Родительский лекторий "Особености мышления младших школьников"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Тарасова Татьяна Андреевна

В лектории описано как в доступной форме дать родителям знания об особенностях развития мышления детей 8-9 лет. В лектории даны упражнения и игры на развитие мышления, памяти, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._lektoriy.odt25.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Родительский лекторий

                                                           « От того, что мы выберем сегодня,

                                                               зависит наше завтра»  П. Бошен.

Тема: « Особенности памяти и мышления второклассников и способы их

              развития»

Цель:   Дать родителям полную информацию об особенностях развития памяти  

             и мышления ребят в возрасте 8-9 лет.

Задачи:  1 Помочь родителям осознать важность развития памяти и мышления

                  именно в этом возрасте: 8-9 лет сензитивный период для развития .

                 

               2 Ознакомить родителей с практическими приёмами развития памяти и

                  мышления.

               3 Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.

Ход собрания:

1 Сообщение темы и задач собрания

 

2 Анкетирование родителей

  Вопросы анкеты:

  • Умеет ли ваш ребёнок фантазировать и мечтать?
  • Любит ли ваш ребёнок перевоплощаться?
  • Может ли подробно пересказать то, что увидел и услышал?
  • Легко ли заучивает наизусть заданный материал, стихи?

3 Обобщение результатов анкеты

   Большинство ответов «ДА» на вопросы анкеты— у вашего ребёнка огромные потенциальные возможности развития хорошей памяти и высокого уровня мышления, главное-не упустить сейчас этот момент

   Большинство ответов «НЕТ» или  2:2 на вопросы анкеты — у вашего ребёнка

может быть и нет такого огромного потенциала, но сейчас наступил самый благоприятный период развивать мышление и память вашего малыша и достичь высокого уровня. Всё в ваших руках!

4 Актуальность данной темы

   Как мы видим из результатов анкеты, у наших ребят разные способности.

   Но возможность развивать их есть и должна быть у каждого ребёнка, тем

   более, что сейчас наступил благоприятный, или, как говорят психологи-

   сензитивный период для развития памяти и мышления. Другого такого

   периода, к сожалению, не будет. И важно именно сейчас не упустиь время,

   приложить максимум усилий. Сегодня мы поговорим об этих мыслительных

   процессах, а самое главное — вооружимся приёмами их развития и будем вместе помогать нашим детям.

5 Лекторий для родителей об особенностях памяти и мышления второклассников

   (рассказ учителя или школьного психолога, просмотр презентации)

Мышление- это сложный психический процесс, который помогает получать знания, недоступные органам чувств, решать задачи, использовать разнообраз-

ные вспомогательные приёмы и средства в процессе познавательной деятельности, активно действовать в процессе получения новых знаний.

При поступлении ребят в школу их мышление носит эмоционально-образный характер, т.е это мышление, в котором на первый план выступают действия с

образами, а не с понятиями. И чем ярче, эмоциональнее этот образ тем лучше он запоминается, вызывает больший интерес к познанию. Этот вид мышления присущ и второклассникам. Но уже сейчас у ребят начинает формироваться

абстрактно- логическое (или словесно логическое) мышление. Это такой вид мышления, в котором действия в основном внутренние, осуществляются в речевой форме, а материалом для них выступают понятия. Так-же в этом возрасте начинает развиваться практическое мышление — преобладание реальных практических действий с материальными предметами над действиями с понятиями и образами.

С понятием «мышление» тесно связано понятие «интеллект». Интеллектуально развитым называют человека, который одинаково хорошо умеет решать и умственные, и образные и практические задачи.

Мышление непосредственно связано с речью, памятью, воображением.

Развивая речь, как инструмент мышления, память, воображение- мы развиваем мышление ребёнка.

Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграни-

чить. Оба эти прцесса участвуют в любой творческой деятельности, творчество

всегда подчинено сознанию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже известными знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникать новые знания. Отсюда видно: «Круг замыкается, познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) проверяется и уточняется мышлением»- пишет академик А.Д. Дудицкий.  У младших школьников в период 8-9 лет идёт интенсивное развитие воображения и важно не упустить этот момент. Важно играть с ними в развивающие воображение игры, водить в кружки и помогать развивать творческое мышление.

Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, наме-

чать новые цели. Большое значение для развития творческого воображения имеют кружки: художественные, литературные, музыкальные, научно- исследовательские, технические. Работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результаты своего труда.

Память- это способность к получению, хранению и воспроизведению жизнен-

ного опыта. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. В связи с временем   сохранения материала выделяют следующие виды памяти:

-мгновенная (длительность от 0,1 до 0,5 секунд) это память-образ

-кратковременная (около 20 секунд), связана с актуальным сознанием

-оперативная- хранение информации в течение заданного срока

-долговременная- это память, способная хранить информацию в течение

практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться сколь угодно раз без утраты.

Многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Ведь не зря в народе говорят

«Повторение- мать учения.» В возрасте 8-9 лет у ребёнка закладываются все предпосылки и наступает благоприятный период к развитию долговременной памяти. Систематически в разных формах повторяя материал, заучивая наизусть и переодически повторяя стихи, правила, таблицу умножения мы развиваем долговременную память.

По способу запоминания память может быть:

Зрительная — связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая — хорошее запоминание и точное воспроизведение различных звуков.

Двигательная — понимание, сохранение, воспроизведение движений

Эмоциональная- память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти.

У ребят-второклассников хорошо развита зрительная и эмоциональная память,

но открывается сензитивный период для развития слуховой и двигательной памяти. Это благоприятный период для начала занятий в спортивных секциях,

музыкальной школе.

Мозг ребёнка в этом возрасте обладает такой пластичностью, которая позволяет им справляться с заданиями, связанными с дословным запоминанием.

(например, игра «Снежный ком») Но всё таки нужно помнить, что память в этом возрасте носит преимущественно наглядно-образный характер. Поэтому ребята запоминают надолго и легко воспроизводят тот учебный материал,

который преподносится ярко, нестандартно,  интересно и конкретно.

Запоминание бывает непроизвольное (происходит автоматически, без особых усилий, без постановки специальных задач) и произвольное (требует постановки задач на запоминание и воспроизведение, а сам процесс требует волевых усилий) . Постоянная тренировка памяти именно в этом возрасте при-

ведёт к расширению объёма памяти ребёнка, развитой ассоциативной памяти,

произвольному запоминанию учебного материала. Родители могут и должны стать серьёзными помощниками своему ребёнку в развитии памяти и мышления в целом.  Я хочу предложить вам ряд упражнений и специальных игр, в которые можно играть с ребенком и  всей семьёй для развития памяти , мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

6 Практикум по проигрыванию игр с родителями

   ( В конце практикума предлагается памятка-сборник игр)

Игра 1

Рассказы на тему «Что мог бы рассказать мой портфель»

                               «Разговор двух тетрадок»

                                «Что видел сегодня цветок на окне»

                                «Если бы я был волшебником» и.т.п.

Можно объявить семейный конкурс на самый интересный рассказ.

Игра 2

Нарисуй слово

Ребёнку предлагается рисовать при помощи рисунка то , что он услышит, а потом по рисункам воспроизвести слова: счастье, горе, доброта, обман, болезнь.

Богатство, разлука, дружба, страх, любовь, красота и.т.д.

Игра 3

Неполная фигура

На листе изображены круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, прямая и.т.д.

Нужно нарисовать предметы, либо целую картину.

Игра 4

«Что пропало?» или «Что появилось?»

На столе 10 предметов. Ребёнок смотрит 1-2 минуты. Отворачивается, 1-2 предмета убираются. Ребёнок должен назвать что пропало. В качестве водящего может быть и взрослый.  Аналогично проводится игра «Что появилось?»

Игра 5

Что в коробке?

Взрослый прячет предмет в коробку и даёт его описание словесно. Ребёнок отгадывает. Потом можно поменяться ролями.

Игра 6

Я знаю 10 названий...

Водящий берёт мяч и говорит «Я знаю 10 названий деревьев — берёза — раз...»

и передаёт мяч другому. Кто не может продолжить- выбывает из игры. Аналогично берутся названия игр, машин, сказок, писателей и.т.д.

Игра 7

Игра с палочками. Водящий выкладывает фигурку из палочек. Ребёнок повторяет, можно на время, можно усложнить, закрыв фигурку и предложить выложить по памяти.

Игра 8

«Покупки в магазине»

На диване разложить несколько вещей. Попросить принести вещь не называя её, а по описанию. Потом поменяться ролями.

Игра 9

«Ассоциации»

Играют 2 и более человек. Первый говорит, напрмер « Я-гроза» второй  и остальные называют ассоциации «А я- туча», «Я-зонтик», «А я лужа» и.т.д.

Можно усложнить, изображая эти предметы. Кто не находит ассоциацию- выбывает.

Игра 10

«Снежный ком»

Чем больше человек играют в эту игру, тем лучше.

Первый говорит, например «Меня зовут Ромашка, я умею прыгать», второй повторяет «Её зовут Ромашка, она умеет прыгать, а меня зовут Зайчик, я умею бояться» третиий повторяет то, что сказали два предыдущих игрока и говорит своё и. т. д.

Игра 11

Назови одним словом или назови слова на тему.

Например, водящий говорит «Маша, Катя, Оля — это..»  а игрок продолжает.

Или «Назови  5 дом. Животных» и.т.д.

Игра 12

«Что следует»

Водящий говорит «Если светит солнце, то......» или «Если сегодня суббота, то завтра....» и.т.д.

7 Знакомство родителей с расписанием работы  школьных и районных  кружков,

   спортивных секций.

8 Подведение итогов собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему:Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников

Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей. Целью опы...

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АССОЦИАЦИАТИВНЫХ ОБРАЗОВ

исследование продуктивного и репродуктивного мышленя младших школьников(анотация)...

Роль нестандартных задач в развитии математического мышления младших школьников

Материал содержит доклад и приложения с текстами задач....

Статья «Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики»

В статье представлены упражнения на развитие пространственного мышления у учащихся младших классов....

Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО"

Dasha_s_konstruktorom.jpgПрограмма внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО", к...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.

В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

Методическая разработка родительского собрания "Развиваем мышление младших школьников"

Методическая разработка родительского собрания для 3 класса...