Осень щедра красками, а русская земля талантами
методическая разработка (3 класс) на тему

Данное внеклассное мероприятие знакомит с культурой русского народа. Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории,  бережного отношения к национальным традициям весьма актуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_shchedra_kraskami.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Осень щедра красками, а   русская земля талантами»

внеклассное мероприятие

                                                                        Копыльцова  Светлана Ивановна

МБОУ «СОШ № 3 г. Новый Оскол»

Белгородской области

   Цели: 1. Формирование краеведческой и этнокультурной компетентности

               школьников; формирование знаний о традициях и культуре

               народного быта; формирование художественного вкуса.

          2. Развитие интереса учащихся к произведениям народного искусства;  

          3. Воспитание национальной гордости и верности русским традициям.

Оборудование: иллюстрации изделий народных промыслов, рисунки детей, «осенние» листики из цветной бумаги, диск с презентацией, экран, компьютер, выставка поделок уч-ся, фонограммы., народные костюмы.

Ход мероприятия

У каждого ученика по бумажному цветному осеннему листику разной формы.

- Посмотрите на  листик и скажите, что вы представляете, глядя на них? (Осень, осенний лес,  шелест листьев под ногами и т. д.)

- А почему именно осень?  (Потому что осенью можно увидеть многоцветие красок)

- Да, действительно, только осенью можно увидеть все многообразие красок.  Точно также как осень щедра красками, так и русская земля богата талантами, мастерами- умельцами. Это тема нашего мероприятия.                 (слайд 1)

Ведущий 1. Удивительная пора! Кажется, что природа целый год собирала, копила в себе силы, чтобы осенью отдать их людям в виде богатого урожая и поразить всех разноцветьем и щедростью красок, недаром к этому времени года обращались в своем творчестве многие русские поэты: Пушкин, Некрасов, Блок.  

Унылая пора, очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса...

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит,

Лед неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит,

Около леса как в мягкой постели

Выспаться  можно покой и простор!                                                            Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные тихие дни…

Нет безобразия в природе

И кочи, и моховые болота и пни –

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю.

Ведущий 2. Русь, Россия, Родина - эти понятия неотделимы. Родина у каждого из нас одна - она дана нам судьбой, завещана нашими предками.

Ведущий 1. Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где познал первые радости и неудачи.

Ведущий 2. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустить трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.                                              

Ведущий 1. И сегодня мы хотим воспеть и восславить «сердце доброе, щедрость да разум, руки искусные»

Ведущий 2. Вот в гости к нам пожаловала дымковская игрушка.

Ученик.                        В Дымково любили песни, пляски,

                                     В селе рождались чудо сказки

                                     Вечера зимою длинные,

                                     И лепили там из глины

                                    Все игрушки не простые

                                    А волшебно- расписные

                                     

Ученик.                        И пошла о Дымке слава

                                     Заслужив на это право

                                     Удивительному чуду

                                     Мы поклонимся не раз,

                                    О древней дымковской игрушке

                                    Поведем сейчас рассказ.

Это село стоит на реке Вятке, что приток Камы. В 19 - начале 20 веков в Дымково жил ремесленный люд: рыбаки, кузнецы, сапожники, гончары и игрушечницы. Какую бы из игрушек вы не взяли, сразу видно - это неповторимая дымковская. Нарядные важные барыни, няньки с детьми - это удивительные произведения искусства.

    Ученица.     Наши руки крендельком                                        Щеки будто яблоки,

С нами издавна рядком Весь народ на ярмарке.

 

Ученица                           Мы игрушки расписные

                                         Хохотушки вятские

                                        Щеголихи слободские

                                         Кумушки посадские

Ученица                           Дымковские барыни

                                         Всех на свете краше

                                       А гусары - баловни    

                                         Кавалеры наши

Ученица                           Мы игрушки знатные

                                          Складные да разные                                                      

                                          Мы повсюду славимся

                                         Мы и вам понравимся

Ведущий1. Честь и хвала дымковским мастерицам!

Ведущий  2.    Устали?  Давайте  отдохнем.   Русские  умелицы  не     только работали, но и пели народные песни, танцевали.  

(выступление  танцевального коллектива «Кадриль»)  

Ведущий 1. К нам пожаловали Палехские шкатулки.                        

Ведущий 2. На холме между реками Палешкой и Люлехом раскинулось это село. С глубокой древности оно славится художниками. В старые времена здесь писали иконы. А когда отпала нужда в иконах, стали расписывать шкатулки.

  Ученик.                        Не печалься, древняя земля!                

                                       Ты  богата сказами да былью...

Русские иконные края

Палеха не сломленные крылья!

Сколько здесь оставлено сердец,

                                       Сколько тут написано шкатулок!                     Да и сам-то Палех, как ларец, Сохраняет таинства святыни.

Ведущий 1. Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок. Крестьяне ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный  узор.                                                                                                        

Ведущий 2.  В 19 веке в России возникло производство платков и шалей. Мода  на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготовляют прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом как у нас в России, так и за рубежом.

(выступление танцевального коллектива – «Танец с платками»)

Ведущий 1. А сейчас отгадайте загадку:

                                              Восемь кукол деревянных,

                   Круглолицых и румяных,

                   В разноцветных сарафанах

                   На столе живут.

                                          Как же их зовут? (матрешки)  

 

      Первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Игрушечный мастер Звездочкин из Сергиева Посада сделал разбирающуюся куклу, а художник Сергей Лизлютин раскрасил ее. Сейчас матрешек делают в городах Семенов и Полховский Майдан в Нижегородской области.

Ученица.                             Я – бабушка Матрешка,

Несу грибов лукошко.

                                              За мной идут внучки

                                           Идут, сложивши ручки.                        

Ученица.                              И все мы  - Матрешеньки,

 И все мы – милашеньки,

     Все с аленькими щечками,

    Под пестрыми платочками,

    Ученица.                       Нарядные, пригожие,

                                           На бабушку похожие.

                                           У каждой по корзинке:

                                           Набрали вам малинки.

     Песня «Матрешки»                                                

Ученик.                            Кто матрешку создал? Я не знаю,

                                         Но известно мне, что сотни лет

                       Вместе с Ванькой – встанькой, как живая,

                                         Покоряет кукла белый свет.

              Где он краски брал искусный мастер

             В нивах шумных, в сказочном лесу?

                                         Создал образ неуемной страсти,

                                         Истинную русскую красу.

                                         

Ученик.                           На щеках навел зари румянец,

                                         Неба синь плеснул в ее глаза

                                         И, пустив в неповторимый танец,

                                         Он должно быть весело сказал:

                                        «Ну и пой, гуляй себе по свету,

                                        Весели себе честной народ!»

                                        И матрешка через всю планету

                                        До сих пор уверенно идет.

                                        Выступает гордо, величаво,

                                       С удалой улыбкой на лице

                                       И летит о ней по миру слава

                                       О безвестном мастере – творце.

Ведущий 2.А теперь мы узнаем о творениях хохломских умельцев.

Ведущий 1. Откуда появилось это удивительное хохломское искусство? Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу и птицам пшено насыпал. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг Птица -жар прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой.

Ведущий 2. Это, конечно, сказка, легенда. А как же это на самом деле? Промысел этот возник в 17 веке в Лесном Поволжье. Мода на раскрашенные изделия распространилась быстро. Продавать свозили в село Хохлому. Так от названия села произошло название посуды.  Изготовление хохломы - очень сложное и трудоемкое занятие. Каждое изделие проходит через 523 операции, и не мудрено - ведь из чурбачка липы, осины или березы должна получиться горящая на солнце чаша или солонка.

Ученица.                               - Хохломская роспись –                        

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

                                                 Рощи – перелески,

Шелковые всплески

Солнечно- медовой

Золотой листвы.

                                                 

Ученица.                                 Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес  чудесней

Наша Хохлома.

(Исполнение народной музыки на гармошке).

Ведущий 1. Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России - это вышивка,  кружево, вязание. Эти промыслы считаются дамским рукоделием. 

 Кружевоплетение появилось        в России в 17 веке.                  

 Кружева использовались при оформлении  костюмов и предметов быта. Ручное вязание – прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Это такое же увлекательное занятие, как и вышивание. Вышивка в прошлом была присуща каждому народу, как наиболее доступный способ создания вручную в домашних условиях красивых вещей.

 Ведущий 2.    Много народных искусств есть в нашей Белгородской области: глиняная игрушка,    вышивка,    плетение лаптей,    изготовление шкатулок, ткачество, кружево. И наш район славится мастерами – ремесленниками, народными промыслами. Так в 19 веке в селе Великомихайловка занимались изготовлением хромовых сапог. Знаменитые михайловские сапоги были известны по всей России. Они были великолепно изготовлены, долговечны, поставлялись царскому двору. По качеству не уступали европейским образцам.  Особых успехов достигли и наши гончары, изделия которых экспонировались на Всероссийской кустарной выставке в Санкт-Петербурге.                                          

Наш край славится не  только народными промыслами, знатными  мастерами, но и певучими, звонкими голосами.                                

(выступление фольклорного коллектива учащихся – старинная  песня Новооскольского района  «Во саде»)

Ведущий 1. Мы  побывали лишь в некоторых уголках России,    где ярко светит

сине-голубое небо, волшебное перо Жар - птицы.    Трудно перечислить все

золотые россыпи народного искусства нашей страны. Знакомясь с ними, мы

становимся духовно богаче, человечнее.                                            

А теперь обратимся опять к нашим листикам.

- Можно ли по одному листику судить о многообразии красок осенней природы? (нет)

Дети передают листики ведущим.

- А теперь что вы можете сказать?   (о многообразии и щедрости красок)

- Да, природа многообразна, сказочна. Каждый промысел по-своему неповторим, но все вместе они составляют единое целое богатство нашей страны, богатство талантов мастеров – умельцев земли Русской.  

Ведущий 2. И недаром говорится «Осень щедра красками, а русская земля талантами». И у нас в школе есть таланты. Обратите внимание на выставку поделок, которые сделаны вашими руками, а также учащимися школы. Наши ученики занимают призовые места  на районных и областных  олимпиадах по технологии. Может через несколько лет мы о них услышим как о знаменитых мастерах – умельцах.

Ученица.                  Родина! Отечество святое!                                          

                                  Перелески. Рощи. Берега.

                                Поле от пшеницы золотое  

                                Голубые от луны стога.                                                                                    

                                            Сладкий запах скошенного сена

              Разговор в деревне нараспев,

                                            Где звезда на ставенку присела,

             До земли чуть-чуть не долетев.

Ученица.                 Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра

                                              Это позабудется едва ли

             И навек останется святым

             Землю ту, что Родиной назвали

              Коль придется, сердцем защитим!

- Что же нового вы узнали на нашем мероприятии?

     Предлагаемое занятие вызвало большой интерес у учащихся, принявшим в нем участие и способствовало формированию краеведческой и этнокультурной компетентности школьников,  знаний о традициях и культуре

народного быта, художественного вкуса. Подобранные нами материалы и использованные в ходе мероприятия  содействовали развитию интереса учащихся к произведениям народного искусства,  истории страны, родного края, воспитанию национальной гордости и верности русским традициям.

На таких занятиях дети не перестают  восхищаться красотой изделий народных мастеров - умельцев, каждый раз удивляются, как богата русская земля талантами, мы видим, как светятся их глаза при каждой встрече, предвкушая узнать что-то новое, необычное из истории родного края. Чувствуется  большой интерес к прошлому России в душе каждого ученика.            

Несмотря на все трудности нашей жизни, хочется, чтобы наши ученики                уважали и ценили традиции и обычаи родной страны, чтобы не пропадал у них интерес к прошлому своего народа.

                       

                                         

                                           Использованные источники.

  1. Виктор Овчинников. Новооскольский край: земля и люди России. 2002г.
  2. Калейдоскоп школьных дел: Методические разработки. Вып.1. – 2-е изд./Авт. – сост. В.  Н. Щербакова, Н. Н. Солдатенкова. – М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
  3. Романова А. Ф. Нестандартные уроки. География. Народные промыслы России. – Волгоград. Учитель, 2003 г.
  4. Туранина Н. А. Краеведческая и этнокультурная направленность в обучении русскому языку. Учебно – методическое пособие. – Белгород, 2006.
  5. Черная З. Ю., Туранина Н. А. Этнохудожественная направленность в формировании языковой личности (программа) – Белгород: Изд-во БелГУ, 2004 г.
  6. Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Внеклассные мероприятия – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2005 г.

                                               


                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Осенняя викторина "Краски осени"

Методическая разработка предназначена для детей 2-3 классов, направлена на обобщение знаний об осени....

Конспект праздника "Осень - щедрая хозяйка".

Праздник "Осень - щедрая хозяйка" вызовет в детях гордость за Россию, русский народ, традиции нашего народа и тем самым поможет воспитать любовь к Родине....

Внеклассное мероприятие "Осень-щедрая пора!"

Данное мероприятие направлено на изучение времен года, их признаков. Сценарий мероприятия содержит стихи разных авторов об осени, песни, осенние приметы, танцы, загадки, конкурсы....

Технологическая карта познавательно-игрового праздника для начальных классов «Осени яркие краски»

Технологическая карта познавательно-игрового праздника для начальных классов«Осени яркие краски»...

Осенний праздник " Краски осени "

Создать условия для развития творческих,коммуникативных способностей младших школьников; способствовать формированию положительной эмоциональной сферы в кругу общения со сверстниками; развитие навыков...

Осенняя викторина «Краски осени»

Цель: Обобщить знания детей об осени.Задачи:Закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года.Активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображен...