Образ Ильи Муромца в нравственном формировании личности
статья по теме
Младший школьный возраст – это период для присвоения эталонов эмоционального реагирования и восприятия. Поэтому важным является воспитание детей на примерах жития святых. В статье сравнивается личность Ильи Муромца с образом былинного героя, показана возможность использования былины для формирования нравственных ценностей у младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_ili_muromtsa_v_nravstvennom_formirovanii_lichnosti.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗ ИЛЬИ МУРОМЦА В НРАВСТВЕННОМ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
Автор: Леонова Светлана Евгеньевна
Россия, Самарская область, Борский район,
ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Петровка
Духовная безопасность России – это правильное образование, в основе которого лежат традиции нравственного воспитания и обучения.
Однако, события последних лет показали, что мы многое потеряли. Разучились жить по законам предков. Наша культура, наш язык, наш быт многое утратили. Потеряна преемственность традиционного уклада жизни. Появилась повальная безнравственность в книгах, на телевидении и в кино. Бандитский сленг вытесняет настоящее искусство. Телевизионная и компьютерная зависимость влекут проявление жестокости среди детей, как результат жестокого опыта от просмотренных жестоких фильмов, компьютерных игр.
На переменах между занятиями обсуждаются фильмы про пиратов, дети играют в железных монстров и вампиров. На школьных принадлежностях, футболках, карнавальных костюмах красуются «герои» современной массовой культуры. Ребёнок, который растёт в окружении чужеземных «героев», легко отрывается от своего народа. Незаметно происходит национальное обезличивание наших детей. Без духа национального воспитания нет здорового народа. Необходимо, чтобы с детства душа ребёнка отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев.
Великий русский философ И.А.Ильин писал: «Чем раньше и чем глубже воображение ребёнка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него. Образы святости пробудят в нём совесть, а русскость святого вызовет в нём чувство соучастия в святых делах, чувство приобщённости, отождествления. Образцы героизма пробудят в нём самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, а русскость героя даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Всё это вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера».
Младший школьный возраст – это период для присвоения эталонов эмоционального реагирования и восприятия. Поэтому важным является воспитание детей на примерах жития святых. Для учащихся младших классов близкими героическими образами являются былинные богатыри. Но кто они, русские богатыри: вымышленные или реальные личности? Во имя чего совершали подвиги и что защищали? Ради чего народ воспевал в былинах богатырей и их славные подвиги? На примере Ильи Муромца мы с детьми попытались выявить, что такое преданность Отечеству, своему народу, самопожертвование.
Дети внимательно изучили былины про Илью Муромца. Сравнили личность Ильи Муромца с образом былинного героя. Выявили влияние образа былинного героя на современных школьников.
Илья Муромец – самый известный и в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Большинство знает о нём лишь то, что запомнилось из былин и сказок.
Открываем православные святцы на день 1 января (19 декабря по старому стилю), читаем о Преподобном Илие Муромце, мощи которого почивают в Киево-Печёрской лавре, и невольно думаем: это один человек или это разные люди – богатырь, воин, стоящий на страже Русской земли, и монах – молитвенник за Русскую землю?
До начала 20 века наши предки даже не сомневались в том, что Илья Муромец – это не сказочный персонаж, а реальная историческая личность, сильный и мужественный воин и молитвенник.
В «Кратком Житии Святых на весь год» сказано, что Преподобный Илья Муромец, чудотворец Печерский родом из Мурома, Владимирской губернии. Подвизался монахом в Киево-Печерском монастыре в 12 веке.
Из «Словаря исторического о русских святых прославленных в российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых» узнаём, что Илья Муромец по народному именуется Чоботок. Жил он около 1188 года. Угодник почивает открыто в пещерах Преподобного Антония. В 1638 году эти мощи были описаны лаврским иноком Афанасием Кальнофойским. Житие Ильи Муромца в Патерике не описано.
Вся жизнь этого могучего богатыря, воплотившего в себе своеобразие русского национального характера, нашла отражение в былинах. Насчитывается тринадцать самостоятельных сюжетов о славном Илье. Первые былины сложились ещё в Киевской Руси. Все былины родиной Ильи называют село Карачарово под Муромом.
«А во славноем во русском царстве,
А во той ли деревне Карачарове,
У честных у славных родителей, у матери
Был спорожен тут сын Илья Иванович,
А по прозванью был славный Муромец.
А не имел Илья во ногах хожденьица,
А во руках не имел Илья владеньица»
Так былина знакомит с местом рождения удалого доброго молодца – Ильи Муромца. Кроме этого текст помогает детям узнать, что с детства Илья был болен. Родители его были крестьянами.
«А уходили родная матушка да батюшка
А на ту ли на работку на тяжёлую…»
Исцеление от болезни Илья получает от старцев прохожих. Старцы же благословили Илью быть воином. Простившись со старцами, Илья побежал на помощь своим родителям. Увидев своего сына исцелённым, отец с матушкой молвили:
«Ай Господь тебе Бог дал силу великую.
А живи как ты да поскромнёшенько,
А не давай ретиву сердцу волюшки».
Как принято у православных, Илья просит родительского благословения на служение земле Русской, Киеву, князю Владимиру. Родная матушка напутствует сына своего таковыми словами:
«А не кровавь сабли востроей,
А не сироти-ко ты да малых детушек,
А не бесчести-ко ты да молодых жен».
Илья всегда помнил наказ матери. Он защищал бесправных и обездоленных, умел постоять за человеческое достоинство.
В свой первый выезд из Мурома в Киев богатырь встречается с Соловьём Разбойником. Образ Соловья Разбойника более древен, чем образ самого Ильи. Соловей Разбойник – мифическое существо, получеловек, получудовище. Для того чтобы обыкновенному человеку победить такое страшное существо, необходимо было обладать превосходством сил нравственных. Илья – бескорыстный и самоотверженный слуга народа, бесстрашный борец с его врагами. Срубая Соловью Разбойнику буйну голову, говорил Илья да таковы слова:
«Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодых,
Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!»
Образ Ильи Муромца как защитника христианской веры и православных Святынь ярко раскрывает былина «Илья Муромец и Идолище». Идолище – славянская мифология. В былинах на эти существа переносятся черты исторических, этнических врагов Руси, иноземных захватчиков и насильников, врагов христианства. У них нет конкретных прототипов, но в их образах и в их действиях отложились народные впечатления от внешних врагов, совершавших нашествия и набеги на Русь.
В былине описывается, как Идолище в отсутствие богатырей овладевает Киевом и хозяйничает в нем, сжигает церкви белокаменные. Илья Муромец узнает о происходящем и спешит в Киев, переодевшись в каличье платье. Увидев калику, Идолище расспрашивает его об Илье Муромце и при этом хвастается своей силой и обжорством. Раздосадованный ответами Ильи, Идолище бросает в калику нож, но Илья уворачивается и убивает Идолище «шапкой земли греческой», земли Святой.
Былина «Три поездки Ильи Муромца» раскрывает ещё одну черту былинного героя. Богатырь в поле находит камень, отвернув который герой открывает погреб доверху наполненный золотом. На открытые сокровища богатырь строит в Киеве церкви и монастыри, раздаёт золото вдовам и сиротам.
«И раздал он злато-серебро нищей братии,
И раздал злато-серебро сиротам бесприютным!»
Как правило, совершив свои ратные подвиги, чуя приближение старости, уходили бывшие воины в монастыри спасать души, молиться за Святую Русь, за родных и близких, за себя. Монах Илья молился за родную землю, за русский народ. Специалистами судебной медицины выяснилось, что умер богатырь-монах не своей смертью. На его теле обнаружено много ран, одна из которых прямо в сердце. Кисть левой руки была пронзена копьём. Обширная рана в области сердца стала причиной смерти. Это произошло во время очередного опустошительного набега на Киев, когда Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, а большую часть столицы сожгли дотла. Бывший воин не мог оставаться в стороне. Он защищал символ древнерусского Православия и свою обитель.
Нетленные мощи богатыря являются неопровержимым доказательством его реального бытия. Русская Православная церковь почитает Илью Муромца Святым. Он был официально канонизирован в 1643 году в числе 69 угодников Киево-Печёрской Лавры.
Мощи богатыря обладают чудотворной силой. Многие люди приходят в Ближние пещеры, чтобы прикоснуться к раке с нетленными мощами преподобного Илии Муромца и обращаются с просьбой: «Преподобный отче Илие, моли Бога о нас!» Во все времена по молитвам Святому Илие люди получали исцеление и помощь.
Анализируя тексты былин, документальные источники учащиеся убедились, что Илья Муромец воплощает в себе идеальные качества русского человека, мужественного, честного, преданного Родине, народу.
«Я иду служить за веру христианскую,
И за землю Российскую,
Да и за стольный Киев-град,
За вдов, за сирот, за бедных людей…»
Анализируя детские ответы на вопрос: «Какие качества Ильи Муромца они хотели бы видеть в себе?», современные дети на первое место ставят любовь к своим родителям, они восхищаются преданностью героя Отечеству и своему народу. «Преклонение перед святым и героем возвышает душу; оно даёт ей сразу – и смирение, и чувство собственного достоинства, и чувство ранга; оно указывает ей – и задание, и верный путь. Национальный герой ведёт свой народ даже из-за гроба» /И.А.Ильин/.
Сея посредством слова былин в детские души разумное, доброе, вечное, сохраняется одно из сокровищ национального нравственного воспитания.
Литература
- Былины, Москва, Просвещение, 1985
- Былины, Куйбышев, Куйбышевское книжное издательство, 1976
- Большая энциклопедия литературных героев: В 4т., Т. 2. Г – К/ Под редакцией М. Глобачева. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2001
- Гильфердинг А.Ф. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 г., т.2, М. – Л., 1950
- Митяев. А.В. Ветры куликова поля. М.: Детская литература, 1984
- Сурмина И.О. Самые знаменитые герои России. М.: ВЕЧЕ, 2002
- Рыбников. Т. 3, №13
- Крупин В.Н. Святые заступники России. М ВЕЧЕ, 2007
- Словарь исторический о русских святых прославленных в российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. М: Книга, 1990
- Краткая Жития Святых на весь год. Московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь. М: ИПО: Полигран, 1993
- Православная газета «Благовест» 2006. №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"
Содержание Пояснительная записка ……………………………………………………. 3 Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8 Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...
Народные предания и былины об Илье Муромце
Материал к уроку для учащихся 2 класса....
Богатырские сказки про Илью Муромца
Презентация поможет в проведении урока по УМК "Школа 2100" по теме Богатырские сказки по литературному чтению во 2 классе...
Литературное чтение 2 класс ТЕМА: БОГАТЫРСКАЯ СКАЗКА «СКАЗКА ПРО ИЛЬЮ МУРОМЦА»
Урок соответствует календарно-тематическому планированию, третий в разделе «Сказочные богатыри». Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
«Сказка про Илью Муромца».
Конспект урока по литературному чтению, по теме: «Сказка про Илью Муромца». 2 класс "Школа-2100"...
Тест "Три поездки Ильи Муромца"
Тест по литературному чтению...
Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»
Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»Тип урока: урок знакомства с литературным произведением.Дидактическая цель: организовать совместно-поис...