методические рекомендации для учителя, два варианта календарно-тематического планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_intellektualnye_vitaminki.doc | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В.
Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЧАСТЬ №1: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Познавательные универсальные учебные действия (УУД)
- Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)
- Цель курса
- Задачи
- Реализация курса
ЧАСТЬ №2: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Общие рекомендации по работе с «Витаминками»
- Системность
- Групповая работа
- Структура занятия
- Эпиграф
- Работа с заданиями
- Рефлексия
- Виды «витаминок»
- Обычные
- Супервитаминки
- Контрольные
- Курс «Интеллектуальные витаминки»
- Облегчённый курс
- Полный курс
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Приложение 1. Примерное планирование занятий облегчённого курса.
- Приложение 2. Примерное планирование занятий полного курса.
- Приложение 3. Ответы с рекомендациями для 1 класса.
- Приложение 4. Таблица «Уровни сформированности универсальных учебных действий у первоклассников».
- Приложение 5. Сценарии особых занятий (по «Супервитаминкам») для 1 классов.
- Приложение 6. Сценарии особых занятий по Супервитаминкам для 2 классов.
- Приложение 7. Ответы и рекомендации для вторых классов.
ЧАСТЬ №1: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Курс «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю (начиная с октября). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.
Познавательные универсальные учебные действия (УУД)
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. К познавательным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):
- поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач;
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- ориентирование на разнообразие способов решения задач;
- основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществление синтеза как составления целого из частей;
- сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- установление аналогии;
- владение общим приемом решения задач.
- осуществление расширенного поиска информации с использование ресурсов библиотек и Интернета;
- создание и преобразование модели и схемы для решения задач;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций;
- построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)
В сфере коммуникации важны умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Поэтому одной из главных целей на ступени общего образования является развитие коммуникативных умений учащихся.
К коммуникативным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Цель курса
Развитие познавательной и коммуникативной активности учащихся как основы любой деятельности человека.
Задачи
- Развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека.
- Формировать познавательные результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.
- Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.
Реализация курса
Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю (начиная с октября). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
- По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).
- По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
- По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
1 класс – 35 минут.
2-4 (5) классы – 40 минут.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игровая, познавательная.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое задание (или каждая «Моновитаминка») направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:
- Работа с числом (способность совершать счётные операции)
- Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)
- Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)
- Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)
- Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)
- Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)
- Системный анализ (стратегическое планирование)
- Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)
ЧАСТЬ №2: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Курс «Интеллектуальные витаминки»
ОБЛЕГЧЁННЫЙ КУРС
В помощь учителю при работе с пособием «Интеллектуальные витаминки» предлагается курс, направленный на формирование познавательных и коммуникативных УУД. В облегчённом варианте курса (Приложение 1) работа построена исключительно на использовании пособия «Интеллектуальные витаминки».
ПОЛНЫЙ КУРС
Полный курс (Приложение 2) включает в себя комплексное использование трёх инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД:
- Пособие «Интеллектуальные витаминки» (формирование познавательных и коммуникативных УУД школьников посредством использования пособия во внеурочной деятельности);
- БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД);
- Конкурс творческих команд (формирование познавательных и коммуникативных УУД с помощью интересных разносторонних заданий и работы в команде).
Общие рекомендации по работе с «Витаминками»
СИСТЕМНОСТЬ. Употребляйте по одной «витаминке» раз в неделю в течение всего учебного года.
ГРУППОВАЯ РАБОТА. Поощряйте командную игру. Если некоторые задания трудноваты для индивидуального решения, объедините детей в группы. В конце концов, одна из Ваших задач – формирование коммуникативных УУД.
МНОГОВАРИАНТНОСТЬ. В «витаминках» достаточное количество заданий, в которых может быть два и больше решений. Не останавливайтесь на одном ответе. Обсудите с детьми все предложенные ими варианты (в том числе и неверные) или предложите свой ответ.
Структура занятия
ЭПИГРАФ
В качестве эпиграфов к «витаминкам» используются пословицы и фразеологизмы. Работа с ними поможет увеличить пассивный словарный запас школьников, положительно скажется на развитии языкового чутья и научит эффективному использованию речевых средств (коммуникативные УУД). Работа с эпиграфом занятия происходит в несколько этапов:
1. Перед началом работы с заданиями спросите учеников, как они понимают значение пословицы, что могла бы означать приведённая фраза, в каких ситуациях уместно её использование. Пусть дети выскажут свои версии и аргументируют их.
