Классный час в 4 классе "Мы выбираем толерантность"
классный час (4 класс) по теме

Курова Татьяна Владимировна

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. Способствовать формированию таких ценностных ориентиров, как дружная семья, дружный класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Классный час в 4 классе на тему  

                                        « МЫ ВЫБИРАЕМ ТОЛЕРАНТНОСТЬ»  

 Актуальность.

Мы живём в беспокойное время, когда стали привычными слова «терроризм», «вооружённый конфликт», «насилие». К сожалению, значение этих слов становится понятным в раннем возрасте. Телевидение, интернет доносит много негативной информации. Ясно, что и дети становятся более конфликтными и агрессивными.  Поэтому мероприятия, направленные на миролюбие и толерантность, имеют важное значение для формирования гармоничной и гуманной личности. 

 Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. Способствовать формированию таких ценностных ориентиров, как дружная семья, дружный класс.

Задачи: 1. Знакомство детей с понятием «толерантность», «толерантные отношения».

                  2. Воспитание уважения и доброго отношения  друг к другу.

                  3. Развитие коммуникативных УУД.

Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

Форма проведения: работа в группах (класс делится на три группы).

Оборудование для учителя: ЭОР ( мультимедийная презентация).

Оборудование для учащихся: коробочка, лист бумаги, тест, разрезанные пословицы, смайлики.

                                                                 Ход занятия:

I  Организационный момент. Проверка рабочего места. Настрой детей на работу.    

II  Актуализация знаний.                                                                                                    Слайд 1

  1. - Любой из вас может взять коробочку, которая лежит на парте.
  2. - Достаньте карточки, расположите числа в порядке возрастания, прочитайте

        слово, которое у вас получилось:  

                                     Т   О   Л   Е   Р   А   Н   Т   Н   О   С   Т   Ь

                               1   2   3   4    5   6     7    8    9   10  11 12 13

- Тема нашего занятия «Мы выбираем толерантность».                                      Слайд 2

- Кто знает, что  означает это слово?

 

- Обратимся к толковому словарю.                                                                          Слайд 3

-  Как вы думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек?     Слайд 4

- В 1996году Генеральной Ассамблеей ООН  16 ноября  объявлен

  Международным днём толерантности.                                                                   Слайд 5

                                                                                                                                 

- Сегодня мы поговорим о том, что нужно сделать, чтобы стать толерантным человеком.

III  Основная часть.

       1.  -А как вы думаете, вы сами люди толерантные? Попробуем разобраться.

            -Вернёмся к началу урока, когда я вам велела взять коробочки.

            -Поднимите руки, кто взял её путём убеждения?

            -А теперь прошу поднять руки тех, кто не смог убедить товарища и взял коробочку,     применив

            -силу?

            -Кому было всё равно, кто её возьмёт?

            -Вот вам пример простого конфликта, и те из вас, кто взял коробочку путём убеждений,               смогли разрешить конфликтную ситуацию мирным путём.

            -С конфликтами в жизни, к сожалению, мы сталкиваемся довольно часто.

            -А как вы понимаете, что такое конфликт?                                                           Слайд 6

            -Но все люди по-разному относятся к этой проблеме. Мы уже знаем, что кто-то

            решает мирным путём, кто-то – силой и есть люди, которые остаются в стороне.

           - В мире птиц есть нам аналоги. Это – голубь, ястреб и страус.

            -Как вы думаете, кто какую группу людей символизирует?                               Слайд 7

    2.      Операция с листом.

           -Возьмите лист, сложите его пополам, ещё раз пополам, оторвите правый верхний

угол, нижний правый угол, ещё раз сложите пополам, оторвите правый верхний угол,

левый нижний угол. Разверните. Найдите одинаковые. Почему мы делали одни и те же

операции, а результат получился разным?

- Вот и в жизни все мы разные. Чем мы отличаемся друг от друга? (высказывания учащихся)

- Действительно, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Если бы мы

 были все одинаковыми – жить на свете было бы просто не интересно.

