Внеклассное занятие по математике. Прощание с начальной школой.
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Кривцова Татьяна Васильевна

Внеклассное занятие по математике предназначено для проведения недели математики в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_-tsaritsa_vsekh_nauk.doc37 КБ
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по математике «Математика  - царица всех наук»

Цели: развивать интерес детей к математике, развивать математические способности, расширять кругозор учащихся

Ход занятия

1.Вступление

1.Стихи

1.Математику, друзья, не любить никак нельзя.

Очень строгая наука, очень тонкая наука – это математика!

2.Не случайно ей такой почет,

Это ей дано давать ответы,

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

3.Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит.

Потому хорошие слова

Часто говорят  о ней в народе.

4.Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку.

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

2.О числах

-А знаете, что математика стала наукой только с появлением числа? Ведь поначалу люди не знали о числах ничего и обходились без счета. В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того,  что различные группы предметов  - «5 пальцев»,  «5 яблок»,  «5 домов» - имеют общее свойство – одинаковую численность,  которую можно выразить с помощью «5». Так появились числа. Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге.

Стихи  о цифрах

Дети рассказывают  стихи о цифрах и демонстрируют образцы

1.Выстраиваем цифры в ряд,

Они нам много говорят.

Десять их, но сестры эти

Сосчитают  все на свете.

2. Цифра «1»

Познакомимся, друзья, единица -  это я!

3.Цифра «2»

 Что за прелесть цифра «2»!

Шея есть и голова,

Спинка есть и хвостик тоже.

«Два» на лебедя похожа.

4. Цифра «3»

Раз, два, три. Три у клевера листка.

Три у дыма завитка, три зубца у старой вилки,

«Три» в тетради у Данилки.

Он урок не доучил, вот и тройку получил.

5.Цифра «4»

В самой обычной московской квартире

Жила-поживала цифра четыре.

Четыре стены там, четыре угла.

Четыре ноги у собаки,  у кошки.

И даже четыре цветка на окошке.

6.Цифра «5»

Это цифра непростая, как пружина завитая.

Да ведь это не беда,

Всем бы нам с ней, ребята,

Подружиться навсегда.

7.Цифра «6»

Цифра  «шесть» - дверной замочек,

Сверху – крюк, низу – кружочек.

8.Цифра «7»

Цифра «7» - подъемный кран-

Заглянула в гости к нам.

Семь цветов с собой взяла.

В небе радугу зажгла.

9.Цифра «8»

Нуль поставил спинку брату,

Тот забрался не спеша.

Стали новой цифрой братцы,

Не найти нам в ней конца.

Повернуть ее ты сможешь,

Головой поставить вниз,

Цифра будет все такой же.

10.Цифра «9»

«Девять», как  и «шесть», вглядись,

Только хвост не вверх, а вниз.

11.Цифра «0»

Если что-то вдруг пропало, улетело, убежало,

Мы на этом месте ставим нуль с тобою вместе.

3.Расшифровать высказывания о математике.

-Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, считал, что числа очень нужны для жизни людей. Расшифруйте его высказывание.

Задание: командам раздаются слова вразброс «миром»   «числа»   «управляют». Нужно составить высказывание «Миром управляют  числа»

4.О математических знаках

-При помощи чисел можно записать пример, решить задачу или уравнение, сравнивать и производить вычисления и многое другое.

Как нету на свете без ножек столов,

Как нету на свете без рожек козлов.

Котов без усов и без панцирей раков,

Так нет в математике действий без знаков.

Я «плюс», и этим я горжусь!

Я для сложения гожусь!

Я добрый знак соединенья, и в этом мое предназначенье!

Я «минус», тоже добрый знак,

Ведь не со зла я отнимаю,

А роль лишь выполняю.

5.О разделах математики

-А теперь мы узнаем, из каких разделов состоит математика

Арифметика – это самая древняя область математики.

Задание: команды должны произвести вычисления и, воспользовавшись кодом, сложить пословицу.

