Я - Россиянин! Классный час к 20-летию Конституции Российской Федерации
классный час (1 класс) по теме

Семёнова Ирина Николаевна

Я - Россиянин! Классный час к 20-летию Конституции Российской Федерации для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-rossiyanin.pptx2.26 МБ
Файл ya-rossiyanin_-_kl._chas_k_20-letiyu_konstitutsii_rf.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я – РОССИЯНИН! Методическая разработка классного часа для начальной школы, посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации Подготовлено учителем начальных классов МАОУ Кулаковской СОШ Семёновой Ириной Николаевной

Слайд 2

Герб России

Слайд 3

Официальный текст гимна России Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой ! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Слайд 5

Статья 19. 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, национальности, происхождения. 3. Мужчины и женщины имеют равные права.

Слайд 6

Права и свободы граждан Право на жизнь Право на личную неприкосновенность Право на свободное передвижение Право на жилище и его неприкосновенность Право на труд Право на отдых Право на образование Право на охрану здоровья и медицинскую помощь Свобода мысли и слова Свобода творчества Свобода информации Свобода совести, свобода вероисповеданий Право на получение юридической помощи Право на получение социальной помощи Право избирать и быть избранным Равенство прав и свобод

Слайд 7

Какое право отстаивает герой сказки?

Слайд 8

Какое право реализуют родители Дяди Фёдора, отправляясь на курорт?

Слайд 9

Какое право собирается нарушить заяц в сказке?

Слайд 10

Обязанности Обязанность защищать Родину Обязанность соблюдать законы Обязанность сохранять природу и окружающую среду Обязанность платить налоги

Слайд 11

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей

Слайд 12

Москва – столица России

Слайд 13

Я живу в Кулаково.

Слайд 14

село Кулаково

Слайд 15

МЫ – РОССИЯНЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение Кулаковская средняя общеобразовательная школа

Я - РОССИЯНИН!

Методическая разработка классного часа для начальной школы

(с использованием компьютерной презентации),

посвященного

20-летию Конституции РФ

Разработал учитель начальных классов

Семёнова Ирина Николаевна

2013г.

Цель: гражданско-патриотическое воспитание.
Задачи: 

  • познакомить учащихся с Конституцией России;
  • объяснить основные обществоведческие понятия;
  • развивать познавательный интерес к своей Родине;
  • воспитывать уважительное отношение к символам своего государства;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну, любовь к малой родине.

Оснащение и оборудование:  презентационное оборудование; Конституция России, государственные символы России – ГЕРБ, ФЛАГ. Музыкальные записи. Листы цветной бумаги синего, белого, красного цветов по количеству учащихся. Изображение на большом листе ствола с ветками берёзы и вырезанные листики дерева жёлтого и зелёного цвета.

                                   Ход классного часа

1.    Организационный момент.
Зал (класс) празднично оформлен. В центре – изображение Герба России. Под торжественную музыку входят дети. Занимают свои места. Каждый ученик получает прямоугольник синего, белого или красного цвета.

2. Основная часть

Беседа о государственных символах

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы ведём разговор о нашей Родине. Гражданами какой страны мы являемся?

Ученики: Мы живем в России, мы россияне.

Слайд №2«Герб»

Учитель: Ребята перед вами символ  нашего государства – герб. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал. Герб – это отличительный знак государства. Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.
Давайте рассмотрим герб нашей страны. Где вам встречалось изображение герба?

Ученики: Изображение герба можно увидеть на флагах, монетах, печатях. Учитель: Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.  Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

 Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.
    В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства.

 На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея. 
       Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.

Учитель: Какие ещё символы государства вы знаете?

Ученики: Флаг, Гимн

Слайд №3 «Гимн»

Учитель: У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны. 
 Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.

Как ведут себя граждане страны, когда слышат гимн?
Ученики: При исполнении гимна, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
(Специально подготовленная группа учащихся вносят флаг Российской Федерации, звучит гимн России, Все присутствующие в зале встают).

Учитель:  Государственный флаг означает единство страны. В каком порядке расположены цвета государственного флага России?

Ученик: Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве. Бело-синему флагу России уже более трёхсот лет.
Учитель: У вас в руках кусочки Российского флага. Давайте соберём наш символ единства.

 (Дети прикрепляют каждый свой прямоугольник. В результате получается большое полотнище флага России).
Учитель: У нас получился большого размера государственный флаг. Огромный,  как наша страна. Предлагаю вам совершить прогулку по необъятным просторам нашей Родины.

(физкультминутка – прогулка под песню «Широка страна моя родная»).

Учитель: Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам – это отношение и к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом записано в Конституции.

Беседа о Конституции
Слайд №4«Конституция – основной закон»

Учитель: Конституция – это основной закон государства.
В Конституции записаны основные правила, по которым мы живём.
 
В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

12 декабря - День Конституции, так как 12 декабря 1993 года была прията Конституция,      по которой мы сейчас живём, Конституция Российской Федерации).
    (Учащимся показывается Конституция).
В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.
Об этом записано в Конституции.
 
Прочитайте тезисы из Конституции.
Слайд № 5 «Мы – Россияне. Люди разных национальностей»
Статья 19.
1.    Все равны перед законом и судом.
2.    Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, национальности, происхождения.
3.    Мужчины и женщины имеют равные права.
 
Учитель: В Конституции правам и обязанностям  человека отведена целая глава, более 50 статей.
 
Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству.
Учитель: Давайте посмотрим,  о каких правах и обязанностях говорится в нашей  Конституции.
- Какими правами вы пользуетесь?
- Какие обязанности возлагаются на вас? На ваших родителей?
Слайд № 6 «Права и свободы граждан»   

Право на жизнь
Право на личную неприкосновенность
Право на свободное передвижение
Право на жилище и его неприкосновенность
Право на труд
Право на отдых
Право на образование
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Свобода мысли и слова
Свобода творчества
Свобода информации
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Право на получение юридической помощи
Право на получение социальной помощи
Право избирать и быть избранным
Равенство прав и свобод

Слайд №7«Иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка»

Учитель: Какое право отстаивает сказочный герой в сказке «Заюшкина избушка»?( Право на жилище и его неприкосновенность )

Слайд №8 Какое право собрались реализовать родители Дяди Фёдора, отправляясь на курорт?( Право на отдых)

Слайд №9 На какое право покушается заяц в сказке? (право на жизнь)

Слайд № 10«Обязанности»
    Обязанность защищать Родину
Обязанность соблюдать законы
Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Обязанность платить налоги
Слайд №11 «Семья»
Забота о детях,  их воспитание – равное право и обязанность родителей.
    
Учитель по каждому пункту ведет обсуждение с детьми.
     Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод,
 
     а как немного обязанностей возлагает на нас Родина.
В нашей стране жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижать. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму.
 
Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание, но если при этом он несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Поэтому, прежде чем что-то сказать,  нужно хорошо подумать!
Ребята, исполнение основного закона –Конституции -  нам гарантирует Президент.  Кто знает, как его зовут?

Ученики: Путин Владимир Владимирович
Учитель: Слово «президент» в переводе означает «сидящий впереди». 
Президент России – это глава государства, который избирается народом. Он руководит нашей страной, издаёт указы и распоряжения, подписывает законы, ведёт международные переговоры, является Главнокомандующим нашей Армии. А самое главное – он является гарантом Конституции.
       В Конституции Российской Федерации записаны права и обязанности Президента России.
Ученики (3 человека заранее подготовленных) читают стихотворение Сергея Васильева «Что мы Родиной зовём?»

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
 
И берёзки у дороги,
 
По которой мы идём.


Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.


Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.


3. Итог

Учитель: Как называется главный город нашей страны, столица нашей Родины?
Ученики: Москва

Слайд № 12«Московский кремль»

Учитель: Как называется наш населенный пункт?

Ученики: село Кулаково

Слайд № 13,14  «Село Кулаково»

Учитель: Наше село одно из старейших и красивейших сел Тюменского района. Наш Тюменский район тоже в этом году юбиляр. Ему 90 лет. А наш район является частью Тюменской области – богатейшей в стране и в мире по запасам нефти и газа. А Тюменская область – часть России. Мы с вами  - Россияне!

Слайд № 15(слайд №1) «Мы – россияне»

4. Рефлексия

Учитель: Ребята, наша беседа о России,  основном законе Российской Федерации – Конституции, о главных государственных символах подошла к концу. Но нам еще есть о чем поговорить. Вот,  например, народным символом нашей страны россияне считают белоствольную красавицу березу. Летом на этом дереве весело трепещут зеленые листочки, а осенью грустно облетают с него желтые листья. Кто сегодня во время классного часа узнал что-то новое и интересное – приклейте к нашей нарисованной берёзе зеленый листочек – пусть она весело зеленеет, а кто получил отрицательные эмоции во время нашего занятия – прикрепите жёлтый листочек.

Звучит песня о России.


Использованная литература:
1.    Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.уни.изд-во, 2007.
2.    Классные часы: 2 класс/ Авт.-сост. Т.Н. Максимова. - М.:ВАКО, 2008.

3.    Синова И.В. Герб, гимн, флаг России. – Издательский дом «Литера», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации (День Знаний)

Данный конспект урока предназначен для проведения Урока знаний, классного часа,посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации. Аудитория - 2 класс....

Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации.

Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения основного Закона России. Задачи Всероссийского урока:- формировать пра...

Урок знаний, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.

Урок знаний в 3-м классе, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.(кл.час 1 сентября)Цели:– способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства...

Классный час на тему «20-летие Конституции Российской Федерации» (конспект урока)

Классный час на тему «20-летие Конституции Российской Федерации» (конспект урока)...