    3.    Разминка « Кто Я?» (учащиеся встают)

Сын, дочь, брат, сестра, внучка, внук, голубь, ястреб, страус,

Россиянин, гражданин, ученик 4-А класса.  

- Да, мы все с вами граждане России и являемся учениками 4-А класса. И хоть все мы

с вами разные, но мы – одна семья, и поэтому должны жить в дружбе и согласии,

а значит быть толерантными по отношению друг к другу.

     4.   Тест «Как ты поступишь?» (У каждого на столе) Приложение 1

           а) Тебе поставили 2.

   1-подам дневник; 2-спрячу его.

б) Ты не выполнил домашнее задание.

   1-честно признаюсь; 2-скажу, что забыл тетрадку дома.

в) Тебя попросили убраться в классе.

    1-с удовольствием уберусь; 2-я сегодня не дежурный.

г) Тебя отругали  за опоздание.

    1-постараюсь больше не опаздывать, 2- буду опаздывать.

д) В классе новый ученик (ца).

    1-попробую подружиться; 2-обойдусь без него (неё).

е) Над тобой пошутили.

    1-посмеюсь вместе со всеми; 2-отомщу тому, кто это сделал.

Ж) Тебе написали плохую записку.

    1-выброшу её, 2-отвечу тем же.

з) Тебе не понравилось что-то во время игры.

    1-попробую объяснить тому, кто неправ, 2-обижусь и уйду.

и) Тебя оставили после уроков.

    1-останусь; 2-закачу истерику.

Подведение итогов.  (толерантны или интолерантны)

- Вот видите, какие вы все добрые, понимающие, толерантные ребята.

- Но почему у нас в классе всё-таки случаются конфликты?

- Давайте попробуем разобраться и вместе найдём решение, как их можно избежать?

 5. Дети разыгрывают сценки  сценки с конфликтной ситуацией.

1группа:

2группа:

3группа:

-Как можно было решить эти проблемы мирным путём?

6. Работа над литературными произведениями.

- Толерантности мы учимся и у литературных героев. Назовите литературные произведения

(сказки, рассказы, мультфильмы), где явно видны толерантные и интолерантные отношения

 между героями?

-Чему учат нас эти произведения?

  7.  Игра «Изгой»

          Учитель сообщает каждому ребёнку «на ушко» название одного животного

     (кошка, собака, корова, лягушка). Одному – слово ворона. Не говоря того слова, что им сказали,

     а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, дети должны найти «своих».

        - Как вы узнали, где ваша группа?

       - Легко ли было найти «своих»?

       Вороне:    - Почему никто не обращал на тебя внимания?

                         - Как ты себя чувствовал? Тяжело быть одному?

                         - Хотели ли вы быть на месте вороны?

  8. Работа с пословицами. Приложение 2

          - Много пословиц существует о дружбе. (Собирают пословицы)

          - Какие пословицы получились?                                                                                     Слайд 8

  9.     Упражнение «Комплементы»

          - Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие слова. Ведь от этого

    улучшается  настроение,  и мы готовы делиться радостью и помогать друг другу.

 10. Работа с притчей.

             - А сейчас я прочитаю вам одну известную, восточную притчу.

              «Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один Мудрец,  Слайд 9                                

       слава о котором прошла по всему городу.

               Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он

 задать ему такой вопрос, чтобы Мудрец не мог ответить на него. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: «О, Мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мёртвая?» Если он скажет, что мёртвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».

               Так завистник и сделал. Пришёл к Мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка –

       живая или мёртвая?»

             - Как вы думаете, что ответил Мудрец? (Ответы детей)

             - А Мудрец ответил: «Всё в твоих руках…»                                                            Слайд 10

                   Объясните ответ.

  11.  Советы Мудреца для тех, кто хочет стать толерантным.                                            Слайд11                                                                                                          

 IV  Рефлексия.

       В жизни можно по-разному жить:                                                                                   Слайд 12

       В горе можно и в радости.

       Вовремя есть и вовремя пить,

       Вовремя делать гадости.

       А можно так: на рассвете встать

       И, помышляя о чуде,

       Рукой обнажённой солнце достать                                                                                 Слайд 13

       И подарить его людям!

       - Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк,                         Слайд 14

ручейки – в реки, реки в море добра. И только добрые сердца способны на хорошие поступки.

       - Наше занятие подходит к концу. А как вам подсказывает ваше сердце?

       - МЫ ВЫБИРАЕМ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?    (Да!)                                                          Слайд 15

       - Вам понравилось занятие?

       - Что взяли для себя?

       - На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам   понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.

       - Я надеюсь, что вы будете толерантными людьми. Спасибо!                                   Слайд 16

                                                                                                                                                  Слайд 17

Приложение 1

  Тест «Как ты поступишь?»  

           а) Тебе поставили 2.

   1-подам дневник; 2-спрячу его.

б) Ты не выполнил домашнее задание.

   1-честно признаюсь; 2-скажу, что забыл тетрадку дома.

в) Тебя попросили убраться в классе.

    1-с удовольствием уберусь; 2-я сегодня не дежурный.

г) Тебя отругали  за опоздание.

    1-постараюсь больше не опаздывать, 2- буду опаздывать.

д) В классе новый ученик (ца).

    1-попробую подружиться; 2-обойдусь без него (неё).

е) Над тобой пошутили.

    1-посмеюсь вместе со всеми; 2-отомщу тому, кто это сделал.

Ж) Тебе написали плохую записку.

    1-выброшу её, 2-отвечу тем же.

з) Тебе не понравилось что-то во время игры.

    1-попробую объяснить тому, кто неправ, 2-обижусь и уйду.

и) Тебя оставили после уроков.

    1-останусь; 2-закачу истерику.

Приложение 2

 Пословицы:

   Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  Без беды друга не узнаешь.

   Друг познается в беде.
  Недруг поддакивает, а друг спорит.

   Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  Один в поле не воин.

Приложение 3

Слайды к презентации:

Слайд №1

Титульный лист

Слайд №2

Фотография учеников.

Слайд №3

Тема занятия «Мы выбираем толерантность».

Слайд №4

Что такое толерантность.

Слайд №5

Толерантность -  это…

Слайд №6

!6 ноября – День толерантности.

Слайд №7

В мире птиц есть нам аналоги.

Слайд №8

Притча.

Слайд №9

Фотография учеников.

Слайд №10

Пословицы.

Слайд №11

Всё в твоих руках.

Слайд №12

Советы для того, кто хочет стать толерантным.

Слайд №13, 14

Стихотворение.

Слайд №15

И только добрые сердца способны на хорошие поступки.

Слайд №16

Мы выбираем толерантность?

Слайд №17

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы выбираем толерантность!

Цели:1.     Ввести и закрепить определение термина “толерантность”;2.     формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;3....

Классный час по теме «Выбираю свой путь» (3-й класс)

Данный классный час направлен на формирование здорового образа жизни у учащихся начальной школы. В игровой форме ребята знакомятся с правилами, помогающими сохранить здоровье. У учеников  фо...

Классный час «Мы выбираем толерантность» 3 класс

Классный час «Мы выбираем толерантность» 3 класс...

КЛАССНЫЙ ЧАС "МЫ ВЫБИРАЕМ - ТОЛЕРАНТНОСТЬ"

КЛАССНЫЙ ЧАС РАЗРАБОТАН ДЛЯ 3 КЛАССА...

Классный час «Мы выбираем толерантность»

Цели:1.     Ввести и закрепить определение термина “толерантность”;2.     формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;3....

Внеклассное мероприятие "Мы выбираем толерантность!

. Важным условием для развития гармоничной личности каждого обучающегося является воспитание толерантного отношения к другим. В настоящее время наиболее актуальна проблема толерантности в общении межд...