2. В начале занятия проведите беседу о значении пословицы. После Вашего объяснения значения фразеологизма предложите детям вспомнить другие пословицы с тем же смыслом.
3. В ходе занятия вернитесь к эпиграфу для более глубокого осмысления, обсудите ситуации, в которых данное выражение было бы уместно.
4. Вернитесь к эпиграфу в конце занятия, проанализируйте восприятие пословицы детьми в начале и в конце урока.
5. Перед началом работы с новой пословицей поработайте с эпиграфом предыдущего занятия. Если возможно, найдите сходство в толковании новой и прежней пословиц.
Кроме эпиграфа, пословицы могут встретиться и в заданиях «витаминок». В этих заданиях тоже обязательно поработайте над смыслом пословиц.
РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ
Восемь заданий, нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка (познавательные УУД). Первый месяц-полтора не пускайте работу с «Витаминками» на самотёк. В первый месяц познакомьте учеников со структурой пособия и правилами работы. Выполняйте все задания в классе. Только после того, как дети освоятся с «Витаминками», допускается выдавать их на дом для самостоятельной работы (при отсутствии специально выделенного часа для занятий). Если ребёнок систематически не справляется с заданиями одного из восьми видов – это повод для беспокойства.
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как задания очередной «витаминки» решены. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.
Виды «витаминок»
ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок» пособия в 1-2 классе и первые 17 «витаминок» в 3 классе. Основная цель – формирование познавательных УУД. Применяйте обычные «витаминки» в качестве интеллектуальных разминок на Ваших уроках, выдавайте в виде домашнего задания, используйте на классных часах. Иными словами, работайте с пособием так, как Вам удобно. Допустимо выполнять в классе не все задания – одно-два оставить на дом или начать выполнять в классе и предложить детям закончить их дома.
СУПЕРВИТАМИНКИ (Супервитамин-1, Супервитамин-2, Супервитамин-3) находятся в конце пособия, перед контрольными «витаминками». Основная цель – формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации. Отведите на работу с «супервитаминкой» целый урок в форме интеллектуальной игры. Сценарий мероприятия Вы можете найти в приложениях.
КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2) – последние 2 «витаминки» пособия. Основная цель – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио. С данными «витаминками» дети должны заниматься индивидуально в режиме контрольной работы. Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Подсчитайте процент выполнения каждого задания и сделайте вывод о развитости соответствующего фактора интеллекта. Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в портфолио ученика.
МОНОВИТАМИНКИ (М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8) – находятся в конце пособия перед «Супервитаминками» и контрольными «витаминками». Основная цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта. «Моновитаминка» интегрирует задания различного вида, направленных на формирование одного из факторов интеллекта. Этот тип витаминок учит находить различия в похожем и общее в различном. В «Моновитаминках» предлагаются задания, аналогичные тем, с которыми дети уже встречались. Поэтому большинство из заданий они могут выполнить самостоятельно. Групповые (или работа в парах) формы работы целесообразно использовать в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.), при проведении рефлексии.
Приложение 1
Примерное планирование занятий облегчённого курса
Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем (перенесла).
Предлагается 5 (в 3 классе - 6) типовых структур проведения занятий: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинг, Особое занятие, Специальное занятие.
- (ВЗ) Вводное занятие
Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками».
План занятия:
- Обсуждение вопроса: что такое интеллект?
- Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.
- Выполнение заданий.
Порекомендуйте детям выполнять задания простым карандашом, чтобы была возможность исправления ошибок после проверки.
- Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально с проверкой.
- Все задания выполняются в классе.
2. (О) Обучение
Цель – активное введение в работу с «витаминками».
План занятия:
- Проверка домашнего задания.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
- Работа с эпиграфом.
Интеллектуальная разминка.
- Выполнение заданий.
Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.
- Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально с проверкой.
- Фронтальная работа с параллельной проверкой.
- Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
3. (СР) Самостоятельная работа
Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений.
План занятия:
- Проверка домашнего задания.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
- Работа с эпиграфом.
- Интеллектуальная разминка.
- Выполнение заданий.
Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.
- Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально с проверкой.
- Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.
- Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
4. (ОЗ) Особые занятия
Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.
Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий – в Приложении 5. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно.
Варианты проведения особых занятий:
- Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.
- Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).
5. (МЗ) Мониторинговые занятия
Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений.
План занятия:
- Работа с эпиграфом
- Выполнение заданий.
Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок».
- Оценка
Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников» (Приложение 4). Ответы с рекомендациями можно найти в Приложении 3.
6. (СП) Специальные занятия
Цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта.
Специальные занятия проводятся по «Моновитаминкам» (Моновитамин 1, Моновитамин 2, Моновитамин 3, Моновитамин 4, Моновитамин 5, Моновитамин 6, Моновитамин 7, Моновитамин 8).
План занятия:
- Проверка домашнего задания (если есть).
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
- Работа с эпиграфом.
- Интеллектуальная разминка.
- Выполнение заданий.
- Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально с проверкой.
- Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.
- Групповая работа (или работа в парах) - в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.).
- Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.
1 – 2-й год обучения
№ занятия | Структура | Витаминка | Сроки |
ВЗ | A | 1-я неделя октября | |
О | B | 2-я неделя октября | |
О | C | 3-я неделя октября | |
О | D | 4-я неделя октября | |
О | E | 1-я неделя ноября | |
О | F | 2-я неделя ноября | |
О | G | 3-я неделя ноября | |
О | H | 4-я неделя ноября | |
СР | I | 1-я неделя декабря | |
ОЗ | Супервитамин 1 | 2-я неделя декабря | |
СР | J | 3-я неделя декабря | |
МЗ | Витамин K1 | 4-я неделя декабря | |
О | L | 3-я неделя января | |
О | M | 4-я неделя января | |
СР | K | 1-я неделя февраля | |
СР | N | 2-я неделя февраля | |
СР | P | 3-я неделя февраля | |
СР | Q | 4-я неделя февраля | |
СР | R | 1-я неделя марта | |
ОЗ | Супервитамин 2 | 2-я неделя марта | |
СР | S | 3-я неделя марта | |
СР | T | 4-я неделя марта | |
СР | U | 1-я неделя апреля | |
АР | V | 2-я неделя апреля | |
АР | W | 3-я неделя апреля | |
АР | X | 4-я неделя апреля | |
СР | Y | 1-я неделя мая | |
СР | Z | 2-я неделя мая | |
МЗ | Витамин K2 | 3-я неделя мая | |
ОЗ | Супервитамин 3 | 4-я неделя мая |
Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.
3-й год обучения
№ занятия | Структура | Витаминка | Сроки |
ВЗ | A | 1-я неделя октября | |
О | B | 2-я неделя октября | |
СР | C | 3-я неделя октября | |
СР | D | 4-я неделя октября | |
СР | E | 1-я неделя ноября | |
СР | F | 2-я неделя ноября | |
СР | G | 3-я неделя ноября | |
СР | H | 4-я неделя ноября | |
СР | I | 1-я неделя декабря | |
ОЗ | Супервитамин 1 | 2-я неделя декабря | |
СР | J | 3-я неделя декабря | |
МЗ | Витамин K1 | 4-я неделя декабря | |
СР | L | 3-я неделя января | |
СР | N | 4-я неделя января | |
СР | P | 1-я неделя февраля | |
СР | Q | 2-я неделя февраля | |
СР | R | 3-я неделя февраля | |
СР | S | 4-я неделя февраля | |
СР | Т | 1-я неделя марта | |
ОЗ | Супервитамин 2 | 2-я неделя марта | |
СП | Моновитамин 1 | 3-я неделя марта | |
СП | Моновитамин 2 | 4-я неделя марта | |
СП | Моновитамин 3 | 1-я неделя апреля | |
СП | Моновитамин 4 | 2-я неделя апреля | |
СП | Моновитамин 5 | 3-я неделя апреля | |
СП | Моновитамин 6 | 4-я неделя апреля | |
СП | Моновитамин 7 | 1-я неделя мая | |
СП | Моновитамин 8 | 2-я неделя мая | |
МЗ | Витамин K2 | 3-я неделя мая | |
ОЗ | Супервитамин 3 | 4-я неделя мая |
Приложение 2
Примерное планирование занятий полного курса
Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем (перенесла).
Предлагается 8 (в 3 классе - 9) типовых структур проведения занятий: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинговое занятие, Домашнее задание, Особое занятие, Специальное занятие, Стартовый мониторинг, Итоговое мероприятие.
