Жить- Богу служить
методическая разработка (2 класс) по теме
Внеклассное мероприятие "Жить-Богу служить" (о преподобном Сергии Радонежском)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhit.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ЖИТЬ - БОГУ СЛУЖИТЬ
Внеклассное мероприятие для начальной школы
Тема. Что ты знаешь о Преподобном Сергии Радонежском?
Цели и задачи. Обобщить и закрепить знания о Преподобном Сергии, развивать речь, память, мышление, воспитывать патриотические чувства, чувство товарищества.
Ход занятия
Учитель. Сегодня мы узнаем, хорошо ли все ребята запомнили житие Преподобного Сергия. Для этого мы проведем игру. У меня на столе цветные фигуры, пусть каждый подойдет к столу и выберет себе фигуру. (Дети выполняют.) Теперь те, кто выбрал фигуры одного цвета составят одну команду. (Дети группируются в команды по 4–6 человек.)
Задание 1. Сейчас я задам командам несколько вопросов. Та команда, которая быстрее поднимет руку, будет отвечать. За каждый правильный ответ команде дается одно очко.
1. Как звали Преподобного Сергия в детстве? (Варфоломей)
2. Как звали его родителей? (Кирилл и Мария)
3. Кому посвятил Преподобный Сергий церковь, ведя иноческую жизнь в лесу? (Пресвятой Троице)
4. Какое чудо произошло с Преподобным Сергием еще до рождения? (Когда святой находился в утробе матери, он трижды прокричал в самых важных местах литургии)
5. Как звали братьев Преподобного Сергия? (Стефан и Петр)
6. На какую битву благословил Преподобный Сергий князя Димитрия Донского? (На Куликовскую битву)
7. Кто из святых явился Преподобному Сергию вместе с Божией Матерью? (Святые апостолы Петр и Иоанн)
8. Кто из учеников Преподобного Сергия написал икону "Троица" (Преподобный Андрей Рублев)
Задание 2. Каждой команде я раздаю стихотворение В. Афанасьева "Схимник Пересвет" о Куликовской битве, на которую Преподобный Сергий благословил благоверного князя Димитрия Донского и дал ему в помощь двух монахов-воинов – Пересвета и Ослябю. Но это стихотворение разрезано на несколько частей. Ваша задача – восстановить последовательность событий. Победит та команда, которая первой соберет стихотворение и выразительно прочитает его.
1. С ханской силой биться,
Мощно ополчась,
В Лавру помолиться
Прибыл Дмитрий князь.
2. Молвил князю Сергий,
Подавая меч:
– С Богом! Ныне свергнем
Иго с наших плеч.
Мы теперь не слабы.
Не страшись, иди –
Пересвет с Ослябей
Будут впереди.
Бог и Церковь с вами
Против всех угроз.
Русской силы знамя
Освятил Христос.
3. Выезжает конный
В куколе с крестом,
С ликом, истомленным
Бденьем и постом, –
Вот и он свое
Поднял боевое
Длинное копье.
Без щита, без лат он,
В стремени нога –
В мантии крылатой
Мчится на врага.
Тот ему навстречу
Бурею летит –
Под железом плечи,
Есть и шлем, и щит.
4. Смотрят оба войска –
Кто кого собьет,
Кто из них геройски
Общий бой начнет...
Вот они все ближе,
Жмет копье рука, –
Вот склонились ниже,
Метя в грудь врага.
(В зависимости от подготовки детей стихотворение можно сократить.)
Задание 3. На доске вы видите изображения храмов Троице-Сергиевой Лавры. Я буду читать описания храмов, а вы должны показать их на доске. (В зависимости от подготовки детей учитель может называть храмы, а дети – показывать, либо учитель только описывает храм, а дети показывают и называют его.)
1. Построен над гробом Преподобного Сергия, весь из белого камня. Верх храма весь вызолочен. Внутри у южной стены почивают святые мощи Преподобного Сергия. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохраняет на себе пробоину от ядра, полученную во время осады поляков в 1608 году. (Троицкий собор)
2. Воздвигнут посреди Лавры, с пятью большими главами. Средняя глава позолочена, а остальные украшены золотыми звездами. (Успенский собор)
3. Находится с южной стороны монастыря. Снаружи стены ее покрыты разноцветными красками, окна обставлены резными из камня колоннами, вокруг нее идет открытая галерея. (Трапезная с церковью Преподобного Сергия Радонежского)
4. Маленькая церковь с одной главою, овальной формы. (Церковь Божией Матери "Одигитрии" (Смоленская)
5. Здание огромное, величественное и изящное, состоит из пяти ярусов и имеет вид четырехугольного столба, который по мере возвышения своего уменьшается в объеме. (Колокольня)
Задание 4. У Лидии Чарской есть повесть "Один за всех" о Преподобном Сергии. Я сейчас зачитаю оттуда отрывки, а вы попробуйте ответить, кто это сказал и кому.
1. "Врешь! Рцы это! Доколе тебе твердить? Становись на колени, протяни руку". (Учитель – Варфоломею)
2. "Отрок этот будет некогда обителью Пресвятой Троицы". (Старец – родителям Варфоломея)
3. "Братец, невмоготу... Привык я к обители, тянет в монастырскую келлию". (Стефан – Преподобному Сергию)
4. "Победиши враги твоя". (Преподобный Сергий – князю Димитрию Донскому)
Задание 5. Сейчас каждая команда получит карточку с изображением эпизода из жизни Преподобного Сергия. Команды должны догадаться, что изображено на рисунках. На обдумывание дается две минуты. (Эпизоды могут быть такими: видение отроку Варфоломею; Преподобный Сергий воскрешает мальчика; Преподобный и медведь; благословение князя Димитрия и другие.)
Задание 6. Сейчас каждый член команды получит фломастер. Задача команды – на одном большом листе бумаги изобразить за пять минут вид Троице-Сергиевой Лавры. Обязательное условие: рисовать должны все члены команды.
Задание 7. Каждая команда получает карточку с русской народной пословицей. Надо привести пример из жизни Преподобного, иллюстрирующий эту пословицу.
1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. (Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.)
2. Жить – Богу служить. (Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.)
3. Послушание паче поста и молитвы. (Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.)
4. Умный смиряется, глупый надувается. (Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.)
5. С молитвою в устах, с работою в руках. (Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.)
Задание 8. У меня в руках шкатулка, а что там, предстоит вам угадать. Для этого команды по очереди задают вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет". После того как вы отгадаете, что прячется в шкатулке, вы должны сказать, какое отношение эта вещь имеет к Преподобному Сергию. (В шкатулке находится деревянная игрушка или ложка. С времен Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре занимались резьбой по дереву, а также деревянные вещи были "благословением монастыря".)
На этом наш конкурс заканчивается. Подсчитываются очки, и выбирается победитель.
Resource id #6318
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Жить – Родине служить. Согласный звук [й,]. Буква Йй (с.34-37).
Тема урока: Жить – Родине служить. Согласный звук [й,]. Буква Йй (с.34-37). Школа России. Азбука Горецкий. Технологическая карта урока . Цель урока: знакомство с новой буквой и звуком, который она ...
Презентация "Жить – Родине служить"
Презентация "Жить – Родине служить" к уроку литературного чтения (обучение грамоте)...
ЖИТЬ - БОГУ СЛУЖИТЬ Внеклассное мероприятие для начальной школы
Обобщить и закрепить знания о Преподобном Сергии....
Методическая разработка. Конспект урока по теме: Жить - Родине служить. Звук [й,]. Буквы Й, й.
Цель: Познакомить учащихся с буквами Й, йЗадачи: 1. Развивать фонематический слух, логическое мышление, речь; 2. Сов...
Презентацация к конспекту урока по теме "Жить - Родине служить. Звук [й,]. Буквы Й, й."
Цель: Познакомить учащимися с буквами Й,иЗадачи:1. Развивать фонематический слух, логическое мышление, речь;2. Совершенствовать навыки чтения...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Тема урока: Жить Родине служить. Мягкий согласный звук Й. Буквы Й,й
Урок литературного чтения 1 класс...
Сценарий праздника "Жить - Родине служить"
Данный классный час построен в игровой форме....