  1. Без муки нет науки .                       12   15   18  20   24   27  28  36   40   45   63   64   81

                                                           У    з     а    ь      н     м    к    в     е     т     и     г     б

9  . 9      4  . 7     21  . 1

8  . 5      7  . 9      9   . 2

5  . 3      6 .  4      3   .  4

3  . 9      20 . 2    7  .   4

6  . 2       5   . 9    9   .  7

  1. Геометрия и конструирование

-Другой раздел математики- геометрия. В нем рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.

-Давайте вспомним геометрические фигуры.

Прямая

Эта дама очень упряма, она всегда идет прямо.

И от точки и до точки, несмотря на мох и кочки,

Безо всякой проволочки, остановки и отсрочки,

Как ни думай, ни крути, -

По кратчайшему пути.

Отрезок

Здесь ты видишь отрезок, этот парень резок.

С ним играй осторожно: уколоться можно.

Треугольник

Без усилья каждый школьник

Нарисует треугольник.

Окружность

Окружность и круг появились не вдруг.

Здесь ты видишь окружность и круг.

Самое главное то, что окружность – вокруг.

Окружность может быть красная, синяя,

Но все равно это линия.

Задание 1: каждая команда получает конверт, в котором лежит какая-то геометрическая фигура, которая разрезана на части. Необходимо собрать фигуру.

Задание 2: ученикам раздаются листы с изображением круга и квадрата, нужно дорисовать , чтобы получился рисунок.

6.Фольклор

-Творчество русского народа тесно связано с математикой. В старину некоторые числа люди наделяли магическими свойствами.

-Какое число в народе считается несчастливым? (13)

Какое число, наоборот, считалось счастливым? (7)

Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках

Семеро с ложкой – один с сошкой.

Семеро одного не ждут.

Семь бед – один ответ.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глазу.

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Прощание с начальной школой»

Сценарий

Приветствуем вас, родители и родительницы!

Сегодня день может быть очень разным,

Но быть он обязан сегодня прекрасным.

Итоги подводим учения в школе

И вспомним о том, что запомнилось более.

Но где же герои сегодняшней встречи?

Кому говорить будем страстные речи?

Дети входят в класс под музыку «Чему учат в школе»

Мы четыре года учились не зря,

Начинали, как все, с Букваря.

И порой, честно вам говоря,

Было очень непросто, друзья.

        Мне отец дает совет:

        В школе трудно только первых десять лет.

        Так, что если он не врет,

        Нас еще в школе такое ждет!

Ладно бы просто в школу ходить,

Но учитель не дает вольно жить:

Нет бы только уроки учить -

Так пришлось и актерами быть!

        КВН и походы у нас

        Были тоже, понятно, не раз.

        Удалось нам в двух словах

        Сообщить вам все о школьных делах.

        А теперь приходит нам срок

        Подвести начальной школе итог.

Учитель: Давайте сейчас вспомним все, что было с нами за 4 года.

На фоне музыкального сопровождения «Чему учат в школе» звучит стихотворение:

Мы были все смешными малышами,

Когда вошли впервые в светлый класс.

И «Грамоту» с карандашами нам подарили в первый раз.

И полетели день за днем.

Учились мы старательно,

Но на уроках не всегда

Все слушали внимательно.

        Инсценирование стихотворения Б.Заходера «Два плюс три»

Пошел Сережа в первый класс,

С Сережей не шути!

Считать умеет он у нас почти до десяти!

Не грех такому мудрецу задрать курносый нос.

Вот как-то за столом отцу он задает вопрос:

Сережа: Два пирожка тут, папа, да?

               А хочешь на пари,

               Я доказать могу всегда, что их не два, а три?                                                                                  

Автор: Считаем вместе.

Сережа: Вот один, а вот и два. Смотри!

               Один да два…

Автор: Закончил сын

Сережа: Как раз и будет три.

Отец: Вот молодец!

Автор: Сказал отец.

Отец: И в самом деле,  три!

           А потому я два возьму, а третий ты бери!

Учитель: Каждому из вас приходилось слышать, что математика любит смекалистых и находчивых. И за 4 года у вас было много возможностей убедиться в этом.