Зелёным цветом обозначен период проведения БЫСТРОГО раунда конкурса ЭМУ-Эрудит, синим – период проведения конкурса Творческих Команд. Участие в БЫСТРОМ раунде происходит параллельно с выполнением заданий «Интеллектуальных витаминок». Во время проведения конкурса Творческих Команд работу с «витаминками» рекомендуется отложить.
- (ВЗ) Вводное занятие
Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками».
План занятия:
- Обсуждение вопроса: что такое интеллект?
- Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.Выполнение заданий.
Порекомендуйте детям выполнять задания простым карандашом, чтобы была возможность исправления ошибок после проверки.
- Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально с проверкой.
- Все задания выполняются в классе.
2. (О) Обучение
Цель – активное введение в работу с «витаминками».
План занятия:
- Проверка домашнего задания.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
- Работа с эпиграфом.
- Интеллектуальная разминка.
- Выполнение заданий.
Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.
- Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально с проверкой.
- Фронтальная работа с параллельной проверкой.
- Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
3. (СР) Самостоятельная работа
Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений.
План занятия:
- Проверка домашнего задания.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
- Работа с эпиграфом.
- Интеллектуальная разминка.
- Выполнение заданий.
Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.
- Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально с проверкой.
- Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.
- Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
4. (ОЗ) Особые занятия
Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.
Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий – в Приложении 5. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно.
Варианты проведения особых занятий:
- Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.
- Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).
5. (С) Самоподготовка
Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности.
«Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально.
- Самостоятельная работа, привлечение родителей.
6. (СП) Специальные занятия
Цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта.
Специальные занятия проводятся по «Моновитаминкам» (Моновитамин 1, Моновитамин 2, Моновитамин 3, Моновитамин 4, Моновитамин 5, Моновитамин 6, Моновитамин 7, Моновитамин 8).
План занятия:
- Проверка домашнего задания (если есть).
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
- Работа с эпиграфом.
- Интеллектуальная разминка.
- Выполнение заданий.
- Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально с проверкой.
- Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.
- Групповая работа (или работа в парах) - в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.).
- Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
7. (МЗ) Мониторинговые занятия
Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений.
План занятия:
- Работа с эпиграфом
- Выполнение заданий.
Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок» (Витамин К1, ВитаминК2).
- Оценка
Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников» (Приложение 4). Ответы с рекомендациями можно найти в Приложении 3.
8. (СМ) Стартовый мониторинг
Цель - оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит.
Мониторинговый конкурс отличается от «Интеллектуальных витаминок» по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок». БЫСТРЫЙ раунд мониторингового конкурса ЭМУ-Эрудит позволит не только осуществить начальный срез, но и даст более объективную картину уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД в классе. По окончании конкурса учителю будет предоставлен готовый индивидуальный и сравнительный анализ по классу.
Участие в конкурсе ЭМУ-Эрудит (БЫСТРЫЙ раунд).
Чтобы принять участие в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит, зарегистрируйтесь на сайте www.cerm.ru и подайте заявку на участие через Личный Кабинет.
Задания и инструкция по проведению скачиваются из Личного Кабинета.
Ответы учащихся оцифровываются и отправляются на проверку через Личный Кабинет.
План занятия:
- Подготовка к конкурсу.
Скачайте и распечатайте задания, изучите методические рекомендации.
- Организационный момент
Познакомьте детей с сюжетной зарисовкой, объясните правила выполнения заданий конкурса.
- Выполнение заданий
Попросите учащихся выполнить задания (индивидуально).
- Рефлексия.
9. (ИМ) Итоговое мероприятие
Цель – формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы.
Предлагаем провести итоговое мероприятие путём участия в конкурсе Творческих Команд. Конкурс Творческих Команд способствует формированию навыков взаимодействия в команде. Увлекательный сюжет поможет Вам смотивировать учащихся на активную работу. Задания конкурса сопровождаются методическими рекомендациями для учителя.
Участие в конкурсе Творческих Команд.
Для того чтобы принять участие в конкурсе Творческих Команд, Вам нужно зарегистрироваться на сайте www.cerm.ru и подать заявку на участие через Личный Кабинет.
План занятия:
- Подготовка к конкурсу.
Скачайте и распечатайте задания, изучите методические рекомендации.
