В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ.
статья на тему
Почти 30 лет назад, когда я только начинала свою трудовую деятельность, особенную трудность вызывала у меня работа с родителями. Родители порой были ровесниками моим папе и маме, а опыта и знаний не хватало. Поэтому и решила помочь в работе молодым специалистам – людям активным, творческим, грамотным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_pomoshch_molodomu_klassnomu_rukovoditelyu.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ.
Почти 30 лет назад, когда я только начинала свою трудовую деятельность, особенную трудность вызывала у меня работа с родителями. Родители порой были ровесниками моим папе и маме, а опыта и знаний не хватало. Поэтому и решила помочь в работе молодым специалистам – людям активным, творческим, грамотным. Каждый учитель, видя список ребят, думает: « С чего начинать работу?». Я поступаю так:
- Изучаю список учащихся. (Обращаю внимание на количество девочек, мальчиков, года рождения)
- Работаю с медицинскими картами. Выявляю деток с хроническими заболеваниями, ММД, СДВ, гиперактивностью. Это необходимо для выбора индивидуальной работы с детьми.
- Изучаю социальный статус семей, их % соотношение в классе. Это необходимо для выбора форм работы с родителями.
Учителям среднего звена, принимающим эстафету воспитания в 5 классе, советую встретиться с учителем, работавшим в классе ранее. Получить характеристику класса и индивидуальные рекомендации о детях. Изучить информацию о группах детей в классе.
- Провожу индивидуальные встречи с родителями и детьми.
ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
1.Родительские собрания.
2.Родительский университет.
3.Круглый стол «Мой родительский авторитет».
4. Заседания родительского комитета «Организация учебновоспитательного процесса».
5. Деловая игра «Организация учебного процесса дома»
6.Педагогическая библиотека. Обеспечение родителей необходимой специальной литературой по проблемам воспитания.
7.Видеозал. Просмотр и обсуждение видеофильмов по вопросам обучения и воспитания.
8.Афоризмы. Мнения великих людей о воспитании.
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Именно в индивидуальной работе возможна беседа, обсуждение проблем одного ребенка в доверительной форме. Установление контакта с родителями.
2. МИКРОГРУППОВЫЕ СОБРАНИЯ. На них приглашаются только те родители , чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Формы микрогрупповых собраний: тренинги, лекции, рекомендации, обмен мнениями.
3. РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ. Действует как объединение родителей, бабушек, дедушек, действующая в неформальной обстановке и решающая прецеденты, возникающие по вопросам обучения и воспитания.
4. РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. Систематический курс лекций, практических занятий с привлечением узких специалистов.
ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
- Психологический настрой родителей на важность и значимость проблем, которые предстоит обсудить на родительском собрании. Для этого необходимо сообщить дату проведения родительского собрания за 7 – 10 дней до его проведения.
- Уточнить тему собрания, при необходимости скорректировать ее.
- Поставить цель собрания.
- В зависимости от цели выбрать форму проведения собрания.
- Спланировать примерный порядок ведения собрания:
А) Сообщение учителя, члена РК о выполнении решений предыдущего собрания.
Б) Лекция, беседа учителя (выступление специалистов, родителей) на педагогическую тему.
В) Выступление родителей об опыте семейного воспитания по теме собрания.
Г) Сообщение учителя о состоянии учебновоспитательной работы в классе.
Д) Обсуждение и решение вопросов , касающихся жизни класса.
Е) Принятие решений
Ж) Информация о проведении следующего родительского собрания.
О ЧЁМ ДОЛЖЕН ВСЕГДА ПОМНИТЬ УЧИТЕЛЬ.
- Учитель должен обладать чувством ответственности перед каждым родителем, доверившим ему воспитание и обучение своего ребенка.
- Знать семьи учащихся, имена и отчества каждого родителя.
- Быть другом каждому родителю, его советчиком, доверенным лицом. Хранить доверенные учителю тайны.
- Всегда помнить о ранимости родительских чувств. Помнить что для мамы её ребенок самый лучший.
- Показывать детям положительные качества их родителей.
- Никогда не начинать беседу с предъявления претензий. Ведь в каждом ребенке масса положительных сторон.
- Считаться с мнением родителей.
- Избегать назидательного тона, нравоучений.
- Учитывать опыт родителей, опираться на него.
- Не бояться отстаивать свои требования и принципиальные позиции.
- Внимательно относиться к просьбам родителей и стараться их выполнять.
- Если вы поступили неправильно, извинитесь. Это не уронит Ваш авторитет.
- Будьте доброжелательны, с готовностью выслушайте родителя, терпеливо ответьте на его вопросы.
- Будьте искренне заинтересованы.
- Просто любите детей, старайтесь помочь родителям.
ПАМЯТКА ПО УВАЖИТЕЛЬНОМУ ОТНОШЕНИЮ К СОБСТВЕННОМУ РЕБЕНКУ.
- Мой ребенок уникален. Такого никогда не было и не будет! Но он есть.
- Ребенок « не готовиться к жизни» Он уже живет «здесь и теперь» Пусть живет настоящей детской жизнью. Когда это ему ещё удастся?!
- Ребенок – это уже человек, только, еще не выросший. Это - растущий человек. А я выросший человек. Два человека способны понять друг друга.
- Ребенок, как и я, имеет право быть самим собой.
- Ребенок хочет быть независимым, уверенным в себе и в других; уметь самостоятельно разбираться во всем; иметь добрые взаимоотношения.
- Запомните! Не бывает виновных детей, бывают дети, нуждаются в нашей помощи.
- Если родителю не к чему придраться, то он придирается к тону ребенка.
- Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь и посоветуйтесь с самим ребенком.
ЗАПОВЕДИ РАЗУМНОГО ВОСПИТАНИЯ (А. ТОЛСТОЙ)
- Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
- Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это). Узнайте, что он думает по этому поводу.
- Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
- Не подсказывайте готового решения, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.
- Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.
- Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.
- Оцените поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
- Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
- Воспитание – это последовательность целей.
- Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
ДЕТИ УЧАТСЯ У ЖИЗНИ
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ.
- Если ребенок живет во вражде, он учится АГРЕССИВНОСТИ.
- Если ребенка высмеивают, он становится ЗАМКНУТЫМ.
- Если ребенок живет в упреках, он учится жить с ЧУВСТВОМ ВИНЫ.
- Если ребенок живет в терпимости, он учится ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ.
- Если ребенка подбадривают, он учится ВЕРИТЬ в себя.
- Если ребенка хвалят, он учится быть БЛАГОДАРНЫМ.
- Если ребенок живет в безопасности, он учится ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ.
- Если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ.
- Если ребенка поддерживают, он учиться ЦЕНИТЬ себя.
- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он УЧИТСЯ НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, РАЗДЕЛЯЮЩИМ УЧЕБНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ.
- Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята ребенком как наказание.
- Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка ( двойка, тройка, четверка)чтобы было ясно над чем работать. Иногда ребенок не может понять, что в его работе не понравилось учителю – почерк, ошибки и т.д.
- Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя унижать ребенка, как личность. («Ну ты и лопух! Здесь надо «О», а у тебя «а»). На ошибки указывайте сдержано: «Конечно, оформил задачу плохо, но зато решил верно, а это главное.
- Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, ободрите ребенка.
- Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте, что вам казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач, и сразу намечайте, как можно их исправить, или избежать.
- Ставьте перед ребенком доступные цели или учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него задание.
Я училась работе с родителями по многим источникам. Постаралась подобрать самое интересное, что особенно пригодилось в моей работе. Надеюсь, что смогу поделиться оформлением и ведением дневника классного руководителя, который незаменим в моей работе. Благодаря дневнику у меня всегда есть систематизированный материал к родительским собраниям. В качестве доброго совета примите следующее: А) Имейте исчерпывающую информацию о каждом ученике. (Его общение со сверстниками, об учёбе, питанию в столовой, поведению, общению со взрослыми.) Б) Не обсуждайте ребенка в присутствии других людей, его друзей. В) Не сводите родительские собрания к высказыванию недовольства или решения «насущных» проблем, таких как уборка кабинета. Г) Расскажите о жизни класса в лицах. Родителям интересно узнать, как растут их дети. Д) Положительно выскажитесь о каждом ребенке. Кто – то хорошо умеет петь, но ведь у кого - то очень доброе сердце. Е) Не стесняйтесь обратиться к родителям за помощью. Выслушайте их мнение по интересующему Вас вопросу. Выскажите своё. Постарайтесь найти «золотую» середину. Ж) Всегда напоминайте родителям, что, Вы готовы, выслушать все недовольства, но высказывать их корректно, изучить все нюансы вопроса. З) Помните: Вы учитель, а значит: справедливы, корректны, заинтересованы, добры, компетентны. И) Помните: Вы учите не только детей, но и родителей. Й) Но самое главное: Вы безгранично любите детей. То, чем поделилась с вами, всегда стараюсь делать сама. Поэтому много лет подряд на родительских собраниях почти 100% явка.
ЗДОРОВЬЯ, УДАЧИ, ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Resource id #5916
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь молодому учителю и классному руководителю
Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме духовно-нравственного воспитания. В статье даётся обоснование необходимости серьёзно заняться духовно-нравственным воспитанием, в связ...
В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.
Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....
Помощь классному руковадителю "Таблицы для классного руководителя"с1-11 класс
В папку классного руководителя...
План индивидуальной работы с молодыми классными руководителями
Направления и формы работы с молодыми классными руководителями...
План работы с молодым специалистом - классным руководителем.
Молодой специалист-классный руковдитель нуждается в постояной поддержке. В работе предложен план работы наставника и специалиста на год....
В помощь молодому классному руководителю. Родительское собрание: психологические основы успешного проведения
Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания уча...
В помощь молодому специалисту: психологические методы и приемы эффективного сотрудничества классного руководителя с родителями обучающихся.
Молодой педагог, обретая классное руководство,часто сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с родителями. Статья поможет узнать о психологических методах эффективного взаимодействия...