Классный час:" Что такое дружба?"
материал (4 класс) по теме
Материал можно использовать в начальной школе на классном часе и во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas._chto_takoe_druzhba.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: « Что такое дружба?»
Работу выполнила
Трифонова Любовь Алексеевна
Учитель начальных классов
МБОУ Максатихинская CОШ№ 1
2013 год
Тема: Дружба.
Цель: развитие представлений о дружбе, друге,понимания их значения в жизни общества
Задачи: показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в общественной жизни человека;
-развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;
-развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
-воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Ожидаемые результаты:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, развитие этических чувств, развитие доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- понимание значения нравственности, отношений между людьми в обществе.
- Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом.
- Давайте улыбнёмся соседу за столом слева и справа. Все вам улыбнулись в ответ? Давайте сегодня делиться улыбками со всеми, тогда они вернутся к нам хорошим настроением.
- А помните ,что начинается с улыбки ,в одной известной детской песне? (Дружба)
- Как вы думаете, почему именно с улыбки начинается дружба? (Ответы детей)
- Молодцы! С улыбчивым человеком легче пойти на контакт, найти общие темы для разговоров, а потому и приятнее общаться.
2. Постановка проблемы. Живя в обществе и общаясь с людьми, человек находится в разнообразных отношениях с другими. К ним относятся родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами. Это служебные отношения, связанные с работой или учебой - отношения между учителями и учениками, между одноклассниками. Это соседские отношения или приятельские во дворе. Могут быть дружеские отношения - отношения между друзьями.
"Монолог о дружбе"
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает это слово?
Это слово? Значит что оно?-
А что же такое дружба, как вы понимаете это слово?( Мозговой штурм) –
К сегодняшнему занятию я попросила Настю поработать с этимологическим словарем и узнать лексическое значение слова друг.
(Друг – это человек, который никогда не предаст, который разделит с тобой и радости, и невзгоды. Первоначальное значение этого слова – «сражающийся вместе».)
- Эльнару я просила поработать со словарем синонимов и подобрать слова-синонимы к слову «дружить». («Дружить»: быть в дружеских отношениях, быть друзьями, водиться, быть на «короткой ноге»).
-В Библии понятие дружбы передаётся греческим существительным «филиа» и глаголом «филео», который переводится как «дорожить» (кем-либо). Это слово подразумевает «теплоту, близость и привязанность». «Филиа – тёплая, дружеская любовь, основанная на обоюдном уважении. [...] Спонтанно возникающее в нашем сердце чувство».
- А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре С.И. Ожегова (Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.)
Учитель:-Сейчас я хочу прочитать вам притчу о дружбе.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ.
Высунув голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
- Мама, что это за птицы? – спросил он.
- Наши друзья, - ответила орлица сыну. – Орел живет в одиночестве – такова его роль. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья.
Удовлетворенный маминым разъяснением, орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
- Ай- ай, они украли у нас еду!
- Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я сейчас тебе скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
- Что ответила мама на вопрос сына? - Каким должен быть тот, кто желает иметь верных друзей? ( Ответы детей.)
На доске выстраивается цепочка из слов:
Добрый
Терпим
Внимательный
Великодушный
Учитель:- Дружба ценилась во все времена. Недаром русский народ составил множество пословиц и поговорок о дружбе. Давайте вспомним их. Я предлагаю вам составить пословицы .(раздаю конверты с пословицами)
| а найдёшь – береги. |
| того нельзя в друзья брать. |
| а тот, кто правду скажет. |
| а старых не забывай. |
| а люди дружбой. |
| что дерево без корня. |
| такую и жизнь проживёшь. |
| а людскую дружбу – слова. |
| а найдёшь – береги. |
| того нельзя в друзья брать. |
| а тот, кто правду скажет. |
| а старых не забывай. |
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
- Как вы считаете, интереснее жить — с друзьями или без друзей? (С друзьями весело, друг не выдаст секрет, защитит. Когда друзья вместе, то им весело, а когда врозь — грустно).
Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. –
- Игра, в которую я предлагаю сейчас сыграть, называется “Ромашка”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. Перед вами слова, обозначающие качества, необходимые для дружбы и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать” в себе.
Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.
-Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.
-Каждой команде выдается по ромашке, ребята пишут на лепестках, а затем зачитывают поочерёдно качества и прикрепляют лепестки на доску.
-Учитель: - Что же у нас получилось? (Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить
Не злиться
Не жадничать
Помогать друг другу
Быть честным
-Действительно, как сказал древний философ Цицерон « Без истинной дружбы жизнь - ничто»
Друг поймет, и друг простит.
Он поддержит, защитит.
Будет рядом он всегда,
Если вдруг придет беда,
Будет рядом он сидеть,
И в глаза твои глядеть.
Скажет слова простые,
Но зато родные.
- А вот сейчас давайте рассмотрим такую ситуацию:
Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
Вопросы для обсуждения:
- Что случилось с Мишей?
- Почему он повел себя так?
- А как бы вы повели себя в такой ситуации?
- Были ли в вашей жизни подобные ситуации?
- Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?
Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий дуг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.
Часто дружба,
К своей устремившись звезде,
вдруг замрет на каком- то градусе.
Кто сказал:
Человек познается в беде?
Человек раскрывается в радости!
-А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами как и ваш друг? Почему?
- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».
- Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?
9. Рефлексия.(раздаю маленькие сердечки для каждого)
- Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга .Подумайте, что вам нужно в себе изменить.
- Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам хотелось поселить в своем сердце( прикрепляем эти маленькие сердечки на ватман в виде одного большого сердца)
-Учитель:- Я очень хочу, чтобы ,поселив эти качества в своем сердце ,вы стали добрыми детьми и хорошими друзьями.
- Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если все вокруг будут дружить. (Дети по цепочке отвечают.)
- А от кого это зависит?
.Обобщающее слово учителя
- Итак. Чтобы уметь дружить, нужно быть добрым, честным, справедливым человеком, приходить на помощь без лишних слов и просьб.
- Для того чтобы быть настоящим другом, нужно стремиться во всем видеть доброе, позитивное.
-А сейчас Андриана прочитает нам стихотворение
В. Можной «Дружба – это…»
- Дружба – это теплый ветер,
- Дружба – это светлый мир,
- Дружба – солнце на рассвете,
- Для души веселый пир.
- Дружба – это только счастье,
- Дружба у людей одна.
- С дружбой не страшны ненастья,
- С дружбой жизнь весной полна.
- Друг разделит боль и радость,
- Друг поддержит и спасет.
- С другом - даже злая слабость
- Вмиг растает и уйдет.
- Верь, храни, цени же дружбу,
- Это высший идеал,
- Тебе она сослужит службу.
- Ведь дружба – это ценный дар!
- Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма « Ёжик в тумане»
- Я хочу, чтобы у каждого из вас на свете появился друг, с которым можно было бы вот \так сидеть и просто молча смотреть на звезды.
-Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
Классный час "Что такое хорошо и что такое плохо"
Материал содержит презентацию и ход классного часа...
Классный час "Что такое хорошо и что такое плохо?
Тема классного часа соответствует годовому планированию, а так же теме самообразования «Развитие социального интеллекта детей младшего школьного возраста в условиях школы-интерната». Учитывая индивиду...
Классный час "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"
сценарий классного часа....
классный час "Что такое хорошо и что такое плохо"
Конспект классного часа для уч-ся 2-3 класса...
Презентация классного часа "Что такое хорошо и что такое плохо"
Интересная презентация классного часа...