        Нет профессии на свете,

        Вы заметьте-ка, друзья,

        Где бы нам не пригодилась математика!

        Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,

        Надо, прежде всего, математику знать.

Задачи:

1.Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа?

2.Когда журавль стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить журавль, если встанет на две ноги?

3.Одно яйцо варится 10 минут. Сколько надо времени, чтобы сварить 5 яиц?

Учитель: Не всё удавалось у вас, было и такое.

Ученик:    Не решается задача – хоть убей!

      Думай, думай, голова, поскорей.

      Думай, думай, голова, дам конфетку.

      В день рожденья подарю новую беретку.

      Думай, думай – в кои веки прошу!

      С шампунем вымою тебя, расчешу.

      Мы с тобою не чужие, - подружки!

      Выручай, а то дам по макушке!

Учитель:  Да, вы в математике сильны-

      Все задачки решены.

      А кроме этих двух предметов

      У вас уроков больше нету?

Дети хором: Конечно, есть! Мы не забыли! Они нас многому учили.

                 Чтение – чувствовать и ближнему сочувствовать.

                 Хореография – движенью! В движенье – жизнь и наслажденье!

                 А физкультура – ловкости и еще выносливости.

                 Лепить умеем, рисовать и пуговицы пришивать.

                 А музыка так хороша, что не таясь, поет душа!

Исполняются частушки

1.Весело гармонь играет-                                    6.Ох, девчонки, не волнуйтесь,

   Ух, у нас и коллектив!                                          Я ведь тоже не плохой,

   В нашем классе от мальчишек                             И в учебе все в порядке –

   Прямо глаз не отвести.                                          Скоро буду я герой!

2.Я читаю очень быстро,                                      7.В нашем классе все ребята

   В школе все гордятся мной.                                 Любят отличиться:                                                                                                          

   Ни один мальчишка в классе                                Кто рисует, кто поет,

   Не угонится за мной.                                             Лишь бы не учиться.

3.Выходи-ка ты, Андрюша,                                  8.А еще ребята есть -

   Не жалей ботиночек.                                             Книжки все читают,

   Расскажи, хороших сколько                                 И поэтому они

   Получил оценочек?                                               Очень много знают.

4.Я плясать не заробею                                         9.А столовая у нас -

   И пою, как соловей.                                              Словно поле битвы.

   И оценочек хороших                                             Не успел схватить стакан -

   Больше, чем у всех парней.                                  Получай по «тыкве».

5.Что за шепот слышен в классе?                         10.Все науки одолеем,

   Кто нам так мешает?                                              Всё у нас получится,

   Это просто кто-то с кем-то                                    Потому что наши мамы

   Что-то обсуждает.                                                   С нами тоже учатся.

Учитель: Вот так мы и жили: учились, трудились, смеялись, ругались, обижались и мирились. А вместе с нами наши радости и победы, неудачи и промахи переживали наши родители – самые близкие для вас люди. Они волновались за вас и так родились родительские страдания.

Выступление  родителей

1.Мы страданья пострадаем,                                  2.В школе мы всегда писали

   Отчего не пострадать?                                           Сочинения на пять.

   В школе мы учились тоже,                                    Зато сейчас работать можем:

   Есть и нам, что передать.                                       Вас кормить и одевать.

3.Вот бы мы ходили в школу,                                4.Если б мы учились в школе,

   Мы не брали б выходных:                                      Вы поверьте нам, друзья,

   Все сидели б на уроках,                                          Все отличниками были – ох! -

   Ведь это лучший о-о-отдых!                                  Говорим вам без вранья!

5.Много вам мы тут напели -                                 6.Ох, какие все хорошие

   Стало легче на душе.                                               Ребятишечки у нас.

   Жить без школы мы не можем:                              Ничего, что расшумелись

   Она страданье наше.                                                На уроках в прошлый раз.

   В сентябре – ох!- отправляли                               7.Незаметно пролетели

   В школу мы своих ребят.                                         Эти славные деньки.

   Кто же там их пожалеет,                                          Погляди, как повзрослели

   Если дружно заревут?                                               Наши дочки и сыны.

                                    8.А у нас опять забота:

                                       В пятый класс их передать.

                                       Как учиться будут дальше,

                                       Нам опять переживать.

Учитель: Трудно детей своих воспитывать,

                 Многое нужно для этого знать.

                 Родителям я хочу пожелать:

                 Детям всегда во всем помогать.

                 В школу с утра ребенка собрать,

                 Напутствия добрые вовремя дать,

                 Умную книжку успеть прочитать.

                 А в выходной не забыть погулять.

                 Чтобы болезней всех избежать,

                 Надо детей еще закалять.

                 Собрания тоже все посещать,                                                                                                        

                 Школе по мере сил помогать.

                 А главное – без сомненья –

                 Желаю вам терпенья!

-Сегодня мне на празднике хотелось бы отметить некоторых родителей, как активных участников нашей школьной жизни. (Вручение грамот и благодарственных писем родителям)

Учитель: Пусть в свете дней исчезнут все печали,

                Пусть сбудутся семейные мечты.

                Желаю, чтоб всегда вы освещали

                Дорогу жизни светом красоты.

-Для вас танцуют дети. Исполнение танца.

Учитель: Но не закончился еще рассказ о нашей жизни и мы продолжаем.

Самое любимое занятие учеников в школе  - это перемена. А вот как она проходила у нас.

От урока до урока, от звонка и до звонка

Надо ждать совсем немного, перемена позвала.

Звенит звонок на перемену, выбегают дети.

        Наступила перемена, все мальчишки на ковре.

        Кто-то влезть хотел на стенку, кто скатился по стене.

        Кто под партой бодро скачет,

        Кто-то ищет свой пенал.

        А ведь это просто значит, что наш класс на уши встал.

        23 ребенка в классе озорном, 23 ребенка заявляют громко:

        «Весело живем!»

Инсценирование стихотворения.

-Перемена?

-Перемена!

Мокрые волосы, встрепанный вид,

Капелька пота по шее бежит.

Может быть Паша, Рома и Костя

Всю перемену ныряли в бассейне?

-Или на них, на несчастных, напали?

-Или их в пасть крокодила пихали?

-Нет!

-В перемену они вместе отдыхали!

Звенит звонок.

Учитель: Внимание, звонок! Начинаем урок.

Ученик: Какой предмет? Математика?

Учитель: Нет. И не география тоже.

Ученик: А что же?

Учитель: Песни для всех: новый предмет – смех!

Исполнение песни «Вместе весело шагать»

Учитель: Предлагаем  несколько историй из школьной жизни.

                                      Сценка «Яночка и Костя»

Костя:  Добрый день, Яночка!

Яна:  Добрый день, Костя! Что это с тобой?

Костя:  Надо же быть вежливым. А что это ты без шапочки? Ты же недавно болела.

 Яна:  Я тебя не узнаю, Костя.

Костя: Как не узнаешь? С уроками справилась? А то я помогу.                                                                                                        

Яна: Справилась, спасибо.

Костя: А ты салфетку вышила?

Яна: Даже несколько.

Костя: Яна, дай мне одну, я учительнице сдам. Перехитрим!

Яна: Это будет не хитрость, а обман.

Костя: Тебе жалко, я с тобой здоровался, о здоровье интересовался, а ты…

Яна: Теперь мне понятно, почему ты был таким вежливым. (Уходит).

Костя: Ну, Янка, жадина! На перемене получишь!

Яна: (поворачивается) Тогда лишь вежливости жесты хороши, когда у человека от души!

                          Сценка «Жизнь – это тоже школа»

Ведущий: Однажды Виктор Сергеевич спросил Колю, который закончил 3 класс.

Виктор Сергеевич: Сколько будет шестью шесть?

Ведущий: Мальчик задумался, а потом неуверенно сказал:

Коля: Кажется, 25…. А может и больше. По-моему, это не так уж и важно.

Виктор Сергеевич: А что будет после того, как ты закончишь школу?

Коля: Каникулы! Большие чудесные каникулы лет на 25. А может быть и больше!

Виктор Сергеевич: Нет, Коля. За воротами школы тебя ждут не каникулы, а жизнь. Она заставит тебя писать сочинения и решать задачи куда посложнее школьных. Жизнь – это тоже школа, только для взрослых. И учиться в этой школе совсем нелегко.

Учитель: На сколько нелегко, убедитесь сами.

Ученик: Звенит звонок и каждый раз,

              Как будто в страшном сне,

              Сначала я  влетаю в класс,

              Потом влетает мне.

              Жизнь стал для меня

              Кромешным адом,

              Нам задают ужасно много на дом.

              А если дома вовсе не бывать

              Куда они мне будут задавать?

              Кричала мама:

             -Что за безобразие?!

              Сплошные тройки, где разнообразие?

              Когда же я принес «разнообразие»,

              Она опять кричала: «Безобразие!»

Учитель: Многие дети внесли разнообразие в свою школьную жизнь, чтобы радовать своих родителей. Они стали заниматься музыкой, спортом.

Что такое физкультура?

Тренировка и игра.

Что такое физкультура?

Физ-  и  культ-, и  ту-, и ра.

Руки вверх, руки вниз-

Это физ-.

Крутим шею, словно руль -

Это куль-.

Ловко прыгай в высоту-

Это ту-.

Бегай с утра-

Это ра-!

Занимаясь этим делом,

Станешь ловким, сильным, смелым.

Ученица – плюс хорошая фигура.

Ученики вместе - вот, что значит физкультура!

Показательные выступления учащихся, занимавшихся в спортивных секциях, в музыкальной школе.

Учитель: Наш праздник подходит к концу.

Сегодня закончен последний урок,

Звенит в коридоре последний звонок.

Мы – сумки под мышку  и мчимся вприпрыжку,

И дружно шагаем за школьный порог.

А там за порогом, листвой шелестя,

Качаются клены, шумят тополя.

И значит все это, что начато лето,

И нас ожидают леса и поля.

Но где бы я ни был, куда бы не шел,

Каких бы я новых друзей не нашел,

На речке и в поле я помню о школе,

Я помню, что в пятый я класс перешел.

Спасибо всем учителям,

Что научили нас труду!

Спасибо вам, и  вам, и вам,

До встречи в будущем году!

        Умею читать я, умею считать,

        Умею на карте Москву показать.

        Мы с песней веселой простимся со школой,

        Чтоб осенью в школу вернуться назад.

Исполнение песни.

Учитель: В завершении  праздника мне хотелось пожелать вам самого хорошего, главное, чтобы вы росли добрыми и отзывчивыми людьми. А на память о сегодняшнем дне примите в подарок папки. Открывая их, вы еще раз вспомните те дни, которые прошли здесь.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Теремок без пожара" для начальной школы

Внеклассное занятие в игровой форме с использованием презентации. Вместе с героями сказки "Теремок" дети выучат правила пожарной безопасности, выработают навыки тушения пожара....

Внеклассное мероприятие. Сценарий праздника "Прощание с начальной школой"

Этот материал поможет при подготовке к внеклассному мероприятию в 4 классе "Прощание с начальной школой". Предлагаемые мелодии можно легко найти  на музыкальных сайтах....

Конспект внеклассного занятия по окружающему миру для начальной школы на тему: "В подводном царстве"

Цель: актуализировать  знания  о морских обитателях и  расширить представления детей о мире под водой.Планируемые результатыПредметные:1.      продолжить формир...

Внеклассное занятие по математике для учащихся начальной школы (малокомплектная школа) МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН

Активация познавательной деятельности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях по математике.Способствует формированию интереса детей к математике младших школьников, формирует умение использовать...

внеклассное занятие по русскому языку для начальной школы

Проведение Недели русского языка (2 класс)А.М. Горький писал: “Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, играет всем и познаёт окру...

Материал для внеклассных занятий по русскому языку в начальной школе

Здесь собраны интересные материалы для внеклассной работы по русскому языку. Младшие школьники любят викторины, КВН, олимпиады. Этот материал можно использовать частями или целиком, если позволяет вре...