- Организационный момент
Познакомьте детей с сюжетной зарисовкой, объясните правила участия в конкурсе.
- Выполнение заданий
Попросите учащихся выполнить задания (командная работа), привлеките родителей.
- Рефлексия.
Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.
1 – 2-й год обучения
№ занятия | Структура | Витаминка | Сроки |
ВЗ | A | 3-я неделя сентября | |
О | B | 1-я неделя сентября | |
О | C | 1-я неделя октября | |
О | D | 2-я неделя октября | |
О | E | 3-я неделя октября | |
СМ | БЫСТРЫЙ раунд | 4-я неделя октября | |
О | F | 1-я неделя ноября | |
С | G | 2-я неделя ноября | |
СР | H | 3-я неделя ноября | |
СР | I | 4-я неделя ноября | |
ОЗ | Супервитамин-1 | 1-я неделя декабря | |
СР | J | 2-я неделя декабря | |
СР | L | 3-я неделя декабря | |
МЗ | Витамин K1 | 4-я неделя декабря | |
С | M | 1-я неделя января | |
С | K | 2-я неделя января | |
О | N | 3-я неделя января | |
СР | P | 4-я неделя января | |
СР | Q | 1-я неделя февраля | |
СР | R | 2-я неделя февраля | |
СР | S | 3-я неделя февраля | |
СР | T | 4-я неделя февраля | |
ОЗ | Супервитамин-2 | 1-я неделя марта | |
СР | U | 2-я неделя марта | |
СР | V | 3-я неделя марта | |
ИМ | КТК | 4-я неделя марта | |
ИМ | КТК | 1-я неделя апреля | |
ИМ | КТК | 2-я неделя апреля | |
СР | W | 3-я неделя апреля | |
СР | X | 4-я неделя апреля | |
СР | Y | 1-я неделя мая | |
СР | Z | 2-я неделя мая | |
МЗ | Витамин K2 | 3-я неделя мая | |
ОЗ | Супервитамин-3 | 4-я нелея мая |
Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.
3-й год обучения
№ занятия | Структура | Витаминка | Сроки |
ВЗ | A | 1-я неделя сентября | |
О | B | 2-я неделя сентября | |
СР | C | 3-я неделя сентября | |
СР | D | 4-я неделя сентября | |
СР | E | 1-я неделя октября | |
СР | F | 2-я неделя октября | |
СР | G | 3-я неделя октября | |
СМ | БЫСТРЫЙ раунд | 4-я неделя октября | |
СР | H | 1-я неделя ноября | |
СР | I | 2-я неделя ноября | |
ОЗ | Супервитамин 1 | 3-я неделя ноября | |
СР | J | 4-я неделя ноября | |
МЗ | Витамин K1 | 1-я неделя декабря | |
СР | L | 2-я неделя декабря | |
СР | N | 3-я неделя декабря | |
СР | P | 4-я неделя декабря | |
СР | Q | 3-я неделя января | |
СР | R | 4-я неделя января | |
СР | S | 1-я неделя февраля | |
СР | Т | 2-я неделя февраля | |
ОЗ | Супервитамин 2 | 3-я неделя февраля | |
СП | Моновитамин 1 | 4-я неделя февраля | |
СП | Моновитамин 2 | 1-я неделя марта | |
СП | Моновитамин 3 | 2-я неделя марта | |
СП | Моновитамин 4 | 3-я неделя марта | |
СП | Моновитамин 5 | 4-я неделя марта | |
ИМ | КТК | 1-я неделя апреля | |
ИМ | КТК | 2-я неделя апреля | |
ИМ | КТК | 3-я неделя апреля | |
СП | Моновитамин 6 | 4-я неделя апреля | |
СП | Моновитамин 7 | 1-я неделя мая | |
СП | Моновитамин 8 | 2-я неделя мая | |
МЗ | Витамин K2 | 3-я неделя мая | |
ОЗ | Супервитамин 3 | 4-я неделя мая |
Заказать дидактическое пособие «Интеллектуальные витаминки» можно на сайте www.cerm.ru или по ссылке http://simora.ru/_user/user_app.php?mod=shop.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОТА В ГРУППАХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
...
Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 1 класса.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности...
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных уч...
Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством творческих заданий на уроках чтения
Краткое описание педагогического опыта...
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Выступление на ШМО....
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью ...
«Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсаль...