Возможности музейной педагогики в развитии способностей детей
статья на тему
Музейная педагогика - отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии, основной целью которой является создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея: поисково-исследовательскую, экспозиционную, экскурсионную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Азизова Гульнар Рушановна,
МБУ СОШ №86 г.о. Тольятти
педагог дополнительного образования
Возможности музейной педагогики в развитии способностей детей
Прежде, чем говорить о возможностях развития способностей детей, вспомним о том, что же такое способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности: интеллектуальной, сферой академических достижений, сферой творческого или продуктивного мышления, сферой общения и лидерства, сферой художественной деятельности и двигательной сферой.
Сегодня, несмотря на постоянные заверения педагогов о приверженности идее формирования гармоничной и всесторонне развитой личности, традиционная система школьного обучения и воспитания зачастую по-прежнему остается формальной и заорганизованной. Вследствие этого нивелируются способности, у школьников вырабатываются стандартные знания и умения. Это касается практически всех предметов, включая гуманитарные, когда знание грамматических правил и хронологических дат ценится больше, чем умение сочинять стихи или фантазировать, придерживаться своего стиля в живописи или по-своему интерпретировать различные исторические события и процессы.
Как свидетельствует практика, также и уровень работы большинства школьных музеев в этом направлении значительно отстает от заложенных в них объективных возможностей. Если не считать действующие на его базе стабильные формы вовлечения детей, этот процесс в основном носит фрагментарный характер и оставляет у учащихся лишь самое общее представление об увиденном. Современному же музею необходимо органично вписаться в современную культуру, максимально использовать свои возможности в активизации различных процессов формирования личности учащегося — развития её творческих и организаторских способностей, предоставления возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявления своей неповторимой индивидуальности.
В этом может помочь музейная педагогика - отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии, основной целью которой, как раз и является создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Как реализуются эти возможности в нашей школе в зависимости от направления деятельности школьного музея?
Поисково-исследовательское собирательское направление
Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. Ежегодно учащиеся 3-4 классов, входящие в актив музея, принимают участие в поисково-исследовательских экспедициях, где пытаются всесторонне исследовать тему, стремятся связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность наиболее полно проявляться и успешно развиваться оригинальности мышления, творчеству школьников. Исследование является необходимым условием формирования не только познавательной активности, потребности в творческой деятельности, но и развития всех ключевых потенциалов учащегося.
Здесь следует отметить особую роль информационных систем и технологий. Мы активно используем их для реализации потенциальных возможностей талантливых детей. Компьютер с доступом в Интернет и мультимедийный проектор являются доступными для всех активистов школьного музея. Развитие творческих способностей учащихся средствами информационных систем и технологий включает:
подготовку цифровых образовательных ресурсов к музейным урокам и экскурсиям;
создание проектов и их защита на научно-практических конференциях и городских смотрах-конкурсах.
Экспозиционное (оформительское) направление
Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией должен работать большой коллектив, в который необходимо включить юных ученых, художников, дизайнеров и т.д. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов. Так, например, на этапе разработки архитектурно-художественного решения экспозиции детям, проявляющим склонности в художественной деятельности, дается возможность выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; детям с ярко выраженными математическими способностями – составлять список и осуществлять расчеты необходимых материалов и т.д.. Все это делается на занятиях кружка по теме «Играем в музей».
Экскурсионное направление
Здесь наиболее ярко проявляется возможность развития творческих способностей детей.
Особые возможности развития способностей детей у музейных уроков нетрадиционной формы:
- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок-погружение в прошлое, урок – путешествие, урок-презентация;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.
Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях кружка «Музееведение». Дети не только изучают основы «Музееведения», экспозицию школьного музея, они делают сами экспонаты, например, к разделу «Золотые руки квартала», или для определенного музейного урока, например «История куклы». Они вышивают, шьют тряпичные куклы, рисуют картины и сочиняют сказки к этим картинам, показывают детям мини-сценки и многое другое.
Работа школьных экскурсоводов
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков.
Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу учащихся, желающих освоить экскурсионное дело и проявляющих соответственные склонности.
Таким образом, музейная педагогика, в основе которой лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если, например, на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то средствами музейной педагогики они могут расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности музейной педагогики в развитии эмоционального опыта старших дошкольников.
В последнее время в качестве одной из приоритетных задач дошкольной педагогики и начальной школы выступает забота об эмоциональном благополучии детей данной возрастной группы. По мере развития у дошко...

Презентация. Организация взаимодействия с внешними досуговыми и образовательными учреждениями с целью развития способностей детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками.
В презентации представлены цели и задачи, которые мы успешно реализуем в процессе работы с нашими детьми....
Памятка для развития способностей детей.
ПамяткаВсе приобретения детства значительны, и богатство их содержания будет зависеть от нас, взрослых.Самые чуткие, самые близкие ребенку люди — родители, бабушки, дедушки — помогут ему воплотить р...

Возможности музейной педагогики
Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство.Особая роль в этом принадлежит музею...

Современные технологии как средство развития способностей детей.
Современные педагогические технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед учителем задачи всесторонне развитой, творческой свободной личности. Прои...

Техническое творчество как процесс возможности проявления и раскрытия творческих способностей детей младшего школьного возраста
Презентация на тему: "Техническое творчество как процесс возможности проявления и раскрытия творческих способностей детей младшего школьного возраста"Из опыта совместной работы учителя начал...
Работа по выявлению и развитию способностей детей
Работа по выявлению и развитию способностей детей...