Классный час "Поговорим о милосердии"
методическая разработка (3 класс) по теме
Классный час «Поговорим о милосердии» ставит целью воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка внеклассного мероприятия | 23.46 КБ |
приложение к мероприятию | 12.12 КБ |
1часть презентации | 1.39 МБ |
2часть презентации | 1.39 МБ |
3 часть презентации | 1.39 МБ |
4 часть презентрации | 1.39 МБ |
5 часть презентации | 964.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час « Поговорим о милосердии »
Цели: воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.
В начале урока прослушивание притчи о старце.
- Почему слепой старик так поступил?
Слайд 1. Название урока.
Вы узнаете:
- Чем милосердие отличается от дружбы
- Кого называют «ближним»
Слайд 2. Слово «милый».
Да, потому что нам приятно и радостно на них смотреть. Корень слова «милый» - «мил» (щелчок) означает «услада, удовольствие, радость».
А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»? (дети отвечают)
Слайд 3. Слово «миловать».
Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? (дети отвечают)
Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас. (щелчок) В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся. (щелчок) Миловать – значит дарить приятное для души. (щелчок)
Слайд 4. Слово «милость».
А теперь посмотрите на этого несчастного бездомного котенка. Какие чувства он вызывает в вашей душе? (дети отвечают)
(щелчок) Мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание пригреть его, покормить, защитить, сделать его жизнь приятной. Наше сердце хочет оказать милость этому котенку. (щелчок)
Вот вы пожалели котенка, он у вас на руках, доверяет вам. Что чувствует ваше сердце? (дети отвечают)
Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, участие (щелчок), наше сердце испытывает радость. (щелчок) Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.
Слайд 5. Слово «милосердие».
Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. (щелчок)
Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.
Слайд 6. Накормить голодного.
Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
Слайд 7. Люби ближнего.
Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». (щелчок) И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».
Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:
Слайд 8. Милосердный самаритянин.
На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.
Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.
Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи (щелчок). Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.
Слайд 9. Милосердие.
Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.
Слова исчезают по щелчку на них. Убираем слова «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность».
Слайд 10. Милосердие.
Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.
Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? (дети отвечают)
Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.
Слайд 11. Вина и прощение.
Наверное, с каждым из нас было такое, что когда мы совершили что-то недоброе или поссорились с другом, на душе стало скверно, сердце разрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость. Подумайте, что мы имеем в виду, когда желаем милости к себе? (дети отвечают)
Мы хотим, чтобы нас простили. Мы хотим мира. Мир лечит душу. Но если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и других мы должны учиться прощать, особенно, если у них случилась беда. Любовь начинается с прощения. Помните совет доброй старушки из притчи о молодой душе: (щелчок) добро – помнить, (дети вспоминают) зло – забывать. (щелчок)
Слайд 12. Обида.
Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. (щелчок)
Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»
Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.
Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?
(щелчок) Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших».
Слайд 13. Учиться милосердию.
А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)
Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.
У лягушки очень необычно устроены глаза: они видят только движение и не замечают неподвижные предметы. Лягушка видит полет комара. И она видит траву и камни, если движется сама. Так устроена и наша совесть: если человек не трудится, никому не помогает, то совесть все более слепнет. Человек перестает видеть смысл в своей жизни.
Слайд 15. Милостыня.
Что такое милостыня? (дети отвечают)
Милостыня – это благотворение нуждающимся. (щелчок)
Что говорил Иисус Христос о милостыне? (дети отвечают)
«Всякому просящему у тебя – дай». (щелчок)
Слайд 16. Бедный и богатый.
Кто больше пользы имеет – просящий милостыню или дающий ее? (дети отвечают)
(щелчок) «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается».
Слайд 17. Святая Иулиания Муромская.
Что делала святая Иулиана Муромская, чтобы помочь бедным? (дети отвечают)
Шила одежду, мало ела, чтобы поделиться с нищими, пекла хлеб из коры деревьев. Т.е., она не просто отдавала излишки, но делилась тем, что ей нужно было самой, и посвящала делу милосердия свое время, иногда и не спала.
Слайд 18. Дорога милостыня в скудости.
Дорога милостыня в скудости. Как вы понимаете эту пословицу? (дети отвечают)
Есть какая-то связь у любви и печали.
Те, кто сыт и удачлив, — не любят жалеть…
А те люди, что в жизни и сами страдали,
Как-то чаще способны любовью согреть.
(автора не знаю)
Слушаем текст
Врезка
Слайд 19.
Однажды врач и священник обсуждали, как они могут помочь заключенным. Священник сказал, что в тюрьме должно быть тяжело, чтобы преступники помнили о тяжести своей вины. А врач напомнил, что в тюрьме сидят и невинные. Священник не согласился: их вина доказана судом. Врач возразил: а как же невинно осужденный Иисус? О нем Вы забыли?.. Священник замолчал. А потом со вздохом сказал: «Доктор, Вы неправы. Когда я сказал эту глупость, это не я забыл о Христе. В ту минуту Христос забыл обо мне».
Священником был святой Филарет Московский (святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский). Когда он сказал немилосердные слова – он ощутил, что благодать покинула его душу. И потому остановился, покаялся и согласился с доктором… А кандалы с узников с той поры сняли.
Доктором, возразившем святителю Филарету, был Федор Петрович Гааз, которого все за его милосердие называли «святой доктор». (щелчок) На памятнике доктора Гааза высечены слова его девиза: «Спешите делать добро!».
Слайд 20. Смысл жизни.
Что чувствует человек, когда совершает что-либо доброе для ближнего? (дети отвечают)
Радость. Это чувство - награда Божья за совершенное добро.
Что несчастному юноше помогло не совершить самоубийство? (дети отвечают)
(щелчок) Милосердная помощь другому спасает жизнь тебе самому.
Милосердие спасает всех: и тех, кому оказывается помощь, и тех, кто эту помощь оказывает.
Слайд 21. Богатый - убогий.
Как вы думаете, зачем Бог дает одним людям богатство, а других оставляет в нищете? (дети отвечают)
Чтобы люди учились делиться друг с другом.
Бог желает, чтобы один человек терпел нужду, а другой помогал ему в сей нужде, чтобы нужду терпел убогий, а помогал ему – богатый. Для чего так? Для пользы того и другого. Чтобы убогий получил венец за терпение, а богатый – за милосердие.
Слайд 22. Фоновый слайд. Стихотворение.
Слайд 23. Иконы – святые.
1. Можно ли за милосердную помощь брать плату?
2. Что нужно делать, чтобы стать милосердным? Приведите примеры, каким образом можно оказать милосердие.
5. Не каждому человеку Бог дает материальное богатство, как в таком случае можно оказать помощь ближнему? Помогать своим трудом, услугами, вниманием. Научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. Подать духовную милостыню - добрый взгляд, одобрительная улыбка, вскользь сказанное доброе слово. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.
Дополнительный тест
Задание 1. Подчеркните те утверждения, которые можно отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.
Слайд 24. Звучит песня «Спешите делать добрые дела»
Задание 2. Приведите свои примеры милосердных дел. (составление большого сердца из маленьких кусочков с надписями добрых дел)
Предварительный просмотр:
МИЛОСЕРДИЕ – это…
Задание . Подчеркни те утверждения, которые можно отнести к милосердию.
Подать милостыню;
прощать от сердца обиды;
накормить голодного;
дать из-за боязни показаться другим жадным;
предупредить об опасности;
подарить то, что самому ненужно,
навестить больного в больнице;
выгнать из дома надоевшего котёнка;
помочь старушке на улице перейти дорогу;
угостить конфетой одноклассника
МИЛОСЕРДИЕ – это…
Задание . Подчеркни те утверждения, которые можно отнести к милосердию.
Утешить печального, плачущего;
не мстить за зло;
напоить жаждущего;
дать в обмен на что-то;
одеть бедного;
сделать доброе ради похвалы или благодарности;
навестить заболевшего одноклассника;
помочь старушке перейти улицу;
покормить голодную собаку на улице;
подарить любимую игрушку мальчику-инвалиду;
вспомнить, кто тебя вчера толкнул на перемене и тоже толкнуть;
МИЛОСЕРДИЕ – это…
Задание . Подчеркни те утверждения, которые можно отнести к милосердию.
Помочь немощному по хозяйству;
отдать игрушку брата;
поделиться последним куском хлеба;
творить добро не на показ;
помочь дедушке и сходить в аптеку за лекарством;
дать добрый совет;
собрать вещи и передать в благотворительный фонд для неимущих людей;
подарить книги в школьную библиотеку и потребовать деньги взамен;
выгнать заболевшую кошку из дома;
повесить кормушку для птиц зимой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»
Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...
классный час о милосердии
милосердие - как зеркало души...
Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Классный час "Урок милосердия"
Классный час "Урок милосердия"...
Конспект классного часа. Тема "Милосердие".3 класс.
ДЕТСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ О ДОБРОТЕ И МИЛОСЕРДИИ И О ТОМ,КАК ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ВНИМАНИЕ И СОСТРАДАНИЕ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ НА ЗЕМЛЕ....
Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия(4 класс)
Основы православной культуры. Урок по курсу ОРКСЭ...
Классный час «О милосердии, о доброте»
Классный час «О милосердии, о доброте»...